Рабочая программа ИЗО 5-9 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Холуй


«Принято»

на заседании

педагогического совета


протокол № ____от «___»_______20__ г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МКОУСОШ с.Холуй


____________/Сироткин М.А../

ФИО

«___»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МКОУСОШ с.Холуй


____________/Кузьмикова И.Ю.

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.


Рабочая программа

по искусству

(компонент изобразительное искусство)

5 - 9 классы

базовый уровень

учитель Туканова М.И.

учебный год 2014 - 2015


Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

- освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

- овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

- формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.



1. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для V- IX классов составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;

- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009;

- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения искусства, которые определены стандартом.

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание рабочей программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем стандарта основного образования, даёт распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в V, VI ,VII, VIII и IX классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая программа по изобразительному искусству для V- IX классов рассчитана на 170 учебных часов: 5 класс - 34 часа; 6 класс - 34 часа; 7 класс - 34 часа; 8 класс - 34 часов, 9 класс - 34 часов. Для выполнения обязательного минимума содержания основных образовательных программ по изобразительному искусству образовательного стандарта основного общего образования, выделен 1 час из вариативной составляющей Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов, является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Требования к результатам изучения курса

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

- наиболее крупные художественные музеи России и мира;

- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;

уметь:

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- восприятия и оценки произведений искусства;

- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).


2. Учебно - тематическое планирование 5-9 класс


5 класс

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

34 часа

1

Древние корни народного искусства:

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.

Народные праздничные обряды. Масленица.

8 часов

2

Связь времен в народном искусстве:

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

8 часов

3

Декор - человек, общество, время:

Зачем людям украшения.

Одежда говорит о человеке.

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

10 часов

4

Декоративное искусство в современном мире:

Современное выставочное искусство.

Ты сам - мастер ДПИ (панно)

Ты сам - мастер ДПИ (игрушка)

Ты сам - мастер ДПИ (витраж)

Ты сам - мастер ДПИ (ваза)

Ты сам - мастер ДПИ (декоративная кукла)

8 часов

6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека

34 часа

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка:

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Рисунок - основа изобразительного искусства.

Линия и ее выразительные возможности.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи

Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.

8 часов

2

Мир наших вещей. Натюрморт:

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира - натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.

8 часов

3

Вглядываясь в человека. Портрет:

Образ человека - главная тема искусства.

Конструкция головы человека и ее пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты.

10 часов

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве:

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила линейной и воздушной перспективы.

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

Пейзаж в русской живописи

Пейзаж в графике

Городской пейзаж.

8 часов

7 класс

Изобразительное искусство в жизни человека

34 часа

1

Изображение фигуры человека и образ человека:

Изображение фигуры человека в истории искусства.

Пропорции и строение фигуры человека.

Красота фигуры человека в движении.

Красота фигуры человека в движении. Наброски.

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Великие скульпторы.

Изображение фигуры человека при помощи таблицы

Набросок фигуры человека с натуры.

Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия»

8 часов

2

Поэзия повседневности:

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

Жизнь людей моего села.

Сюжет и содержание в картине.

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

Художник - выразитель идей и чувств людей своего времени

Графические серии

11 часов

3

Великие темы жизни:

Историческая тема в живописи. Творчество В.Сурикова

Исторический и мифологический жанр в искусстве разных эпох.

Историческая тема в живописи. Выполнение композиции.

Мифологический жанр.

Библейские темы в станковой живописи

7 часов

4

Реальность жизни и художественный образ:

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Зрительские умения и их значение для современного человека.

Природа и художник в изобразительном искусстве.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

8 часов

8 класс

Дизайн и архитектура в жизни человека.

34 часа

1

Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры:

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

Прямые линии и организация пространства.

Цвет - элемент композиционного творчества.

Свободные формы: линии и пятна.

Буква - строка - текст. Искусство шрифта.

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

В бесконечном мире книг и журналов. Многообразие форм полиграфического дизайна.

9 часов

2

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий:

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

Соразмерность и пропорциональность.

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Вещь: красота и целесообразность. Сочетание объемов и образ времени.

Вещь: красота и целесообразность. Форма и материал

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

8 часов

3

Город и человек.

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.

Город сегодня и завтра. Пути развития современного архитектурного дизайна.

Живое пространство города. Город. Микрорайон. Улица.

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пронстранственно-вещной среды интерьера.

Природа и архитектура. Организация архитектурно пространственного дизайна.

Ты архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

11 часов

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры:

Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне как ты живешь и я скажу какой у тебя дом.

Интерьер, который мы создаем.

Пугало огородное или…под шепот фонтанных струй

Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды.

Автопортрет на каждый день

Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна.

