Программа кружка ИЗО Палитра

  Программа кружка рассчитана на учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений с общим объёмом 34 часа, по 1 часу в неделю.             Воспитание чувств  ребёнка начинается с красоты. Красота  - это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и с удивительным миром искусства. Красота и доброта идут всегда рядом. А добро тем более всегда прекрасно, и встреча с ним, точно так же как в...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа кружка ИЗО

«Палитра»

Пояснительная записка

Программа кружка рассчитана на учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений с общим объёмом 34 часа, по 1 часу в неделю.

Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Красота - это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и с удивительным миром искусства. Красота и доброта идут всегда рядом. А добро тем более всегда прекрасно, и встреча с ним, точно так же как встреча с красотой, оборачивается огромной радостью для ребёнка. Детская радость - это мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе становления личности. Вот почему введение ребёнка в мир искусства и в систему взаимосвязей его с жизнью должно осуществляться в единстве радости, добра и красоты.

Программа построена таким образом, чтобы закрепить и расширить знания, умения и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства. А также познакомиться с многообразием материалов и техник изобразительного искусства.

Зачастую недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Поэтому нетрадиционные методики очень привлекательны, так как открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению.

Активизация творческой самостоятельности учащихся и формирование их художественного мышления решается при грамотном использовании методов и форм развивающего обучения. Для этого на занятиях создаются проблемные и игровые ситуации, обращается к эмоционально-чувственной сфере учащихся. Большое внимание уделяется процессу восприятия и сравнения образного языка поэта, композитора и художника.

Во время занятий учащиеся выступают и как «художники» (авторы своих рисунков), и как «зрители» (воспринимающие произведения мастеров искусства), что наиболее плодотворно способствует развитию творческой личности.

В рамках кружковых занятий учащиеся неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех учащихся, поэтому на занятиях есть возможность у каждого учащегося активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. В процессе выполнения работ у учащегося совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Формы занятий индивидуальные и групповые.

Программа является актуальной, т.к. способствует подготовке учащихся к эстетическому, творческому, рациональному использованию существующих и новых технологий в интересах развития человека, общества и сохранения природной среды.

В занятиях изобразительным искусством заложены большие воспитательные возможности. Развивая у учащихся эстетическое отношение к предметному, зрительному воспринимаемому миру, открывая для них в природе и окружающей общественной жизни неисчерпаемый источник красоты, создавая бодрое, жизнерадостное мироощущение, эти занятия содействуют как эстетическому, так и идейному, нравственному воспитанию.

Методические рекомендации:

- занятия желательно проводить в оборудованном кабинете;

- количество учащихся в группе не более 10-12 человек;

- при организации занятий использовать учебные пособия, видео- и аудиоматериалы.

Цели:

  1. Развитие личностного творческого потенциала учащихся.

  2. Формирование художественного мышления и нравственных черт личности через различные способы рисования.

  3. Способствование развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном, декоративном и художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Задачи:

- развитие у учащихся эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности и творческого отношения к выполняемым ими работам.

- углубление понимания учащимися основ грамотного реалистического рисунка, выработка у них соответствующих умений и навыков.

- воспитание на основе художественно-образного мышления способности учащихся к творческой работе над композицией (сюжетной или декоративной).

Прогнозируемые результаты:

К концу учебного года учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

- пользоваться красками (гуашью и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь и др.), уметь использовать коллажные техники;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- развить свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека.

Способы проверки знаний:

- выставка и анализ работ в конце каждого занятия;

- тематические выставки;

- подбор работ для школьных, городских, районных, международных выставок.

Критерии оценки художественного творчества учащихся:

- участие в оформлении стенгазет, плакатов;

- участие в школьных выставках;

- участие в городских, районных, российских выставках, конкурсах;

- итоговая выставка рисунков за год.

Тематический план занятий

п/п

Наименование

тем

Количество

часов

Теорети-ческие занятия

Практи-ческие занятия

Техника

1.

Чем и как работает художник.

1

1



2.- 3.

Осенний пейзаж.

2

0,5

1,5

акварель

4.- 5.

