Скульптура Древнего Рима

Урок по предмету «Мировая художественная культура» 8 класс Тема урока: «Римский скульптурный портрет» Цель урока: «расшифровать» язык скульптурного портрета Древнего Рима. Задачи:    Предметно – информационный блок: Формирование образовательной компетенции. Познакомить учащихся с достижениями культуры Древнего Рима, особенностями римской скульптуры, её отличиями от греческой. Способствовать самостоятельному изучению данной темы.   Деятельностно – коммуникационный блок: формирование когнитивных компетенций: уметь «читать» скульптуру, сравнивать, формулировать вопросы к заданной теме, умение доказывать свою току зрения.   Ценностно – ориентационный блок: воспитание уважения к чужой культуре. Развивать компетенции личностного самоусовершенствования.   К конспекту урока прилагается раздаточный материал для индивидуальной работы и работы в группах.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по предмету «Мировая художественная культура» 8 класс

Тема урока: «Римский скульптурный портрет»

Цель урока: «расшифровать» язык скульптурного портрета Древнего Рима.

Задачи:

Предметно - информационный блок: Формирование образовательной компетенции. Познакомить учащихся с достижениями культуры Древнего Рима, особенностями римской скульптуры, её отличиями от греческой. Способствовать самостоятельному изучению данной темы.

Деятельностно - коммуникационный блок: формирование когнитивных компетенций: уметь «читать» скульптуру, сравнивать, формулировать вопросы к заданной теме, умение доказывать свою току зрения.

Ценностно - ориентационный блок: воспитание уважения к чужой культуре. Развивать компетенции личностного самоусовершенствования.

Введение в тему урока. Постановка проблемы.

Для того, чтобы понять, какая тема урока нас сегодня ожидает, нам необходимо выполнить одно задание.

Есть ли желающие поработать у доски?

Задание: сложить из фрагментов два разных изображения произведения искусства. ( 1-2 мин)

Что получилось? (Изображение произведений в жанре скульптуры )

Что в этих двух произведениях общего? (Это античная скульптура)

К античности у нас относится цивилизация и Древней Греции и Древнего Рима.

Что отличается? (Есть отличия……………..)

В музее слепков в Санкт - Петербурге хранится огромное количество слепков человеческих лиц. Это бесценное собрание, благодаря ему, мы имеем возможность видеть портреты людей, давно умерших. Обычай снимать маски с умерших людей существовал у этрусков. Он плавно перешел в почитание предков римлянами. Представьте себе римлянина с бюстами предков, выходящего на праздник.

Знаем ли мы своих предков так, как их знали древние. Почитание предков было и частью идеологии греков.

Постановка проблемы: Неужели римляне так и не сказали своего слова в скульптуре?

Разработка темы. Предметно - информационный блок.

Чтобы ответить на это вопрос нам следует проследить историю развития древнеримской скульптуры. А для этого я вам предлагаю заполнить таблицу.

Ранняя римская скульптура

(Этрусская)

Зрелая римская скульптура

«августовский классицизм»

Поздняя римская скульптура

(кризис римской скульптуры)

Лекция по презентации. (15 мин)

Задание для работы в парах. (3 мин)

  1. Статуя Августа.

Текст: «….С виду он был красив, лицо его было спокойным и ясным. Глаза у него были светлые и блестящие; он любил, чтобы в них чудилась некая божественная сила, и бывал доволен когда под его пристальным взглядом собеседник опускал глаза, словно от сияния солнца… Зубы у него были редкие, мелкие и не ровные, волосы рыжеватые и чуть вьющиеся, брови сросшиеся, уши не большие, нос с горбинкой и заостренный. Росту он был невысокого…» Светоний (ученик)

Сравните словесный портрет и скульптурный. Похожи ли они? Идеализирует ли скульптор Августа? Какими средствами выразительности пользуется скульптор?

(Статуя близка к греческим образцам)

  1. Бюст Сципиона и «Дорифор» Поликлета

Сравните два скульптурных портрета. Могли ли греки изобразить старика, умирающего воина или ребенка?Почему?

  1. Конная статуя Марка Аврелия.

