ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Иванова С.М.


Преподаватель художественного отделения

МБОУ ДОД «ДШИ» г.Стрежевой Томской области


Перестройка системы образования предъявляет новые требования к личности преподавателя, методам и технологии преподавания. Формируется новая ситуация взаимодействия преподавателя и аудитории во всех видах учебно-познавательной деятельности. Во-первых, традиционная лекция, представляя собой процесс передачи знаний в готовом виде, у современных школьников вызывает явное утомление и понижает заинтересованность к предмету и изучаемой теме. Во-вторых, объем информации зачастую так велик, что преподавателю в рамках отведенного учебного времени сложно дать исчерпывающую информацию по изучаемой теме, качественно проиллюстрировать учебный материал, провести рефлексию. Наиболее остро эта проблема обозначается при преподавании дисциплин «История искусств» и «Беседы об искусстве». Хотя с этой проблемой в процессе работы сталкиваются преподаватели всех учебных дисциплин художественного направления. Оптимальным решением данной проблемы на сегодняшний день для меня как преподавателя истории искусств стала технология визуального мышления. Визуальное мышление - это мышление образами. Главное его отличие от логического и абстрактного мышления - простота и эффективность.

Термин «визуальное мышление» в настоящее время получает все большее распространение. Оно определяется как «человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым» [1, С. 17]. Иначе говоря, визуальные образы есть конечный результат нашего мышления. Эйнштейн о процессе своего творчества писал: «Слова, написанные или произнесённые, не играют, видимо ни малейшей роли в механизме моего мышления. Психическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные знаки или образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и скомбинированы» [2]. Раскрывая эту модель творческого мышления, отмечаем, что познание как понимание и творчество - единые процессы.

Интерес педагогики к формированию визуального мышления в ходе учебной деятельности возрос в связи с расширившимися и ставшими доступными преподавателям техническими возможностями различных форм представления информации с использованием компьютерных технологий.

Использование современных технических средств обучения позволяет значительно повысить эффективность занятий при объяснении нового материала, контроле осваиваемых знаний. Результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 20%, зрительного - 30%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 50%. [3 к.94].

Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, ее превращения в знания. При преподавании истории искусств объединение фото, видео, звука и текста, создание более объемного восприятия изучаемого материала становится возможным благодаря применению мультимедийных презентационных технологий.

Учебный материал в электронной презентации, как правило, представлен в краткой форме. Такое представление дает более качественную подачу информации, что достаточно эффективно как на этапе вводных занятий по теме, так и на этапе обобщения и систематизации учебного материала. Мультимедиа-программы воспринимаются как фильм, но в него можно вмешиваться, вносить коррективы, возвращаться в намеченную точку для повторения или выделения изучаемого материала. На слайды презентации могут быть вынесены «опорные конспекты» к занятию. Для меня Неоспоримыми достоинствами применения мультимедийных программ на уроках истории искусств являются:

  • возможность сжатия большого объема информации до небольших размеров с помощью использования схем, таблиц, символов;

  • необходимость обобщения знаний по разделам, темам;

  • возможность демонстрации иллюстративного материала в продолжительном промежутке времени и необходимых размеров для детального изучения.

Внедрение интерактивных технологий повышает требования к уровню профессионализма педагога. Создание презентации к занятию - всегда большая, кропотливая и полезная работа. Полезная для преподавателя, так как приводит в порядок мысли, классифицирует материал, позволяет вскрыть «узкие» места. Полезная для обучающихся, поскольку лекция в таком формате создает своеобразную опору для мышления, развивает навыки наглядного моделирования и является способом повышения их интеллектуального потенциала.

В ходе лекции-визуализации обучающиеся включаются в анализ произведений, что позволяет осмысленно воспринимать информацию и на практике применять ранее полученные знания. Для рефлексии в конце урока очень удобен тест. Его дети выполняют на листочках, затем обмениваются ими и, опираясь на правильные ответы на отдельном слайде, проверяют и оценивают работу друг у друга. Таким образом, происходит закрепление и повторение только что пройденного материала. Процесс анализа произведений значительно упрощает использование интерактивной доски. В этом случае обучающиеся имеют возможность визуально, не повредив иллюстрации, выделить композиционный и смысловой центры художественного произведения, определить динамические линии композиции, выполнить тест, собрать из фрагментов картину.

