Урок по изо на тему Одежда говорит о человеке (6 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА



Фамилия, имя. отчество педагога

Кочурова Галина Владимировна

Наименование образовательного учреждения, район (город)

Муниципальное образовательное учреждение Шарловская СОШ

Тема занятия

Одежда «говорит» о человеке

Возраст обучающихся

11-12 лет (5 класс)

Тип урока

Изучение новых знаний

Методы и формы обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, демонстрация рассказа; индивидуальная, фронтальная, парная

Цель урока:

Образовательный аспект

Воспитательный аспект

Развивающий аспект

-Сформировать понятие места и роли декоративного искусства в жизни человека; познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая.

-Воспитывать у учащихся интерес к мировому искусству, толерантность.

-Развивать творческую фантазию учащихся.

Планируемые результаты

Предметные

- базовый уровень

-повышенный уровень

Метапредментые результаты

- регулятивные

- познавательные

- коммуникативные

-Учащиеся должны понимать роль одежды в жизни человека, знать различные стили и направления в одежде, историческое наследие костюма.

-Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ.

-Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

-Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов.

-Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы.

Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)*


Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер - видеопроектор.

Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)

Учителю: Репродукции картин китайских художников

Ученику: Рисунки, раздаточные материалы, ножницы, клей, краски, тонкие кисти, фломастеры, гелевые ручки, листы бумаги.

УМК (литературный ряд)

УМК (музыкальный ряд)

УМК (видеоряд)

Мультимедийная презентация «Одежда говорит о человеке»























Технологическая карта урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся (УУД)


познавательные

коммуникативные

регулятивные

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

1

2

3

4

5

6

7


1.Организационный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.


Цель: познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая

1.Приветствие. Ребята, я очень рада вас видеть. Сегодня мы продолжим путешествие в мир искусства.

2.Проверка готовности к уроку

3.Дежурные говорят об отсутствующих

Ребята, вы сегодня очень нарядные. Сразу видно, что готовились к нашей встрече. В России говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму»

Что бы это значило? ( ответы детей)

В старину на Руси встречали по одежке: одежда и вышитые на ней узоры могли рассказать о том, к какому народу принадлежит человек, в каких краях живет, чем занимается.

А вот провожали «по уму». Интересно, а в других странах, одежда имела такое же значение, как вы думаете? (ответы детей)

Именно об этом наш урок. На этом уроке вы познакомитесь с декоративно-прикладным искусством народов Древнего Китая. Народы Китая бережно хранят национальные традиции .Итак, формулируем тему урока: О чем говорит одежда? (о человеке)

Спасибо, молодцы! Вот наша тема урока: Одежда говорит о человеке.( на доске)

Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме.

Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа

Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме

Планирование учебного сотрудничества

Определяют цель и проблему в учебной деятельности

Волевая

саморегуляция.

2.Этап «Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.

Задача: познакомить уч-ся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая.


Цель: показать тесную связь восточного искусства с окружающей природой и мифологией.

Предлагаю совершить виртуальное путешествие в Древний Китай.

Уточним цель нашего путешествия:

-рассмотрим одежду

-выяснить, как украшали китайцы свой костюм, чтобы подчеркнуть свое положение в обществе

-представим отчет о нашем путешествии

Кто согласен с этим планом?- похлопали в ладоши.

Кто не согласен, потопали ногами.

Для того, чтобы наш скачок во времени был удачным, повторяйте за мной все движения:

-Расправили руки, взмахнули, летим и все как один зорко в небо глядим. Как увидели Пекин, ручками похлопали, ножками потопали. Приземлились и сидим. Зорко на экран глядим.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.(или учебник)

Знакомятся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая

Научатся украшать китайскую одежду декоративными элементами
















Соблюдают норму коллективного общения


Излагают своё мнение, понимают позицию другого

Выдвигают версии, работают по плану. Дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма.

Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.


3.Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.


Цель: научить учащихся понимать роль культуры и искусства Китая в жизни человека.

Работа по вопросам:

-Столица Китая? (Пекин)

-Символом кого является дракон? (императора)

-Какой цвет использовался как цвет символ императора?(желтый)

-

Что вы можете рассказать о Китае?( 1 ученик-

Китай - от старославянского «кита»-стена (отсюда Китай - страна расположенная за Великой китайской стеной)

Китай - третья по величине страна в мире.