Натюрморт из природного материала.

2

0,5

1,5

коллаж

6.

Осенний натюрморт.

1

0,5

0,5

отрывная аппликация

7.

Рисование вазы.

1

0,5

0,5

акварель

8.- 9.

Рисование натюрморта.

2


2

акварель

10.- 11.

Портрет.

2

0,5

1,5

цветной граттаж

12.- 13.

Зимние узоры.

2

0,5

1,5

граттаж

14.

Зимняя улица.

1

0,5

0,5

рисование тычком

15.

Мой город.

1

0,5

0,5

пастель

16.

Забавные животные.

1

0,5

0,5

объёмное моделирование

17.

Мои любимые животные.

1


1

рисование тычком

18.

Герои из мультфильма.

1

0,5

0,5

квиллинг

19.-20.

Бумажные цветы.

2

0,5

1,5

оригами

21.-22.

«Облака…».

2

0,5

1,5

акварель

23.

Ночная композиция.

1

0,5

0,5

гуашь

24.

Космическое пространство.

1

0,5

0,5

набрызг, печать трафаретом

25.- 26

Море.

2

0,5

1,5

гуашь

27.- 28.

Подводный мир.

2

0,5

1,5

гуашь

29.- 30.

Весенние цветы.

2

0,5

1,5

монотипия

31.- 32.

Бабочки.

2

0,5

1,5

монотипия

33.

Летний пейзаж.

1

0,5

0,5

коллаж

34.

Выставка работ учащихся.

1


1



Итого:

34

10

24




Содержание программы

Тема 1. Чем и как работает художник. Познакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материалов. Беседа. Просмотр работ и репродукций.

Тема 2.-3. Осенний пейзаж. Техника: акварель. Учить отражать особенности изображаемого предмета. Развивать чувство композиции.

Задание: зарисовка деревьев, кустов.

Материал: бумага формата А 4, карандаш, кисти, акварель, иллюстрации, эскизы.

Тема 4.-5. Натюрморт из природного материала. Техника: коллаж. Особенности создания коллажа.

Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Задание: выполнение натюрморта.

Материал: сухие листья, цветы, кора, картон, клей, резец.

Тема 6. Осенний натюрморт. Техника: отрывная аппликация. Особенности отрывной аппликации.

Задание: выполнение натюрморта.

Материал: картон, цветная бумага, клей.

Тема 7. Рисование вазы. Техника: акварель. Рисование с натуры объёмных предметов несложной формы. Упражнение в технике работы акварелью (постепенное ослабление цвета, переход одного цвета в другой).

Задание: зарисовка формы вазы.

Материал: бумага формата А 4, карандаш, акварель, кисти, эскизы, иллюстрации.

Тема 8-9. Рисование натюрморта. Техника: акварель. Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Развивать чувство композиции.

Задание: выполнение натюрморта.

Материал: бумага формата А 4, карандаш, акварель, кисти, эскизы, репродукции.

Тема 10-11. Портрет. Техника: цветной граттаж. Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека. Учить отображать в рисунке своё настроение, особенности внешности (причёска и др.).

Задание: выполнение портрета.

Материал: картон, карандаш, воск, гуашь, кисти, чёрный фломастер, палочка, акварель, эскизы, иллюстрации.

Тема 12-13. Зимние узоры. Техника: граттаж. Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Задание: выполнение узора.

Материал: картон, воск, гуашь, кисти, палочка.

Тема 14. Зимняя улица. Техника: рисование тычком. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Познакомить с техникой рисование тычком для повышения выразительности рисунка.

Задание: выполнение пейзажа.

Материал: бумага формат А 4, карандаш, гуашь, жесткая кисть, иллюстрации, эскизы.

Тема 15. Мой город. Техника: пастель. Способы передачи глубины пространства. Уменьшение удаленных предметов. Изменение контрастности.

Задание: выполнение городского пейзажа.

Материал: бумага формат А 4, пастель.

Тема 16. Забавные животные. Техника: объёмное моделирование. Освоение работы с бумагой; приёмы сгибания. Перевод плоского листа в разнообразные объёмные формы.

Задание: выполнение животного.

