Рабочая программа Изобразительное искусство

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дворец детского (юношеского) творчества»

Городского округа город Салават Республики Башкортостан


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД

ДД(Ю)Т г. Салавата

____С.Н. Свечникова

Приказ №___от____

Дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство»

школы развивающего обучения «Малышок»








СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

совета МБОУ ДОД ДД(Ю)Т

г. Салавата

от «___»_________2015 г. № ____



Педагог: Смирнова Н.В.

Возраст детей 4-6 лет

Группы: 1-11

Срок реализации 2 года





Салават, 2015

1.Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации, приказом МО и НРФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время.

Художественный труд - это вид художественной деятельности, в процессе которой ребёнок создаёт красивые, выразительные предметы (на уровне своих возможностей) и украшает, благоустраивает окружающую среду. Эти предметы становятся художественными, если в них всё подчинено единому замыслу, который выражен в форме, цвете, материале, композиции.

Природный материал - это кладовая фантазии, изготовление из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит знания и умения, необходимые детям на уроках окружающего мира, труда, но обязательно разовьет мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, и пусть поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение.

Занятия по данной программе приносят учащимся эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт учащегося, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.

Актуальность программы обуславливается тем, что изобразительная деятельность является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств и предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у учащихся чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.

Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания учащихся дошкольного возраста, основное средство художественного развития с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения учащегося, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство» школы развивающего обучения «Малышок» имеет художественную направленность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить учащихся к творчеству.

Цель программы - обучение детей основам изобразительной грамоты. Развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; развитие колористического видения; развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера.

Основные задачи:

Обучающие:

-Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

-Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности;

- Побуждение учащихся изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

-Освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов детского дизайна.

-Выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат.

Воспитывающие:

-Воспитание любви к малой родине: к родному дому, к школе, семье, городу.

- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим;

- Приобщение учащихся к изобразительному искусству;

- Воспитание интереса и любви к искусству.

Развивающие:

- Развитие у учащихся изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству;

-Развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям (цвет, форма, композиция).

-Развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта.

-развитие произвольной ручной моторики.

-развитие креативного мышления.

-развитие самостоятельности мышления.

На первом году обучения уделяется большое внимание развитию мелкой моторике рук, вниманию, эмоциональному настрою, результативности, т.к. в скором времени детям предстоит учиться в школе, необходимо привить им сознание собственной успешности, состоятельности, уверенности в себе.

На этом этапе учащиеся знакомятся с основами рисования: учатся работать мелками, приобретают умения действовать кистью, красками: акварелью и гуашью, раскрывают волшебство появления цвета при помощи смешивания красок. Знакомятся с понятиями портрет, натюрморт, пейзаж.

На втором году обучения сюжеты работ усложняются, количество персонажей увеличивается. Повышается сложность выполняемых работ, чаще используются смешанные техники. На занятиях лепкой учащиеся узнают о новых материалах используемых в лепке и способах их обработки, работают с природным материалом.

Программа рассчитана на два года для детей от 4 до 6 лет. Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю продолжительностью 20 минут.

Результат реализации дополнительной общеразвивающей программы это развитие следующих компетенций:

1.Учебно - познавательные компетенции:
- организовывать планирование, анализ, самооценку своей деятельности;
2.Коммуникативные компетенции:
- уметь представить свое объединение, группу, Дворец;

- владеть способами совместной деятельности в группе; умениями искать и находить компромиссы.

3. Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями;.

4. Здоровьесберегающие компетенции:
-знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
- знать и применять правила личной гигиены;

Ожидаемые результаты

По окончании обучения учащиеся должны знать:

- учащиеся должны знать на практике, чем и как работает художник.

- знать и называть цвета.

- основные приемы и способы рисования;

- правила санитарии, гигиены и техники безопасности.

Должны уметь:

- готовить рабочие место и распределять труд по операциям;

- работать с предлагаемым инструментом и материалом;

- изображать предметы, животных, украшать, срисовывать;

-работать разными художественными материалами, а также природным материалом;

- самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий,

уметь составлять композиции.

2.Учебно-тематический план 1 года обучения

п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Примечание

Теоретических занятий

Практических занятий

Всего

1.

Знакомство с красками и названиями цветов

1

-

1


2.

Изучение правил смешивания красок

1

-

1


3.

«Солнышко лучистое»

-

1

1


4.

«Осеннее дерево»

-

1

1


5.