Великая китайская стена - самая длинная стена в мире. Она так велика, что ее видно даже из космоса! Она простирается почти на 6000 км. И достаточно широка: по ней бок -обок могут проскакать пять лошадей.

2 ученик- Диана Малахова

Ученик (миф о происхождении мира): «Согласно китайскому мифу первоначально мир состоял их многочисленных мельчайших частиц, в какой-то момент легкие светлые частицы поднялись вверх, а тяжелые, темные упали вниз. Из светлых частиц, получивших название ян,образовалось небо, из темных (инь) - земля. Взаимосвязь ян и инь породила в природе тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Существование ян и инь является необходимым условием жизни, их сосуществование и чередование неизбежно, как чередование лета и зимы, дня и ночи».

3 ученик-Оля Бычкова

Объясните знак ИНЬ-ян.

: Графически эти космические силы изображались как две неотделимые половины - белая (ян) и черная (инь), изогнутые таким образом, что кажется, будто одна готова перейти в другую (1). Белая точка на черной половине и черная точка на белой половине олицетворяют неизбежное взаимопроникновение противоборствующих сил.

4 ученик-Даша Павлова

Символ императора.

Дракон, ставший символом китайской нации, был, как правило, существом добрым, милостивым к людям. За это китайцы воздавали ему высокие почести. Сохранилось большое количество изображений самых разных драконов. Один из вариантов представляет дракона с телом змеи, покрытое чешуей, кроличьими глазами, коровьими (или заячьими ушами), на морде у него длинные усы, а четыре тигриные лапы имеют орлиные когти. Дракона было принято изображать заглатывающим или выплескивающим жемчужину - символ его силы и могущества

5 ученик- Настя

Одежда китайцев.

Национальная одежда китайцев была многослойной. Мужчины и женщины носили длинные халаты, скрывающие форму тела. Длинные широкие рукава напоминали мешки. Со временем правительственными указами были регламентированы фактура тканей, цвет одежды императора и его свиты, чиновников и другого населения: золотой и желтый - цвет для императора (7), белый и красный - для воинов, голубой - для молодых воинов, коричневый - для сановников.

Идеалы красоты с течением времени менялись, но чувство гармонии у китайцев было сильно развито всегда.

Мужчины носили прически из длинных волос, уложенных в пучки на темени; надо лбом, на висках и затылке волосы приглаживались, а узел закреплялся шпилькой. Одно время был введен обычай брить переднюю часть головы, а волосы на затылке заплетать в косу. Чтобы коса была длиннее, в концы волос вплетали шелковые шнуры. Коса у мальчиков символизировала связь с семьей.

Неотъемлемой частью костюма был головной убор. Его не снимали даже в торжественных случаях, а по украшениям на головном уборе можно было определить социальное положение человека. Носили конические шляпы из тростника, небольшие шапочки из прозрачного или черного шелка, в торжественных случаях надевали головные уборы, напоминающие крышу пагоды.

6 ученик- Кристина

Одежда китаянок

Китаянки должны были обладать изящными манерами. Знатные дамы умели играть на лютне, петь, играть в шахматы, писать стихи, искусно вышивать, владеть каллиграфией (8). Прекрасным считалось круглое лицо, которое поэты сравнивали с бледной луной. Маленькие ступни и кисти рук были признаком аристократизма, поэтому ступни девочек из знатных семей плотно бинтовали, на них надевали специальные колодки, приостанавливающие рост.

Женские прически сложнее мужских, в их основе пучок. Часто в прическе делали несколько проборов, симметричных валиков, петель. Прически могли носить с негустой челкой, которая доходила до середины лба. Волосы и головные уборы украшались цветами, ветками, листьями, они поддерживались шелковыми шнурами и шпильками. Китаянки сильно белили лицо, румянились и подкрашивали брови

ОБОБЩЕНИЕ.


Умеют отвечать на вопросы, сравнивать, выделять главное, обобщать. Ищут свои пути решения учебной задачи

Умение сориентироваться в заданной ситуации

Отвечают на вопросы, делают сообщения.

Умеют планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Соблюдают нормы коллективного общения.


Выдвигают версии, работают по плану

4.Этап «Первичная проверка понимания». Кроссворд

Задача: закрепить знания о декоративно-прикладном искусстве Древнего Китая.

