- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок по изо на тему Одежда говорит о человеке (6 класс)
Урок по изо на тему Одежда говорит о человеке (6 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кочурова Г.В. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
-
Фамилия, имя. отчество педагога
Кочурова Галина Владимировна
Наименование образовательного учреждения, район (город)
Муниципальное образовательное учреждение Шарловская СОШ
Тема занятия
Одежда «говорит» о человеке
Возраст обучающихся
11-12 лет (5 класс)
Тип урока
Изучение новых знаний
Методы и формы обучения
Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, демонстрация рассказа; индивидуальная, фронтальная, парная
Цель урока:
Образовательный аспект
Воспитательный аспект
Развивающий аспект
-Сформировать понятие места и роли декоративного искусства в жизни человека; познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая.
-Воспитывать у учащихся интерес к мировому искусству, толерантность.
-Развивать творческую фантазию учащихся.
Планируемые результаты
Предметные
- базовый уровень
-повышенный уровень
Метапредментые результаты
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
-Учащиеся должны понимать роль одежды в жизни человека, знать различные стили и направления в одежде, историческое наследие костюма.
-Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ.
-Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
-Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов.
-Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы.
Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)*
Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер - видеопроектор.
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)
Учителю: Репродукции картин китайских художников
Ученику: Рисунки, раздаточные материалы, ножницы, клей, краски, тонкие кисти, фломастеры, гелевые ручки, листы бумаги.
УМК (литературный ряд)
УМК (музыкальный ряд)
УМК (видеоряд)
Мультимедийная презентация «Одежда говорит о человеке»
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся (УУД)
познавательные
коммуникативные
регулятивные
Осуществляемые действия
Формируемые способы действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы действия
1
2
3
4
5
6
7
1.Организационный этап. Подведение к цели урока.
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Цель: познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая
1.Приветствие. Ребята, я очень рада вас видеть. Сегодня мы продолжим путешествие в мир искусства.
2.Проверка готовности к уроку
3.Дежурные говорят об отсутствующих
Ребята, вы сегодня очень нарядные. Сразу видно, что готовились к нашей встрече. В России говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму»
Что бы это значило? ( ответы детей)
В старину на Руси встречали по одежке: одежда и вышитые на ней узоры могли рассказать о том, к какому народу принадлежит человек, в каких краях живет, чем занимается.
А вот провожали «по уму». Интересно, а в других странах, одежда имела такое же значение, как вы думаете? (ответы детей)
Именно об этом наш урок. На этом уроке вы познакомитесь с декоративно-прикладным искусством народов Древнего Китая. Народы Китая бережно хранят национальные традиции .Итак, формулируем тему урока: О чем говорит одежда? (о человеке)
Спасибо, молодцы! Вот наша тема урока: Одежда говорит о человеке.( на доске)
Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме.
Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа
Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме
Планирование учебного сотрудничества
Определяют цель и проблему в учебной деятельности
Волевая
саморегуляция.
2.Этап «Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.
Задача: познакомить уч-ся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая.
Цель: показать тесную связь восточного искусства с окружающей природой и мифологией.
Предлагаю совершить виртуальное путешествие в Древний Китай.
Уточним цель нашего путешествия:
-рассмотрим одежду
-выяснить, как украшали китайцы свой костюм, чтобы подчеркнуть свое положение в обществе
-представим отчет о нашем путешествии
Кто согласен с этим планом?- похлопали в ладоши.
Кто не согласен, потопали ногами.
Для того, чтобы наш скачок во времени был удачным, повторяйте за мной все движения:
-Расправили руки, взмахнули, летим и все как один зорко в небо глядим. Как увидели Пекин, ручками похлопали, ножками потопали. Приземлились и сидим. Зорко на экран глядим.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.(или учебник)
Знакомятся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая
Научатся украшать китайскую одежду декоративными элементами
Соблюдают норму коллективного общения
Излагают своё мнение, понимают позицию другого
Выдвигают версии, работают по плану. Дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма.
Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.
3.Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.
Цель: научить учащихся понимать роль культуры и искусства Китая в жизни человека.
Работа по вопросам:
-Столица Китая? (Пекин)
-Символом кого является дракон? (императора)
-Какой цвет использовался как цвет символ императора?(желтый)
-
Что вы можете рассказать о Китае?( 1 ученик-
Китай - от старославянского «кита»-стена (отсюда Китай - страна расположенная за Великой китайской стеной)
Китай - третья по величине страна в мире.
