Рабочая программа по ИЗО Юный художник

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БюДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»














ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Юный художник»


срок реализации 1 год

для обучающихся 8-12 лет


Направленность: художественно-эстетическая











Утверждена методическим советом

« » _____________2014г.

Протокол №1

Председатель:

____________

Автор-составитель: педагог

дополнительного образования

Рябченко Ольга Алексеевна










Нефтеюганск

2014г.

Пояснительная записка


Я никогда не рисую, пока нет ясной идеи.

Вспоминаю знаменитую фразу Микеланджело:

«Рука - инструмент ума».

Бесполезно искать в виде штриха то, чего нет в голове.

Рисунок лишь помогает прояснить то,

что возникло в голове как идея.

Альдо Росси


Направленность Программы

Одним из актуальных вопросов современного образования является формирование духовной культуры личности, приобщение её к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием; развитие у учащихся эстетического чувства, формирование пространственных представлений и творческого воображения. Большое значение в формировании этих качеств имеет изобразительное искусство. Обучение детей основам изобразительного искусства предполагает не только развитие у них умения излагать свою мысль графически и цветом, понимать изобразительное искусство, но и развитие способности наблюдать, острее воспринимать и анализировать явления окружающей действительности.

Новизна программы прослеживаются по нескольким направлениям.

Во-первых, данная программа ориентирована на то, чтобы дать учащимся базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика.

Данная программа предусматривает, что дети приобретают определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий.

Тем самым программа «Мир красок» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо - при особой одарённости ребенка - за его пределами в специализированных художественных школах).

Во-вторых, в соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые школьные программы, либо примерные программы дополнительного образования

Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами графики - от гравюры на картоне до линогравюры; обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий; предложено выполнение дизайнерских проектов и др.

В-третьих, вся программа построена на широком использовании оригинальных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у мотивации к творчеству. Так участие в мероприятиях Корпуса, оформление выставок, конференций, интегрированные учебные проекты, спектакли стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

Актуальность Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия кадет изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.



Цель программы: обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям".


  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

  • воспитание способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

  • формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

Развивающие:

  • приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса, с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств;

  • развитие коммуникативных умений в процессе общения в группе (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

Обучающие

  • формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;

  • воспитание и развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков практического решения художественных задач;

  • обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

  • систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умения выражать в художественных образах решение творческих задач, художественный и конструкторский замысел;

Возраст обучающихся: 8-12 лет

Сроки реализации программы: 1 год

Формы и режим занятий: В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия - вариации, занятия - творческие портреты, импровизации, занятия- образы по сценарию со специальной подготовке детей, занятия - праздники, занятия - эксперименты. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов фестивалей, массовых мероприятий.


Занятия в группе первого года проходят 2 раза в неделю по 3 часа.

Второй год рассчитан на детей, прошедших курс первого года.

Занятия - 2 раза в неделю по 3 часа.

В группы первого года принимаются все желающие. Специального отбора не производится. В группу второго года могут поступать и вновь прибывшие после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются индивидуально.



Планируемые результаты Программы

Учащиеся узнают:

-особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
-разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм;

-творчество художников, связанных с изображением природы:
И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана.

-основы графики;

-правила плоскостного изображения, развитие силуэта и форм в пятне;

-особенности материалов и техники малых скульптурных форм.

-разнообразие возможных выразительных средств изображения;

-значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная, воздушная перспективы;

-различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;

-основы дизайна;

-творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М.В. Нестерова, К.Е. Маковского;

-правила создания экспозиций, основы прикладной графики.


Учащиеся научаться:

-пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

-пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки); ---выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

-выполнять орнамент в круге, овал, ленту;


-соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);


-работать с натуры;


-работать в определённой гамме;


-доводить работу от эскиза до композиции;


-использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);


-работать с бумагой в технике объёмной пластики;


-выполнять декоративные пластины, добиваясь рельефного изображения путем наращивания объема;


-лепить по заранее подготовленным эскизам;


-передавать выразительные формы реального предмета в лепке с натуры, по памяти и представлению;


-работать в определенной цветовой гамме;

-добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы;

-передавать пространственные планы способом загораживания;

-передавать движения фигур человека и животных;

-сознательно выбирать средства выражения своего замысла;

-свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;

-самостоятельно комбинировать различные приемы работы с бумагой для достижения выразительности образа;

-решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

Периодичность оценки результатов Программы

Результаты образовательной деятельности обучающихся отслеживаются путём проведения начальной, промежуточной и итоговой диагностики.

Начальная диагностика - проводится в течение первых двух-трёх недель с момента зачисления ребёнка в объединение.

Цель - выявление стартовых и индивидуальных возможностей обучающегося.

Промежуточная диагностика - проводится по завершению первого полугодия.

Цель - отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

Итоговая диагностика проводится в конце каждого учебного года.

Цель - подведение итогов освоения образовательной программы.