Моделируешь себя - моделируешь мир

8 часов

9 класс

Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении

34 часа

1

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.

Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.

Театральное искусство и художник. Правда и магия театра.

Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.

Сценография - искусство и производство.

Костюм, грим, маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения.

Художник в театре кукол. Привет от Карабаса Барабаса.

Спектакль - от замысла к воплощению. Третий звонок.

8 часов

2

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии

Фотография - взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.

Грамота фотоэкспозиции и съемки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.

Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура.

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотоинтерьера и фотопейзажа.

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.

События в кадре. Искусство фоторепортажа.

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация. Факт и его компьютерная трактовка.

8 часов

3

Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом кино.

От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.

Бесконечный мир кинематографа.

12 часов

4

Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель.

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.

Киноглаз или жизнь врасплох.

Телевидение, Интернет… что дальше?

Современные формы экранного языка.

В царстве кривых зеркал, или вечные истины искусства. Обобщение темы.

7 часов

ИТОГО: 170 часов

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ V- IX классы (170 часа)

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Изобразительное искусство, его виды и жанры


3


9


7


5


3

Язык изобразительного искусства и художественный образ


3


12


5




3


Древние корни народного искусства и ДПИ


15





Построение пространства


4

2



Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве


4


2


14



Синтез искусств




2

6

Синтез искусств в архитектуре

2



10


дизайн

4



7


Интерьер


2


3


Синтез искусств в театре





5

Изображение в полиграфии

графика



5


4


4


Изображение в фотографии





7

Синтетическая природа экранных искусств






11

Изображение на компьютере





2

музеи страны

4


2



Изобразительное искусство, его виды и жанры (27 часов).

Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).

Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.

Язык изобразительного искусства и художественный образ (22 час).

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.

Древние корни народного искусства и ДПИ (15 час), специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).

Опыт творческой деятельности. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (6 час)(линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.

Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 час).

Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси - фундамент русской культуры.

Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).

Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник - творец - гражданин.

Крупнейшие художественные музеи страны (6 час) (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).

Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

Синтез искусств (8 час).

Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

Синтез искусств в архитектуре (12 час).

Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

Связь архитектуры и дизайна (11 час) (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).

Интерьер (5час)

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.

Синтез искусств в театре (5 час).

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.

Изображение в полиграфии (13час).

Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ - символ - знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).

Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

Изображение в фотографии (7 час).

Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.

Синтетическая природа экранных искусств (11 час).

Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.).

Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.

Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.

Изображение на компьютере (2 час).

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта



3. Планируемые результаты

5 КЛАСС

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - 34 часа

Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России;

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полохов-Майдан, Жостово и др.)

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой ( предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.

6 класс

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 34 часа

Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

- о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

7 класс

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 34 часа

Цель: формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству.

Задачи:

дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии;

осмысление места изобразительного искусства в жизни общества.

формирование художественно-творческой активности.

В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. Учащиеся знакомятся с картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах;

-о процессе работы художника над картиной;

- о композиции как целостности и образном строе произведения;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь о больших исторических событиях; о влиянии образа на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изо в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- наиболее значимый ряд великих произведений ИЗО на исторические и библейские темы в отечественном искусстве.

уметь:

- применять на практике первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

- владеть материалами живописи графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;

- получить творческий опыт в построении тематических композиций;

- получит навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

8 класс

«Дизайн и архитектура в жизни человека»- 34 часа

Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств - дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества. Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности - изобразительный, декоративный, конструктивный).

Последняя четверть посвящается изучению синтетическим искусствам, знакомству с новыми визуально-техническими средствами: фотография, кинематограф, телевидение, компьютерная графика. Расширяется зона визуально-зрелищной культуры и приобретаются практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно-творческой деятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ 8 - 9 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные графические материалы и материалы для работы в объёме4

- владеть навыками создания презентаций, слайд-фильмов.

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения - умения, навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.


3.1 Критерии оценивания на уроках искусства.

Отметка −это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы.

Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи.

Оценка −это словесная характеристика результатов действий.

Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное).

• Комплексный подход к оценке результатов,

позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Достижение опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта.

Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

Характеризуется по разным признакам:

• внутренняя оценка и внешняя оценка;

• субъективные или экспертные и объективизированные методы оценивания;

• оценивание достигаемых образовательных результатов, оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения;

• разнообразные формы оценивания;

• интегральная оценка и дифференцированная оценка;

• самоанализ и самооценка обучающихся.

Наборы критериев.

• указывают на определенные черты или ключевые знаки, которые следует отметить в работе;

• Устанавливают правила количественной оценки работы по заранее установленной шкале;

• Могут предлагаться как учителем, так и детьми;

• Используются при подсчете или ранжировании детских работ (тестов, портфолио, процесса выполнения работы).