Великая китайская стена - самая длинная стена в мире. Она так велика, что ее видно даже из космоса! Она простирается почти на 6000 км. И достаточно широка: по ней бок -обок могут проскакать пять лошадей.
2 ученик- Диана Малахова
Ученик (миф о происхождении мира): «Согласно китайскому мифу первоначально мир состоял их многочисленных мельчайших частиц, в какой-то момент легкие светлые частицы поднялись вверх, а тяжелые, темные упали вниз. Из светлых частиц, получивших название ян,образовалось небо, из темных (инь) - земля. Взаимосвязь ян и инь породила в природе тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Существование ян и инь является необходимым условием жизни, их сосуществование и чередование неизбежно, как чередование лета и зимы, дня и ночи».
3 ученик-Оля Бычкова
Объясните знак ИНЬ-ян.
: Графически эти космические силы изображались как две неотделимые половины - белая (ян) и черная (инь), изогнутые таким образом, что кажется, будто одна готова перейти в другую (1). Белая точка на черной половине и черная точка на белой половине олицетворяют неизбежное взаимопроникновение противоборствующих сил.
4 ученик-Даша Павлова
Символ императора.
Дракон, ставший символом китайской нации, был, как правило, существом добрым, милостивым к людям. За это китайцы воздавали ему высокие почести. Сохранилось большое количество изображений самых разных драконов. Один из вариантов представляет дракона с телом змеи, покрытое чешуей, кроличьими глазами, коровьими (или заячьими ушами), на морде у него длинные усы, а четыре тигриные лапы имеют орлиные когти. Дракона было принято изображать заглатывающим или выплескивающим жемчужину - символ его силы и могущества
5 ученик- Настя
Одежда китайцев.
Национальная одежда китайцев была многослойной. Мужчины и женщины носили длинные халаты, скрывающие форму тела. Длинные широкие рукава напоминали мешки. Со временем правительственными указами были регламентированы фактура тканей, цвет одежды императора и его свиты, чиновников и другого населения: золотой и желтый - цвет для императора (7), белый и красный - для воинов, голубой - для молодых воинов, коричневый - для сановников.
Идеалы красоты с течением времени менялись, но чувство гармонии у китайцев было сильно развито всегда.
Мужчины носили прически из длинных волос, уложенных в пучки на темени; надо лбом, на висках и затылке волосы приглаживались, а узел закреплялся шпилькой. Одно время был введен обычай брить переднюю часть головы, а волосы на затылке заплетать в косу. Чтобы коса была длиннее, в концы волос вплетали шелковые шнуры. Коса у мальчиков символизировала связь с семьей.
Неотъемлемой частью костюма был головной убор. Его не снимали даже в торжественных случаях, а по украшениям на головном уборе можно было определить социальное положение человека. Носили конические шляпы из тростника, небольшие шапочки из прозрачного или черного шелка, в торжественных случаях надевали головные уборы, напоминающие крышу пагоды.
6 ученик- Кристина
Одежда китаянок
Китаянки должны были обладать изящными манерами. Знатные дамы умели играть на лютне, петь, играть в шахматы, писать стихи, искусно вышивать, владеть каллиграфией (8). Прекрасным считалось круглое лицо, которое поэты сравнивали с бледной луной. Маленькие ступни и кисти рук были признаком аристократизма, поэтому ступни девочек из знатных семей плотно бинтовали, на них надевали специальные колодки, приостанавливающие рост.
Женские прически сложнее мужских, в их основе пучок. Часто в прическе делали несколько проборов, симметричных валиков, петель. Прически могли носить с негустой челкой, которая доходила до середины лба. Волосы и головные уборы украшались цветами, ветками, листьями, они поддерживались шелковыми шнурами и шпильками. Китаянки сильно белили лицо, румянились и подкрашивали брови
ОБОБЩЕНИЕ.
Умеют отвечать на вопросы, сравнивать, выделять главное, обобщать. Ищут свои пути решения учебной задачи
Умение сориентироваться в заданной ситуации
Отвечают на вопросы, делают сообщения.
Умеют планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Соблюдают нормы коллективного общения.
Выдвигают версии, работают по плану
4.Этап «Первичная проверка понимания». Кроссворд
Задача: закрепить знания о декоративно-прикладном искусстве Древнего Китая.