Открытые занятия по хореографии являются одной из форм итогового контроля.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

-высокий - программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

-средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

-ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.

Учебно - тематический план

(1 год обучения)



Тема


Количество

часов

Из них

Теория

Практика

1

Основы художественной грамоты

110

27,5

82,5

2

Пластика, керамика

32

8

24

3

Бумажная пластика

38

9,5

28,5


Итого

180

45

135


Содержание программы.

Раздел I. Основы художественной грамоты

-Введение в образовательную программу, инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика.

- Свойства живописных материалов, приемы работы с ними: акварель, гуашь.

- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.

- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.

- Основы живописи. Цвет - язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

-Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо-ручка, тушь, воск, мелки и приемы работы с ними.

- Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

-Монотипия, творческие композиции с применением приема монотипии. Гравюра на картоне. Прикладная графика. Открытка, поздравление. Шрифт. Связь с рисунком, композицией, живописью.


Раздел II. Пластика, керамика

Пластические материалы и приемы работы с ними: пластилин, глина, биомасса.

Воспитание художественно-пластического видения, пространственного воображения.

Особенности формообразования.

Средства и способы изображения и пластике. Рельеф и объем : фактура, цвет, декор,

Композиция в пластике. Работа над образом. Связь с рисун ком, декоративным рисованием.

Работа индивидуальная и коллективная. Создание творческих работ.

Беседы по истории керамики с использованием иллюстративного материала.

Раздел III. Бумажная пластика

Пластические свойства бумаги. Формообразование в бумажной пластике.

Ребро жесткости.

Плоские и объемные композиции.

Категории композиции: ритм, симметрия, движение, статика.

Беседы о сценографии, макетировании.

Материалы и инструменты: бумага, картон, нож, ножницы,

Культурно-досуговая деятельность

проводятся мероприятия на темы самоопределения, здорового образа жизни, познания себя, умения презентовать себя в обществе.

Методическое обеспечение

В качестве форм проведения занятий по программе используются: учебные занятия, занятия- эксперименты, групповые занятия, занятия- путешествия, занятия-защиты творческих работ, занятия-викторины, занятие-мозговой штурм. Выход на пленер, посещение выставок, проведение экскурсий.

Методы и приемы, применяемые на занятиях:

В зависимости от формы проведения занятия педагог выбирает приемы и методы обучения. Учебные занятия строятся по принципу от простого к сложному. От общего к частному. Некоторые занятия целесообразно проводить используя репродуктивные методы обучения, по принципу так называемой творческой мастерской, где секреты мастерства передаются из "рук в руки" . Такие тонкости как- правильное расположение карандаша в руке, штрих по форме, пастозный способ нанесения краски - рационально выдавать наглядно-репродуктивным методом.

Темы, где учащимся необходимо придумать сложную композицию, состоящую из множества элементов подкрепляются наглядно-иллюстративным материалом. Наглядный материал демонстрируется с использованием ИКТ, и традиционным способом (репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, художественные фотографии, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии. Причем, во избежание копирования учащимися наглядности, предоставляется достаточным массивом за ограниченное количество времени, достаточное, для того чтобы сформировать богатые образные представления, но исключить срисовывание.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений проводится анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок.

Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации.).
Для активизации учащихся используются разработанные автором задания-игры на развитие фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Несуществующее животное», «Образ из пятна».

Так же особое внимание уделяется рисованию набросков с натуры. Этому виду деятельности отводится 15-20 минут на каждом занятии. Это позволяет добиться быстрых результатов в установлении связи -"глаз-рука".
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.

Чтобы обучающиеся не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.





Дидактическое обеспечение:

Аннотированный каталог дидактических материалов к программе

«Юный художник»




Форма дидактического материала


Название дидактического материала


Раздел, темы (примерные)


Цель использования


1


Наглядное пособие


«Природные формы»


«Азбука рисования»


Наброски

Рисунок:


  • зарисовки трав, цветов;


  • силуэты деревьев


Визуальная форма объяснения задания


2


Наглядное пособие


«Техника и характер штриховки»


«Линия и образ»


Рисунок:


  • линейный рисунок с натуры, по памяти;


  • объёмный рисунок с натуры, по памяти


Объяснение технических приёмов работы


3


Наглядные пособия


«Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета»


«Цветовой круг»


«Основные и дополнительные цвета»

«Ахроматические и хроматические цвета»


Живопись:


  • цветовая гамма осени;


  • дары природы;


  • холодная гамма зимы;


  • танец контрастных цветов;


  • царство ночи и царство дня


Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению


4


Наглядные пособия


Подборка демонстрационных карточек

Образцы лучших работ из фонда студии


«Азы композиции»


«Композиционный центр»


«Статика, движение в композиции»


Композиция:


  • космические дали;


  • праздник в городе;


  • любимая сказка;


  • цирк;


  • зоопарк


Определение различных вариантов построения композиции


5


Наглядные пособия


Подборка образцов


«Стилизация природных форм»

