• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Использование методов арт-терапии в работе с обучающимися с ограничеными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства

Использование методов арт-терапии в работе с обучающимися с ограничеными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование методов арт-терапии в работе с обучающимися с ограничеными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства.

«Творчество и терапия частично совпадают:

то, что является творческим,

зачастую оказывается терапевтичным,

то, что терапевтично,

часто представляет собой творческий процесс».

К.Роджерс


Современное образование характеризуется вариативностью, поисками, направленными на разработку более совершенных педагогических теорий и концепций.

В Федеральном государственном образовательном стандарте специального (коррекционного) образования художественно-творческой деятельности уделено особое внимание: определено пространство и время в образовательном процессе, разнообразие направлений, квалифицированное педагогическое руководство. Художественно-творческую деятельность следует понимать как личностно - ориентированное взаимодействие учителя и ученика, целью которого является обеспечение условий для развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, становление их как личности. Сущность и основное назначение методов арт- терапии заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    1. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Основным механизмом коррекционного воздействия арт-терапии является механизм индивидуализации саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе общения с искусством.

    2. Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н. И. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Е. А. Езикеева, Т. С. Комарова и другие утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Под руководством профессора М. Е. Бурно разработан метод «терапии творческим самовыражением». Метод активно используется не только педагогами, но и психологами, работающими в образовательных учреждениях разного типа и вида. Особенно актуальным, на сегодняшний день, является применение методов арт-терапии в образовательных учреждениях специальной (коррекционной) направленности.

    3. Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
      Детская арт-терапия - это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это - лечение творчеством.

  1. Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Яркие краски и другие художественные материалы разнообразят жизнь учащихся, восполняют их потребность в приятных ощущениях. Наконец, занятия живописью, рисунком это одна из форм предметной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а предметная деятельность совершенно необходима им для физического, психического и умственного развития.

    1. Уникальные особенности арт-терапии заключаются в следующем:

  • создает положительный эмоциональный настрой;

  • способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;

  • повышает адаптационные способности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением;

  • эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития.

Схема. Арт-терапия проявляется в различных направлениях (танцевальная, художественная, музыкальная, песочная и множество других направлений, которые с каждым годом расширяются)

  1. Одним из видов арт-терапии является изо-терапия.

  2. Изо-терапия это коррекция средствами изобразительного искусства. Она включает работу с песком, глиной, красками. Такого вида упражнения помогают активизировать детей и развить их сенсомоторные навыки, психические функции, формирует умение социального взаимодействия. Происходит коррекция и развитие творческих способностей обучающихся, в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, через средства изобразительной деятельности:

  • Снимается физическое и психологическое напряжение, увеличивается период работоспособности обучающихся.

  • Развивается эстетическое восприятие детьми художественных образов и предметов окружающего мира.

  • Развиваются художественно - творческие способности в продуктивных видах учебной деятельности.

    1. Применение изо-терапии а коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

  • обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придаёт ему социально приемлемые, допустимые формы;

  • облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на общение детей;

  • даёт возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;

  • создаёт благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.

Эти условия обеспечиваются за счёт того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения цели;

  • оказывает дополнительное влияние на осознание своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создаёт предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;

  • существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта изо-терапии.

В работе необходимо использовать разнообразные формы организации изобразительной деятельности:

  • - учебную деятельность;

  • - индивидуальную работу;

  • -самостоятельную художественную деятельность обучающихся , с возможностью самостоятельного выбора художественного материала;

  • - взаимодействие с семьями обучающихся, которые совместно со своими детьми могут участвовать в ходе занятия. Они получают консультацию на отработку определенных приемов и способов получения изображения.

      1. Достоинства изо-терапии.

  1. Изо-терапия во многих случаях даёт возможность выхода отрицательным эмоциям.

  2. Позволяет наблюдать привычные способы поведения участников в конфликтных ситуациях, в частности, в форме избегания, сотрудничества, компромисса, приспособления, а затем анализировать их и вырабатывать иные, более конструктивные способы поведения путём их «моделирования» в условиях изо-терапевтической работы.

  3. Изо-терапия, используя результат детского творчества, позволяет наблюдать и оценивать динамику развития каждого обучающегося.

      1. В изо-терапии применяются следующие виды заданий и упражнений:

  • Предметно-тематический тип: рисование на свободную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Пример задания: «Моя семья», «Я дома», «Что я люблю», «Нарисуй свой мир».

