Разработка конкурсного урока по ИЗО

Разработка содержит текст конспекта урока, а также две презентации и видеофрагмент. В конспекте урока информационно-исторический материал о городжецкой росписи для обучающихся на доступном языке. Презентации являются выгодным средством визуализации теоретического материала, а видеофрагмент - необходимым интересным дополнением к уроку. Данный урок является лауреатом межмуниципального конкурса "Учитель вечен на земле". Рекомендуется для использования учиелям ИЗО, руководителям твочреских студий, о...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка конкурсного урока по ИЗОМКС(К)ОУ «Ижморская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат VIII вида».







Разработка конкурсного урока по ИЗО

Открытый урок ИЗО в 7 классе.

Учитель: Овчинникова Елена Викторовна







Ижморка, 2011

Городецкая роспись.

Цель урока: знакомство с изделиями Городецкого народного промысла.

Освоение традиционных элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочек».

Задачи:

1. Обучающие: познакомить учащихся с правилами и приёмами Городецкой росписи.

2. Развивающие: развить у учащихся воображение, художественное и творческое мышление, оригинальность мыслительной деятельности.

3. Воспитательные: воспитать у учащихся интерес и любовь к народному творчеству.

Используемое оборудование:

- для учителя: компьютер, слайды, гуашь, кисти, альбом.

- для детей: альбом гуашь, кисти, баночки для воды, палитра, карточки с элементами Городецкой росписи.

Краткое описание:

1. Организационная часть.

2. Сообщение темы и цель урока.

3. Вводная беседа и объяснение нового материала

4. Физкультминутка.

5. Практическая часть.

6. Анализ и оценка работы детей.

Ход урока.


  1. Проверяем готовность учеников к уроку.

  2. Сообщение темы и цель урока.

  3. Вступительное слово учителя.

(оформление выставки по городецкой росписи)

Звучит тихо народная мелодия.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры,

Тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают.

И кувшинки расцветают.

Да, велика наша страна - много городов, посёлков, деревень. В них живут добрые красивые и талантливые люди. В народе с уважением о них говорят: «Мастера на все руки». Мастера золотые руки». Откуда же берутся искусные мастера? Об этом известен в народе старинный сказ!

Жила в одном селении девушка Марья. Такая мастерица: и прясть, и ткать и игрушки из глины лепить, а уж посуду расписывала - залюбуешься! Прозвали её за это Марьей-искусницей!

Прослышал о ней Кощей Бессмертный и решил заполучить мастерицу в своё царство. Да только Марья-искусница обернулась жар-птицей, и , улетая, стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе. Куда падало перо, там и появлялись на русской земле новые мастера и мастерицы! Вот такой сказ!

Рассказ сопровождается показом слайдов -1.

- Сегодня мы познакомимся с работами умельцев из города Городец (слайд-2).

- Городецкая роспись по дереву- знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по реке Узоле близ Городца. Большинство окрестных жителей, с давних времен, слыли искусными ремесленниками. Среди них встречалось много кузнецов, ткачей красильников, пряничников, но самый большой простор для деятельности были у мастеров по дереву - резчиков плотников, столяров. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит». Леса давали дешёвый и разнообразный материал, из которого делали всё: от детских игрушек и колыбелей до могильных крестов. Много ремесленников было занято изготовления орудий труда для обработки льна. Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России (слайд-3). Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки (слайд-4). После окончании работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем подобной росписью стали украшать не только крестьянские прялки, но и лубяные лукошки (слайды 5-7), коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки и многие другие предметы деревенского быта. (Слайды 8-11).

Особенности Городецкой росписи.

Роспись (слайд-12), которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой- нибудь другой - так велико её своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки.).

Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать её сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерами темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен народного быта. (Слайд-14)

Звучит народная мелодия. Показ слайдов.

