• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Образовательная программа дополнительного образования детей студии изобразительного искусства Вдохновение

Образовательная программа дополнительного образования детей студии изобразительного искусства Вдохновение

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


СГ вуз ЦЕНТР ДЕТСКОГО

И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Творческая школа-студия изобразительного

и прикладного искусства»


Возраст обучающихся - 5-14 лет

Срок реализации  9 лет

Пояснительная записка

Занятия изобразительным искусством в учреждениях дополнительного образования детей проводятся на протяжении многих лет. Основной формой такой работы являются кружки изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры. Наша практика убеждает, что дети, занимающиеся в подобных кружках, с удовольствием проводят там свой досуг, развивая при этом творческую фантазию, овладевают начальными художественными навыками и, соприкасаясь с прекрасным, эстетически развиваются.

Большой опыт работы в изостудии привел к идее создания образовательной программы, особенностью которой стало бы объединение преподавания ряда художественных дисциплин с обучением воспитанников одному из видов декоративно-прикладного искусства. В данном варианте программы «декоративно-прикладной» дисциплиной является художественное оформление ткани по технологии «батик». Ориентация детей на производственную деятельность и получение практических навыков в одном или нескольких видах художественных ремесел на основе знаний и навыков, приобретенных на занятиях изобразительным искусством (рисунок, живопись), представляется интересным и перспективным.

В ходе апробации программы постоянно осуществлялась ее корректировка, в результате которой программа приобрела большую целостность и соответствие основному замыслу.

При работе над программой учитывались психолого-педагогические аспекты, базовые знания и навыки учащихся, материальная база и профессиональный уровень кадрового состава преподавателей.

Результатом девятилетней апробации программы, разработанной педагогом Мазурик Н.А. для обучения учащихся изобразительному искусству и некоторым видам художественных ремесел явилось успешное окончание обучения всеми ребятами, как способными, так и неспособными к рисованию, поступившими в студию без специального отбора или конкурса. При этом воспитанники получили определенные знания, умения и навыки не только в области изобразительного искусства, но и изучили практический курс росписи по ткани («батик») и курс художественной пластики. Работа была завершена экзаменационным просмотром-выставкой всех специальных заданий каждого учащегося. Комиссия педагогов-художников Театрально-художественного училища одобрительно отозвалась об уровне подготовки воспитанников.

Таким образом, возникло желание продолжить творческую работу с ребятами в данном направлении, несколько расширив его.

В учреждениях дополнительного образования детей попытка соединения художественного воспитания учащихся средствами изобразительного искусства с получением профессиональных знаний, умений и навыков в одном из видов декоративно-прикладного искусства (в частности, с овладением техникой «батика»), является новой.

Интересны и необычны отдельные задания, которые объединяют несколько дисциплин. Например, выполняется живописный натюрморт; на занятии композицией делается его декоративная проработка; она берется за основу для изготовления панно, которое затем выполняется на ткани в технике «батик».

В программе много внимания уделяется зарисовкам с натуры (цветов, растений, памятников архитектуры и т. д.). Далее идет процесс перевоплощения реальных образов в орнаментальные мотивы. Процесс этот сложный, но потенциальные творческие возможности, заложенные в учащихся, свидетельствуют о выполнимости задач, и подчас решения бывают крайне интересными. Наконец, на основе этих орнаментальных мотивов создаются собственные композиционные проекты, которые затем воплощаются в ткань («батик»).

Таким образом, основой для художественного самовыражения воспитанников являются не зарубежные журналы и картинки, а родная природа и народное искусство, которому в программе отводится большая роль. Нашим детям крайне необходимо знание истоков народного творчества и привитие глубокого уважения и любви к талантам своего народа. Необходимо также передать им мастерство, которым владели наши предки. Вот почему для достижения этой цели программу необходимо построить на системе отношений: Природа-Человек-Искусство.

Художественное воспитание не должно ориентироваться исключительно на наиболее одаренных детей. Цель программы - развить в каждом ребенке уверенность в своих возможностях и способностях овладения искусством как средством самовыражения, сообразно индивидуальным наклонностям. Именно поэтому набор детей в студию производится без конкурса или специального отбора. Единственным критерием является желание ребенка учиться в школе-студии прикладного искусства.

Программа Творческой школы-студии прикладного искусства предусматривает три ступени обучения и рассчитана на 9 лет.

