- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Использование методов арт-терапии в работе с обучающимися с ограничеными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства
Использование методов арт-терапии в работе с обучающимися с ограничеными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Дрокина Е.С. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование методов арт-терапии в работе с обучающимися с ограничеными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства.
«Творчество и терапия частично совпадают:
то, что является творческим,
зачастую оказывается терапевтичным,
то, что терапевтично,
часто представляет собой творческий процесс».
К.Роджерс
Современное образование характеризуется вариативностью, поисками, направленными на разработку более совершенных педагогических теорий и концепций.
В Федеральном государственном образовательном стандарте специального (коррекционного) образования художественно-творческой деятельности уделено особое внимание: определено пространство и время в образовательном процессе, разнообразие направлений, квалифицированное педагогическое руководство. Художественно-творческую деятельность следует понимать как личностно - ориентированное взаимодействие учителя и ученика, целью которого является обеспечение условий для развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, становление их как личности. Сущность и основное назначение методов арт- терапии заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
-
-
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Основным механизмом коррекционного воздействия арт-терапии является механизм индивидуализации саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе общения с искусством.
-
Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н. И. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Е. А. Езикеева, Т. С. Комарова и другие утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Под руководством профессора М. Е. Бурно разработан метод «терапии творческим самовыражением». Метод активно используется не только педагогами, но и психологами, работающими в образовательных учреждениях разного типа и вида. Особенно актуальным, на сегодняшний день, является применение методов арт-терапии в образовательных учреждениях специальной (коррекционной) направленности.
-
Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Детская арт-терапия - это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это - лечение творчеством.
-
-
Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Яркие краски и другие художественные материалы разнообразят жизнь учащихся, восполняют их потребность в приятных ощущениях. Наконец, занятия живописью, рисунком это одна из форм предметной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а предметная деятельность совершенно необходима им для физического, психического и умственного развития.
-
Уникальные особенности арт-терапии заключаются в следующем:
-
-
создает положительный эмоциональный настрой;
-
способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;
-
повышает адаптационные способности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением;
-
эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития.
Схема. Арт-терапия проявляется в различных направлениях (танцевальная, художественная, музыкальная, песочная и множество других направлений, которые с каждым годом расширяются)
-
Одним из видов арт-терапии является изо-терапия.
-
Изо-терапия это коррекция средствами изобразительного искусства. Она включает работу с песком, глиной, красками. Такого вида упражнения помогают активизировать детей и развить их сенсомоторные навыки, психические функции, формирует умение социального взаимодействия. Происходит коррекция и развитие творческих способностей обучающихся, в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, через средства изобразительной деятельности:
-
Снимается физическое и психологическое напряжение, увеличивается период работоспособности обучающихся.
-
Развивается эстетическое восприятие детьми художественных образов и предметов окружающего мира.
-
Развиваются художественно - творческие способности в продуктивных видах учебной деятельности.
-
Применение изо-терапии а коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
-
-
обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придаёт ему социально приемлемые, допустимые формы;
-
облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на общение детей;
-
даёт возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
-
создаёт благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
Эти условия обеспечиваются за счёт того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения цели;
-
оказывает дополнительное влияние на осознание своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создаёт предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;
-
существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта изо-терапии.
В работе необходимо использовать разнообразные формы организации изобразительной деятельности:
-
- учебную деятельность;
-
- индивидуальную работу;
-
-самостоятельную художественную деятельность обучающихся , с возможностью самостоятельного выбора художественного материала;
-
- взаимодействие с семьями обучающихся, которые совместно со своими детьми могут участвовать в ходе занятия. Они получают консультацию на отработку определенных приемов и способов получения изображения.
-
-
-
Достоинства изо-терапии.
-
-
Изо-терапия во многих случаях даёт возможность выхода отрицательным эмоциям.
-
Позволяет наблюдать привычные способы поведения участников в конфликтных ситуациях, в частности, в форме избегания, сотрудничества, компромисса, приспособления, а затем анализировать их и вырабатывать иные, более конструктивные способы поведения путём их «моделирования» в условиях изо-терапевтической работы.
-
Изо-терапия, используя результат детского творчества, позволяет наблюдать и оценивать динамику развития каждого обучающегося.
-
-
-
В изо-терапии применяются следующие виды заданий и упражнений:
-
-
Предметно-тематический тип: рисование на свободную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Пример задания: «Моя семья», «Я дома», «Что я люблю», «Нарисуй свой мир».