Критериальное оценивание, принципы:

• оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность;

• работа учащегося сравнивается не с работами других учеников, а с эталоном;

• эталон известен учащимся заранее;

• разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;

• оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания - конкретное выражение учебных целей;

• общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося.

Оценка динамики образовательных достижений имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.

В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

Система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода:

- выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся.

- выделения ближайшей перспективы развития обучающихся.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

• Активность участия.

• Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

• Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

• Самостоятельность.

• Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

• Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

• Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

• Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Инструментарий критериев при выполнении практических творческих работ.

1. Компоновка листа.

2. Организация плоскости листа

- многоплановость (ближе- ниже, дальше - выше, ближе - больше, дальше - меньше, 1, 2, 3 …план);

- линия горизонта;

- способ загораживания;

3. Использование композиционных правил, принципов, законов:

- ритм;

- центр композиции;

- симметрия;

- асимметрия;

- статика;

- динамика;

- цельности;

- жизненности;

4. Линейная перспектива.

5. Воздушная перспектива.

6. Для живописи (и не только):

- механическое смешивание;

- теплые цвета;

- холодные цвета;

- многочисленность оттенков;

- нюансы;

7. Для графики (и не только)

- выразительность линии;

- выразительность пятна;

- растяжка тона;

8. Декоративная переработка форм растительного и животного мира.

9. Владение техникой выполнения

10. Оригинальность работы

11.Самостоятельность выполнения работы.

12.Законченность работы.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Критерии оценивания основываются на трех уровнях успешности:

• Необходимый уровень (базовый) - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.

• Программный повышенный уровень (дополнительный) - решение нестандартной задачи, где потребовалось либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний

• Максимальный уровень (НЕобязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.

Оценочная деятельность осуществляется на основе критериального подхода по алгоритму: каждое успешно выполненное задание (действие) оценивается в определенное количество баллов, общее количество баллов за все выполненные задания составляет 100% . Соотношение набранных баллов и максимально возможных фиксируется в виде дроби (в числителе - набранное количество, в знаменателе - возможное (максимальное) количество баллов) с последующим переводом в процентное соотношение и отметку в утвержденных документах (в дневник и рабочий журнал учителя - процентное соотношение и отметку, в официальный журнал-отметку; в Таблицу результатов достижений учащихся - процент или отметку). Задания повышенного и максимального уровней оцениваются при условии правильного выполнения учеником не менее 30% необходимого уровня.

Задания повышенного и максимального уровней оцениваются по отдельным шкалам, начиная с 50% выполнения заданий (выполнение заданий менее 50% не оценивается).

В оценивании результатов учебной работы участвуют учитель и ученик, которые по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка и самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную оценку. Родители, совместно с учителем и учащимся периодически анализируют результаты учебной деятельности ученика, через таблицы требований.

Оценивание учебных достижений обучающихся по предметам: технология, физкультура, ИЗО, музыка осуществляется с учетом особенностей данных предметов, на основе осознанного действия начиная с начальной школы.

Отметки выставляются на основе планируемых результатов и с учетом индивидуального роста каждого ученика по отметочной шкале:

3 - средний уровень

4 - высокий (достаточный) уровень

5 - очень высокий достаточный

4. Учебно - методические пособия

Учебный методический комплекс.

Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 ).

Учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского:

Учебники

Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009 г.

Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под ред. Б.М. Неменского Москва, Просвещение, 2009г.

А.С. Питерских, Г. Е. Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009 г.

Пособие для учителей

Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009 г

Н. А. Гряева. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2010 г

Г. Е. Гуров, А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7-8 класс». Москва, «Просвещение», 2010 г

Отличительная особенность учебников в том, что они не только дают учащимся знания, умения и навыки работы в искусстве, но и раскрывают творческую личность в каждом школьнике, формируют разностороннюю художественную культуру. Каждый учебник - это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность школьника. Учебники ориентированы на личность ребенка, его интересы и возрастные возможности. По каждой теме дается система творческих заданий для развития художественного мышления и воображения школьников.

Методическая литература:

1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1994.

2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. - СПб.: Каро, 2004.

3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. - М.: Профиздат, 1961.

6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. - М.: Детская литература, 1988.

7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…- Волгоград: Учитель, 2009г.;

8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1984.

9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. - М.: Высшая школа, 1992.

10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988.

11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.

12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.

13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.

14. Половников, А. О. Русь деревянная. - М.: Просвещение, 1998.

15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995.

17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. - М.: Просвещение, 1998.

18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998.

19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998.

20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998.

21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998.