I ступень обучения: дети 5-7 лет по 12-14 человек в группе в течение двух лет по 2 часов в неделю занимаются по специальной методике, постигая азы изобразительного искусства, гармонию цвета; знакомятся с народным творчеством. При этом расширяется кругозор ребят, раскрепощается их мышление, развивается фантазия, появляется интерес к творческому труду.

Основными задачами I ступени обучения являются:

 развитие творческой фантазии детей;

 формирование у ребят способности выражать свои замыслы цветовыми, графическими и пластическими средствами;

 обучение воспитанников восприятию окружающей жизни по «законам красоты»;

 знакомство детей с основными видами декоративно- прикладного искусства и художественными ремеслами.

На этой ступени обучение детей строится с акцентом на народное творчество.

II ступень обучения: дети 8-11 лет, прошедшие обязательное начальное обучение. Количество детей в группе - 10-12 чел. На этой ступени обучения происходит четкое разграничение художественных дисциплин: рисунка, живописи, основ композиции и технологии росписи по ткани. Учащиеся занимаются 2 раза в неделю по 2 часа (всего 4 часа). Делается акцент на академическую «художественную грамоту», что не должно, однако, препятствовать развитию художественных индивидуальностей.

В основу системы обучения рисунку частично положена методика Д.Н. Кардовского. Она заключается в том, что главное внимание уделяется построению формы на плоскости, основу которой составляют метод «обрубовки» и анализ конструктивного строения формы. Большое значение придается линейно-объемному рисунку, выявлению его конструктивных особенностей. Например, рисуя куб, мы не ограничиваемся анализом его видимых поверхностей, а стараемся мысленно проникнуть внутрь формы и увидеть, а точнее, ясно представить себе остальные, невидимые с данной точки стороны куба, т.к. именно они помогают определить правильное перспективное направление видимых сторон, объединить их в цельную конструкцию.

В отличие от рисунка, учебная живопись предполагает воспроизведение натуры такой, какой ее видит человеческий глаз, со всеми присущими ей особенностями.

Основными задачами II ступени обучения являются:

 научить ребят видеть, строить, понимать и анализировать объемную форму

предмета на плоскости;

 овладеть основами воспроизведения натуры с помощью цветовых решений;

 дальнейшее развитие творческой фантазии и художественной индивидуальности;

 овладение всеми техническими способами росписи ткани (холст).

На III ступени обучения находятся дети в возрасте 11-14 лет, проучившиеся 4 года в студии и получившие необходимые навыки. Они образуют группу из 10 человек и занимаются по 6 часов в неделю. На этой ступени обучения происходит дальнейшее, более глубокое изучение натуры живописными и графическими средствами. Больше внимания уделяется постижению законов пленэра, особенно зарисовкам растений, которые затем трансформируются в орнаментальные мотивы (на занятиях по композиции) и выполняются на ткани.

Основными задачами III ступени обучения являются:

 дальнейшее становление художественной индивидуальности,

творческого мышления;

 развитие восприятия прекрасного в искусстве и окружающей природе;

 укрепление веры в собственные силы путем творческого самовыражения;

 получение практических навыков в рисунке и живописи;

 ориентирование воспитанников на дальнейшую трудовую деятельность.

Учащиеся всех отделений II и III ступеней обучения прослушивают курс лекций по истории искусства один раз в месяц в течение 2 часов.

На всех трех ступенях обучения предусматривается ежегодное проведение выставок- просмотров работ детей с оценкой успеваемости. Просмотр проводят все педагоги студии.

Завершается цикл обучения выполнением квалификационной работы по собственному проекту композиции и экзаменационным просмотром-выставкой работ по всем дисциплинам.

Содержание и прогнозируемый результат

курса «Декоративное рисование»

I ступень, 1-й год обучения


В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красоту.

Целью данного курса является осуществление эстетического и нравственного воспитания детей, пробуждение в них чувства прекрасного. Воспитанникам необходимо предоставить возможность самовыражения, познакомить их на практике с различными изобразительными средствами (гуашь, пастель, сангина, тушь, воск и т.д.).

К концу курса ребенок сможет научиться:

 правильному положению карандаша и кисти;

 принятым названиям цветов;

 элементарным правилам смешения цветов;

 учитывать формат листа;

 представлять предмет по памяти и фантазировать.

Особенность изобразительной деятельности заключается о том, что для ее осуществления важно не просто развитие моторики руки, а совместное развитие руки и глаза.

