• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства по теме "Искусство Гжели". 5-й класс

Тип урока. Комбинированный (изучение нового материала с элементами проблемного обучения и урока формирования умений и навыков).

Вид урока. Урок-сообщение, изучение.

Форма урока. Индивидуальная деятельность.

Цель урока:

  • Образовательный аспект. Познакомить обучающихся с Гжельской керамикой, разнообразием посудных форм, особенностью росписи.

  • Воспитательный аспект. Создать условия для формирования нравственно-эстетического отношения к истории и культуре своей Родины. Способствовать эстетическому воспитанию школьников, осознанию связи изучаемых тем для понимания и формирования окружающего пространства мира

  • Развивающий аспект. Развивать творческое мышление, активность, эмоциональное восприятие.

Планируемые результаты

Предметные

- базовый уровень: умение видеть форму изделия. Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики;
- повышенный уровень: умение творчески сотрудничать со сверстниками.

Метапредментые результаты - познавательные:

коммуникативные:
- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
- Устанавливать причинно следственные связи

регулятивные:
- Давать определение изученных понятий: керамика, майолика, фаянс, фарфор, капелька, мазковая роспись.
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
- Умение вступать в диалог и участвовать в обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
- Уметь последовательно выполнять необходимые операции (алгоритм действий).
- Осознавать связь изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР): Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер, видеопроектор.

Технологическая карта урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся (УУД)

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

1

2

3

4

5

6

7

Организационный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

В кабинете оформлена выставка изделий из гжельской керамики и работ выполненных обучающимися прошлых лет. В кабинете звучит музыка

  • Цели и задачи:

для учителя - Познакомить обучающихся с Гжельской керамикой, разнообразием посудных форм, особенностью росписи.

-Создать условия для формирования нравственно-эстетического отношения к истории и культуре своей Родины. Способствовать эстетическому воспитанию школьников, осознанию связи изучаемых тем для понимания и формирования окружающего пространства мира.

-Развивать творческое мышление, активность, эмоциональное восприятие.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня продолжаем изучение народных промыслов России. На предыдущих уроках мы узнали и научились росписям игрушек. Каких?

Дымковская, Каргопольская и Филимоновская игрушки.

Учитель: Назовите отличия в росписи этих игрушек.

. Филимоновская игрушка немного вытянутая, стройная. Используются малиновые, жёлтые, зелёные цвета.

  • Каргопольская - формы неуклюжие, сказочные. Узоры состоят из кругов, крестов и точек.

  • Дымковская игрушка особенная: много оборок, косичек, жгутиков.

  • Роспись состоит из кругов, точек и пятен различного цвета.

Учитель: Молодцы! Продолжим изучение ещё одного промысла, с которым вы познакомились в начальной школе. Что же это за промысел?

Деревня в подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её названье - Гжель.

Кто же вспомнит, что такое Гжель?

Сообщения обучающихся.

Организованное самоуправление

Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов.

Взаимодействие с учителем и друг с другом

Планирование учебного сотрудничества

Осуществление мотивационной установки на предстоящую работу

Волевая

саморегуляция






Этап "Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.


Цели и задачи:

для учителя - научить учеников особенностям росписи точек и прямых линий, бордюров, капелек и цветов

Учитель: Центр Гжели собрал вокруг себя 3 десятка деревень. Гжель, от слова «жечь». В мире существует несколько видов похожей синей росписи. Это в Германии и Голландии. Но русская гжель узнаётся сразу, по неповторимой форме, народному орнаменту.

Сама глиняная посуда называется - керамика, если покрыта глазурью (жидким стеклом) - майолика.

Посуда из белой глины называется фаянс, а из особенной белой глины - фарфор.

Мастера для росписи используют краску, которая называется кобальт (чёрный), а при обжиге и покрытии глазурью приобретает голубой или синий цвета, в зависимости от толщины слоя краски)

Учитель: Какая характерная особенность росписи гжели?

*Использование красок 2 видов: белой и синей, а также их оттенков.

(На подставке прикреплён лист ватмана, на котором учитель показывает приёмы рисования, а ребята повторяют)

Учитель: Представим, что мы в мастерской гжельской росписи. Мастера росписи применяют необычный мазок «мазок на одну сторону». Он представляет особую трудность и требует определённых навыков. Попробуем работать используя их технику рисования. Сначала простые приёмы, а затем усложним.

  1. Точки и прямые линии.Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)

  2. Бордюры

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)

  1. «Капелька»

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)

4. «Цветочек»

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)

Физкультминутка

Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями гжельского народного промысла.

































Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)





Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)



Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)



Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)

Научатся выполнять эскизы и простейшие композиции, кистевые упражнения















































Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)




Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)








Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)




Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)

Взаимодействуют друг с другом


Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек


















.




























Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)

Выполняют последовательно необходимые операции разработанного алгоритма узора.

Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться.

Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Цели и задачи:

для учителя - закрепить навыки основных приёмов росписи, применяемых в традициях промысла гжель.

для учащихся - выполнение упражнений на закрепление навыков основных приёмов росписи, применяемых в традициях промысла гжель.

Каждому обучающему даётся карточка «Распиши блюдо»

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему Искусство Гжели (5 класс)

Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости

Умение использовать в гжельской росписи традиционные мотивы и символические элементы.

Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений:

а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия;

б) с опорой на схемы - демонстрация выполненных премов и упражнений

Построение монологических высказываний, умение строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах


Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективыи исправлять ошибки.

Этап «Первичная проверка понимания».

Задача: проверить усвоение новых понятий, способов оформления изделия

Учитель: Ответьте на вопросы.

  • Этот цвет используется в гжельской росписи. (голубой)

  • Как называют глиняные изделия, обожжённые в печи? (керамика)

  • Именно они преобладают в росписи посуды. (цветы)

Какого цвета гжельская керамика? (белого)

  • Как называют самую тонкую керамику? (фарфор)

  • Какие техники гжельской росписи сегодня узнали?

ами

Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант.

Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции.

Организуют самоуправление , озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа.


Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме.

Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи.






Принимают и сохраняют поставленную учебную задачу

Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи.

Задача: выбор орнамента


  • Учитель. - Ребята! А сейчас выберите себе набросок цветка и постарайтесь его расписать в технике гжельских мастеров. (Приложение 2)



Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи цветка, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора.

Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы.

В парах кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски

Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта.

Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона оригинального образца гжельской росписи

Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;

Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс деятельности обучающихся, демонстрирует у дачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе.


Анализируют оригинальные произведения Мастера с целью выполнения практической задачи - росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности.

Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком.

Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комментируют их.

Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве : от первичного подмалевка - до полного «разживочного» кистевого письма по объемной форме.

Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации - композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи.

Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов.


Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Дымковская

глиняная, Гжельская.

Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.


Выставка работ

Цели и задачи:

Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.

Молодцы, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера гжельской росписи.

Вы славно и творчески поработали на уроке, и каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.

Все еще раз подтвердили девиз : «Кто создал хоть однажды красивую вещь, будет стараться сделать и другую»

Спасибо всем за творческий труд. (Кому интересно, можно предложить посмотреть дома фильмы о «Гжели»


Анализ дельты «УМЕЮ - НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку

Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктивной деятельности в парах

Взаимодействуют с друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные оценки.

Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен ного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальном

Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно оценки.

Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практичес-ких работах корректи -ровку и недопущения повторения подобных ошибок.



© 2010-2022