- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа кружка ИЗО Палитра
Программа кружка ИЗО Палитра
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рощина Т.И. |
Дата | 28.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа кружка ИЗО
«Палитра»
Пояснительная записка
Программа кружка рассчитана на учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений с общим объёмом 34 часа, по 1 часу в неделю.
Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Красота - это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и с удивительным миром искусства. Красота и доброта идут всегда рядом. А добро тем более всегда прекрасно, и встреча с ним, точно так же как встреча с красотой, оборачивается огромной радостью для ребёнка. Детская радость - это мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе становления личности. Вот почему введение ребёнка в мир искусства и в систему взаимосвязей его с жизнью должно осуществляться в единстве радости, добра и красоты.
Программа построена таким образом, чтобы закрепить и расширить знания, умения и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства. А также познакомиться с многообразием материалов и техник изобразительного искусства.
Зачастую недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Поэтому нетрадиционные методики очень привлекательны, так как открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению.
Активизация творческой самостоятельности учащихся и формирование их художественного мышления решается при грамотном использовании методов и форм развивающего обучения. Для этого на занятиях создаются проблемные и игровые ситуации, обращается к эмоционально-чувственной сфере учащихся. Большое внимание уделяется процессу восприятия и сравнения образного языка поэта, композитора и художника.
Во время занятий учащиеся выступают и как «художники» (авторы своих рисунков), и как «зрители» (воспринимающие произведения мастеров искусства), что наиболее плодотворно способствует развитию творческой личности.
В рамках кружковых занятий учащиеся неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех учащихся, поэтому на занятиях есть возможность у каждого учащегося активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. В процессе выполнения работ у учащегося совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Формы занятий индивидуальные и групповые.
Программа является актуальной, т.к. способствует подготовке учащихся к эстетическому, творческому, рациональному использованию существующих и новых технологий в интересах развития человека, общества и сохранения природной среды.
В занятиях изобразительным искусством заложены большие воспитательные возможности. Развивая у учащихся эстетическое отношение к предметному, зрительному воспринимаемому миру, открывая для них в природе и окружающей общественной жизни неисчерпаемый источник красоты, создавая бодрое, жизнерадостное мироощущение, эти занятия содействуют как эстетическому, так и идейному, нравственному воспитанию.
Методические рекомендации:
- занятия желательно проводить в оборудованном кабинете;
- количество учащихся в группе не более 10-12 человек;
- при организации занятий использовать учебные пособия, видео- и аудиоматериалы.
Цели:
-
Развитие личностного творческого потенциала учащихся.
-
Формирование художественного мышления и нравственных черт личности через различные способы рисования.
-
Способствование развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном, декоративном и художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Задачи:
- развитие у учащихся эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности и творческого отношения к выполняемым ими работам.
- углубление понимания учащимися основ грамотного реалистического рисунка, выработка у них соответствующих умений и навыков.
- воспитание на основе художественно-образного мышления способности учащихся к творческой работе над композицией (сюжетной или декоративной).
Прогнозируемые результаты:
К концу учебного года учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
- пользоваться красками (гуашью и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь и др.), уметь использовать коллажные техники;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- развить свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека.
Способы проверки знаний:
- выставка и анализ работ в конце каждого занятия;
- тематические выставки;
- подбор работ для школьных, городских, районных, международных выставок.
Критерии оценки художественного творчества учащихся:
- участие в оформлении стенгазет, плакатов;
- участие в школьных выставках;
- участие в городских, районных, российских выставках, конкурсах;
- итоговая выставка рисунков за год.
Тематический план занятий
№
п/п
Наименование
тем
Количество
часов
Теорети-ческие занятия
Практи-ческие занятия
Техника
1.
Чем и как работает художник.
1
1
2.- 3.
Осенний пейзаж.
2
0,5
1,5
акварель
4.- 5.
Натюрморт из природного материала.
2
0,5
1,5
коллаж
6.
Осенний натюрморт.
1
0,5
0,5
отрывная аппликация
7.