  • Образно-символический тип: изображение ребёнком в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребёнка образов таких понятий как «добро», «зло», «счастье»

  • Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции:

    • рисование по точкам;

    • волшебные пятна (кляксы);

    • рисование в воздухе;

    • графическая музыка;

  • Игры-упражнения с изобразительным материалом - экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т. д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей.

Ожидаемый результат применения элементов изо-терапии на уроках изобразительного искусства

      • Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получить социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурой является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение).

  • Обеспечивается процесс коррекции психологического состояния учеников. Неосознанные внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербального общения.

  • Педагог получает материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и ученик не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребёнке, который может помочь в интерпретации своих произведений.

  • Улучшаются отношения между педагогом и учащимися. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

  • Развивается чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривает упорядочение цвета и формы.

  • Развиваются художественные способности и повышается самооценка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Большое внимание на уроках уделяется обсуждению работ обучающихся с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности.

Творческие работы обучающихся оцениваются по критериям, охватывающим следующие направления:

    1. овладения обучающимся изобразительной деятельностью (легко ли усваивает новые техники, владеет ли навыками действия изобразительными материалами)

    2. уровня цветовосприятия (передан ли реальный цвет предмета, разнообразна ли цветовая гамма )

    3. уровня эмоционального состояния (адекватно реагирует эмоциональные отклики педагога, критично оценивает свою работу. Выражает восторг от работы.)

    4. уровня самостоятельности и творчества (выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения)

    5. уровня развития мелкой моторики рук (выполняет задание по инструкции, выполняет задание совместно с педагогом, либо не может манипулировать предметами и работать руками)

Выбор критериев зависит от темы урока, от формируемых знаний, умений от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

По результатам итогового мониторинга можно сделать вывод:

- удовлетворились потребности обучающихся в коммуникации, в общении друг с другом, в обменивании впечатлениями, что способствовало обогащению их опыта и развитию творческих замыслов;

- повысилась динамика показателей уровня развития художественно-творческих способностей;

- тематика детских рисунков стала более разнообразной;

- работы обучающихся стали отличаться выразительностью и оригинальностью;

- ученики знают и умело используют нетрадиционные техники рисования, что свидетельствует о повышенном интересе к данному виду деятельности;

- у детей сформировались такие черты творческой личности, как целеустремлённость, самостоятельность, инициативность.

Основные принципы уроков изобразительного искусства с элементами изо-терапии:

Работа строится на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

  • Принцип наглядности выражается в том, что у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого обучающегося в учебный процесс.

  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное от окружающей действительности.

      1. Желание ученика - основное условие урока. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог.

      2. Поощрение и благодарность ребенку.

      3. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с учеником говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает учащимся.

Условия подбора техник и приемов создания изображений.

Рисуночные задания и упражнения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с обучающимися.

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья не должны испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Обе составляющие в равной мере ценны для учащихся, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям возраста, если обладает указанной чертой.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение учащимися необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.

Применяя на уроках упражнения с элементами изотерапии педагог получает материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребёнке.

Приобщая обучающихся к искусству, я использую элементы разных техник нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок воображению и фантазированию.

Более подробно разработаны и описаны некоторые нетрадиционные техники рисования в иллюстрированной брошюре «Экспрессия».

В работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья возможно использовать следующие арт-терапевтические техники: монотипия, кляксография и другие.

Условиями успешности педагогической деятельности является проникновение педагога в сложности и противоречия процесса развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осознания факторов, способствующих его развитию, и факторов, тормозящих этот процесс. Организовывая уроки изобразительного искусства, педагог планирует помощь учащимся в развитии, педагогическую поддержку этого процесса, облегчение «трудной работы роста».

В заключении хочется сказать слова великого педагога В.А. Сухомлинского, что « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Советы для взрослых от арт- терапевта Виктории Нагаревич.

      1. Устал- нарисуй цветы.

      2. Злой- рисуй линии.

      3. Болит - лепи

      4. Скучно- заполни листок бумаги разными цветами.

      5. Грустно- рисуй радугу.

      6. Страшно- плети макраме.

      7. Ощущаешь тревогу - сделай куклу-мотанку.

      8. При возмущении - рвите бумагу на мелкие кусочки.

      9. Чувствуешь беспокойство - складывай оригами.

      10. Хочешь расслабиться - рисуй узоры.

      11. Важно вспомнить - рисуй лабиринты.

      12. Ощущаешь неудовольствие - сделай копию картины.

© 2010-2022