«Цветные ладошки»

-

1

1


6.

«Мишка косолапый»

-

1

1


7.

«Радуга-дуга»

-

1

1


8.

«Снежинка»

-

1

1


9.

«Зимнее дерево»

-

1

1


10.

«Лодочка»

-

1

1


11.

«Тигренок»

-

1

1


12.

«Веселый снеговик»

-

1

1


13.

«Открытка к Новому году»

-

1

1


14.

«Рисуем пингвиненка»

-

1

1


15.

«Елочка нарядная»

-

1

1


16.

«Дед Мороз»

-

1

1


17.

«Петушок»

-

1

1


18.

«Снегирь на ветке»

-

1

1


19.

«Подарок папе»

-

1

1


20.

«Полосатые варежки»

-

1

1


21.

«Цветы для мамы»

-

1

1


22.

«Медуза - балерина»

-

1

1


23.

«Золотая рыбка»

-

1

1


24.

«Колючий ежик»

-

1

1


25.

«Жираф»

-

1

1


26.

«Гуси-лебеди»

-

1

1


27.

«Зайка серенький»

-

1

1


28.

«Рисуем кита»

-

1

1


29.

«Пасхальные яйца»

-

1

1


30.

«Весенняя лужайка»

-

1

1


31.

«Веселая гусеница»

-

1

1


32.

«Одуванчики»

-

1

1


33.

«Наливное яблочко»

-

1

1


34.

Итоговое занятие

-

1

1

--


Итого

2

32

34



Учебно-тематический план 2 года обучения

п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Примечание

Теоретических занятий

Практических занятий

Всего

1.

Что такое лепка?

1

-

1


2.

Листок - пластилиновая аппликация.

-

1

1


3.

Лепка «Веселый ежик»

-

1

1


4.

Приемы смешивания цветов.

1

-

1


5.

Ослик

-

1

1


6.

Виноград из желудей

-

1

1


7.

Фантазии из листьев деревьев

-

1

1


8.

Мозаика из круп

Жирафик

-

1

1


9.

Краб- разведчик

-

1

1


10.

Новогодняя елочка

-

1

1


11.

Филин, с использованием чешуек еловой шишки

-

1

1


12.

Снегурочка

-

1

1


13.

Курочка из семечек подсолнуха

-

1

1


14.

Снегирь

-

1

1


15.

Лепка «Зайчик»

-

1

1


16.

Ель из шишек ясеня

-

1

1


17.

Белый мишка

-

1

1


18.

Малыши лисята

-

1

1


19.

Верблюд

-

1

1


20.

Хамелеон

-

1

1


21.

Лепка «Водная черепаха»

-

1

1


22.

Белка

-

1

1


23.

Пчелка

-

1

1


24.

Цветы из перьев.

-

1

1


25.

Панно - «Орхидея в горшочке»

-

1

1


26.

Мимоза из пижмы

-

1

1


27.

Стрекоза

-

1

1


28.

Три поросенка

-

1

1


29.

Сдобные сладости для Карлосона.

-

1

1


30.

Божья коровка

-

1

1


31.

«Стрекоза» - панно из дынных семечек

-

1

1


32.

Тигренок

-

1

1


33.

Жучок

-

1

1


34.

Бабочка из ракушек

-

1

1



Итого

2

32

34


3.Содержание программы первого года обучения

Теория (2 часа). Знакомство и изучение основных свойств красок. Усваивание основных правил работы кистью: прежде чем начать рисовать, кисточка должна «попить водички», кисточка рисует «стоя», а не «лёжа» и т.д. Изучение правил смешения цветов. Отработка навыка работы кистью. Изучение правил смешения цветов. Знакомство с палитрой

Практика (32 часа). Выполнение следующих тем: Знакомство с красками и названиями цветов, Изучение правил смешивания красок, «Солнышко лучистое», «Осеннее дерево», «Цветные ладошки», «Мишка косолапый», «Радуга-дуга», «Снежинка», «Зимнее дерево», «Лодочка», «Тигренок», «Веселый снеговик», «Открытка к Новому году», «Рисуем пингвиненка», «Елочка нарядная», «Дед Мороз», «Петушок», «Снегирь на ветке», «Подарок папе», «Полосатые варежки», «Цветы для мамы», «Медуза - балерина», «Золотая рыбка», «Колючий ежик», «Жираф», «Гуси-лебеди», «Зайка серенький», «Рисуем кита», «Пасхальные яйца», «Весенняя лужайка», «Веселая гусеница», «Одуванчики», «Наливное яблочко», Итоговое занятие. Формирование учебно-познавательных, здоровьесберегающих компетенций.