22.Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» - М.: Просвещение, 2008







Приложение №1

Календарно - тематическое планирование ИЗО в 5 классе

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Древние образы в народном искусстве.

1

05.09

2

Убранство русской избы.

1

12.09

3

Внутренний мир русской избы.

1

19.09

4-5

Конструкция и декор предметов народного быта.

2

26.09

03.10

6

Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.

1

10.10

7-8

Народные праздничные обряды. Масленица.

2

17.10

24.10

9-10

Древние образы в современных народных игрушках.

2

07.11

14.11

11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

1

21.11

12

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

1

28.11

13

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.

2

05.12

12.12

14

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

1

19.12

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

1

26.12

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

1

16.01

17-18

Зачем людям украшения.

2

23.01

30.01

19-20

Одежда говорит о человеке

2

06.02

13.02

21-22

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

2

20.02

27.02

23-26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

2

06.03

13.03

27-28

Современное выставочное искусство.

2

20.03

03.04

29-30

Ты сам - мастер ДПИ (панно)

2

10.04

17.04

31

Ты сам - мастер ДПИ (игрушка)

1

24.04

32

Ты сам - мастер ДПИ (витраж)

1

08.05

33

Ты сам - мастер ДПИ (ваза)

1

15.05

34

Ты сам - мастер ДПИ (декоративная кукла)

1

22.05

Итого по плану 34 часа

Календарно - тематическое планирование ИЗО в 6 классе

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

02.09

2

Рисунок - основа изобразительного искусства.

1

09.09

3

Линия и ее выразительные возможности

1

16.09

4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

23.09

5

Цвет. Основы цветоведения.

1

30.09

6

Цвет в произведениях живописи

1

07.10

7

Объемные изображения в скульптуре.

1

14.10

8

Основы языка изображения.

1

21.10

9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

11.11

10

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

18.11

11

Изображение предметного мира - натюрморт.

1

25.11

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1

02.12

13

Освещение. Свет и тень.

1

09.12

14

Натюрморт в графике.

1

16.12

15

Цвет в натюрморте.

1

23.12

16

Выразительные возможности натюрморта.

1

30.12

17

Образ человека - главная тема искусства.

1

13.01

18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1

20.01

19

Изображение головы человека в пространстве

1

27.01

20

Портрет в скульптуре

1

03.02

21

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

10.02

22

Сатирические образы человека.

1

17.02

23

Образные возможности освещения в портрете.

1

24.02

24

Роль цвета в портрете.

1

03.03

25-26

Великие портретисты.

2

10.03

17.03

27

Жанры в изобразительном искусстве.

1

07.04

28-29

Правила линейной и воздушной перспективы

2

14.04

21.04

30

Пейзаж - большой мир. Пейзаж-настроение. Природа и художник.

1

28.04

31-32

Пейзаж в русской живописи

2

05.05

12.05

33

Пейзаж в графике

1

19.05

34

Городской пейзаж.

1

26.05

Итого по плану 34часа

Календарно - тематическое планирование ИЗО в 7 классе

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Изображение фигуры человека в истории искусства.

1

03.09

2

Пропорции и строение фигуры человека.

1

10.09

3-4

Красота фигуры человека в движении. Наброски.

2

17.09

24.09

5

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Великие скульпторы.

1

01.10

6

Изображение фигуры человека с помощью таблицы

1

08.10

7

Набросок фигуры человека с натуры.

1

15.10

8

«Моя будущая профессия» выставка работ.

1

22.10

9

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

1

05.11

10

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

1

12.11

11-12

Жизнь людей моего села.

2

19.11

26.11

13-14

Сюжет и содержание в картине.

2

03.12

10.12

15-16

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

2

17.12

24.12

17

Художник - выразитель идеи, мыслей, чувств своего времени

1

14.01

18-19

Графические серии

2

21.01

28.01

20

Историческая тема в живописи. Творчество В.Сурикова

1

04.02

21

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

1

11.02

22

Историческая тема. Создание композиции.

1

18.02

23-24

Мифологический жанр

2

25.02

04.03

25-26

Библейские темы в станковой живописи

2

11.03

18.03

27-28

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

2

01.04

08.04

29-30

Зрительские умения и их значение для современного человека.

2

15.04

22.04

31-32

Природа и художник в изобразительном искусстве

2

06.05

13.05

33 - 34

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

2

20.05

27.05

Итого по плану 34 часа

Календарно - тематическое планирование ИЗО в 8 классе

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1.

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

05.09

2.

Прямые линии и организация пространства

1

12.09

3-4

Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

2

19.09

26.09

5.

Буква - строка - текст. Искусство шрифта.

1

03.10

6.

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

1

10.10

7-8.

Многообразие форм полиграфического дизайна.