Задания для детей на 1-ом году обучения.

1. Рисование простых по очертаниям и строению предметов. Примерные задания: изображение бабочек, рыб, животных, простых по форме деревьев, веток деревьев. Рисование народных игрушек (напр., дымковских «барынь», «коня», «козлика», «петушка»), матрешек, сказочных птиц.

  1. Рисунок на тему, на основе воображения или наблюдений, иллюстрирование сказок. Примерные задания: «Замок доброго волшебника», «Радуга-дуга», «Солнышко смеется», «Дворец садовника», «Птицы и крыши», «Сказочная птица», «Тайны планеты» и т.д.

Каждое задание подразумевает обучение ребенка определенным знаниям, умениям и навыкам. Из этого складывается

Тематический план работы с детьми в 1-й год обучения


Тема.

Содержание работы.

1.

Палитра.

Знакомство с художественными

принадлежностями.

2.

«Идет дождь».

Упражнение для руки. Работа карандашом и цветом.

3.

«Цветик-семицветик».

Знакомство с основными цветами спектра.


4.

«Радуга-дуга».

Знакомство с цветом. Смешение цветов.


5.

«Солнышко смеется».

Знакомство с теплыми цветами. Развитие фантазии.

6.

Дымковская игрушка. «Петушок».

Декоративное рисование. Знакомство с народным искусством. Учет формата листа.

7.

«Замок доброго и замок злого волшебника».

Понятие образа. Заполнение изображением всей поверхности листа.

8.


«Сказочная птица».

Декоративное рисование. Принцип «от общего к деталям». Развитие фантазии.

9.

«В гостях у морского царя».

Самовыражение ребенка, развитие фантазии.

10.

Дымковская игрушка: «барыня», «конь», «козлик».

Декоративное рисование. Продолжение знакомства с народным искусством.

11.

«Бабочки».

Симметрия, развитие фантазии, самовыражение ребенка.

12.

Дом садовника.

Развитие у ребенка способности к самовыражению.

13.

Рисование дерева с ветками.

Понятие «больше» и «меньше». Графика. Знакомство с тушью.

14.

«Птицы и крыши».

Рисование на основе наблюдений. Заполнение всей поверхности листа.

15.

Зарисовка с натуры игрушечного слоника, обезьяны, жирафа.

Передача силуэтного изображения.

16.

Зарисовка с натуры игрушечного мишки.


Умение передать силуэт.

17.

Сказка «Три медведя».

Использование по памяти зарисовки игрушечного мишки. Заполнение изображением всей поверхности.

18.

«Дед Мороз в сказочном лесу».

Самовыражение ребенка, развитие

фантазии.

19.

«Четвероногие друзья».

Пятновая графика. Изображение силуэта и пятна.

20.

«Матрешка».

Декоративное рисование. Воспитание интереса к народному творчеству.

21.

Пряничный домик или ледяная избушка.

Развитие фантазии. Работа пастелью.

22.

Зимняя палитра.

Наблюдение оттенков цвета в природе (небо, снег, вода, лес). Холодные цвета. Смешение цветов.

23.

Сказка «Гуси-лебеди».

Рисование по мысленному представлению. Развитие фантазии. Введение орнамента.

24.

Портрет (мамы).

Рисование пастелью. Знакомство с пропорциями головы человека.

25.

Абстрактное рисование на свободную тему.

Возможность самовыражения ребенка. Использование различных материалов.

26.

Веселая семейка (грибы).

Понятие «больше и меньше». Учет формата листа.

27.

Составление узора из цветов в круге.

Декоративное рисование. Знакомство с народным творчеством. Хохлома.

Жестово.

28.

Фрукты, овощи, ягоды.

Рисование с натуры и с использованием воображения. Смешение цветов.

29.

Синие узоры «гжели».

Продолжение знакомства с народным творчеством. Где мастера брали свои

узоры.

30.

Тайны планет.

Мы летим в космос. Задание на развитие фантазии.

