Рабочая программа по МХК для 10 класса

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. - М.: Владос, 2006г.с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». Она создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Фе­дерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.

В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.

Цель данной рабочей программы - на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции. В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, история, география…).

В программе представлены разделы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Ренессанса», позволяющие учащимся на конкретных примерах, понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического, с другой.

Задачи:

  • повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;

  • воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;

  • раскрытие художественно-образного языка изображения окру­жающей действительности в различных видах и жанрах изобра­зительного искусства;

  • развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;

  • развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

  • формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;

  • формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

  • формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Программу отличает открытость к художественному многообра­зию, обращенность к искусству и художественной культуре нацио­нального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освое­ние отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообога­щения при сохранении собственного своеобразия.

Построение программы «Мировая художественная культура. 11 клас­с» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;

- принцип историзма;

- принцип опоры на творческий метод (стиль);

- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;

- принцип художественно-педагогической драматургии урока.

В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и диф­ференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкрет­ными задачами их воспитания и развития.

Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.

На уроках МХК запланировано использование учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой: программы, учебника.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебного процесса.

Проверочных контролирующих уроков -4

1 полугодие-2

2 полугодие-2

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

Современные тенденции развития художественного образования направлены на динамику развития полихудожественного образования, обеспечивающего формирование общей культуры личности.

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны знать:

- основные эпохи в художественном развитии человечества;

-культурные доминанты различных периодов в развитии мировой художественной культуры;

-основные стили и направления в мировой художественной культуре;

-роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;

- особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;

- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;

- основные художественные музеи России и мира.

Уметь:

-отличать произведения искусства различных стилей;

- показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;

-пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее.

Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать / понимать:

- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

- роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

УМЕТЬ:

- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

- пользоваться искусствоведческими терминами;

- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

- выполнять учебные и творческие задания ( доклады, рефераты, сочинения, рецензии).

Использовать приобретённые знания и умения в жизни.

Календарно-тематическое планирование

по мировой художественной культуре 10-ый год обучения (первая часть)


Кол-во ч

Тема урока

Домашнее

задание

Дата

Дополни­тельный

материал

Региональный

компонент

1.

1

Введение.

конспект


Раздел I.Художественная культура древнего и средневекового востока.

2.

1

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности

С.11-25

презентации


Православные храмы в истории города

3.

1

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности

С.25-31

МУЛЬТИМЕД.

ОБОРУДОВАНИЕ

Археологические исследования на территории нашего края.

4.

1

Художественная культура Древней и Средневековой Индии: верность традиции.

С.31-37

МУЛЬТИМЕД.

ОБОРУДОВАНИЕ

5.

1

Художественная культура Древней и Средневековой Индии: верность традиции.

С.39-47

презентации

МУЛЬТИМЕД.

ОБОРУДОВАНИЕ

Традиции и праздники в Старооскольском уезде.

6.

1

Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений.

С.47-51



7.

1

Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой, *защита проектов на тему древний и средневековый востока.

С.55-67

МУЛЬТИМЕД.

ОБОРУДОВАНИЕ

Православные храмы в истории города

8.

1

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.

конспект

МУЛЬТИМЕД.

ОБОРУДОВАНИЕ

Архитектура города

9.

1

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

С.70-93

презентации

Раздел II.Художественная культура Европы :становление христианской традиции

10.

1

Античность: колыбель европейской художественной культуры.

С.98-121

презентации

МУЛЬТИМЕД.

ОБОРУДОВАНИЕ

Разработка экскурсии «Прогулка по улице Курской».

11.

1

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия.

С.121-134

МУЛЬТИМЕД.

ОБОРУДОВАНИЕ

12.

1

Художественная культура европейского Средневековья освоение христианской образности.

С.135-151

сообщ


13.

1

Художественная культура итальянского Возрождения: Трудный путь гуманизма

С.151-195

МУЛЬТИМЕД.

ОБОРУДОВАНИЕ

14.

1

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке.

С.195-217

презентации


Народная культура Белгородчины

15.

1

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке.

С.217-221


Семья и бытовой уклад.

