• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Приемы и средстваразвития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО

Приемы и средстваразвития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Воспитание и обучение

Можно считать необходимыми

Факторами развития

Способностей человека

В.В. Давыдов



«Воспитание и обучение

можно считать необходимыми факторами

развития способностей человека».













« Творчество - это не столько механическое овладение наборов приёмов и специфических знаний, сколько, достижение способности полного раскрытия, заложенных в индивидууме возможностей, его выход в область «высшего» озарения».

В. В. Давыдов.

Актуальные методы развивающего обучения, используемые при освоении общеобразовательных предметов - становятся хорошей базой для развития творческих способностей в процессе освоения предметов эстетического цикла.

Используя их, последовательно раскрываются творческие возможности ребенка. Задачи, которые возникают в процессе преподавания предмета и решаются с помощью их заданий, упражнений и методик.

  • Акцент ставится не на внешнем физическом, а внутреннем духовном содержании, любого изображаемого предмета.

  • Идиомоторика и закрепление определенных навыков автоматизма.

  • Развитие основ композиционного видения.

Необходимо отличать то, чему можно и нужно научить детей от того что, прямому научению не поддается.

Можно научиться техническим операциям, требующим знания материалов и инструментов, умения ими пользоваться. Но творчеству научиться нельзя!

Однако можно создать условия на уроке для проявления у детей творческой активности и таким образом развивать их творческие способности.

Чтобы способности развивались, дети должны на уроках самостоятельно или вместе с учителем решать определенные задачи.

Задачи на уроках изобразительной деятельности своеобразны. Они позволяют получить не одно правильное решение, а множество разных, не похожих друг на друга. Таким образом, кроме действий, которым надо научить детей, учебные задачи включают и созданные учителем ситуации, побуждающие творческую активность детей.

Цель каждой творческой задачи - хотя бы отчасти продвинуть детей к тому, чтобы уже в замысел рисунка, они включали отражения этого материала (линий, пятен, цветов, объемов), наполняя художественной выразительностью собственный замысел.

Особенности учебной деятельности на уроках изобразительной деятельности в том, что в процессе приобретения знаний формируется умение учиться.

Учебная" деятельность складывается из следующих компонентов;

Мотивации интереса и желания научиться;

Действия оценки самим-учешнош"•собственных действий и их результата

Действия контроля ш способами своей деятельности

Действия моделирования обобщенных формах оеваиваемых явлений и способов деятельности.

По содержанию методов и формам организации самостоятельность детей на уроках очень разнообразна. Необходимо создавать условия, при которых ребёнок работает «уйдя в себя».

Добиться такой сосредоточенности в творчестве очень трудно. Рабочее состояние класса во время самодеятельности - постоянная работа учителя;

  • Надо говорить тихо и только с одним ребёнком;

♦> Советовать, а не требовать;

  • Оценивать только положительно;

  • Подсказывать не ответами, а вопросами, которые вызовут у ребёнка желание принять другое решение.

Никогда ни при каких обстоятельствах учитель не должен делать что-то за ребёнка

1. Упражнения для учащихся на различение средств изображения и умения ими пользоваться, (закрепление своих изобразительных инструментов: за линиями - карандаш, за пятнами - кисти и краски, за силуэтами - ножницы). Помогает детям отличить способы действий.




2. Упражнения «Разные линии».

Приемы и средстваразвития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО





Приемы и средстваразвития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО

Приемы и средстваразвития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО

Приемы и средстваразвития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО

Округлые разомкнутые линии




Приемы и средстваразвития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО


Приемы и средстваразвития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО3. Упражнения «Разные пятна»

Угловатые пятна

Приемы и средстваразвития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО


ОПриемы и средстваразвития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗОкруглые и смешанные пятна

4. Соединение пятен

Приемы и средстваразвития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО


2. Учебное задание: тренировка в начертании линий различной формы и величины:

  • Как держать карандаш в руке, чтобы повести короткую лини (длинную, среднюю) линии;

  • Угадайте какая линия может получиться на листе

  • Показ движения и повтор в воздухе 3 Кисти (какие кисти и какие пятна оставляют)

Проба наложения пятен красками. Задача пробы - научить детей именно накладывать краску на бумагу, а не красить и не растирать.

  • «Слепой показ»

  • Движение «в воздухе»

4. Изображение забавной зверюшки в различных позах. Придумать им название.

  1. Игра задание «Как пройти в город Художников».

  2. «Письмо задание от Художника».

  3. Игра «Угадай что я придумал нарисовать».

  4. Задание загадка от Художника.

  5. Игра задание Моя рука гуляет по...».

  6. «

    Приемы и средстваразвития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗОТренировочные работы, для освоения техники наложения двух- трёх совмещённых следов разных по форме.

Приемы и средстваразвития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО








Приемы и средстваразвития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО



  1. Занятия получаются однообразными и скучными. Если практическую работу красками не чередовать с игровыми и оценочными заданиями. Например: Найди в классе один и тот же цвет разной светлоты». Кто найдёт больше разных красных (жёлтых, синих, зелёных..) цветов. Угадай какую картину я зашифровала и так далее.

  2. Дети очень отзывчивы и эмоциональны, если помочь им выразить свои чувства такие непростые для понимания словосочетания, как тёплый, холодный цвет.

Всё имеет в жизни цвет И явление и предмет Звучность цвета - зной, тепло- Вам почувствовать дано.

Вот сейчас мы это и проверим: называются слова. Обозначающие предметы, явления, состояния. Учащиеся определяют какой они имеют цвет или с каким цветом их можно сравнить тёплым, холодным нейтральным (белым, серым, чёрным)




компост

добро

пустыня

подарок

лето

море

обида шторм

зло

иней

Помидор мороз

Жизнь утро

Нежность плачь

Мама грусть

Солнце ночь

Танец сожаления


13.Задания - викторины



.

Типы скульптуры



Разновидноти

скульптуры

Рельефная


Рельефная Барельеф» низкий рельеф'

Горельеф

высокий

рельеф

Конррльеф- углублённый рельеф

Круглая

Голом.

Бюст,

статуя,

группа

Станкова жанровая (свободное содержание)

Анимамастический гЛгшч


Историческая ил и

бытовое

содержание


Мифологическое. Аллегоричес кии образ


Монумент (памятник. Города, посепения)


Монументальный (целевое)

Мемориал (памятник ансамбль, надпюбня)


Декоративная

скульптура

(садово-парковая)








14.Твдрческие задания:

  • Выполни натюрморт на тему;

  • «Мой рабочий стол»

  • Атрибуты спорта

  • Атрибуты искусства

  • Выполни иллюстрации к русским народным сказкам Загадкам, пословицам в стиле «городец» («лубок», «палех»)

  • Выполни эскиз экслибриса личной или школьной библиотеки

  • Выполни эскиз афиши «Выставка детского рисунка»

  • Опиши свою любимую картину

  • Прочитай стихотворения и выполни иллюстрацию к нему

  • Выполнить упражнения, в которых линии, пятна, силуэты сгущаются и разряжаются.


© 2010-2022