Рабочая программа по искусству 9 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ - средняя общеобразовательная школа с.Дьяковка

Краснокутского района Саратовской области

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО:

___________О.В. Багаутдинова

Протокол №___от________2015

СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по УВР:

__________Е.А.Алексеева

«____»____________2015

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________О.В. Мечикова

Приказ №_____от ________2015


Рабочая программа по искусству

для 9 класса


учителя Дьяковой Надежды Георгиевны

(I категория)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от ____________ 2015 года










2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

«Искусство» 8-9 классы, М.: Просвещение, 2011,

Авторская программа Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2011 год.

Обоснование выбора программы

Авторская программа Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2011 год. соответствует обязательному минимуму и компоненту государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству.

В рабочей программе изменений нет.

Образовательная область- «Искусство»

В соответствии с учебным планом МОУ-СОШ с. Дьяковка на 2015-2016 учебный год на изучение предмета «Искусство» в 9 классе отводится 34 часа (1 раз в неделю).

Промежуточная аттестация по решению педсовета от 25.08.2015 - не проводится.

Срок реализации данной программы 1 год. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Главная цель образовательной области «Искусство» - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Цели учебного предмета


- эстетическое воспитание школьников

- формирование духовной культуры и потребности постоянного общения с искусством

- развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний

Задачи учебного предмета


  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

Формы организации учебного процесса - урок

Типы уроков

  • урок ознакомления с новым материалом

  • урок закрепления изученного

  • урок применения знаний и умений

  • урок обобщения и систематизации знаний

  • урок проверки и коррекции знаний и умений

  • комбинированный урок

Виды уроков

  • урок-лекция

  • практическое занятие

  • урок-экскурсия

  • урок-соревнование

  • урок с дидактической игрой

  • урок-выставка

  • видеоурок.

Технологии обучения:

  1. Дифференцированное обучение.

  2. Операционно-предметная система обучения.

  3. Моторно-тренировочная система.

  4. Практические методы обучения.

  5. Опытно-эксперементальная работа.

  6. Проектные творческие технологии (Метод проектов в художественном образовании школьников).

  7. Коллективное творчество.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.

  2. Индуктивные, дедуктивные.

  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Виды и формы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устный контроль и самоконтроль.

  2. Практический контроль и самоконтроль.

  3. Викторины

  4. Кроссворды

  5. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  6. Тестирование




















Учебно-тематический план


Разделы.

Кол-во часов

I раздел: «Воздействующая сила искусства»

9

II раздел: «искусство предвосхищает будущее»

8

III раздел: «Дар созидания. Практическая функция искусства»

12

IV раздел: «Искусство и открытие мира для себя»

5

итого

34 час

Содержание рабочей программы

Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, язы­ческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триум­фальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Рек­лама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная жи­вопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (риту­альные действа, народные обряды, посвященные основным ве­хам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофь­ев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная оте­чественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Вы­соцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX- XXIвв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40-50-х гг. XXв. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскад­ровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведе­ний, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоци­онально-образного содержания музыки сценическими сред­ствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 8 часов.

Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал: Постижение художественных образов различных видов ис­кусства, освоение их художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реаль­ности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича, 93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведе­ния Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкрет­ная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стру­гацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоми­нания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Ка­питан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительно­го, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявле­ния скрытого пророчества будущего в произведениях совре­менного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 12 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различ­ных искусств, их оценка с позиций эстетических и практи­ческих функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоратив­но-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панора­ма Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербур­ге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донател­ло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ланд­шафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся клас­сических музыкальных произведений - по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писа­телей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лес­ков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе - по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахна­зарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектиро­вание детской игровой площадки; изготовление эскиза-про­екта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или ди­зайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компью­терной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украше­ния фасада или интерьера здания. Украшение или изготовле­ние эскиза украшения (художественная роспись, резьба, леп­ка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные паро­дии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьно­му музыкальному спектаклю. Составление программы кон­церта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля ис­кусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классичес­кой популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 5 часов.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведе­ниями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красо­ты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о си­стеме мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Во­кально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и куль­туры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназна­чении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев - из програм­мы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шума­хера и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - во­площение образа поэта и образов его литературных произве­дений средствами разных видов искусства. Создание компь­ютерной презентации, театрализованных постановок, видео - и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путеше­ствиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.














Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса.


  1. иметь представление о значении искусства в жизни человека.

  2. понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни.

  3. рассматривать искусство как духовный опыт человечества.

  4. размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

  5. иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

  6. использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

Перечень учебно-методического обеспечения

  • Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2012г.

  • Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2012 г.,

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2008г.

  • «Хрестоматия музыкального материала»

  • Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной - М., 2005;

  • Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2006,

  • Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2005.

