Можно ли научить рисовать любого?

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ РИСОВАТЬ ЛЮБОГО?

Распространено мнение, что рисовать можно научить только того, у кого есть способности. Но так ли это?

Если припомнить давнее (да и не очень давнее) прошлое, легко прийти к выводу, что бывали времена, когда и чтение и письмо считались делом избранных. Всех остальных просто объявляли неспособными научиться этой премудрости. А в наши дни?! Человек, неумеющий читать и писать, скорее, вызывает удивление: как это ему удалось так "сохранить себя"! В общем, и чтению, и письму, можно считать, повезло в отличие, например, от рисования. Здесь мало что переменилось, хотя попытки научить изображению трехмерного мира на плоскости предпринимаются постоянно - уже в школах, на уроках рисования. Правда, чаще все они (т.е. попытки) терпят фиаско. Приговор однозначен: рисовать не способен...

Конечно, человек может прожить долгую и вполне счастливую жизнь и без рисования: так и не поняв, что многие аспекты этой жизни остались за пределами его сознания. Ведь рисование - такое же средство познания окружающего мира, как биология, химия, физика, например...

Как известно, процесс познания (в самом общем виде) основывается на сборе нужной информации и построении на ее основе некоторых моделей. При этом стоит обратить внимание, что в перечисленных выше предметах (исключение - рисование) модели задаются человеку как бы готовыми. Разумеется, такие модели помогают ориентироваться в окружающем мире. Но... только в тех случаях, когда события развиваются по известным законам. Очевидно, чем большее число моделей описания окружающего мира сходятся в распоряжении человека, тем выше его способности к выживанию. Но очевидно и другое: как известно, действительность бесконечна, и сколько моделей ни создавай, все равно их будет мало. Поэтому, для ориентации в постоянно меняющемся мире, человек должен создавать модели тех ситуаций, в которых он оказался сам. Однако существующие методики обучения возможность формирования навыков создания таких моделей не предусматривают. Результат хорошо известен: в нестандартных ситуациях человек теряется и... чаше всего принимает неверное решения.

Конечно, некоторые люди располагают природным даром, позволяющим им непосредственно общаться с реальностью: умеют получать необходимую информацию, конструировать нужные им модели. Именно их и называют творческими личностями. Сейчас пытаются даже обучать творческому мышлению по специальным методикам, большинство из которых основано на игре, в ходе которой учащиеся конструируют свои собственные модели, как правило, давно уже созданные. Недостаток этого метода, на наш взгляд, состоит в следующем: игра помещает человека в тепличные условия, где многообразие реального мира отсутствует. Да и учатся по таким методикам немногие, хотя, может быть, формируемое у них в итоге мышление и позволяет им в какой-то мере разрешать проблемные ситуации в реальной жизни!

Вернемся, однако, к рисованию. Мы полагаем, что, разумеется, в некоторой мере, указанную проблему можно решить, обучая людей рисованию. И вот почему. Рисуя, человек использует самостоятельно полученную информацию, на основе которой создает объемные модели-изображения. Конечно, предлагаемый подход не позволит выйти на рациональные способы решения политических, экономических и других подобных проблем. И все же... Косвенно он помогает находить пути их решения. Ведь именно рисование приучает человека к мысли, что окружающий мир постоянно меняется и содержит бесконечно много самой различной информации. Итак, наш метод позволяет понять не только то. каким образом можно получать нужную информацию, но и то, как на ее основе выстроить рабочую модель

того или иного процесса. Короче, методология рисования потенциально содержит в себе все те компоненты деятельности, которые и определяют пути поиска нужных решений в самых различных ситуациях.

А как превратить обучение детей младшего возраста основам изобразительной грамоты в осознанное, интересное для ребёнка дело? Как ввести детей в таинственный мир искусства?

Для этого необходимо сделать выполнение учебных заданий осмысленными и интересными. Детям любого возраста нужно и важно знать, что они трудятся не напрасно и то, что они делают, кому-то необходимо. Это удивительный мир, мир сказок и превращений, где оживают любимые игрушки, звери и птицы. Конечно - это мир детской игры. Так уж устроен человек, что в раннем детском возрасте он всё познаёт в игре. В игре он постоянно изобретает и фантазирует.

Каждый ребёнок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем вероятней, что интуитивная тяга к искусству станет впоследствии осмысленней.

Сказки и придумывание историй не ограничивается применением их как материала для иллюстрирования. Самостоятельное и совместное придумывание с детьми историй есть процесс развития воображения и фантазии, необходимых для обогащения замыслов рисунков детей. Именно такую цель преследуют такие игровые задания, как например: "Путешествие в мир красок".

Дети не только принимают такие игры, но и продлевают их, предлагая новые и новые сюжеты. Объединяя богатый, разнообразный мир игры с обучением, все учебные задания получаются интересными. Введение в процесс обучения игры позволяет вызвать у ребят желание овладеть предлагаемым учебным содержанием, создавать мотивацию учебной деятельности, осуществить в игровой форме руководство их работой и её оценку, доставлять им удовольствие от полученного результата. Дети в процессе игры прекрасно осваивают язык и основы искусства, сами того не подозревая.


© 2010-2022