Конспект урока-расследования в 9 классе по роману А. С. Пушкина

Конспект урока о самом драматическом моменте романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Расследование причин и повода для дуэли между друзьями позволит обучающимся 9 класса дать оценку действий Онегина понять, что он не хотел убивать молодого поэта, а всячески пытался эту дуэль предотвратить. Но из-за нелепых случайностей и стечения обстоятельств она состоялась. Ученикам предстоит подумать, зачем убирает из своего романа Пушкин главного героя-романтика. В уроке используется музыка великого русского ко...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4


Урок-расследование в 9 классе



Дуэль Онегина и Ленского,

--Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому" ( из дуэльного кодекса)

Пистолетов пара,

Две пули - больше ничего

Вдруг разрешат судьбу его.

А.С. Пушкин

Невольник чести беспощадный,

Вблизи он видел свой конец,

На поединках твердый, хладный,

Встречая гибельный свинец.

А. С. Пушкин

Петр Ильич Чайковский (1840 -1893)

Дуэль (поединок) есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести.

Причина - Основание, предлог для каких-нибудь действий.

Повод - Обстоятельство,с пособное быть основанием для чего-нибудь. П. для ссоры. П. для беспокойства. Дать п. для разговоров, слухов.

Звучит вступление к опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского.

Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке звучит музыка великого русского композитора П. И. Чайковского на либретто романа А. С. Пушкина. Мы прослушали вступление к опере.

Скажите, какое настроение возникает у нас, слушателей?

На самом деле, мы подошли к самому драматическому эпизоду романа.

Темой нашего урока-исследования будет дуэль между главными героями романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», Тема эта не нова для русской литературы, хотя со времен Петра 1 дуэли в Россини были запрещены. Вспомним, в каких произведениях русской литературы, которые мы изучали описываются дуэли?

(«Выстрел» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Капитанская дочка» Пушкина), в старших классах вы познакомитесь с описанием дуэли в романах И. С. Тургенева «Отцы и дети», Л. Н. Толстого «Война и мир».

А.С.Пушкин - один из самых ярких практиков и теоретиков дуэли, явил нам эталонные представления о чести и человеческом достоинстве. К нашему великому сожалению, Пушкин и Лермонтов - великие поэты - также погибли на дуэли.

Для нашего урока я подобрала эпиграфы . Давайте прочтем их и подумаем, какое слово здесь является главным. (честь)

Цель нашего урока-расследования: выяснить причины дуэли и оправдать или обвинить Евгения Онегина, виновного в смерти Ленского. Ведь оба они оказались «невольниками чести беспощадной»

  • Кто из вас считает Евгения Онегина злодеем, бездушным человеком, который убивает на дуэли своего молодого 18-летнего друга Ленского?

  • А кто считает, что были обстоятельства, смягчающие вину О. (Возможно, мнения разделятся)

  • Мы подходим к самому драматическому эпизоду романа.

Наша задача - разобраться в поведении героев накануне и во время дуэли.

  • Обратите внимание на слайд, в чем разница между понятиями «причина» и «повод»?

  • Что же явилось причиной «странного» поведения Онегина и что же стало поводом для дуэли?

  • Попробуем в тексте найти ответ на наш вопрос. Мы уже знаем из романа, что только с Ленским у Онегина, сложились теплые, дружеские отношения, что наш герой тяготится общением с представителями поместного дворянства:

Но так как с заднего крыльца Обыкновенно подавали

Ему донского жеребца,

Лишь только вдоль большой дороги Заслышит их домашни дрогщ

Поступком оскорбясь таким,

Все дружбу прекратили с пим.


  • Что обещает Ленский Онегину, приглашая его на именины Татьяны? (гл.4)

-Но куча будет там народу

И всякого такого сброду,,,-

-И, никого, уверен я!

Кто будет там? Своя семья.

Поедем, сделай одолженье!

-А что видит Онегин, приезжая к Лариным? Чудовища из сна Татьяны. Найдем это в тексте гл.5

С утра дом Лариных гостями

Весь полон: целыми семьями Соседи съехались в возках,

В кибитках, в бричках и в санях,

В передней толкотня, тревога,

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей.

Кормилец крик и плач детей,

  • Как мог чувствовать себя уставший, убежавший от светского столичного общества Онегин, попавший, по милости друга, на этот «пир огромньй» поместного дворянства? Докажите текстом.

Чудак, попав на пир огромный,

Уж был сердит...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Поклялся Ленского взбесить

И у ж порядком отомстить.

А пока:

Теперь, заране торжествуя,

Он стал чертить в душе своей

Карикатуры всех гостей.

Это 1 причина такого поведения Онегина.

  • Теперь давайте вспомним, сколько времени прошло с момента письма Татьяны и объяснения с ней?

  • Как давно это было. Попробуем восстановить время, когда это произошло. Внимание на слайд, отметим слова, которые помогут нам определить время года

Соловей во мгле древес

Напевы звучные заводит.