Цель: закрепить полученные знания

1.Символ Китайского императора(дракон)

2.Страна властный императоров(китай)

3.Особый знак положения человека в обществе(одежда)

4.Название птицы символизирующей долголетие(журавль)

Находят правильный ответ, строят логически обоснованное рассуждение

Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, дают ответы на вопросы.

В парах и группах (4-6) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои решения

Выполняют творческое задание

Осуществляют взаимоконтроль своих ответов

Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе

5.Этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной гимнастики для улучшения мозгового кровообращения, а также профилактической гимнастики для глаз.

ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

1. Исходное положение - сидя на стуле. 1-2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение - сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.

4. Исходное положение. 4-5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

6.Этап «Первичное закрепление умений. Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Цель: выполнить украшение одежды китайского императора и китайской придворной дамы декоративными элементами.

Пришло время творческого отчета о нашем путешествии.

Будем украшать одежду Китайского императора и китайской придворной дамы. Работа коллективная. Будем работать в парах.

Эту практическую работу будем выполнять на тонированной бумаге. На листе формата А-2 мы заранее подготовили фигуры «китайского императора» и «придворной китайской дамы».Показ на доске.

Задание по группам:

I группа (сильные учащиеся) - выполнить декоративные орнаменты (геометрические или растительные) для деталей китайского женского костюма: воротника, низа рукавов и низа халата (10). Лекала деталей находятся в конвертах на парте. В группе может быть 3-4 человека: один выполняет орнамент для воротника, другой - для рукавов, третий - для низа верхнего халата, четвертый - для нижнего. Важно договориться о цветовой гамме и элементах узора, чтобы орнаменты гармонировали друг с другом.

Последовательность выполнения орнаментов для украшения женского китайского костюма.

  1. Обвести контуры лекал деталей костюма на альбомном листе.

  2. Затонировать эти формы. (Договоритесь друг с другом о цветовой гамме, чтобы орнаменты гармонировали друг с другом).

  3. Тонкими кисточками гуашью (фломастерами или гелевыми ручками) выполнить орнамент. Можно использовать предварительный рисунок карандашом. (Желательно договориться об одинаковых элементах орнамента для воротника, рукавов и низа верхнего халата, чтобы в итоге не получилось дисгармонии).

II группа - украсить халат китайского императора изображением дракона, воспользовавшись Инструкцией 1

III группа - выполнить декоративный рисунок для веера или фонарика в виде цветущей ветки сакуры (вишни) (Инструкция 2). Шаблон фонарика - в конверте. Рисунок для веера выполняется на ½ альбомного листа, затем складывается гармошкой.

Лучшие работы украшают женский и мужской китайский костюм. Рисунки драконов вырезаются и слегка наклеиваются в области груди и на подол мужского халата, орнаменты для женского халата также вырезаются и наклеиваются на женский костюм

Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;

Во время самостоятельной работы учащихся звучит музыкальный фон


Овладевают приемами и навыками самостоятельной работы

Используют в практической деятельности приёмы, пользуясь инструкцией

Каждая пара готовит своё рабочее место, размещает художественные материалы. Ищут свои пути решения учебной задачи

Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.

Планируют деятельность в учебной ситуации; способы достижения цели

Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования

7.Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа, подбор материала по заданной теме.


Учащимся предлагается найти и собрать вырезки с изображениями костюмов разных времен и народов. Объяснить, к какому времени они относятся и кто мог бы носить такую одежду.

Обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его и определяют ответственного за сообщение на выбранную тему на следующем уроке, ответственных за сбор текстовой и визуально-иллюстративной части сообщения ( слайды, репродукции, картинки - открытки, иллюстрации и т.д.).

8.Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Цель: Обобщение темы урока, подведение итогов урока, организация и комментирование детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились украшения для китайской одежды.

Внимание на доску. Каждый из вас должен выйти к доске и прикрепить к дракону чешуйку. Зеленую, желтую или красную.

-у меня все получилось на уроке (зеленого цвета)

-я старался, но могу работать лучше (желтого)

-я буду стараться, и у меня все получится(красного)

Сегодня вы славно поработали на уроке, я

каждому за работу ставлю высший бал.

На этом наш урок закончен.

СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД.

Комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку

Осознанно и произвольно обосновывают качество продуктивной деятельности в парах и индивидуально.

Демонстрируют свои работы, объединяют их в единую творческую работу.

Овладевают умением вести диалог, осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища.

Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий.

Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах корректировку и недопущения повторения подобных ошибок.





© 2010-2022