«Различные виды орнамента (зооморфный, геометрический, растительный)»

«Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике»


Орнамент:


  • деревянное кружево;


  • ковер из снежинок;


  • гжельские узоры


Демонстрация возможных вариантов построения орнамента


6


Наглядные пособия


Подборка образцов


«Выразительные возможности графических материалов»


Графика:


  • рисуем пером птиц, растения;


  • рисуем кистью и черной тушью фантастических животных;


  • рисуем палочкой и цветной тушью;


  • рисуем цветными карандашами, фломастерами веселых и грустных клоунов;


  • рисуем углем деревья;


  • рисуем пастелью букеты


Наглядная помощь в решении учебных задач


7


Наглядные пособия


Образцы лучших работ из фонда студии


«Линейная и воздушная перспектива»


«Поэтапная работа над натюрмортом»


«Формы и строение предметов»


«Изображение перспективы с 1,

с 2 точками схода»


Натюрморт:


  • натюрморт из 1-2 предметов на нейтральном фоне (предметы быта);


  • натюрморт из геометрических фигур;


  • натюрморт тематический на фоне драпировок со складками


Повышение результатов исполнения


8


Подборка учебных работ и лучших образцов из фонда студии


Новогодние игрушки, сувенирные открытки, маски, выполненные в технике бумажной пластики


Конструирование из бумаги:


  • бумажные «вырезанки»;


  • объемная аппликация;


  • сувенирные открытки;


  • карнавальные маски


Визуальная форма объяснения материала


9


Наглядные пособия


Выставочные работы из фонда студии


«Пропорции головы человека»


«Использование различных техник в работе над портретом»


Изображение человека:


  • портрет мамы;


  • автопортрет с другом;


  • спортивные игры;


  • веселый и грустный клоун


Помощь в объяснении задания


10


Наглядное пособие


Лучшие пленэрные работы из фонда


«Линейная и воздушная перспектива»


«Различные формы деревьев»


«Образ дерева»


Пейзаж:


  • этюды деревьев с натуры;


  • зарисовки природных мотивов;


  • живописные этюды неба на состояние;


  • тематический пейзаж (осень, зима, весна, лето)


Повышение результатов исполнения


Примерная форма для подражания



натюрмортный фонд

Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:

Предметы быта:


а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);

б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);

в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);

г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).


Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки, сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной грушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).


Музыкальные инструменты (гитара, гармошка, бубен, горн).


Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней).


Муляжи (грибы, фрукты, овощи).


Чучела птиц и животных (чайки, вороны, совы, попугаи, сороки, белки).


Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры - бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).


Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков).


Техническое оснащение программы:


Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.

Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.

Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.

Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок.

Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, компьютер, проектор, экран, интерактивная доска)








Список литературы


Литература для обучающихся
Белашов А. М. Как рисовать животных. - М.: Юный художник, 2002.

Брагинский В. Э. Пастель. - М.: Юный художник, 2002.

Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. - М.: РОСМЭН, 2002.

Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). - М.: Юный художник, 2001-2002.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать. - М.: РОСМЭН, 2000.

Панов В. П. Искусство силуэта. - М.: Юный художник, 2005.

Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. - М.: РОСМЭН, 2003.

Ткаченко Е. И. Мир цвета. - М.: Юный художник, 1999.

Уотт Ф. Я умею рисовать. - М.: РОСМЭН, 2003.

Чивиков Е. К. Городской пейзаж. - М.: Юный художник, 2006.

Шабаев М. Б. Цветные карандаши. - М.: Юный художник, 2002.





Литература для педагога:

Базанова М. Д. Пленэр. - М.: Изобразительное искусство, 1994.

Гусакова М. А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1987.

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985.

Корнева Г. Бумага. - СПб.: Кристалл, 2001.

Луковенко Б. А. Рисунок пером. - М.: Изобразительное искусство, 2000.

Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.

Михайлов А. М. Искусство акварели. - М.: Изобразительное искусство, 1995.

Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». - М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.

Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: МИПКРО, 2003.

Полунина В. Н. Искусство и дети. - М.: Правда, 1982.

Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. - М.: Искусство и образование, 2001.

Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. - М.: Астрель, 2001.

Смит С. Рисунок. Полный курс. - М.: Внешсигма, 1997.

1 Программа для средних общеобразовательных учебных заведений / Под рук. и ред. нар. художника России, акад. Б. М. Неменского // Программа начальной школы «Основы художественных представлений». - М.: МИПКРО, 2001.


2 Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. - М.: Просвещение, 2005.


3 См. напр., программу: Изобразительное искусство. 1-9 классы (коллектив авторов: Кузин В. С., Ростовцев Н. Н. и др.). - М.: Агар, 1996. Данная программа предлагает обучение от 1 до 2 часов в неделю и - соответственно - от 36 до 72 часов в год.


4 144 часа в каждый учебный год. См.: Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. - М.: Просвещение, 2005.

© 2010-2022