Конспект урока «Композиция пейзажа» (упражнения)

УРОК ПОСВЯЩАЕТСЯ ОДНОМУ ИЗ ЖАНРОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА –ПЕЙЗАЖУ.  На уроке дети знакомятся с правилами выполнения композиционных схем и выполняют несколько упражнений на составление этих схем. Но прежде класс повторяет некоторые понятия. ЧТО ТАКОЕ ПЕЙЗАЖ?    -             Это художественный образ природы. ЧЕРЕЗ ПЕЙЗАЖ ХУДОЖНИК ПЕРЕДАЁТ ЗРИТЕЛЮ СВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРИРОДУ, ОТСЮДА  ВОЗНИКАЕТ ДЕЛЕНИЕ ПЕЙЗАЖА НА ТИПЫ И ВИДЫ.  ВСПОМИНАЕМ – ТИПЫ ПЕЙЗАЖА.   Камерный .  Панорамный . (Вся теоретическая часть сопровождается показом слайдов).
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока «Композиция пейзажа» (упражнения)

Конспект урока «Композиция пейзажа» (упражнения)

Конспект урока «Композиция пейзажа» (упражнения)

Конспект урока

Тема: «КОМПОЗИЦИЯ ПЕЙЗАЖА»

Предмет: Композиция, 1 класс Преподаватель Яворский Н..А.

2013г


Конспект урока по композиции 1 класс.

Тема урока: Композиция пейзажа, композиционные схемы (упражнения).

Цель урока: Развитие художественного мышления, художественного видения, творческого воображения. Совершенствование навыков работы карандашом. Познакомить учащихся с основными типами композиционных схем, их влиянием на создание выразительного образа природы.

Задача урока: На основе репродукций пейзажа выполнить композиционную схему каждого из них. Выполнить композиционные схемы динамичной части пейзажа (ручей) и статической части пейзажа (горы).

Зрительный ряд:

(для учитель) 1. Репродукции картин художников с изображением пейзажа.

2. Композиционные схемы пейзажей.

(для учащихся) Репродукции пейзажей.

План урока:

1. Сообщение темы урока, задания.

2. Повторение теоретических знаний.

3. Анализ репродукций картин художников и композиционных схем.

4.Объяснение задачи задания.

5. Практическая работа.

6. Анализ выполненных работ.

7. Итог работы.

Ход урока:

УРОК МЫ ПОСВЯТИМ ОДНОМУ ИЗ ЖАНРОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА -ПЕЙЗАЖУ. На уроке познакомимся с правилами выполнения композиционных схем и выполним несколько упражнений на составление этих схем.

Но прежде повторим некоторые понятия.

ЧТО ТАКОЕ ПЕЙЗАЖ? - Это художественный образ природы.

ЧЕРЕЗ ПЕЙЗАЖ ХУДОЖНИК ПЕРЕДАЁТ ЗРИТЕЛЮ СВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРИРОДУ, ОТСЮДА ВОЗНИКАЕТ ДЕЛЕНИЕ ПЕЙЗАЖА НА ТИПЫ И ВИДЫ. ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ - ТИПЫ ПЕЙЗАЖА. (показ слайдов)

Камерный . Панорамный .


КАКИЕ ВИДЫ ПЕЙЗАЖА ВЫ ЗНАЕТЕ? (показ слайдов)

С постройками, с водоёмом, архитектурный, индустриальный, сельский, с изображением людей или с изображением животных.

МЫ УБЕДИЛИСЬ, ЧТО ПЕЙЗАЖНЫЕ КАРТИНЫ МНОГООБРАЗНЫ. ПРИ ИЗОБРАЖЕНИИ ПЕЙЗАЖА ХУДОЖНИК РЕШАЕ РЯД ЗАДАЧ, какие, мы сейчас попробуем разобраться

ПОСМОТРИМ НА РЕПРОДУКЦИИ-

ОНИ НАПИСАНЫ РАЗНЫМИ АВТОРАМИ В РАЗНЫХ СТИЛЯХ. ИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ДОСТИГНУТА БЛАГОДАРЯ ЧЕТКОМУ КОМПОЗИЦИОННОМУ ПОСТРОЕНИЮ.

ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО У КОМПОЗИЦИИ СВОИ ЗАКОНЫ.

СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ ПОЗНАКОМИМСЯ С ОДНОЙ ИЗ СТОРОН КОМПОЗИЦИИ - ЭТО КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ.

Композиционные схемы можно применять в любом из видов изобразительного искусства. При изображении натюрморта или портрета, мы разберём, как с помощью композиционных схем выполнить пейзаж.

Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы.

В результате мы можем говорить, что все элементы на картине располагаются не хаотично, а по определённой схеме - треугольник, квадрат, круг, овал, диагональ, горизонталь или вертикаль, в зависимости от того, что хотел выразить художник.

СЕЙЧАС ПРОВЕДЁМ АНАЛИЗ РЯДА РЕПРОДУКЦИЙ.


