- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Образовательные ресурсы уроков изобразительного искусства и внеурочной деятельности по теме «Робототехника»
Образовательные ресурсы уроков изобразительного искусства и внеурочной деятельности по теме «Робототехника»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Попова Е.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Образовательные ресурсы уроков изобразительного искусства и внеурочной деятельности по теме «Робототехника»
Попова Елена Вячеславовна,
учитель изобразительного искусства МБУ «Школа № 94»
Наша школа вот уже на протяжении 38 лет воспитывает юных живописцев, иллюстраторов, художников декоративно-прикладного искусства, дизайнеров. Эта творческая деятельность строится как в содружестве со школой дополнительного образования ДШИ «Лицей искусств», так и в нашей школе имеются классы с углубленным изучением изобразительного искусства (с 5 по 9 класс). На ступени начальной школы введение новых федеральных стандартов открыло для многих педагогов, в том числе и эстетического цикла, новые образовательные возможности. Интеграция образовательных ресурсов урочной и внеурочной деятельности позволило обогатить воспитательную и развивающую среду для наших учеников.
С 1-го сентября 2015 - 2016 учебного года в нашей школе появилась новая для нас тема - «Робототехника». Для того, чтобы занятия по внеурочной деятельности по данной тематике были интересные, содержательные, конструктивные с элементами игры, мы решили начать с большого детского праздника - робототехники. Его цель - повышение созидательной активности учащихся посредством популяризации соревновательной, исследовательской, конструкторской и изобретательной деятельности. Творческие состязания проводились по номинациям: «Техническое моделирование», «Авиадартс», «Научные исследования в области механики», «Автоматика, телемеханика, робототехника и интеллектуальные системы», «Автодром», «Моя интерактивная кукла (игрушка)», «Дом моей мечты».
Конечно же, этому предшествовала огромная работа всех преподавателей учебной деятельности, не только ИЗО и робототехники, но учителей начальной школы, администрации, участников школьного ученического самоуправления, и, конечно же, детей и их родителей.
В рамках этого мероприятия была подготовлена и проведена выставка детских творческих работ по теме «Робототехнике».
Почему направление новое?
В опыте юных авторов изобразительных работ - учащихся 1 - 4 класс наряду с творческими темами природы, школы, православных праздников, мира и толерантности, имеются выставки работ, связанным с архитектурой, автомобильной промышленностью, видением будущего, космосом. Но с темой электронной игрушки, робота, машин с дистанционным управлением маленькие авторы на уроках ИЗО и на большом школьном мероприятии - конкурсе «Играем, мыслим, творим» встретились впервые.
Выставка детских творческих работ «Мир детской робототехники» явилась результатом интеграции, реализации межпредметных связей занятий по внеурочной деятельности ИЗО «Юный художник», «Робототехники» и школьной конкурсной деятельности.
Объединение этапов детского творчества, начиная с фантазии и изобретательности на рисунке, продолжая в конструировании на уроке «Робототехники», находит свое творческую реализацию на конкурсах по техническому моделированию.
Такие мероприятия пробуждают детей к электронике, нанотехнологиям, программированию, техническому конструированию. Это позволяет юным школьникам сориентироваться в современных сферах созидательной человеческой деятельности: научной деятельности, промышленности, сферах услуг, строительстве, исследованиях космоса, информатике, в нынешнем постиндустриальном обществе, и возможно, в будущем выбрать свою профессию, свое призвание.
Уроки ИЗО внеурочной деятельности по теме «Робототехника» ставят более широкие задачи, направленные на общее развитие детей: формирование художественного вкуса, активизацию творческого воображения и фантазии, особенностей конструирования, изобретательности.
Этапы построения деятельности обучающихся по теме «Робототехника».