Цель: закрепить полученные знания
1.Символ Китайского императора(дракон)
2.Страна властный императоров(китай)
3.Особый знак положения человека в обществе(одежда)
4.Название птицы символизирующей долголетие(журавль)
Находят правильный ответ, строят логически обоснованное рассуждение
Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, дают ответы на вопросы.
В парах и группах (4-6) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои решения
Выполняют творческое задание
Осуществляют взаимоконтроль своих ответов
Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе
5.Этап «Профилактический». Физминутка.
Задача: проведение разминочной гимнастики для улучшения мозгового кровообращения, а также профилактической гимнастики для глаз.
ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
1. Исходное положение - сидя на стуле. 1-2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение - сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
4. Исходное положение. 4-5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
6.Этап «Первичное закрепление умений. Применение освоенного в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
Цель: выполнить украшение одежды китайского императора и китайской придворной дамы декоративными элементами.
Пришло время творческого отчета о нашем путешествии.
Будем украшать одежду Китайского императора и китайской придворной дамы. Работа коллективная. Будем работать в парах.
Эту практическую работу будем выполнять на тонированной бумаге. На листе формата А-2 мы заранее подготовили фигуры «китайского императора» и «придворной китайской дамы».Показ на доске.
Задание по группам:
I группа (сильные учащиеся) - выполнить декоративные орнаменты (геометрические или растительные) для деталей китайского женского костюма: воротника, низа рукавов и низа халата (10). Лекала деталей находятся в конвертах на парте. В группе может быть 3-4 человека: один выполняет орнамент для воротника, другой - для рукавов, третий - для низа верхнего халата, четвертый - для нижнего. Важно договориться о цветовой гамме и элементах узора, чтобы орнаменты гармонировали друг с другом.
Последовательность выполнения орнаментов для украшения женского китайского костюма.
-
Обвести контуры лекал деталей костюма на альбомном листе.
-
Затонировать эти формы. (Договоритесь друг с другом о цветовой гамме, чтобы орнаменты гармонировали друг с другом).
-
Тонкими кисточками гуашью (фломастерами или гелевыми ручками) выполнить орнамент. Можно использовать предварительный рисунок карандашом. (Желательно договориться об одинаковых элементах орнамента для воротника, рукавов и низа верхнего халата, чтобы в итоге не получилось дисгармонии).
II группа - украсить халат китайского императора изображением дракона, воспользовавшись Инструкцией 1
III группа - выполнить декоративный рисунок для веера или фонарика в виде цветущей ветки сакуры (вишни) (Инструкция 2). Шаблон фонарика - в конверте. Рисунок для веера выполняется на ½ альбомного листа, затем складывается гармошкой.
Лучшие работы украшают женский и мужской китайский костюм. Рисунки драконов вырезаются и слегка наклеиваются в области груди и на подол мужского халата, орнаменты для женского халата также вырезаются и наклеиваются на женский костюм
Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;
Во время самостоятельной работы учащихся звучит музыкальный фон
Овладевают приемами и навыками самостоятельной работы
Используют в практической деятельности приёмы, пользуясь инструкцией
Каждая пара готовит своё рабочее место, размещает художественные материалы. Ищут свои пути решения учебной задачи
Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.
Планируют деятельность в учебной ситуации; способы достижения цели
Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования
7.Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
Задача: поисковая работа, подбор материала по заданной теме.
Учащимся предлагается найти и собрать вырезки с изображениями костюмов разных времен и народов. Объяснить, к какому времени они относятся и кто мог бы носить такую одежду.
Обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его и определяют ответственного за сообщение на выбранную тему на следующем уроке, ответственных за сбор текстовой и визуально-иллюстративной части сообщения ( слайды, репродукции, картинки - открытки, иллюстрации и т.д.).
8.Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
Цель: Обобщение темы урока, подведение итогов урока, организация и комментирование детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.
Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились украшения для китайской одежды.
Внимание на доску. Каждый из вас должен выйти к доске и прикрепить к дракону чешуйку. Зеленую, желтую или красную.
-у меня все получилось на уроке (зеленого цвета)
-я старался, но могу работать лучше (желтого)
-я буду стараться, и у меня все получится(красного)
Сегодня вы славно поработали на уроке, я
каждому за работу ставлю высший бал.
На этом наш урок закончен.
СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД.
Комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку
Осознанно и произвольно обосновывают качество продуктивной деятельности в парах и индивидуально.
Демонстрируют свои работы, объединяют их в единую творческую работу.
Овладевают умением вести диалог, осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища.
Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий.
Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах корректировку и недопущения повторения подобных ошибок.