Рисование вазы.
1
0,5
0,5
акварель
8.- 9.
Рисование натюрморта.
2
2
акварель
10.- 11.
Портрет.
2
0,5
1,5
цветной граттаж
12.- 13.
Зимние узоры.
2
0,5
1,5
граттаж
14.
Зимняя улица.
1
0,5
0,5
рисование тычком
15.
Мой город.
1
0,5
0,5
пастель
16.
Забавные животные.
1
0,5
0,5
объёмное моделирование
17.
Мои любимые животные.
1
1
рисование тычком
18.
Герои из мультфильма.
1
0,5
0,5
квиллинг
19.-20.
Бумажные цветы.
2
0,5
1,5
оригами
21.-22.
«Облака…».
2
0,5
1,5
акварель
23.
Ночная композиция.
1
0,5
0,5
гуашь
24.
Космическое пространство.
1
0,5
0,5
набрызг, печать трафаретом
25.- 26
Море.
2
0,5
1,5
гуашь
27.- 28.
Подводный мир.
2
0,5
1,5
гуашь
29.- 30.
Весенние цветы.
2
0,5
1,5
монотипия
31.- 32.
Бабочки.
2
0,5
1,5
монотипия
33.
Летний пейзаж.
1
0,5
0,5
коллаж
34.
Выставка работ учащихся.
1
1
Итого:
34
10
24
Содержание программы
Тема 1. Чем и как работает художник. Познакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материалов. Беседа. Просмотр работ и репродукций.
Тема 2.-3. Осенний пейзаж. Техника: акварель. Учить отражать особенности изображаемого предмета. Развивать чувство композиции.
Задание: зарисовка деревьев, кустов.
Материал: бумага формата А 4, карандаш, кисти, акварель, иллюстрации, эскизы.
Тема 4.-5. Натюрморт из природного материала. Техника: коллаж. Особенности создания коллажа.
Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
Задание: выполнение натюрморта.
Материал: сухие листья, цветы, кора, картон, клей, резец.
Тема 6. Осенний натюрморт. Техника: отрывная аппликация. Особенности отрывной аппликации.
Задание: выполнение натюрморта.
Материал: картон, цветная бумага, клей.
Тема 7. Рисование вазы. Техника: акварель. Рисование с натуры объёмных предметов несложной формы. Упражнение в технике работы акварелью (постепенное ослабление цвета, переход одного цвета в другой).
Задание: зарисовка формы вазы.
Материал: бумага формата А 4, карандаш, акварель, кисти, эскизы, иллюстрации.
Тема 8-9. Рисование натюрморта. Техника: акварель. Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Развивать чувство композиции.
Задание: выполнение натюрморта.
Материал: бумага формата А 4, карандаш, акварель, кисти, эскизы, репродукции.
Тема 10-11. Портрет. Техника: цветной граттаж. Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека. Учить отображать в рисунке своё настроение, особенности внешности (причёска и др.).
Задание: выполнение портрета.
Материал: картон, карандаш, воск, гуашь, кисти, чёрный фломастер, палочка, акварель, эскизы, иллюстрации.
Тема 12-13. Зимние узоры. Техника: граттаж. Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
Задание: выполнение узора.
Материал: картон, воск, гуашь, кисти, палочка.
Тема 14. Зимняя улица. Техника: рисование тычком. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Познакомить с техникой рисование тычком для повышения выразительности рисунка.
Задание: выполнение пейзажа.
Материал: бумага формат А 4, карандаш, гуашь, жесткая кисть, иллюстрации, эскизы.
Тема 15. Мой город. Техника: пастель. Способы передачи глубины пространства. Уменьшение удаленных предметов. Изменение контрастности.
Задание: выполнение городского пейзажа.
Материал: бумага формат А 4, пастель.
Тема 16. Забавные животные. Техника: объёмное моделирование. Освоение работы с бумагой; приёмы сгибания. Перевод плоского листа в разнообразные объёмные формы.
Задание: выполнение животного.
Материал: картон, цветная бумага, ножницы, клей.
