К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В статье рассматриваются возможные пути организации самостоятельной работы студентов в системе среднего профессионального образования. Учебно-познавательная деятельность студентов это, прежде всего  самостоятельный поиск, создание или конструирование нового. В объективном плане - творение того, чего еще не было, в субъективном - освоение того, что еще не было освоено человеком. Соответственно, только познавательная деятельность, отличающаяся самостоятельностью, способна привнести в сознание те недостающие элементы, придающие целостность научной картине мира в сознании конкретного субъекта. Однако, как показывает практика только понимание недостаточности информации не может подвигнуть обучаемого на действия по ее добыванию. Необходима активность, повышающая внутреннюю мотивацию таких действий.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА


Автор: Д.Н.Скрыленко,

соавторы: Н.А. Зинченко, О.К. Малышев


В статье рассматриваются возможные пути организации самостоятельной работы студентов в системе среднего профессионального образования.

Учебно-познавательная деятельность студентов это, прежде всего самостоятельный поиск, создание или конструирование нового, неизвестного ранее научного знания, продукта деятельности на основе мысленного или практического преобразования существующего. В объективном плане - творение того, чего еще не было, в субъективном - освоение того, что еще не было освоено человеком.

Соответственно, только познавательная деятельность, отличающаяся самостоятельностью, способна привнести в сознание те недостающие элементы, придающие целостность научной картине мира в сознании конкретного субъекта. В учебном процессе профессионального колледжа познавательная деятельность студента - это процесс его перехода от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и разрозненных сведений от взрослых, к системе познания.

Однако, как показывает практика только понимание недостаточности информации не может подвигнуть обучаемого на действия по ее добыванию. Необходима активность, повышающая внутреннюю мотивацию таких действий.

Как показывает опыт работы в системе среднего профессионального образования самостоятельная исследовательская деятельность способствует формированию определенного опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов, логичности знаний и умений. Вовлеченные в процесс самостоятельного познания обучаемые, сталкиваются с проблемами, имеющими смежный характер с профессиональными. Одновременно происходит насыщение гуманитарными знаниями, что способствует образованию личностных ценностей. И это немаловажно, ведь свою деятельность в обыденной жизни субъект соотносит с идеалами, сформированными в сознании, ориентируется в отношении выбора поступков для достижения поставленных целей, на освоение культурных способов взаимодействия с миром идей, миром людей, миром искусства, техники и науки, то есть в соответствии с мировоззренческой позицией.

Самостоятельная работа ставит студента в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную предметную деятельность, продумывать и организовывать условия, ее осуществления, что способствует культурному самоопределению, самоидентификации личности. Впоследствии приобретенный опыт он переносит на свои поступки в обыденной жизни. Одной из характеристик мировоззренческой позиции является интегральность различных областей наук друг в друга, подкрепление значимой информации на различном материале, что обеспечивает большую эффективность ее осмысления в процессе развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей и элементов научной картины мира в сознании.

Таким образом, самостоятельной работе как дидактическому пространству формирования исследовательских качеств присущи характеристики активной, объективной, логической, гуманистической, ориентирующей и интегрирующей познавательной деятельности, выражающейся в осознанности и смысловой направленности действий, имеющей эмоциональную привлекательность для студента.


Список использованной литературы

  1. Андреев А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России // - Педагогика. 2002, № 2. - С.13

  2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в психологии. - М., 2006.

  3. Коновалец Л.С. Познавательная активность учащихся в условиях компьютерного обучения // Педагогика. 2007. №2. С. 46 - 51.

  4. Краткая философская энциклопедия. - М., 2004. - С. 4- 415.

  5. Маслоу А.Г. Психология бытия // Психология личности в трудах зарубежных психологов. - М.,2000. - С. 200-217.

  6. Михеев В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях. - М.: Изд-во Ун-ва дружбы народов, 1986. - 83 с.

© 2010-2022