16.

1

*Контрольная работа по теме

Художественная культура Европы

С.221-247

МУЛЬТИМЕД.

ОБОРУДОВАНИЕ


17.

.

Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.

конспект


18.


Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.

С.247-257





Раздел III. Духовно-нравственные основы русской художественной

культуры : у истоков национальной традиции (Х-ХVIIIвв.)

19

1

Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства

С.287-299

20.

1

Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты.

С.299-307

презентации

МУЛЬТИМЕД.

ОБОРУДОВАНИЕ

Православные храмы в истории города

21.

1

Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты.

С.307-13

МУЛЬТИМЕД.

ОБОРУДОВАНИЕ

22.

1

От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля .

С.313-333

презентации


Традиционные хозяйственные

занятия жителей уезда.

23.

1

Художественная культура ХVIIв.: смена духовных ориентиров.


С.333-343

МУЛЬТИМЕД.

ОБОРУДОВАНИЕ

24.

1

Русская художественная культура в эпоху Просвещения формирование гуманистических идеалов.

С.349-367



25

1

Самостоятельная работа по теме «Древнерусская архитектура»,



26

2


От языческой к православной художественной культуре


С.14-48


Православные храмы в истории города

27

1


Художественное наследие древнерусских княжеств.


С.64-108

МУЛЬТИМЕД.

ОБОРУДОВАНИ


28

1


Иконопись: творчество Андрея Рублева и Дионисия.


С.116-135

МУЛЬТИМЕД.

ОБОРУДОВАНИ



29

1

Художественная культура «Бунташного века»


С.174-195



30

1

По пути к европейскому обществу:

«Россия молодая мужала гением Петра…»


С.206-253


Традиции и праздники в Старооскольском уезде.

31

1

«Строгий стройный вид» (логика нового зодчества)


С.266-276



32

1

Строительство Санкт-Петербурга

С.276-280

МУЛЬТИМЕД.

ОБОРУДОВАНИ



33

1

Художественный кружок Н.А.Львова


С.286-299



34

1

Итоги «осьмнадцатого века»: на Олимпе мастерства


С.299-315

МУЛЬТИМЕД.

ОБОРУДОВАНИ


Народная культура Белгородчины

35

1


ГРУППОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ




Формы и средства контроля

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания МХК в соответствии с учебным планом и учебно-методическим комплектом Л. А. Рапацкой. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатом обучения - умения, навыки и результатом воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный и письменный. Стартовый контроль определяет исходный уровень знаний, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся.

Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, в виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады, викторины, фестивали, экскурсии и др.

Тест

1. Защита проектов по теме: «Древний и средневековый восток»

2. Самостоятельная работа по теме «Древнерусская архитектура»

а. Какие утверждения являются верными? Выпишите их номера

1.Собор Святой Софии в Киеве построен раньше собора Святой Софии в Новгороде

2.Успенский собор во Владимире построен по повелению Ярослава Мудрого

3.В строительстве Успенского собора принимали участие архитекторы из Западной Европы

4.У Софийского собора в Новгороде 5 куполов

5.Софийский собор в Новгороде обильно украшен рельефами

6.При строительстве Софийского собора в Киеве русских архитекторов обучали строители из Византии.

7.Успенский собор во Владимире несколько раз пострадал от пожаров

8.Софийский собор в Новгороде производит впечатление изящества и легкости

б. Исправьте ошибки, допущенные в определениях:

1)Подпружные арки - четыре вогнутых треугольных поверхности, ведущих от стены к барабану купола

2)Купол - венчающая часть церкви в форме цилиндра

3) Закомара - выступ в восточной части церкви, перекрытый полукуполом

4)Паруса- проходы в храме, образованные рядами колонн

5) Апсида- полукруглое завершение верха церковной стены

в. Кратко ответьте на вопрос:

Почему авторы икон не подписывали на них свои имена?

г. Завершите начатые предложения:

1. Архитектура Древней Руси обогатила византийский тип храма следующими особенностями:………………………………………………..

2.Для храмов Владимиро-Суздальского княжества характерны следующие особенности:………………………………………………………………..