Содержание программы второго года обучения

Теория (2 часа). Приемы и правила смешивания красок. Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета. Особенности подготовки пластилина к работе и работы с ним. Знакомство с природными материалами и методам работы с ними.

Практика (32 часа). Выполнение следующих тем: Что такое лепка?, Листок - пластилиновая аппликация., Лепка «Веселый ежик», Приемы смешивания цветов, Ослик, Виноград из желудей., Фантазии из листьев деревьев, Мозаика из круп Жирафик, Краб- разведчик, Новогодняя елочка, Филин, с использованием чешуек еловой шишки, Снегурочка, Курочка из семечек подсолнуха, Снегирь, Лепка «Зайчик», Ель из шишек ясеня, Белый мишка, Малыши лисята, Верблюд, Хамелеон, Лепка «Водная черепаха», Белка, Пчелка, Цветы из перьев, Панно - «Орхидея в горшочке», Мимоза из пижмы, Стрекоза, Три поросенка, Сдобные сладости для Карлсона, Божья коровка, «Стрекоза» - панно из дынных семечек, Тигренок, Жучок, Бабочка из ракушек. Формирование коммуникативных, информационных компетенций.

4. Условия реализации программы

Материальное обеспечение.

Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений: где работают художники; виды и жанры искусства; наш вернисаж; богатства родной земли; техника безопасности; как прекрасен этот мир; информация.

Необходимо отвести достаточное место для стенда "Наш вернисаж", где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.

Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для воды, палитры; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.

Кабинет необходимо оснастить экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с красивой музыкой на дисках.

В процессе занятий по данной программе педагог становится, с одной стороны, соавтором, а с другой организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла.

Основная форма общения - диалог. В области практической творческой деятельности необходимо охватить как можно больший круг материалов, технологий, приёмов для воплощения замыслов.

Инструменты и материалы.

Учебно-наглядные пособия:

- плакаты;

-рисунки

Оборудование:

- мольберт;

-пастель;

- фломастеры;

- восковые мелки;

- кисточки;

- гуашевые краски;

-акварель;

- баночка-непроливайка;

- х/б салфетки для рук;

- клеёнка.

В работе используется разнообразный природный материал:

-шишки

- мох,

- желуди,

- веточки и коряги,

- ракушки,

- камешки природные и декоративные,

- сухоцветы,

- семечки арбуза, дыни, подсолнуха,

- крупы и бобовые,

- кожура цитрусов,

-скорлупа орехов, яиц

Методическое обеспечение

  • погружение (эмоционально-образное проживание художественного шедевра, проникновение в его суть);

  • постижение (освоение, личностное переосмысление произведений искусства);

  • сравнение (эмоциональное, аналитическое сопоставление художественных образов, стилеобразующих черт);

  • наглядный (педагог поэтапно демонстрирует приёмы работы);

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Основной формой работы являются учебные занятия.

Учащемуся обеспечивается возможность для максимального проявления творческой воли и активности на всех уровнях и в любой временной точке занятий.

Для того, чтобы у учащихся возникло желание выполнять учебное задание, необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.

Чтение стишков, песенок, загадок - важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.

Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у учащихся интерес к результатам сверстников, собственной деятельности.

5. Список использованной литературы


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении и организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004 г.

  4. Галанов А.С. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству», М.: ТЦ «Сфера», 2002 г.

  5. .Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста / О.Г. Жукова. - М., 2006 г.

  6. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013 г.

  7. Лыкова И.А. Пятнышки-пятнышки. Рисуем без кисточки- М., 2006.

  8. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. М.: Просвещение, 2008 г.

  9. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. // под рук. Б.М. Неменского М.: Просвещение, 2005 г.

  10. Соломенникова О.А. «Радость творчества». М.: «Мозаика-Синтез», 2005 г.

Список литературы для детей и родителей

  1. Галанов А.С. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству»,., М.: ТЦ «Сфера», 2002 г.

  2. Курочкина Н.А. «Знакомство с натюрмортом», С.-Пб., «Детство-Пресс», 2003 г.

  3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

  4. Соломенникова О.А. «Радость творчества». М.: «Мозаика-Синтез», 2005 г.

  5. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи. - М.: Просвещение, 1992 г.





© 2010-2022