- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по искусству 9 класс
Рабочая программа по искусству 9 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дьякова Н.Г. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ - средняя общеобразовательная школа с.Дьяковка
Краснокутского района Саратовской области
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО:
___________О.В. Багаутдинова
Протокол №___от________2015
СОГЛАСОВАНО
Замдиректора по УВР:
__________Е.А.Алексеева
«____»____________2015
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_____________О.В. Мечикова
Приказ №_____от ________2015
Рабочая программа по искусству
для 9 класса
учителя Дьяковой Надежды Георгиевны
(I категория)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от ____________ 2015 года
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
«Искусство» 8-9 классы, М.: Просвещение, 2011,
Авторская программа Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2011 год.
Обоснование выбора программы
Авторская программа Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2011 год. соответствует обязательному минимуму и компоненту государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству.
В рабочей программе изменений нет.
Образовательная область- «Искусство»
В соответствии с учебным планом МОУ-СОШ с. Дьяковка на 2015-2016 учебный год на изучение предмета «Искусство» в 9 классе отводится 34 часа (1 раз в неделю).
Промежуточная аттестация по решению педсовета от 25.08.2015 - не проводится.
Срок реализации данной программы 1 год. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Главная цель образовательной области «Искусство» - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Цели учебного предмета
- эстетическое воспитание школьников
- формирование духовной культуры и потребности постоянного общения с искусством
- развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний
Задачи учебного предмета
-
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
-
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
-
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
-
воспитание художественного вкуса;
-
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
-
формирование умений и навыков художественного самообразования.
Формы организации учебного процесса - урок
Типы уроков
-
урок ознакомления с новым материалом
-
урок закрепления изученного
-
урок применения знаний и умений
-
урок обобщения и систематизации знаний
-
урок проверки и коррекции знаний и умений
-
комбинированный урок
Виды уроков
-
урок-лекция
-
практическое занятие
-
урок-экскурсия
-
урок-соревнование
-
урок с дидактической игрой
-
урок-выставка
-
видеоурок.
Технологии обучения:
-
Дифференцированное обучение.
-
Операционно-предметная система обучения.
-
Моторно-тренировочная система.
-
Практические методы обучения.
-
Опытно-эксперементальная работа.
-
Проектные творческие технологии (Метод проектов в художественном образовании школьников).
-
Коллективное творчество.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
-
Словесные, наглядные, практические.
-
Индуктивные, дедуктивные.
-
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
-
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
-
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
-
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Виды и формы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
-
Устный контроль и самоконтроль.
-
Практический контроль и самоконтроль.
-
Викторины
-
Кроссворды
-
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
-
Тестирование
Учебно-тематический план
-
Разделы.
Кол-во часов
I раздел: «Воздействующая сила искусства»
9
II раздел: «искусство предвосхищает будущее»
8
III раздел: «Дар созидания. Практическая функция искусства»
12
IV раздел: «Искусство и открытие мира для себя»
5
итого
34 час
Содержание рабочей программы
Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература. Произведения поэтов и писателей XIX- XXIвв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40-50-х гг. XXв. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 8 часов.
Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал: Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича, 93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).
Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.
Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 12 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений - по выбору учителя).
Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе - по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 5 часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал:
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев - из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео - и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса.
-
иметь представление о значении искусства в жизни человека.
-
понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни.
-
рассматривать искусство как духовный опыт человечества.
-
размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).
-
иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.
-
использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2012г.
-
Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2012 г.,
-
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2008г.
-
«Хрестоматия музыкального материала»
-
Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной - М., 2005;
-
Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2006,
-
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2005.
-
Фонохрестоматия музыкального и литературного материала (ICD MP3)
Календарно-тематический план
№№
Тема урока
Кол-во часов
Дата
план
Дата
факт
домашние творческие задания
1
2
Искусство и власть.
Архитекторы, композиторы и
исполнители.
1
1
Подготовить доклад или презентацию на тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства.
3
4
5
Какими средствами воздействует искусство.
Художественно-творческая работа
Художественно-творческая работа
1
1
1
-
Создать в технике аппликации (или на компьютере) несколько уравновешенных или неуравновешенных композиций, используя разные по характеру элементы.