  1. ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ НА КАРТИНЕ ОБРАЗА ЧЕГО-ТОУСТОЙЧИВОГО ИЛИ НЕПОДВИЖНОГО ПОДОЙДЁТ ЗАМКНУТАЯ, СТАТИЧНАЯ, ЗАКРЫТАЯ КОМПИЗИЦИЯ

Основные направления линий стягиваются к центру, а основные элементы заключены в квадрат или прямоугольник, треугольник, круг или овал с учётом симметрии.

  1. ЕСЛИ НАДО НАПИСАТЬ ПЕЙЗАЖ В КОТОРОМ ТРЕБУЕТСЯ ПОКАЗАТЬ ПРОСТОР ИЛИ ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ, ТО ЭЛЕМЕНТЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ РАСПОЛАГАЮТСЯ ПО ВЕРТИКАЛИ ИЛИ ГОРИЗОНТАЛИ. ЭТО ТИП ОТКРЫТОЙКОМПОЗИЦИИ.


  1. ЧТОБЫ ПЕРЕДАТЬ ДИНАМИКУ ДВИЖЕНИЕ В КАРТИНЕ, ХУДОЖНИКИ ПРИМЕНЯЮТ СХЕМУ ДИОГАНАЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ. ЧЕМ КРУЧЕ ДИАГОНАЛЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ ДВИЖЕНИЕ.

Повторим основные моменты сегодняшней темы:

ИТАК, КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ В ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ

НА ЗАМКНУТЫЕ и ОТКРЫТЫЕ.

Если линии построения картины стягиваются к центру, или если основные массы пейзажа можно заключить в геометрическую фигуру, то это ЗАМКНУТАЯ композиция.

А, если элементы пейзажа вытянуты по вертикали, горизонтали или диагонали, то

это ОТКРЫТАЯ композиция.

Конечно же, при создании художественных произведений авторы используют свободу творчества, восприятия, но при обучении в композициях очень важно применение композиционных схем, так как они помогут уяснить общую структуру композиции.

А ТЕПЕРЬ ПРИСТУПИМ К ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ.

  1. УПРАЖНЕНИЕ:

Перед вами репродукции пейзажей разных авторов. Попробуйте «прочесть» композиционную схему пейзажа, изображённого на картине.

Вам надо на альбомном листе нарисовать раму картины, затем схематично выполнить линейное или силуэтное изображение основных масс пейзажа без деталей. Определить тип композиционной схемы и начертить красным карандашом линии или геометрические фигуры этой схемы.

Для выполнения этого упражнения вам отводится 10 минут.

  1. УПРАЖНЕНИЕ:

Теперь составим свою композиционную схему простого пейзажа. Выберем для изображения пейзаж с ручьём.

РУЧЕЙ Какой он? Он может иметь своё настроение и характер.

Посмотрите на таблицу. Он : СПЕШАЩИЙ, НЕПОСЕДЛИВЫЙ, УПРЯМЫЙ, БЕГУЩИЙ, НЕСУЩИЙСЯ, ВЕСЁЛЫЙ, ПРОСНУВШИЙСЯ, КРУШАЩИЙ ПРЕГРАДЫ, ГРУСТНЫЙ.

Как он будет двигаться ? Быстро, медленно, величаво, змейкой, притаившись и т.д. Ручей это образ, выберите его характер и дополните деталями: деревья, камни, корни и т.д.

Прислушайтесь к этим строкам:

«ЛЬЁТСЯ, ВЕСЕЛО ИГРАЯ

РУЧЕЁК,

ОН СМЕЁТСЯ, ОН ТРЕПЕЩЕТ,

ОН СВЕРКАЕТ И ДРОЖИТ…


А ДРУГОЙ ЕМУ НАВСТРЕЧУ

С ШУМОМ, РАДОСТЬЮ БЕЖИТ.


И СКЛОНЯЕТ ТРАВА

НАД НИМ КУДРИ СВОИ,

А ОН СЫПЛЕТ, ШАЛУН,

СМЕХОМ ЗВОНКОЙ СТРУИ.


ТО В ЛЕСОК ЗАБЕЖИТЬ,

ТО КУРГАН ОБОВЬЁТ,

ТАМ СЕРДИТО БУРЛИТ,

ЗДЕСЬ БЕСПЕЧНО ПОЁТ.


И ЛАСКАЕТ ТВОЙ СЛУХ

ЭТОЙ ПЕСНЕЙ ЖИВОЙ,

И ПОД ПЕСНИ РУЧЬЯ

ОТДЫХАЕШЬ ДУШОЙ.

(Я. Колас)

Слушая эти строки, в вашем воображении возникали различные пейзажные образы. Каждая строка этого стихотворения рисует различные картины.

Сейчас я раздам вам карточки с этими строками , и вы каждый попробуете составить композиционные схемы по своим строчкам. А затем на листах А-3. Изобразите художественный образ пейзажа с ручьём. Карандашом наметьте композиционную схему. На карандаш не нажимайте. Саму работу выполняйте без карандаша, сразу кистью и красками.

Практическая работа. (Ведётся фронтальная и индивидуальная работа с классом.)

Итог урока. Вернисаж- выставка пейзажей. (Ребята пытаются определить на работах своих одноклассников, какой ручеёк они изобразили).

Преподаватель оценивает работу класса.




© 2010-2022