2

17.10

24.10

9.

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.

1

07.11

10.

Архитектура - композиционная организация пространства. Взаимосвязь объёктов в архитектурном макете.

1

14.11

11.

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

1

21.11

12.

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

28.11

13-14.

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.

2

05.12

12.12

15.

Роль и значение материала в конструкции

1

19.12

16.

Цвет в архитектуре и дизайне.

1

26.12

17-18.

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Тенденция и перспектива развития архитектуры.

2

16.01

23.01

19.

Пути развития современной архитектуры и дизайна

1

30.01

20.

Живое пространство города

1

06.02

21.

Город. Микрорайон. Улица

1

13.02

22-23.

Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера

2

20.02

27.02

24.

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного дизайна

1

06.03

25-26-27.

Ты архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление

3

13.03

20.03

03.04

28-29

Мой дом - мой образ жизни. Интерьер который мы создаем

2

10.04

17.04

30

Пугало в огороде или …под шепот фонтанных струй

1

24.04

31-32-33.

Мода, культура и ты. Дизайн одежды. Автопортрет на каждый день. Сфера имидж-дизайна

3

08.05

15.05

22.05

34.

Моделируя себя моделируешь мир

1

29.05

ИТОГО 34 часа по плану

Календарно - тематическое планирование ИЗО в 9 классе

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1.

Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.

1

02.09

2

Театральное искусство и художник. Правда и магия театра.

1

09.09

3

Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.

1

16.09

4

Сценография - искусство и производство.

1

23.09

5

Костюм, грим, маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения.

1

30.09

6

Художник в театре кукол. Привет от Карабаса Барабаса.

1

07.10

7-8

Спектакль - от замысла к воплощению. Третий звонок.

2

14.10

21.10

9

Фотография - взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.

1

11.11

10

Грамота фотоэкспозиции и съемки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.

1

18.11

11

Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура.

1

25.11

12

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотоинтерьера и фотопейзажа.

1

02.12

13

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.

1

09.12

14

События в кадре. Искусство фоторепортажа.

1

16.12

15-16

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация. Факт и его компьютерная трактовка.

2

23.12

30.12

17-18-19

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

3

13.01

20.01

27.01

20-21-22

Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом кино.

3

03.02

10.02

17.02

23-24

От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.

2

24.02

03.03

25-26-27

Бесконечный мир кинематографа.

3

10.03

17.03

24.03

28

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

1

31.03

29

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.

1

07.04

30-31

Киноглаз или жизнь врасплох.

2

14.04

21.04

32

Телевидение, Интернет… что дальше?

1

05.05

33

Современные формы экранного языка.

1

12.05

34

В царстве кривых зеркал, или вечные истины искусства. Обобщение темы.

1

19.05

ИТОГО 34 часапо плану

















Приложение №2

Контрольно - измерительные материалы


Формы контроля уровня обученности по изобразительному искусству:

1. Творческие работы. (индивидуальные и коллективные)

2. Выполнение и презентация проектных работ (минипроекты)

3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.

4. Кимы. Тесты

5. Викторины. Кроссворды

6. Портфолио (Под портфолио обычно понимают способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Особая ценность портфолио состоит в том, что при определенных условиях его использование позволяет получать интегральную оценку, характеризующую суммарный (комплексный) результат. )

7. Комплексная итоговая работа

Рефлексия:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Лист самооценки:

1.На уроке я работал… - активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я… - доволен / не доволен

3.Урок для меня показался…- коротким / длинным

4.За урок я -не устал / устал

5.Мое настроение - стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был -понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен/не интересен

Алгоритм самооценки

(вопросы, на которые отвечает ученик):

1. Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эта-

лон и сравнить с ним свою работу, либо руководствоваться реакцией учителя и класса.

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

Как ученик определит свою отметку?

К указанному выше алгоритму самооценки можно добавлять другие вопросы, в том числе про отметку, которую ставит себе ученик.

А) Если сохранить традиционные критерии различения отметок (у каждого учителя они несколько свои, но стремятся примерно к таким

показателям: «5» - идеально правильно выполненное задание, «4» - одна-две не грубые ошибки и т.д.), то к алгоритму самооценки надо

добавить такие вопросы:

- по каким признакам мы различаем отметки? (Ученики принимают критерии учителя);

- какую ты поставишь себе отметку? (Опираясь на ответы на предыдущие вопросы самооценки.)

Б) Если же полностью задействовать технологию оценивания учебных успехов, то после обучения детей использованию таблицы резуль-

татов (см. 4-е правило) и введения уровней успешности (6-е правило) к алгоритму самооценки могут быть добавлены такие вопросы. Продолжение алгоритма самооценки:

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задачи (задания)?

Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)

В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны

новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)

Такие задачи мы никогда не учились решать или нужны знания, которые на уроках не получали? (Максимальный уровень)

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Алгоритм самооценки проекта.

1. В начале этого проекта у меня была цель: ….

2. Особенно хорошо мне удалось: …

3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше: …

4. Свой результат могу оценить так (на выбор):

Максимальный уровень -«Превосходно» Цель достигнута, и результат я оцениваю как очень высокий для меня.

Я удивил сам себя - Повышенный уровень-«Отлично»

Цель достигнута, и этот результат лучше обычного - Необходимый уровень-«Хорошо»

Цель достигнута, и этот результат похож на то, как я делаю обычно - «Нормально»

Цель достигнута не полностью, в следующий раз нужно сделать лучше - «Удовлетворительно»

Критерии оценки работы в группе.

1. Планирование.

2. Распределение обязанностей.

3. Работа по алгоритму.

4. Соблюдение временного режима.

5. Активное участие в работе группы каждого члена группы.

6. Креативное отношение к работе.

7. Самостоятельность выполнения работы.

8. Оригинальность работы.

9. Активность участия в презентации работы.

Карта наблюдения за работой участников группы в процессе выполнения проекта.

-планирование (в начале занятия , в первые 10-15 мин.)

-Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта (в середине занятий , по итечении 20-30 мин.)

- Соответствие исполнения проекта плану (ближе к концу занятия , по истечению 30-35 мин.)

-Контроль продвижения по заданию ( в конце занятия , в последние 5 мин.)

-Представление результатов (В конце занятия)

- Конфликты и их разрешение ( в последние 5 мин.)

-Особенности поведения и коммуникации учеников (в конце занятия , 5мин.)

Результаты голосования (после подведения итогов)

Лист самооценки работы в группе.

1.Название группы.

2.Фамилия имя

3.Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен.

-Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

А) да, все работали одинаково.

б) нет. Работал только один.

В) кто-то работал больше, а кто-то меньше.

-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А) работали дружно,ссор не было.

б) работали дружно, спорили, но не ссорились.

В) очень трудно было договориться, не всегда получалось.

- Тебе понравился результат работы группы?

А)да, все получилось хорошо.б) нравится, но можно было бы лучше.

В) нет, не нравится.

- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужный бал в строке.

- 0 (Почти все сделали без меня),1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,

10(Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась).

Критерии анализа художественного произведения.

-История создания (автор, название, время создания, сведения из биографии и пр.)

-Вид, жанр.

-Художественная техника

-Сюжет, образы.

- Композиция

- Колорит

- Прочие приемы.

- Стиль, направление, течение

- Проблематика

- Мастерство художника.

Примерная итоговая тестовая работа по ИЗО в 5 классе

1. Вид искусства, в котором красота служит для украшения быта человека:

а) Пейзаж

б) Картина

в) ДПИ

г) Краски

2. Назовите основные элементы декоративного убранства русской избы:

а) фронтон, полотенце, наличник

б) конь - охлупень, причелины, наличник, полотенце

в) фронтон, коник, лобовая доска

3. Выберите принципы, которыми руководствовался народный мастер при изготовлении предметов быта:

а) польза, прочность, красота

б) изящество, польза, прочность

в) дешевизна, красота, польза, прочность

4. Для чего народный мастер так тщательно украшал окружающие его предметы знаками и символами, выстраивая из них причудливые узоры:

а) для красоты

б) для защиты

в) для удобства

5. Окно в избе служило:

а) для входа света солнца

б) для красоты

в) для связи домашней жизни с внешним миром

6. Где находилось почетное место в избе «красный угол» -

а) в центре избы

б) у порога

в) в переднем углу избы

7. Какой инструмент был неизменной спутницей женщины:

а) веретено

б) челнок

в) прялка

8. Какое слово не относится к видам полотенец:

а) нарядные

б) ритуальные

в) Красивые

9. Какой цвет преобладал врусской народной вышивке:

а) жёлтый

б) красный

в) чёрный

10. Какое изображение не относится к числу символов-оберегов:

а) солнце

б) вода

в) гром

г) растения

Ключи:

1. в

2. б

3. в

4. б

5. а,в

6. в

7. в

8. в

9. б

10. в

Примерная итоговая тесовая работа по ИЗО в 6 классе

1. Какие виды пластических искусств относятся к изобразительным?

а) графика

б) архитектура

в) дизайн

г) живопись

д) скульптура

2. Запишите последовательность цветов спектра.

3. Какой цвет не относится к основным цветам?

а) красный

б) желтый

в) зелёный

г) синий

4. Какой цвет не относится к составным цветам?