Программа курса «Рисунок»

Рисунок - основа изобразительного искусства, ведущая дисциплина в обучении прикладному искусству. Цель программы курса  изучение учащимися основ изобразительной грамоты, законов пропорции и перспективы на базе специальных заданий и упражнений. Главное внимание уделяется изучению академического рисунка, вопросам композиции, а также принципиальным положениям начертательной геометрии. Стержнем курса является рисунок с натуры как один из важнейших методов изучения окружающей среды. Процесс обучения включает демонстрацию репродукций работ великих мастеров, рисунков из методического фонда  изображений моделей, муляжей, гипсов  т.к. наглядность является одним из важнейших образовательных принципов, обусловленных необходимостью чувственного восприятия изучаемых предметов и явлений. Тематически программа составлена с учетом логической последовательности усложнения учебных задач. При выборе учебной постановки учитывается следующее: постановка должна соответствовать содержанию темы и учебного задания; она должна быть красивой, хорошо освещенной и хорошо видимой с рабочего места каждого учащегося. Одна из проблем, рассматриваемых на занятиях изобразительного искусства - проблема формы и ее воспроизведения: обучение способам изображения трехмерной формы на двухмерной поверхности листа бумаги.

По завершении темы проводится анализ работ воспитанников по схеме последовательности выполнения учебного задания: компоновка изображения; конструктивное построение изображения; прорисовка формы и выявление ее характера; выявление пространственного положения формы; тоновое решение.

Необходимо ввести понятие учебного рисунка и творческого рисунка, объяснить учащимся их сходство и различие.

Активный и пассивный методы рисования. Копирование и сознательное рисование, общее и детали. Отбор и художественное обобщение. Нужно также познакомить ребят с видами рисунка: тональный и линейно-объемный рисунок.

Программой предусматривается посещение выставок и музеев с целью расширения образовательного уровня учащихся, а также для выполнения зарисовок и набросков (напр., в зоомузее).

Очень важное и интересное задание - зарисовки природных мотивов (цветов, птиц, растений), в которых необходимо отразить характерные для изображаемых объектов пластические движения. Затем на основе сделанных зарисовок, трансформируя их, можно перейти к построению декоративного мотива. В процессе зарисовки природная форма (натурная) приобретает условный декоративный смысл. Однако возможности преобразования формы мотива имеют определенные пределы - птица должна оставаться птицей, несмотря на те преобразования, которые претерпела ее форма. В дальнейшем эти декоративные мотивы, приобретая черты сказочности и фантастичности, могут быть использованы и доработаны на занятиях композицией, использованы для выполнения собственных проектов композиции и в дальнейшем выполнены в различной технике: «батик», роспись по дереву и т.д.

Учебно-тематический план занятий учащихся студии

1 год обучения

Название темы

Кол-во часов

1.

Рисование плоских предметов.

Изучение пропорций, обобщение формы, изучение конструктивного построения рисунка.

6

2.

Рисование геометрических тел (куб, призма, пирамида, шар).

Понятие о форме, изображение трехмерной формы предмета на двухмерной поверхности листа, компоновка изображения; конструктивное построение предметов; законы перспективы и их влияние на изображение предметов в пространстве.

9

3.

Натюрморт из геометрических тел.

Объемные предметы в пространстве и правила их изображения. Изучение конструкции предметов.

12

4.

Рисование отдельных предметов быта

(работа только с натуры).

Перспектива, перспектива плоскостей, окружность в перспективных сокращениях.

15

5.

Натюрморт из предметов быта.

Практика рисования объемных предметов.

Объяснение поэтапного рисования как системы, обеспечивающей последовательность учебной работы.

12


Итого:

54 часа.





2 год обучения

Название темы

Кол-во часов

1.

Зарисовки растений, цветов, бабочек с дальнейшей переработкой рисунка в декоративный графический мотив.

12

2.

Рисование драпировок.

Конструктивное построение.

Знакомство с выразительными и изобразительными средствами рисунка (линия, штрих).

9

3.

Натюрморт из предметов быта (конструктивное построение). Анализ форм, взаимоотношение предметов. Закрепление полученных ранее знаний.

12

4.

Наброски и рисование чучел птиц в зоологическом музее.

Изучение анатомического строения птиц, их характерных пропорций. Последовательность работы над длительными набросками. Дальнейшее декоративное этюдирование в орнаментальный мотив.

18

5.

Натюрморт из предметов быта (тоновое решение).

Изучение формы с помощью светотени.

12

6.

Рисование гипсового слепка простого орнамента.

Обучение мышлению «общими формами», выработка навыков пространственного видения и «домысливания» пространства, работы «от общего». Целостное восприятие.

12

7.

Зарисовки растений и сухих букетов. Обучение целостному восприятию образа по принципу «от общего к частному» и «от частного к общему».

18

8.