-
Создать изобразительную композицию, которая ассоциировалась бы с одним из знакомых музыкальных произведений.
6
7
Храмовый синтез искусств.
Художественно-творческая работа
1
1
«Специфика храмов, представляющих основные мировые религии».
8
9
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
Художественно-творческая работа
1
1
Выполнить эскиз декораций или костюмов к музыкальному спектаклю: опере, балету, мюзиклу (по выбору)
10
Дар предвосхищения.
1
Написать эссе о каком-либо заинтересовавшем явлении современного искусства, в котором есть скрытое пророчество будущего.
11
Какие знания дает искусство.
1
Привести примеры научного значения художественного знания.
12
13
Предсказания в искусстве
Художественно-творческая работа
1
1
Разработать (по группам) музыкально-литературный сценарий на тему «Колокольные звоны России» («И несется над землею колокольный звон…»)
14
15
Художественное мышление в авангарде науки.
Художественно-творческая работа
1
1
Создать средствами любого вида искусства композицию, отражающую свое представление о будущем России, мира.
16
17
Художник и ученый.
Художественно-творческая работа
1
1
Сделать эскиз герба, товарного знака или эмблемы, используя разные виды симметрии.
18
Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
1
Сделать фотомонтаж или презентацию на одну из тем: «Площадь современного города», «Реклама в нашем городе», «Магазины: убранство и интерьеры», «Фонари на улицах города», «Музыка на городских праздниках», «Традиции и современность в облике моего города»
19
Архитектура исторического города.
1
Нарисовать план-схему средневекового города, передав характерные черты русского, европейского или восточного средневекового города.
20
Архитектура современного города.
1
Коллективная работа «Проект детской площадки» для своего двора.
21
Специфика изображений в полиграфии.
1
-
Разработать идею и выполнить фрагмент макета сборника стихов.
-
Разработать и выполнить оформление для компакт-диска со своей любимой музыкой.
22
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
1
Выполнить проект какого-либо предмета быта (посуды или мебели).
23
Декоративно-прикладное искусство.
1
Подготовить сообщение-презентацию об истории одного из известных народных промыслов.
24
Музыка в быту
1
Подготовить компьютерную презентацию на темы: «Классическая музыка в современной обработке», «Классика на мобильных телефонах».
25
Массовые, общедоступные искусства.
Промежуточная аттестация. Тестирование.
1
Сделать презентацию на одну из тем: «Моя семья», «Мир моих увлечений», «Друзья», «Мои одноклассники», «Наши учителя», подобрав музыкальное оформление и литературные комментарии.
26
Изобразительная природа кино.
1
«Особенности сценария, режиссуры, операторского и актерского мастерства в фильме «Летят журавли».
27
Музыка в кино. Особенности киномузыки.
1
Выбрать три самых лучших фильма мира, которые можно назвать фильмами всех времен и народов, фильмами на все времена.
28
Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.
1
Посмотреть фильм режиссера Г.Бардина «Адажио» и сформулировать вопросы для дискуссии на тему «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта» (Ш.Руставели)
29
Вопрос к себе как первый шаг к творчеству
1
Групповые и индивидуальные задания по проекту «Пушкин - наше всё»:
-
Образ А.С.Пушкина в изобразительном искусстве.
-
«Быстрый карандаш» А.С.Пушкина на полях его рукописей.
-
Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С.Пушкина.
-
Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.
-
Образы пушкинской прозы и поэзии в книжной иллюстрации.
-
Театр и А.С.Пушкин.
-
Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.
-
Художественные и телевизионные фильмы о жизни на сюжеты его произведений.
-
Мультипликация: образы сказок А.С.Пушкина.
-
Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем А.С.Пушкина.
-
Астрономия: малая планета 2208 Pushkin.
Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов.
30
Литературные страницы
1
31
Исследовательский проект «Пушкин - наше всё».
1
32
Разработка темы проекта и основные этапы проекта.
1
33
Работа с проектом по индивидуальным темам.
1
34
Обобщение тем года. Защита проекта.
1
ИТОГО: 34 часа