Тема 17. Мои любимые домашние животные. Техника: рисование тычком. Совершенствовать умение использовать рисования тычком полусухой жесткой кистью - учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности.
Задание: выполнение рисунка котёнка.
Материал: бумага формата А 4, карандаш, гуашь, жесткая кисть, иллюстрации, эскизы.
Тема 18. Герои из мультика. Техника: квилинг. Освоение работы с бумагой; разрезание, склеивание. Склеивание простых объёмных форм.
Задание: выполнение игрушки.
Материал: гофрированный картон, резец, клей.
Тема 19-20. Бумажные цветы. Техника: оригами. Основные приёмы складывания бумаги. Складывание различных форм животных, птиц, цветов.
Задание: выполнение цветов.
Материал: цветная бумага формата А 4 (для ксерокса).
Тема 21-22. «Облака…»Техника: акварель, гуашь. Создание образа ясного неба. Получение оттенков голубого цвета. Учить рисовать причудливые облака. Создание образа пасмурного неба. Получение оттенков тёмно-синего цвета.
Задание: выполнение облаков.
Материал: бумага формата А 4, гуашь, акварель, кисти.
Тема 23. Ночная композиция. Техника: набрызг, печать по трафарету. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие.
Задание: выполнение пейзажа.
Материал: бумага формата А 4, гуашь, кисти, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть, картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации.
Тема 24. Космические пространства. Техника: коллаж. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу.
Задание: выполнение пейзажа.
Материал: картон, цветная бумага, ножницы, клей.
Тема 25-26. Море. Техника: гуашь. Создание образа моря живописным способом. Передача пространства средствами цветовой перспективы.
Задание: выполнение пейзажа.
Материал: бумага формата А 4, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы.
Тема 27-28. Подводный мир. Техника: гуашь. Учить рисовать различные водоросли, рыб различной величины. Развивать воображение, чувство композиции.
Задание: выполнение рисунка рыб.
Материал: бумага формата А 4, карандаш, гуашь, кисти, эскизы, иллюстрации.
Тема 29-30. Весенние цветы. Техника: монотипия. Закрепить знание о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии.
Задание: выполнение цветочного натюрморта.
Материал: бумага формата А 4, карандаш, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей.
Тема 31-32. Бабочки. Техника: монотипия. Учить создавать выразительный образ с помощью красок и кисти. Развивать пространственное мышление.
Задание: выполнение рисунка бабочки.
Материал: бумага формата А 4, акварель, кисти, рисунки детей.
Тема 33. Летний пейзаж. Техника: коллаж. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать её красоту.
Задание: выполнение пейзажа.
Материал: картон, карандаш, нитки, ножницы, клей.
Тема 34. Выставка работ учащихся.
Рекомендуемая литература для учителя:
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства.- М.:Просвещение,1991 .
Алеексеевская Н. А. Карандашик озорной.- М., 1999.
Громов Е. С. Природа художественного творчества.- М.,1986.
Кириченко М. А. Альбом по изобразительному искусству.- Киев, 1990.
Кожохина С.к. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей.- М., 2002.
Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.- М., 1991.
Копцева Т. А. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству. -М., 2006.
Левин Ф. Домашние животные: 1-2-3 рисунок.- Минск, 2002.
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству.- С.-Пб.:«Детство Пресс», 2004.
Хазэл Харрисон. Энциклопедия техник рисунка. - М.: АСТ-Асрель, 2005.
Рекомендуемая литература для учащихся:
Королёва И.А. Профераисова М. Ф. Давай учиться рисовать.- М., 1993.
Литвиненко В.М. Учимся рисовать.- С.-П., 2001.
Большой самоучитель рисования. РОСМЭН.
Интернет ресурсы:
it-n.ru- Сеть творческих учителей, сообщество. Уроки творчества: искусство и технология в школе.
artprojekt.ru/school/Painting/ool/html- образовательно-познавательный сайт по изобразительному искусству.
news.1september.ru- фестиваль педагогических идей «Открытый урок».