На начальном этапе учащимся были предложены целый ряд заданий на наблюдение какой-либо электронной игрушки, сравнение домысливание, фантазирование, наделение имеющийся игрушки дополнительными, новыми действиями, функциями, «способностями» игрушки издавать звуки, говорить, передвигаться каким-либо особым способам, существовать в особенных условиях на Земле и в космосе.
На следующем этапе, опираясь на собственные предпочтения, дети сами могут выбрать: нарисовать свою собственную электронную игрушку, или ту, о которой они мечтают, используя свою изобретательность и творческое воображение.
В работах детям необходимо продумать движения и другие электронные способности игрушки, а также сформулировать свои мысли в виде схем и коротких текстов-объяснений. На этом этапе школьники публично представляю, презентуют свой творческий и технический замысел другим ученикам. Это позволяет развить у детей не только художественные, но и вербальные способности, сформировать навыки публичного выступления. Эта воспитательный процесс нацелен на позитивную созидательную активность школьников, развивает их мыслительную способность, побуждает к конструированию и нестандартному мышлению, развивает фантазию и изобретательность.
В ходе реализации своего творческого замысла идет планомерное обучение различным видам техники и приемам изобразительной деятельности: графический рисунок цветными карандашами или фломастерами, гуашью. В ходе выполнения своих работ ученики осваивают технику коллажа: то есть подбирают колорит (фон, цвета основного изображения - робота), вырезание, композиционное размещение на листе отдельных частей изображения, аккуратное наклеивание деталей, собирание частей деталей в одно целое.
В завершении композиции ученики на готовом изображении наклеивают сформулированные ими короткие тексты - пояснения, содержащие информацию о конструкторских особенностях и технических возможностях электронной игрушки. На занятиях необходимо уделять внимание развитию ручной умелости в работе. Вместе с тем одна из важных задач - научить ребенка творческому видению. Именно это умение отличает человека - творца, человека созидателя.
В результате того, что нами выбрана техника коллажа, экономится время на занятии, в итоге ученики получают завершённую работу в течение 3-х занятий по 45 минут.
Рассмотрим итоги творческой работы детей на примерах.
Ученики настолько творчески подошли к этому заданию, что выставка была размещена на 2-х этажах школы. Ученики и их родители были рады увидеть свой художественный труд. Каждая из детских работ представляет особый интерес, и достойна особого рассмотрения.
Выставка «Мир детской робототехники» стала визуальной составляющей общешкольного детского праздника, объединившего всех учеников школы, их родителей и педагогов в мир робототехники.
В ходе оценки значимости уроков «Любимая любимая электронная игрушки» можно процитировать Б.М. Неменского, известного художника и методиста ИЗО. Урок «развивает позитивный интерес к жизни как эмоциональное основание для созидательного действия, способность действовать в неопределенных правилами и образцами обстоятельствах, где необходима выдумка, неординарность решения, свобода реального воплощения замысла в конкретных видимых и обсуждаемых результатах, где есть конструктивная игра и значимость итога творческих усилий ребенка» [Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1 - 4 классы / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И Коротнеева и др.] : под ред. Б.М. Неменского. - 3-е изд. - М. Просвещение, 2014.].
Очевидна и воспитывающая роль содержательной и организационной интеграции реализации программ внеурочной деятельности по изобразительному искусству и робототехники, где снова хочется процитировать Б.Г. Неменского: «Умение видеть и понимать человечески значимые смыслы в материальной культуре, создающей среду жизни, а, следовательно, воспитывающей многие определяющие поведение качества человека - это необходимое условие личностной свободы современного человека. Это важнейшая сторона современная сторона предмета ИЗО».
В этом мы и видим воплощение системно-деятельностного подхода, сформулированного в положения новых федеральных стандартах, а осуществление межпредметных связей занятий по изобразительного искусства и робототехники, как пример использования образовательного ресурса, то есть тематического содержания и временной организации предметов внеурочной деятельности, а также школьных конкурсных мероприятий, имеющих огромное развивающее, воспитывающее, социализирующее и объединяющее значение.