Татьяна в темноте не спит

И тихо с няней говорит:

«Не спится, няня, здесь так душноI

Открой окно да сядь ко мне». (Мы доказали, что действие происходит летом)

  • Когда же происходит объяснение?

Кусты сирен переломала,

По цветникам летя к ручью,

И, задыхаясь, на скамью

Упала

- А сейчас мы послушаем хор девушек из оперы, окончательно убедившись в своей правоте: дело было в разгар лета.

- Почему девушки поют? (Во время сбора ягод девушек заставляли петь, чтобы они не ели ягоды помещика).

Звучит «Хор девушек» из оперы.

- А теперь нам нужно вспомнить, когда отмечаются именины Татьяны (25 января).

- Следовательно, несколько месяцев проходит со дня встречи Татьяны и Онегина.

- Как относится к Татьяне Онегин? Нравится ли она ему? (Да, но не хочет брать на себя ответственности за судьбу молоденькой девушки). Сейчас, на именинах, долго не видевшись с Таней, не хочет ли Онегин убедиться, что она по-прежнему влюблена в него?

- Как это можно проверить?(вызвать ревность)

- Вот вам и 2 причина поведения Онегина.

- А что же явится поводом для вызова на дуэль? (Поведение Ольги и Онегина. Ленский, который через 2 недели должен был назвать Ольгу невестой, убеждается в ее легкомысленности).

...вспыхнул, сам не свой,

В негодовании ревнивом

Поэт конца мазурки ждет

И в котильон её зовет.

...не в силах Ленский снесть удара.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пистолетов пара,

Две пули - больше ничего

Вдруг разрешат судьбу его.

- Итак, роковой шаг сделан, обратной дороги нет. Ужаснее всего то, чтo друзья,

может быть, и помирились бы, но тогда были бы осуждены обществом. Мнение общества, честь - превыше всего.

- К сегодняшнему уроку вы выполняли творческое задание: как могли в обществе обсуждать дуэль Онегина и Ленского.

(Д/з по рядам - инсценировка:

  1. дамы за ужином'

  2. мужчины за вистом;

  3. слуги в лакейской)

- Послушаем небольшое сообщение вашего товарища о дуэли, о некоторых правилах ее проведения (индивидуальное задание о дуэли) Приложение №1.

- Картечь получена Онегиным. Секундантом выбран Зарецкий. Что мы знаем о нем? (гл.6)

- Отказаться от дуэли - значит подвергнуться насмешкам со стороны общества.

- Как- ведут себя герои?

Ленский едет к Ольге, видит её прежней, обвиняет во всем Онегина и хочет защитить невесту от обольстителя Онегина.

Онегин же:

...в разборе строгом

На тайный суд себя призвав,

Он обвинял себя во многом...

Ведь

Всем сердцем юношу любя…,

он не может поступиться мнением общества (гл. 6).

-Чем занимается Ленский в ночь перед дуэлью? (гл.6)

Звучит ария Ленского в записи.

-Перед зарею за письмом Ольге Ленский задремал, а вот Онегин спал в это время мертвым сном. Знаете почему? Потому что он решил не драться на дуэли. Этого нет в тексте романа, но мы сейчас докажем это.

Как мы уже отмечали, А. С. Пушкин был отличным знатоком дуэльного кодекса и сделал вместе со своим героем все, чтобы поединок не состоялся.

Пушкин представляет Зарецкого как: «педанта» (человека, излишне строгого в выполнении всех формальных требований) в вопросах дуэльных правил. Однако, подталкивая друзей к поединку, Зарецкий нарушил основные пункты неписаного дуэльного кодекса.

  1. Секундант, передающий картель, должен был предложить противникам помириться - прямая обязанность секунданта. Он этого не делает.

  2. Онегин опаздывает на место дуэли более чем на час - по всем дуэльньм правилам опоздание больше, нем на четверть часа не допускалось - поединок считался не состоявшимся. А Онегин уже прямо рисковал своей честью - его могли обвинить в трусости.

  3. В дуэли необходимо социальное неравенство не только противников, но и секундантов.

Секунданты в нашем случае не были назначены - прямое нарушение! Онегин предлагает своего слугу-француза. А это уже прямое оскорбление дворянину Зарецкому.

  1. Онегин стрелял на ходу (слайд с изображением схемы дуэли), он торопился потерять свое право первого выстрела. Пистолеты Лепажа (слайд - пистолеты) бьют без промаха, если стрелять из них с места. На ходу же даже опытный стрелок не попадет в цель, потому что эти пистолеты имели гладкий ствол без нарезки.

Современникам Пушкина было понятно, что выстрел Онегина стал смертельным для Ленского только но роковой случайности!

Итак, какой мы можем сделать вывод?

Онегин не собирался убивать Ленского!

Это судьба!

Это приговор общества!

Это приговор Пушкина!

Почему?

Это вопрос следующею нашего урока.

Д\з: сочинение-миниатюра «Загадки дуэли».


© 2010-2022