При проведении лекций-визуализаций соблюдаются такие принципы контекстного обучения как принцип диалогического общения, принцип проблемности, принцип совместной коллективной деятельности, а также принцип игровой деятельности. Игровая форма урока всегда позитивно отражается на отношении учащихся к дисциплине. Применение игровых форм способствует снятию эмоционального напряжения, созданию творческой атмосферы и формированию познавательной мотивации. Для комбинированных уроков по повторению и обобщению пройденного материала есть различные варианты разработок:

  • урок-викторина. Класс делится на две соревнующиеся группы. Вопросы необходимо составлять так, что бы ответ требовал анализа или логического вывода из пройденного материала.

  • урок - кроссворд. На листочках детям раздается схема кроссворда или таблица. На слайдах даются задания, ответы на которые вписываются в сетку или заполняется таблица.

  • урок-пазлы. Обучающимся необходимо классифицировать иллюстративный материал по группам, жанрам, направлениям и т.д.

Каждую электронную презентацию я выполняю в двух экземплярах - для преподавателя (себя) и для обучающихся. Версия для преподавателя всегда пополняется новыми материалами и редактируется. Для обучающихся презентация может включать тесты, кроссворды, гиперссылки и возможность дополнения своими поисковыми материалами.

При изучении материала мультимедийная презентация позволяет включать в себя разнообразные файлы - иллюстрации, репродукции произведений, музыку, видеоролики. Для формирования структуры художественного течения или динамики развития применяются готовые формы SmartArt и диаграммы, что помогает развитию визуального мышления.

В нашей школе мультимедийные приемы применяются в преподавании других дисциплин: дизайна, графической композиции, а также выходят за пределы урочной деятельности. В рамках внеклассной и просветительской деятельности созданы различные презентации и ролики, в т.ч.:

- «Вокруг творятся чудеса, их нужно вовремя увидеть». Презентация творчества обучающейся художественного отделения стрежевской ДШИ Кулишовой Екатерины, класс преподавателя С.М.Ивановой (1 место Областного конкурса виртуальных презентаций);

- «Янгэбц о земле сибирской». Презентация работ обучащихся, созданных в рамках программы «Сибирские этюды», по внедрению национального компонента, классы преподавателей М.А. Шкуропет, С.М.Ивановой (Гран-При Областного конкурса виртуальных презентаций);

- «Все мы родом из детства». Презентация самодеятельного коллектива обучающихся Детской школы искусств Дизайн-театра мод «Мистификация», художественный руководитель С.М.Иванова (2 место Всероссийского конкурса «Профессии, профессии», г.Якутск);

- мультимедийные сопровождения к творческим встречам, концертам, мастер-классам, культурно-массовым мероприятиям;

- презентации по станковой композиции: введение в тему «Человек в искусстве», «Великая Отечественная война» и другие;

Перечислим основные требования, предъявляемые к интерактивным средствам:

  • педагогические требования (дидактические; обоснование выбора тематики; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения);

  • технические требования (презентация не должна быть перегружена всевозможными спецэффектами);

  • эстетические требования (воспитание визуального вкуса).

В настоящее время существует множество Интернет-ресурсов, где можно найти уже готовые электронные презентации и модули флипчартов по различным дисциплинам. В случае если презентация не отвечает собственным поставленным целям и задачам урока, её можно отредактировать в соответствии со своими запросами. Мы считаем, что современный педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, активно использовать их в своей педагогической деятельности. Метод визуализации позволяет увеличить объем передаваемой информации за счет ее систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов, развивать у обучающихся навыки и умения преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, а в целом - сказывается на качестве усвоения материала.

Литература

  1. Зинченко В. П. Современные проблемы образования и воспитания //Вопр. философии. - 1973. - № 11.

  2. libma.ru/psihologija/strategii_geniev_tom_2_albert_yeinshtein/ 3.Базовая структура мыслительной стратегии Эйнштейна.

  3. Каримова Я.Г. Инновационные методы преподавания с использованием Интерактивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся // Творческая педагогика. - 2011. - №3. - С. 94-99.

© 2010-2022