  • Фонохрестоматия музыкального и литературного материала (ICD MP3)

Календарно-тематический план


№№

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

домашние творческие задания


1



2

Искусство и власть.

Архитекторы, композиторы и

исполнители.

1

1


Подготовить доклад или презентацию на тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства.

3

4

5

Какими средствами воздействует искусство.

Художественно-творческая работа

Художественно-творческая работа

1

1

1



  1. Создать в технике аппликации (или на компьютере) несколько уравновешенных или неуравновешенных композиций, используя разные по характеру элементы.

  2. Создать изобразительную композицию, которая ассоциировалась бы с одним из знакомых музыкальных произведений.

6

7

Храмовый синтез искусств.

Художественно-творческая работа

1

1


«Специфика храмов, представляющих основные мировые религии».

8

9

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

Художественно-творческая работа

1

1

Выполнить эскиз декораций или костюмов к музыкальному спектаклю: опере, балету, мюзиклу (по выбору)


10

Дар предвосхищения.

1


Написать эссе о каком-либо заинтересовавшем явлении современного искусства, в котором есть скрытое пророчество будущего.

11

Какие знания дает искусство.

1


Привести примеры научного значения художественного знания.

12

13

Предсказания в искусстве

Художественно-творческая работа

1

1


Разработать (по группам) музыкально-литературный сценарий на тему «Колокольные звоны России» («И несется над землею колокольный звон…»)

14

15

Художественное мышление в авангарде науки.

Художественно-творческая работа

1

1


Создать средствами любого вида искусства композицию, отражающую свое представление о будущем России, мира.

16

17

Художник и ученый.

Художественно-творческая работа

1

1


Сделать эскиз герба, товарного знака или эмблемы, используя разные виды симметрии.


18

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1


Сделать фотомонтаж или презентацию на одну из тем: «Площадь современного города», «Реклама в нашем городе», «Магазины: убранство и интерьеры», «Фонари на улицах города», «Музыка на городских праздниках», «Традиции и современность в облике моего города»

19

Архитектура исторического города.

1

Нарисовать план-схему средневекового города, передав характерные черты русского, европейского или восточного средневекового города.

20

Архитектура современного города.

1


Коллективная работа «Проект детской площадки» для своего двора.

21

Специфика изображений в полиграфии.

1



  1. Разработать идею и выполнить фрагмент макета сборника стихов.

  2. Разработать и выполнить оформление для компакт-диска со своей любимой музыкой.

22

Развитие дизайна и его значение в жизни современного об­щества.

1


Выполнить проект какого-либо предмета быта (посуды или мебели).

23

Декоративно-прикладное искусство.

1


Подготовить сообщение-презентацию об истории одного из известных народных промыслов.

24

Музыка в быту

1


Подготовить компьютерную презентацию на темы: «Классическая музыка в современной обработке», «Классика на мобильных телефонах».

25

Массовые, общедоступные искусства.

Промежуточная аттестация. Тестирование.

1


Сделать презентацию на одну из тем: «Моя семья», «Мир моих увлечений», «Друзья», «Мои одноклассники», «Наши учителя», подобрав музыкальное оформление и литературные комментарии.

26

Изобразительная природа кино.

1


«Особенности сценария, режиссуры, операторского и актерского мастерства в фильме «Летят журавли».

27

Музыка в кино. Особенности киномузыки.

1


Выбрать три самых лучших фильма мира, которые можно назвать фильмами всех времен и народов, фильмами на все времена.

28

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

1


Посмотреть фильм режиссера Г.Бардина «Адажио» и сформулировать вопросы для дискуссии на тему «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта» (Ш.Руставели)

29

Вопрос к себе как первый шаг к творчеству

1


Групповые и индивидуальные задания по проекту «Пушкин - наше всё»:

  1. Образ А.С.Пушкина в изобразительном искусстве.

  2. «Быстрый карандаш» А.С.Пушкина на полях его рукописей.

  3. Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С.Пушкина.

  4. Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.

  5. Образы пушкинской прозы и поэзии в книжной иллюстрации.

  6. Театр и А.С.Пушкин.

  7. Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.

  8. Художественные и телевизионные фильмы о жизни на сюжеты его произведений.

  9. Мультипликация: образы сказок А.С.Пушкина.

  10. Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем А.С.Пушкина.

  11. Астрономия: малая планета 2208 Pushkin.

Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов.

30

Литературные страницы

1



31


Исследовательский проект «Пушкин - наше всё».

1





32

Разработка темы проекта и основные этапы проекта.

1



33

Работа с проектом по индивидуальным темам.

1



34

Обобщение тем года. Защита проекта.

1



ИТОГО: 34 часа








© 2010-2022