Материал: картон, цветная бумага, ножницы, клей.

Тема 17. Мои любимые домашние животные. Техника: рисование тычком. Совершенствовать умение использовать рисования тычком полусухой жесткой кистью - учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности.

Задание: выполнение рисунка котёнка.

Материал: бумага формата А 4, карандаш, гуашь, жесткая кисть, иллюстрации, эскизы.

Тема 18. Герои из мультика. Техника: квилинг. Освоение работы с бумагой; разрезание, склеивание. Склеивание простых объёмных форм.

Задание: выполнение игрушки.

Материал: гофрированный картон, резец, клей.

Тема 19-20. Бумажные цветы. Техника: оригами. Основные приёмы складывания бумаги. Складывание различных форм животных, птиц, цветов.

Задание: выполнение цветов.

Материал: цветная бумага формата А 4 (для ксерокса).

Тема 21-22. «Облака…»Техника: акварель, гуашь. Создание образа ясного неба. Получение оттенков голубого цвета. Учить рисовать причудливые облака. Создание образа пасмурного неба. Получение оттенков тёмно-синего цвета.

Задание: выполнение облаков.

Материал: бумага формата А 4, гуашь, акварель, кисти.

Тема 23. Ночная композиция. Техника: набрызг, печать по трафарету. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие.

Задание: выполнение пейзажа.

Материал: бумага формата А 4, гуашь, кисти, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть, картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации.

Тема 24. Космические пространства. Техника: коллаж. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу.

Задание: выполнение пейзажа.

Материал: картон, цветная бумага, ножницы, клей.

Тема 25-26. Море. Техника: гуашь. Создание образа моря живописным способом. Передача пространства средствами цветовой перспективы.

Задание: выполнение пейзажа.

Материал: бумага формата А 4, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы.

Тема 27-28. Подводный мир. Техника: гуашь. Учить рисовать различные водоросли, рыб различной величины. Развивать воображение, чувство композиции.

Задание: выполнение рисунка рыб.

Материал: бумага формата А 4, карандаш, гуашь, кисти, эскизы, иллюстрации.

Тема 29-30. Весенние цветы. Техника: монотипия. Закрепить знание о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии.

Задание: выполнение цветочного натюрморта.

Материал: бумага формата А 4, карандаш, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей.

Тема 31-32. Бабочки. Техника: монотипия. Учить создавать выразительный образ с помощью красок и кисти. Развивать пространственное мышление.

Задание: выполнение рисунка бабочки.

Материал: бумага формата А 4, акварель, кисти, рисунки детей.

Тема 33. Летний пейзаж. Техника: коллаж. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать её красоту.

Задание: выполнение пейзажа.

Материал: картон, карандаш, нитки, ножницы, клей.

Тема 34. Выставка работ учащихся.

Рекомендуемая литература для учителя:

Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства.- М.:Просвещение,1991 .

Алеексеевская Н. А. Карандашик озорной.- М., 1999.

Громов Е. С. Природа художественного творчества.- М.,1986.

Кириченко М. А. Альбом по изобразительному искусству.- Киев, 1990.

Кожохина С.к. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей.- М., 2002.

Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.- М., 1991.

Копцева Т. А. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству. -М., 2006.

Левин Ф. Домашние животные: 1-2-3 рисунок.- Минск, 2002.

Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству.- С.-Пб.:«Детство Пресс», 2004.

Хазэл Харрисон. Энциклопедия техник рисунка. - М.: АСТ-Асрель, 2005.

Рекомендуемая литература для учащихся:

Королёва И.А. Профераисова М. Ф. Давай учиться рисовать.- М., 1993.

Литвиненко В.М. Учимся рисовать.- С.-П., 2001.

Большой самоучитель рисования. РОСМЭН.

Интернет ресурсы:

it-n.ru- Сеть творческих учителей, сообщество. Уроки творчества: искусство и технология в школе.

artprojekt.ru/school/Painting/ool/html- образовательно-познавательный сайт по изобразительному искусству.

news.1september.ru- фестиваль педагогических идей «Открытый урок».



© 2010-2022