а) оранжевый

б) зеленый

в) фиолетовый

г) жёлтый

5. В цветовом круге дополнительные цвета находятся:

а) строго напротив друг друга

б) рядом друг с другом

6. Чтобы получить светлоту нужно добавить:

а) жёлтый цвет

б) белый цвет

в) серый цвет

7. Колорит это:

а) световые волны определённой длины

б) полярное противопоставление

в) взаимосвязь всех цветовых элементов

8. К ахроматическим цветам не относится:

а) чёрный

б) белый

в) коричневый

9. Основа выразительности скульптуры:

а) объёмные формы

б) линия

в) цвет

10. Основной жанр станковой скульптуры:

а) анималистический

б) портретный

в) бытовой

Ключи:

1. а,г,ж

2. к,о,ж,з,г,с,ф (пословица)

3. а,б,г

4. г

5. а

6. б

7. в

8. в

9. а

10. б


Примерная итоговая тестовая работа в 7 классе

1. Из каких картин взяты воспроизведённые здесь фрагменты? Кто написал эти картины?

В. Суриков «Боярыня Морозова»

И. Репин «Бурлаки на Волге»

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

Рембрандт "Возвращение блудного сына"

Федотов П. «Сватовство майора»

2. Автором, какого произведения является русский художник? В каком жанре он работал?

А) Б) В) Г)

Ответ: В. Васнецов «Аленушка». Сказочно - быллинный.

3. Жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни:

A) Батарейный

Б) Батальный

В) Батальонный

Г) Панорамный

Д) Исторический

4. Прием, позволяющий показать на картине глубину изображения:

A) Плоскость

Б) Перспектива

В) Объем

Г) Пространство

Д) Построение

5. Как называется отрасль изобразительного искусства, посвященная военной тематике?

6. Назовите автора и произведение по описанию: «Изображен лагерь, на заднем плане - дым костров, шатры. На первом плане небольшая группа хохочущих людей. За наскоро сколоченным столом сидит писарь, он пишет письмо. Остальные подсказывают содержание письма. Картина показывает сплоченность и героизм этих людей». (Репин «Запорожцы»).

По одной из московских улиц мчатся сани, в них сидит раскольница, выступающая за старую веру. За санями бежит мальчик. По обе стороны улицы прохожие, которые ехидно смеются. На снегу сидит юродивый, рядом стоит странник. Как называется картина и кто автор? ( Суриков «Боярыня Морозова»).

Каменный град, земля дрожит под ногами, сверкают молнии, рушатся статуи, мечутся кони. Бежит толпа людей, лица которых искажены страхом. Лишь один юноша не поддался страху, спасая самое для него ценное - ящик с кистями и красками. («Последний день Помпеи» К. Брюллов)

На фоне северного леса изображена девочка-подросток. Ритмический контраст сжавшейся в комочек фигурки и тянущихся кверху деревьев и трав принадлежит к самым прекрасным достояниям художника. Что это за картина и кто ее автор? (В. Васнецов «Аленушка»).

7. Найдите правильный ответ. К произведениям В. Сурикова относятся:

А) «Утро стрелецкой казни»;

Б) «Всадница»;

В) «Боярыня Морозова»;

Г) «Купчиха»;

Д) «Меньшиков в Берёзове»;

Е) «Девочка с персиками»;

Ж) «Степан Разин»;

З) «Переход Суворова через Альпы»

8. Что такое «жанровая живопись»? Какие виды жанровой живописи вы знаете? (Жанровая живопись обязательно включает изображение людей или других персонажей. Помещенных в соответствующую сюжету обстановку. Существуют: «бытовой жанр», «исторический жанр», «батальный жанр», «сказочный жанр».)

9. Назовите направление в изобразительном искусстве, которое произошло от французского слова «впечатление». (Импрессионизм)

10.В последней трети XIX столетия возникает новое направление в живописи, которое характеризуется тем, что художник в своих работах стремится естественно изобразить мир в его подвижности и изменчивости. Выберите из предложенных ниже вариантов название этого направления.

А) Сюрреализм;

Б) Импрессионизм;

В) Экспрессионизм;

Г) Абстракционизм.

11.Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

А) Колорит;

Б) Сюжет;

В) Композиция;

Г) Перспектива.

12.Найдите правильный ответ. Основными правилами композиции являются:

А) Симметрия и асимметрия;

Б) Воздушная перспектива;

В) Светотень;

Г) Расположение главного на 2-м пространственном плане;

Д) Выделение сюжетно - композиционного центра;

Е) ритм

13.Терминологический диктант

------------------(Композиция) - это построение художественного произведения.

------- --------(Композиционный центр) - это предмет или группа предметов, расположенных автором так, что они привлекают к себе основное внимание зрителя.