Сколько точек опоры? Что служит опорами? (Движение ) то символизирует конная статуя? Мог ли Рим обойтись без конной статуи? Назовите, какие конные статуи вы ещё знаете?

  1. Император Константин Великий.

Похож ли этот портрет на императорский? Что «бросается в глаза»? На какое каноническое изображение похож этот бюст?

Кульминация (3 мин):

Заполните недостающие слова в предложениях.

  1. Римская скульптура в отличии от греческой более индивидуализирована.

  2. Культура посмертных масок заимствована у этрусков.

  3. Римляне делали бронзовые копии греческих скульптур.

  4. Предков изображали предельно похоже.

  5. Римский бюст отображал характер, закладывал основы современной скульптуры.

  6. Изображали в основном патрициев.

  7. Греческая культура возделывала душу - римская скульптура возвеличивала идею императорского Рима.

Рефлексия: Представьте себе, что вам поручили устроить выставку древнеримского скульптурного портрета. А как можно сообщить об этом заинтересованным людям? (Интернет, телевизионная реклама, листовки)

Я предлагаю вам сделать буклет. Краткая информация у вас есть в рабочих листках. Постарайтесь оформить буклет как приглашение на выставку. Основным условием для оценивания вашей работы это желание прочитавшего посетить экспозицию.

Спасибо за урок!

Раздаточный материал.

Рабочий листок к теме: «Римский скульптурный протрет»

Цель урока: «расшифровать» язык скульптурного портрета Древнего Рима.

Постановка проблемы: Неужели римляне так и не сказали своего слова в скульптуре?

Чтобы ответить на это вопрос нам следует проследить историю развития древнеримской скульптуры. А для этого я вам предлагаю заполнить таблицу.

Ранняя римская скульптура

(Этрусская)

Зрелая римская скульптура

«августовский классицизм»

Поздняя римская скульптура

(кризис римской скульптуры)








Задание для работы в парах.

  1. Статуя Августа.

Текст: «….С виду он был красив, лицо его было спокойным и ясным. Глаза у него были светлые и блестящие; он любил, чтобы в них чудилась некая божественная сила, и бывал доволен когда под его пристальным взглядом собеседник опускал глаза, словно от сияния солнца… Зубы у него были редкие, мелкие и не ровные, волосы рыжеватые и чуть вьющиеся, брови сросшиеся, уши не большие, нос с горбинкой и заостренный. Росту он был невысокого…» Светоний (ученик)

Сравните словесный портрет и скульптурный. Похожи ли они? Идеализирует ли скульптор Августа? Какими средствами выразительности пользуется скульптор?

(Статуя близка к греческим образцам)

  1. Бюст Сципиона и «Дорифор» Поликлета

Сравните два скульптурных портрета. Могли ли греки изобразить старика, умирающего воина или ребенка?Почему?

  1. Конная статуя Марка Аврелия.

Сколько точек опоры? Что служит опорами? (Движение ) то символизирует конная статуя? Мог ли Рим обойтись без конной статуи? Назовите, какие конные статуи вы ещё знаете?

  1. Император Константин Великий.

Похож ли этот портрет на императорский? Что «бросается в глаза»? На какое каноническое изображение похож этот бюст?

Индивидуальное задание.

Заполните недостающие слова в предложениях.

  1. Римская скульптура в отличии от греческой более______________.

  2. Культура посмертных масок заимствована_______________.

  3. Римляне делали бронзовые копии___________________________.

  4. Предков изображали____________________.

  5. Римский бюст отображал __________, закладывал основы ________________________

  6. Изображали в основном_____________.

  7. Греческая культура возделывала душу - римская скульптура________________________________________.

Задание для работы в группах.

В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ БУКЛЕТОВ?

Суть буклета состоит в том, чтобы при минимальной площади вместить максимум информации, которую хозяин буклета желает донести до своей аудитории. Ещё одна важная особенность буклета, отличающая его от листовок - с одной стороны и брошюр с другой - состоит в том, что буклет не имеет сшитых страниц, как брошюра, но и не является однополосным листом, как листовка.

Информация в буклете может быть как просветительского, так и рекламного характера. Яркость и красочность для буклета являются обязательным условием, ведь он должен привлечь к себе внимание и вызвать заинтересованность.



© 2010-2022