Разработка конкурсного урока по ИЗО


Разработка конкурсного урока по ИЗО

Разработка конкурсного урока по ИЗО


В 19 веке на донцах появились бутоны цветов; [Слайд №18] розаны, купавы благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника, а вот с купавкой [Слайд №19] связана интересная легенда.

На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах.

Приёмы выполнения Городецкой росписи.


  1. Сегодня мы с вами познакомимся с приёмами выполнения некоторых элементов Городецкой росписи: «розаны», «купавка», «ягодка», «листочек» (показ картинки).

  2. Разработка конкурсного урока по ИЗО

Этот процесс распадается на несколько этапов. Сначала крупной кистью делается «подмалёвка» - цветное пятно круглой формы, затем мелкой кистью выполняется «тенёвка» - обозначается середина цветка и лепестки. Используется один цвет, из которого составляется два оттенка: разбавленный и насыщенный. «Подмалёвка» разбавленным цветом, а «тенёвка»- насыщенным (показ на доске учителем). На заключительном этапе осуществляется «оживка» - у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек.

Используем чёрные и белые цвета (показ учителем на доске).

Все элементы росписи выполняются сразу кистью без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы дуги получались красивой формы, их начинают прорисовывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем в середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходима держать перпендикулярно расписываемой поверхности.( Показ на своем примере).

2. Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. Сначала мастер наносит цветовое пятно, затем темным цветом прорисовывает середину - маленький круг и лепестки - дужки . А затем белой краской мастер делает оживку в виде точек, прямых и волнистых линий. Получился - розан.

Разработка конкурсного урока по ИЗО

Цветок купавки - голубого цвета. Снова рисуем кружок голубым цветом, маленький кружок-серединку синим цветом смещаем к краю, а самый крупный лепесток располагаем напротив серединки цветка. Затем выполняем оживку.

Разработка конкурсного урока по ИЗО

В. Каким цветом? О.Белым.

4.Практическая часть.

Перед практической частью детям раздаются карточки, на которых изображена последовательность элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», листочек».

-На альбомном листе, пользуясь карточками, выполните элементы Городецкой росписи и соблюдать правила пользования кистью при росписи. (Музыкальный ряд . слад с изображением изделий Городца).


  1. Анализ и оценка работы детей.

Выставка работ детей.

- с каким народным промыслом мы познакомились сегодня.

- Что украшают городецкие мастера своей росписью? (Солонки, разделочные доски, хлебницы, а также шкатулки, сундуки, прялки и другую домашнюю утварь.)

- Чем украшали посуду? (Цветами - розами, купавками, бутонами; волшебными птицами, грациозными конями, сценками из жизни людей.)

- Почему городецкая роспись такая праздничная? (В росписи используются разные цвета: розовый, красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, чёрный и белый. Белый цвет наносится сверху на узор - оживляет рисунок.)

- какими цветами пользовались Городецкие мастера.

На следующем занятии мы с вами распишем с помощью этих элементов Городецкой росписи разделочную доску.

Зацветает Городец чудесным садом-

Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет.

Он никем так чутко не отгадан

И такой любовью не воспет.

Жизнь была бы глуше и суровей.

Красотой и радостью бедней,

Если б в красках, линиях и слове

Мы себя не отдали бы ей.











Литература.

  1. Алексахин Н.Н. "Художественные промыслы России", Москва "Народное образование" 2005 г.

  2. Дорожин Ю.Г. "Городецкая роспись" (рабочая тетрадь по основам народного искусства), Москва "Мозаика-Синтез"

  3. Жданова Л. Альбом твоих аппликаций, "Городец". Москва, ООО "Хатбер -Пресс" 2006 г.

  4. Старикова В.В. "Уроки технологии" Мультимедийное приложение к урокам. ООО "Глобус" - (дополненное и переработанное Маркеловой Е.А. -автором разработки урока "Городецкая роспись" слайды №2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 14, 16, 18, 20, 21)

  5. Программа фильмов студии центрнаучфильм "Тайна птицы Сирин" фрагмент фильма городецкий промысел 1мин 25сек.









© 2010-2022