Зарисовки городского и сельского пейзажа (пленэр). Дальнейшее изучение законов перспективы. Работа «от общего». Отработка линий как средства передачи многоплановости.

15


Итого:

108 часов.


3 год обучения


Название темы

Кол-во часов

1.

Пленэр. Зарисовки растений и цветов.

Изучение пластического движения. Накопление материала для композиции.

12 часов.

2.

Натюрморт из овощей и фруктов, разнохарактерных по форме и контрастных по цвету.

12 часов.

3.

Наброски птиц в зоологическом музее.

Изучение анатомического строения птиц.

6 часов.

4.

Натюрморт с чучелами птиц.

Конструктивное построение, тональное построение, передача фактуры.

15 часов.

5.

Натюрморт с сухим букетом.

Закрепление навыков целостного восприятия. Акцентирование главного.

12 часов.

6.

Изображение отдельных предметов быта сложной формы (чайник, мясорубка). Обувь.

Анализ формы, определение внешней формы на основе внутреннего строения, внутренней конструкции.

15 часов.

7.

Рисунок крупных предметов в интерьере (табурет, ваза, драпировка). Задание на линейную перспективу.

12 часов.

8.

Сложный натюрморт с музыкальным инструментом.

Объемно-пространственное решение, штрих.

16 часов.

9.

Пленэр. Зарисовки деревьев и их дальнейшая переработка в декоративный мотив.

8 часов.


Итого:

108

часов.


4 год обучения


Название темы

Кол-во часов

1.

Натюрморт из бытовых предметов различной формы, цвета и материала.

Углубленное изучение тональных отношений.

12

2.

Натюрморт в интерьере.

Закрепление линейной перспективы.

15

3.

Наброски фигуры человека (уголь, акварель).

3

4.

Рисование гипсового слепка капители.

15

5.

Рисунок черепа человека в трех поворотах на одном листе.

15

6.

Наброски головы человека.

6

7.

Натюрморт из керамических предметов, близких по тону.

12

8.

Натюрморт из предметов народных художественных промыслов (шаль, расписные предметы).

Главное и второстепенное.

18

9.

Городской пейзаж (тушь, перо). Единство общего и частного. Активный и пассивный рисунок. Активный - ясность конструктивного построения, анализ формы на основе внутреннего строения. Акцентирование в рисунке.

12


Итого:

108 часов.

Программа

курса «Живопись»


Реалистическое изображение не является зеркальным отражением природы. Живопись обогащает форму, дает возможность художнику отобразить все богатство красок мира. Цель живописи - создание художественного образа, верно передающего смысл и содержание воссоздаваемого явления. Живописец передает не абсолютную силу напряжения цвета и тона натуры, а лишь относительные, соразмерные натуре отношения. При этом в поле зрения живописца находятся не все бесконечно разнообразные подробности и детали изображаемого, а лишь наиболее типичные и характерные.

Обучение живописи  это изучение совокупности способов, приемов и средств построения живописной формы цветом. Главная цель обучения - научить правильно воспринимать и передавать цветом формы предмета и характеристики окружающего пространства на плоскости. Единственный метод, позволяющий успешно создавать зрительный образ натуры - это метод отношений.

Учебные постановки желательно выполнять при естественном дневном освещении.

Цель программы курса  ознакомить учащихся с видами живописи, основами цветоведения (хроматические и ахроматические цвета, светотеневые и цветовые контрасты, холодные и теплые цвета), а также дать технические навыки работы с цветовыми отношениями. Воспитанники должны знать, что такое цветовой тон, светотень, полутона, насыщенность. Программа обучения предусматривает овладение такими широко применяемыми материалами, как акварель и гуашь. На последнем году обучения ребята могут перейти к работе масляными красками.

Метод сравнения является основой для поиска цветовых отношений. Вся картинная плоскость должна находиться в поле зрения юного художника и постоянно трансформироваться: совершенствоваться, дополняться или же исправляться.

Задачей учебной живописи является развитие способности видеть натуру во всем ее многообразии и богатстве форм и красок. Необходимо научить детей методике выполнения живописной работы, выработать определенную систему.

На завершающей стадии изображение должно стать целостным: отдельные детали исчезают или подчиняются выразительному целому.

Учебно-тематический план занятий учащихся студии

1 год обучения

Название темы

Кол-во

часов

1.

Приемы живописи.

