- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Доклад на тему Метод ХПД во внеурочной деятельности
Доклад на тему Метод ХПД во внеурочной деятельности
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Романова Т.В. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Использование метода художественно-педагогической драматургии - главное условие постижения произведения искусства
Подготовила учитель
изобразительного искусства
МКОУ «Вилинской СОШ №1»
Романова Т.В.
Красота создаётся из восторга и боли,
Из желанья и воли тяжёлых цепей.
К.Бальмонт
Как и любой другой язык, язык искусства надо знать и уметь изъясняться на нём. Именно поэтому предметы художественно-эстетического цикла, в частности, уроки изобразительного искусства- это уроки особого типа, подчиняющиеся законам искусства, и требующие от учителя владения специфическими методами преподавания. Одним из таких методов является метод художественно-педагогической драматургии.
Метод художественно-педагогической драматургии- построение урока как художественного произведения. Этот метод помогает композиционного выстроить урок изобразительного искусства как единое целое. Выделяется несколько этапов, вытекающих один из другого и образующих единую линию урока: с момента его начала (экспозиция, завязка, создание проблемной ситуации), через развитие (разработка проблемы), к его вершине (кульминация) и, наконец, к его спаду (развязка). Но развязкой действие урока не завершается: как и художественное произведение урок искусства, запав в души учеников, разбудив их мысли и чувства, будет для них продолжаться и за стенами класса в их размышлениях и поступках - это важный этап урока, который не имеет конца, называется «последствием».
«Последствие» - это самостоятельный творческий поиск, вызванный уроком. Кроме того этот метод позволяет достичь ещё одного важного в преподавании искусства результата - целостности впечатления школьников от художественного явления, которому посвящён урок: в сознании ребят остаётся его образ. Именно образ, художественная картина, т.е. то, что коснулось чувств и эмоций, что пережито и прочувствовано, имеет личностный смысл.
В настоящее время сформулированы: главная формула метода: «Взволновав, заставить задуматься»,
главная задача учителя: организовать встречу с произведением искусства, добиваясь сотрудничества.
Вся наша жизнь игра, а люди в ней актёры, а уж педагоги - то и подавно. Мы ведь каждый день, как на сценических подмостках, то у нас драма, а то комедия, а иной раз и арена цирка. Вот только актёрам проще, чем нам, мы ведь без репетиций, да и зритель у них почти всегда благодарный (что не скажешь про наших учеников), и нам ведь надо, чтобы нас не просто слушали и смотрели, а принимали активное участие в происходящем. А ведь в наше время так трудно чем-либо удивить наших учеников! И не только на уроках искусства, но и при проведении внеклассной работы нам никак не обойтись без метода художественно-педагогической драматургии.
Метод работает на формирование всех ключевых компетенций. Он делает уроки и внеклассные мероприятия более яркими, запоминающимися, организует развитие ребёнка через постановку проблемы по «вечным вопросам жизни».
\
Викторина «Знатоки живописи» (для учащихся 7-х классов)
Цели мероприятия:
-
Повторить и закрепить знания о жанрах живописи и их характерных особенностях; о творчестве известных художников; о живописных шедеврах мировой художественной культуры.
-
Развивать творческую и познавательную активность, мышление и зрительную память, наблюдательность, творческое воображение.
-
Активизировать творческую инициативу, интерес к окружающему миру; воспитывать устойчивый интерес к живописи.
Оборудование:
зрительный ряд: таблица «Жанры живописи», репродукции известных художников (В.Васнецова, И. Репина, И. Шишкина, И.Левитана,В.Боровинского,И.Крамского, В. Серова, Ф.Решетникова,М. Врубеля и т.д.).
музыкальный ряд: Ф.Шопен «Вальс дождя», К.Дебюсси «Нежность».
Ход мероприятия:
Организационный этап (выбор команд, названия, девиза и капитанов)
Конкурс-разминка «Эрудит»
-
Стойкая разновидность художественного произведения, которая сложилась исторически (жанр).
-
Жанр изобразительного искусства, изображение неживых предметов (перевод «мёртвая натура) (натюрморт).
-
Как называют художника, изображающего морской пейзаж (маринист)
-
Жанр изобразительного искусства, изображение художником военных событий (батальный, а художник - баталист).
-
Жанр изобразительного искусства, изображение человека или группы людей (портрет).
-
Назвать художников-портретистов (В.Боровиковский, В.Тропинин, И.Крамской, Леонардо да Винчи и т.д.)
-
Художник, который изображает животных (анималист)
-
Этот жанр включает произведения, на которых изображены значительные для истории народа события (исторический)
-
Жанр живописи, посвящённый изображению событий повседневной жизни (бытовой)
-
Изображение сказочных персонажей или героев былин (сказочно-былинный)
Конкурс « Назови жанр живописного произведения»
Ведущий по очереди каждой команде показывает репродукцию, учащиеся должны назвать название, автора и жанр. Если одна команда не даёт правильный ответ, предоставляется возможность второй команде. За правильный ответ 1 балл.
Показ репродукций картин.
Конкурс (домашнее задание)
«Вернисаж живых картин»
Показать и описать картину.
1 команда-И.Репин«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
2 команд-Ф.Решетников «Опять двойка»
До 10 баллов (5 баллов - показ, 5 баллов - анализ картины)
Конкурс «Угадай картину»
Каждой команде ведущий даёт по 5 репродукций картин, необходимо написать название картины, автора и жанр (до 3 баллов за каждую репродукцию - всего до 15 баллов)
Подведение итого викторины «Знатоки живописи»
Награждение победителей
Конкурс-разминка «Эрудит»
Конкурс «Вернисаж живых картин»
Конкурс «Угадай картину»
Конкурс «Назови жанр живописи»