-
Образно-символический тип: изображение ребёнком в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребёнка образов таких понятий как «добро», «зло», «счастье»
-
Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции:
-
рисование по точкам;
-
волшебные пятна (кляксы);
-
рисование в воздухе;
-
графическая музыка;
-
-
Игры-упражнения с изобразительным материалом - экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т. д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей.
Ожидаемый результат применения элементов изо-терапии на уроках изобразительного искусства
-
-
-
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получить социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурой является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение).
-
-
-
Обеспечивается процесс коррекции психологического состояния учеников. Неосознанные внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербального общения.
-
Педагог получает материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и ученик не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребёнке, который может помочь в интерпретации своих произведений.
-
Улучшаются отношения между педагогом и учащимися. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
-
Развивается чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривает упорядочение цвета и формы.
-
Развиваются художественные способности и повышается самооценка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Большое внимание на уроках уделяется обсуждению работ обучающихся с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности.
Творческие работы обучающихся оцениваются по критериям, охватывающим следующие направления:
-
-
овладения обучающимся изобразительной деятельностью (легко ли усваивает новые техники, владеет ли навыками действия изобразительными материалами)
-
уровня цветовосприятия (передан ли реальный цвет предмета, разнообразна ли цветовая гамма )
-
уровня эмоционального состояния (адекватно реагирует эмоциональные отклики педагога, критично оценивает свою работу. Выражает восторг от работы.)
-
уровня самостоятельности и творчества (выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения)
-
уровня развития мелкой моторики рук (выполняет задание по инструкции, выполняет задание совместно с педагогом, либо не может манипулировать предметами и работать руками)
-
Выбор критериев зависит от темы урока, от формируемых знаний, умений от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
По результатам итогового мониторинга можно сделать вывод:
- удовлетворились потребности обучающихся в коммуникации, в общении друг с другом, в обменивании впечатлениями, что способствовало обогащению их опыта и развитию творческих замыслов;
- повысилась динамика показателей уровня развития художественно-творческих способностей;
- тематика детских рисунков стала более разнообразной;
- работы обучающихся стали отличаться выразительностью и оригинальностью;
- ученики знают и умело используют нетрадиционные техники рисования, что свидетельствует о повышенном интересе к данному виду деятельности;
- у детей сформировались такие черты творческой личности, как целеустремлённость, самостоятельность, инициативность.
Основные принципы уроков изобразительного искусства с элементами изо-терапии:
Работа строится на следующих принципах:
-
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
-
Принцип наглядности выражается в том, что у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
-
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого обучающегося в учебный процесс.
-
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное от окружающей действительности.
-
-
-
Желание ученика - основное условие урока. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог.
-
Поощрение и благодарность ребенку.
-
Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с учеником говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает учащимся.
-
-
Условия подбора техник и приемов создания изображений.
Рисуночные задания и упражнения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с обучающимися.
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья не должны испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Обе составляющие в равной мере ценны для учащихся, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям возраста, если обладает указанной чертой.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение учащимися необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.
Применяя на уроках упражнения с элементами изотерапии педагог получает материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребёнке.
Приобщая обучающихся к искусству, я использую элементы разных техник нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок воображению и фантазированию.
Более подробно разработаны и описаны некоторые нетрадиционные техники рисования в иллюстрированной брошюре «Экспрессия».
В работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья возможно использовать следующие арт-терапевтические техники: монотипия, кляксография и другие.
Условиями успешности педагогической деятельности является проникновение педагога в сложности и противоречия процесса развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осознания факторов, способствующих его развитию, и факторов, тормозящих этот процесс. Организовывая уроки изобразительного искусства, педагог планирует помощь учащимся в развитии, педагогическую поддержку этого процесса, облегчение «трудной работы роста».
В заключении хочется сказать слова великого педагога В.А. Сухомлинского, что « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Советы для взрослых от арт- терапевта Виктории Нагаревич.
-
-
-
Устал- нарисуй цветы.
-
Злой- рисуй линии.
-
Болит - лепи
-
Скучно- заполни листок бумаги разными цветами.
-
Грустно- рисуй радугу.
-
Страшно- плети макраме.
-
Ощущаешь тревогу - сделай куклу-мотанку.
-
При возмущении - рвите бумагу на мелкие кусочки.
-
Чувствуешь беспокойство - складывай оригами.
-
Хочешь расслабиться - рисуй узоры.
-
Важно вспомнить - рисуй лабиринты.
-
Ощущаешь неудовольствие - сделай копию картины.
-
-