Знакомство с видами живописи, изобразительными материалами. Знакомство с терминологией. Технология применения различных изобразительных материалов.

6

2.

Живопись осенних листьев.

Приобретение навыков смешения цветов, теплых и холодных. Сложные составные цвета.

9

3.

Изображение отдельных овощей и фруктов.

Задания: от одного предмета к группе предметов. Работа «малой» палитрой. Передача цветовой характеристики. Соблюдение методической последовательности.

18

4.

Живопись отдельных предметов быта на различном фоне.

Передача цвета, формы и материала предмета. Создание целостного образа натуры.

18

5.

Складки драпировки.

Отработка методической последовательности, передача изображаемой формы.

6

6.

Наброски натюрмортов: от простых к сложным.

Изучение законов построения натюрморта. Передача цветовой характеристики натуры. Работа цветовыми и световыми отношениями. Приобретение навыка передачи отдельного цвета как составного, полученного из множества оттенков, проявляющихся в результате воздействия световых лучей.

36

7.

Натюрморт из предметов быта, близких по цвету.

Более точная передача оттенков. Цветовая характеристика предметов. Проработка формы и пространства.

9

8.

Пленэр.

Зарисовки отдельных растительных объектов (деревья, кустарники, цветы) для дальнейшего этюдирования в декоративный мотив.

6.


Итого:

108 часов



2 год обучения

Название темы.

Кол-во часов

1.

Живопись цветов и растений.

Цветовые отношения. Трансформация пластической формы одиночных растительных мотивов в орнаментальные.

12

2.

Зарисовки городского пейзажа.

6 часов.

3.

Простой натюрморт из контрастных по цвету овощей и фруктов.

Установление гармонической связи между контрастными по цветовой характеристике формами; изучение рефлексной связи между ними. Создание контрастного взаимодействия за счет сопоставления двух взаимно дополнительных цветов и введения тепло-холодных отношений.

9 часов

4.

Сложный натюрморт с муляжами.

12

5.

Натюрморт с гипсовой фигурой.

Поиск и передача гармонических отношений.

15

6.

Наброски фигуры человека в цвете.

9

7.

Натюрморт из темных предметов.

Поиск верных цветовых характеристик в освещенных и затененных частях композиции. Умение выдерживать всю постановку в определенной цветовой гамме.

9

8.

Натюрморт в интерьере.

Натюрморт изображается как единое целое, без детальной проработки отдельных частей; бросающихся в глаза в обычном натюрморте. Объемы, рефлексы, светотень. Смягчение резких контрастов цвета. Единство группы предметов с окружающим пространством.

12

9.

Пленэр.

Живопись на природе при различной интенсивности солнечного освещения (живые полевые цветы, старый забор, стена дома и т.д.). Изучение оттенков окраски предмета, возникающих в результате сложного влияния освещения и рефлексов от окружения, создающих особую, присущую только пленэрной живописи легкость, прозрачность. Колористический строй этюда в зависимости от погоды.


9


Кратковременные этюды с живых цветов.

9


Итого:

108 часов.


3 год обучения


Название темы

Кол-во часов

1.

Зарисовки архитектурного пейзажа.

6 часов.

2.

Живопись цветов.

6 часов.

3.

Декоративная переработка ранее выполненных зарисовок цветов в орнаментальный мотив.

6 часов.

4.

Осенний натюрморт.

Закрепление полученных ранее знаний. Соблюдение цветовых отношений.

12 часов.

5.

Живописное изображение отдельных предметов разнообразной фактуры из различных материалов (стекло металл, керамика).

18 часов.

6.

Натюрморт против света.

Точное определение тоновых решений, моделирование колебаний оттенков внутри цвета.

12 часов.

7.

Натюрморт из белых предметов.

Развитие у детей умения разбираться в обилии рефлексов, подчиняя все общему цветовому состоянию изображения.

12 часов.

8.

Переработка реалистического натюрморта в декоративное панно.

12 часов.

9.

Наброски фигуры человека.

6 часов.

10.

Натюрморт с музыкальным инструментом.

Работа с цветовыми отношениями, проработка деталей.

9 часов.

11.

Пленэр.

6 часов.


Итого:

108 часов.


4 год обучения


Название темы

Кол-во часов

1.

Сложный натюрморт с цветами и фруктами.

Закрепление полученных ранее знаний.

12 часов.

2.

Живописные наброски головы человека в разных ракурсах.

12 часов.

3.