----------------(жанр) - исторически сложившее внутреннее подразделение в большинстве видов искусства.

------- ---------(бытовой жанр)- один из традиционных жанров изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной, обычной, частной или общественной жизни человека.

Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвящённый ------- ------- и --------(историческим деятелям и событиям).

Картина с изображением военных эпизодов, сражений относится к -------(батальному) жанру.

14.Используя подсказки, впиши месторасположение музеев.

Третьяковская галерея. Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

.

Эрмитаж.

Русский музей.

Лувр.

Метрополитен

г.Москва

г.С.Петербург

Париж

г.Нью-Йорк

Подсказки-ответы: Париж, г. Москва, г. Дрезден, г. Нью-Йорк, г. С.-Петербург, г. Мадрид.

15.Назовите наиболее известные во всём мире музеи изобразительного искусства:

Ответ: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей в России, Лувр во Франции, Дрезденская галерея в Германии, Прадо в Испании, Уффици в Италии

16.Торжественное открытие выставки, в котором участвуют специально приглашённые лица (Вернисаж)

17.Известный собиратель картин, который подарил Москве свою картинную галерею (Третьяков)

18.Используя слова-ключи, напиши фамилии художников:

«Бурлаки на Волге»

«Александр Невский»

«Утро на Куликовом поле»

«Оборона Севастополя»

«Иван Грозный и сын его Иван»

«Боярыня Морозова»

И.Е.Репин

П.Д.Корин

А.Бубнов

А.А.Дейнека

И.Е.Репин

В.Суриков

Ответы-ключи: П.Д.Корин, В.Суриков, А.А.Дейнека, А.Бубнов, И.Е.Репин.

19.Как называется рисунок, сопровождающий, поясняющий текст книги? (Иллюстрация)

20. Назовите известного русского художника, автора картин «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова»

А) И. Шишкин;

Б) Н. Рерих;

В) и. Репин;

Г) В. Суриков.

21. Определите, чья картина?

В.Суриков

«Оборона Севастополя»

И.Репин

«Иван царевич на сером волке»

В.Васнецов

«Меньшиков в Берёзове»

К. Брюллов

«Сватовство майора»

А. Федотов

«Последний день Помпеи»

А. Венецианов

«Бурлаки на Волге»

А.А.Дейнека

«На пашне. Весна»


Примерная итоговая тестовая работа в 8 классе

1. Композиция это:

а) придание произведению единство и цельность;

б) изображение предметов в пространстве;

в) гармоничное расположение элементов по отношению друг к другу.

2. Выберите не относящееся к свойствам композиции слово:

а) симметрия и асимметрия;

б) пятна и линии;

в) динамика и статика;

г) ритм.

3. Симметрия это:

а) когда нет сбалансированности;

б) неуравновешенность предметов,

в) равновесие масс, как бы зеркальное отражение одной части другою.

4. Замкнутый (закрытый) тип композиции:

а) передача образа чего-то неподвижного;

б) использование на картине одной или нескольких диагональных линий;

в) построение композиции по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии.

5. Открытый (разомкнутый) тип композиции:

а) изображение большого простора, панорамы;

б) следует с боков ограничить какими-либо элементами;

в) композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник).

6. Прием динамичной композиции, правила передачи движения:

а) использование на картине одной или нескольких диагональных линий;

б) ограничить свободное пространство перед движущимся объектом;

в) выбирать определенный момент, наиболее ярко отражающий характер движения.

7. Прием статичной композиции, правила передачи покоя:

а) отсутствие диагонального направления;

б) оставить перед движущимся объектом свободное пространство;

в) изображение объектов в спокойных позах.

8. Фронтальный вид композиции располагается (плоский - витраж, фреска, картина):

а) параллельно краям поля;

б) горизонтально краям поля;

в) вертикально краям поля.

9. Глубинно-пространственный вид располагается:

а) вертикально краям поля;

б) стягивается к композиционному центру произведения;

в) располагается под углом к краю поля.

10. Ритм это:

а) изображение слева подобно изображению справа и разделено по какой-либо оси;

б) чередование изобразительных элементов;

в) зрительное равновесие в композиции.

11. Что такое шрифт?

а) линейная композиция на плоскости;

б) буквы, объединённые единым стилем;

в) элементы композиции.

Ключи

1. а,в

2. б

3. в

4. а,в

5. а

6. а,в

7. а,в

8. а

9. в

10. б,в

11. б

При выполнении тестовых работ:

85 - 100 % правильных ответов - оценка «5»

70-84 % правильных ответов - оценка «4»

50-69 % правильных ответов - оценка «3»

Менее 50% правильных ответов - оценка «2»





© 2010-2022