3.Нарядность русского храма вызвана тем, что он символизирует…………….

.

1

2

3

4

5Рабочая программа по МХК для 10 класса.

д. Надпишите, как называются основные части храма

е. Кратко ответьте на вопрос:

Объясните выражение «Иконопись подчинена канону»


3. ГРУППОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ

ЗАДАНИЕ 1

I.Объясните, какие изменения и почему произошли в иконописи из-за периода иконоборчества в Византии в VII - IXвв.?

II. Распределите на три колонки особенности, присущие иконам, созданным

- Феофаном Греком

- Андреем Рублевым

- Дионисием :

1.Удлиненность пропорций фигур

2.Темный колорит в стиле северной иконописи

3.Особая одухотворенность ликов

4.Создание собственной вариации канона изображения одного из ветхозаветных сюжетов

5.Изящество и нарядность

6.Голубой фон иконы вместо золотого

7.Передача движения фигур и бурных эмоций

8.Светлый гармоничный колорит

9.Ярко выделенные пробела (оживки)

10.Согласованный ритм линий

ЗАДАНИЕ 2.


I. Каковы особенности передачи пространства в иконописи?

II. Из предложенных вариантов выберите правильный ответ на вопрос:

1)Период иконоборства в Византии завершился:

а)военной победой сторонников иконопочитания

б)указом императрицы Ирины о разрешении почитания икон

в)VII Вселенским Собором высших чинов церкви, на котором были разработаны иконописные правила

2)Главным принципом иконописи можно назвать:

а)стремление следовать канону

б)стремление разделить мир земной и небесный

в)стремление как можно точнее изобразить события жизни Христа и святых

3) Иоанн Дамаскин считал:

а)что поклонение иконам нужно запретить

б)что иконопись должна как можно точнее изображать реальный мир

в)что поклоняться нужно не самой иконе, а священному образу

4)Иконографический тип, изображающий Христа, в одной руке держащего Евангелие, а другой - благословляющего, носит название:

а)Спас Вседержитель

б)Спас Нерукотворный

в)Спас в Силах

5)Знаменитая икона «Богоматерь Владимирская» принадлежит к иконографическому типу:

а) Одигитрия

б) Умиление

в) Знамение

ЗАДАНИЕ 3.


I. Почему на протяжении нескольких веков в России было утеряно понимание художественной ценности икон?

II.Распределите приведенные ниже особенности по двум колонкам:

-особенности иконописи

- особенности обычной живописи

1.Строгое следование канону

2.Символическое значение цветов

3.Стремление передать объем фигур и глубину пространства

4. Рисование с натуры

5.Обратная перспектива

6.Линейная и воздушная перспектива

7.Светотеневая моделировка

8. Изображенные свечи и факелы не являются источниками света

9.Полная свобода художника в трактовке образов и сюжетов

10.Одновременное изображение разновременныхсобыти


ЗАДАНИЕ 4.

I. Как в Византии возникло движение иконоборчества?

II. Исправьте ошибки, допущенные в описании технологии создания иконы:

1.По канону иконы должны быть написаны только на досках

2.Первым этапом изготовления иконы было нанесение на доску золотого фона

3.Для грунтовки доски приготовляли смесь из олифы и алебастра

4.Контуры фигур наносились на доску до грунтовки

5.Грунт наносили в один слой

6.Лица и руки святых расписывались раньше, чем одежда и детали окружающей среды

7.Тонкие золотые полоски - ассист - наносили поверх красочного слоя

8.Для иконописи использовалась техника энкаустики - восковые краски

9.Для защиты красочного слоя икона покрывалась особым лаком на основе смолы



Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.

  2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.

  3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.

  4. Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М.,1993.

  5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

  6. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

  7. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.

  8. История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1979.

  9. История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М., 1995.

  10. История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. М., 1991.

  11. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.

  12. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.

  13. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.

  14. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992.

  15. Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. - Учитель, Воронеж, 2003.

  16. Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.

  17. РапацкаяЛ.А.Мировая художественная культура; 10 класс: в 2 ч.: Ч.1: Учебник - Л.А.Рапацкая.-М.:»Владос»,2008.



© 2010-2022