Натюрморт в интерьере.


Соединение натюрморта с окружающим пространством.

15 часов.

4.

Сложный натюрморт из предметов искусства и дальнейшее его этюдирование в декоративный мотив для создания панно.

18 часов.

5.

Наброски фигуры человека.

6 часов.

6.

Живописное решение фигуры человека в национальном костюме.

Пропорции фигуры человека, цветовые отношения, изучение национальных цветовых традиций.

18 часов.

7.

Сложный натюрморт из предметов народных художественных промыслов (жостовский поднос, «гжель» или «хохлома», кружево и т.д.).

Развитие умения передать фактуру, орнамент в пространстве, не нарушая целостности восприятия.

15 часов.

8.

Этюды на пленэре.

Совершенствование цветового видения учащихся, их умения быстро и свежо отражать в этюде красоту цветовых сочетаний натуры.

12 часов.


Итого:

108часов.


Программа

курса «Станковая композиция»

(теория - 4 часа, практика - 50 часов; всего - 54 часа)


Уже во время зарисовок с натуры дети начинают понимать выразительную сторону компоновки изображения (значение выбора точки, с которой рассматривается изображаемый объект, того или иного расположения элементов на изобразительной плоскости). В связи с этим ребята уясняют такие понятия, как единство и зрительное равновесие частей изображения, гармоничное сочетание цветов, ритм и т.д.

Составление композиции требует от учащихся умения достаточно свободно рисовать с использованием воображения и по памяти. Оно требует от детей также умения работать красками без натуры, руководствуясь стремлением сделать рисунок не только убедительным, но и выразительным. Поэтому, чтобы подвести учащихся к составлению композиции, полезны задания на отображение предметов по памяти и на запечатление эмоционального состояния. Например, изобразить утро, вечер, ночь, радость, грусть и т.д.

Для успешного выполнения задания по композиции особое значение имеет предварительное наблюдение пейзажа, посещение выставки, праздника и т.д. В процессе наблюдения делаются зарисовки.

Следующий этап - составление эскиза.

Предлагаемые темы для композиционных зарисовок: «Заросший пруд», «Каникулы», «Паломничество к местам старины», «На выставке», «Подруга или друг за мольбертом», «Ярмарка», «В мире музыки», «В походе», «Зимние игры», «Четвероногий друг», «Москва белокаменная».

По окончании курса учащийся будет знать:

 основные законы станковой композиции.

По окончании курса ребенок будет уметь:

 композиционно грамотно разместить изображение на листе бумаги;

 раскрыть заданную тему изобразительными средствами;

 применять знания, полученные во время изучения курсов «рисунок» и «живопись» в создании станковой композиции;

 анализировать изображаемые предметы, выделяя главное.


Формы оценки качества работ учащихся

  1. По окончании учебного года в каждой группе проводится просмотр и анализ работ детей с приглашением других педагогов и родителей.

  2. Организация выставок изделий учащихся в Центре, выдвижение лучших работ в муниципальный округ и на городские выставки.



Список литературы

1. Барец А.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970.

2. Грабарь И.Э. Серов- рисовальщик. - М., 1961.

3. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. - М., 1961.

4. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. - М., 1989.

5. Платонова, Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983.

6. Пучков А.С., Триселев В.В. Методика работы над натюрмортом, освещение. - М., 1982.

7. Рисунок. Под ред. А.М. Серова. - М., 1975.

8. Ягодовская А.Т. О натюрморте.  М.: Советский художник, 1965.

9. Ягодовская А.Т. О натюрморте. - М., 1965.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название

разделов

I ступень

II ступень

III ступень

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

6-й год

Часов в неделю

Часов в год


Часов в неделю

Часов в год


Часов в неделю

Часов в год


Часов в неделю

Часов в год


Часов в неделю

Часов в год


Часов в неделю

Часов в год


1.Декоративное

рисование.


2.Декоративное рисование с элементами живописи.


3.Рисунок.


4.Живопись.


5.Станковая

композиция.

6.Декоративно-прикладное искусство.


2




-


-


-


-




-


72




-


-


-


-




-



-




4


-


-


-


-




144


-


-


-




-


-




-


2


2


2




-


-




-


72


72


72




-


-




-


2


2


1




1


-




-


72


72


36




36


-




-


3


3


-




3


-




-


108


108


-




108


-




-


3


3


1




2


-




-


108


108


36




72

К содержанию


© 2010-2022