- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме: Священные животные Древнего Египта в украшениях и предметах быта
План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме: Священные животные Древнего Египта в украшениях и предметах быта
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Синякова Л.Н. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель СИНЯКОВА Л.Н.
Методическая разработка урока в 5 классе на тему
«Священные животные Древнего Египта в украшениях и предметах быта
Урок изобразительного искусства ведется по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». 5 класс посвящен изучению темы «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Это 3-ий урок из III раздела «Декор - человек, общество, время». Темы этого раздела являются важнейшими для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно символического языка пришедшего к нам от далеких предков. Вникая в образный язык, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов, учатся мыслить на языке данного искусства.
Цель урока: познакомить учащихся с декором Древнего Египта, который был средством выражения могущества царей, сформировать представление об особенностях мировоззрения египтян, воспитывать нравственно эстетическое восприятие мира, интерес к искусству и его истории, развивать творческое мышление, фантазию и формировать навыки работы с художественными материалами.
Оборудование и материалы к уроку: репродукции изображения фараона и рельефов, видеоряд «Обереги Древнего Египта», творческие работы учащихся, художественные материалы.
Ход урока
-
Изучение нового материала. Беседа.
-
Постановка художественной задачи.
-
Практическое выполнение задания.
-
Физ. минутка.
-
Подведение итогов занятия.
Содержание беседы.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с декоративным искусством разных эпох и народов. (На экране: украшение-браслет с изображением жука-скарабея)
Ребята как вы думаете, когда и где могли носить такое украшение? (Из уроков истории древнего мира в разделе «Древний Египет» учащиеся ранее изучали, что на украшениях изображались священные животные, поэтому для них не составит труда узнать жука-скарабея).
Учитель: Действительно это браслет с изображением священного жука-скарабея, который носили фараоны и жрецы Древнего Египта. Искусство Древнего Египта, находясь на службе фараона, подчинялось культу богов и культу мертвых. Декоративно-прикладное искусство создавалось во славу царей.
Сообщение, подготовленное учеником по заданию учителя.
СКАРАБЕЙ (навозный жук) - символ бога утреннего солнца, который катит диск по небу так, как жук катит навозный шарик по песку. Символ возрождения и бессмертия. Изображения скарабея служили амулетами, защищающими от силы зла и ядовитых укусов и помогающими воскреснуть после смерти. Очень часто скарабея изображали на браслетах, вазах, на стенах храмов и гробниц.
Учитель: Вот массивная подвеска-пектораль великолепной работы с изображением крылатого скарабея, поддерживающего ладью Луны . Такое нагрудное украшение клали на грудь умершему фараону. Обратите внимание на сложный многоярусный узор, на дивное разноцветие камней, на сочетание естественных природных цветов. В самом верху возвышается лунный диск с изображением фараона среди богов. Завершает сложный узор орнамент из крупных цветов лотоса и изображения кобр - защитниц. Это украшение выражало идею могущества и бессмертия египетского царя. Цвет тоже имел символическое значение: золотисто-желтый обозначал солнце, белый - луну, зеленый символизировал воскрешение природы и ее плодородия, синий -небо и воду.
Учитель: Дети, а каких еще священных животных изображали на украшения и предметах быта в Древнем Египте?
Ученик: Часто на украшениях и предметах быта встречаются изображения священных змей, кошек.
Учитель: Кобра Урей - священное животное богини Уаджет и солнечного бога. УРЕЙ - королевская кобра, символизирующая свет и царскую власть. Она изображалась в стоячем положении на диадеме или короне фараона.
На экране
Учитель: С древних времен кошка считалась загадочным и мистическим животным. В Древнем Египте к ним относились с большим уважением. Богиня Бастет имела тело женщины, а голову кошки. Она была покровительницей слабого пола, и считалась божеством любви и счастья. Священная кошка Египта была неприкасаемым существом, после ее смерти она отправлялась в иной мир со всеми почестями, которые только можно себе представить
На экране
Египтяне приписывали кошкам способность олицетворять в себе образы других божеств. Так венценосный бог солнца Ра мог принимать облик исполинского кота, одолевшего в поединке Апопа, змея мрака и тьмы. Иногда даже Ра нарекали Великим Котом.Кошки изображались на амулетах, в статуэтках, на стенах храмов и гробниц.
2. Постановка художественной задачи.
Теперь вам предстоит нарисовать украшения Древнего Египта со священными животными. Это может быть браслет, серьги, подвеска, тиара, кольцо, предметы быта: стул, статуэтка. Вспомните из какого материала выполнялись украшения и какие цвета использовали художники Древнего Египта. Эти цвета должны присутствовать и в вашей работе. На доске, перед вами рисунки детей, выполненные ранее, также вы можете пользоваться иллюстрациями в учебнике. Для раскрашивания рисунка вы будите использовать фломастеры.
-
Практическая работа.
Далее учащиеся самостоятельно выполняют рисунки предметов быта со священными животными Древнего Египта.
-
Физ. минутка
В середине практической работы проводится физ. минутка. Учащиеся встают и выполняют упражнения для глаз, рук и пальцев.
-
Подведение итогов.
После завершения практической работы для закрепления темя учащиеся отвечают на вопросы:
Вопросы для повторения:
-
Назовите священных животных Древнего Египта.
-
Где можно было увидеть их изображение?
-
Символом какого бога был жук СКАРАБЕЙ?
-
Из какого материала выполнялись многие украшения и предметы быта в Древнем Египте
-
Кто такая Бастет?
-
Какие цвета чаще всего использовались в украшениях Древнего Египта?
-
Почему кобра изображалась на царской короне?
По окончании урока рисунки вывешиваются на доске.
Оборудование к уроку: ноутбук, проектор и экран.
Литература:
-
Египетская мифология. М. ЭКСМО. 2002
-
Учебник по изобразительному искусству для 5 класса. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Н. А. Горяева, О. В. Островская. М. Просвещение. 2014
-
Электронное приложение к учебнику Н. А. Горяева, О. В. Островской Изобразительно искусство. 5 класс. Москва. Просвещение 2014 г.
-
Методическое пособие. «Декоративно-прикладного искусства в жизни человека» 5 класс. Н.А. Горяева. М. Просвещение, 2010г
-
Иллюстрированный словарь школьника. Декоративно-прикладное искусство. П.П. Жемчугова . Санкт-Петербург. 2006