Мастер -класс. Технология Кластер

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс по теме

Технология развития критического мышления: кластер.


Чем богаче палитра методов обучения у учителя,

тем удачнее должна быть картина его урока

и его результативности.

Программа мастер-класса

I.Теоретическая часть.

1.Технология развития критического мышления: цели, содержание, методы обучения.

2. Один из современных методов развития критического мышления - кластер

II.Практическая часть: презентация педагогического опыта

Практический блок «Применение метода «кластер» - для создания элементов декора интерьера»

III.Рефлексия участников мастер-класса


  1. Теоретическая часть.

1.Технология развития критического мышления: цели, содержание, методы обучения.

Критическое мышление - тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление - необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель стадий организации учебного процесса: «Вызов - осмысление - размышление - реализация».

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлении. Строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, применяют полученные знания на практике, реализуя свой замысел.
2. Наиболее популярным из современных методов является - кластер.

Кластер - педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Применение данного метода на уроках изобразительного искусства позволяют формировать у ребенка целостное восприятия мира, а используя практический метод реализовывать задуманное на практике.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична.

Заметим, что кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы, удаляя лишнее.


  1. Практическая часть: презентация педагогического опыта

Практический блок «Применение метода «кластер» - для создания подарка маме»

Методические комментарии

Деятельность на уроке

Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово, или тезис, который является «сердцем» текста. Самое главное выбрать ключевое слово, которое позволит направить мышление ребят в нужном направлении.



В преддверии 8 Марта перед каждым из нас стоит вопрос, что подарить маме. И именно этот вопрос я предлагаю вам на обсуждение. Ключевая фраза - «Что можно подарить маме на 8 Марта?» (прикрепляем на доску).

Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).


Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила (см. памятку):

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум.

  2. Дать волю воображению и интуиции.

  3. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

  4. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

  5. Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.

Предлагайте свои варианты подарков (записываем все, что предлагают дети).


По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

Мы назвали и записали основные подарки. Давайте охарактеризуем каждый из них. Открытка: можно купить и подарить готовую или сделать своими руками. Игрушка: так же можно купить или сделать и.т. Давайте остановимся на посуде. Посуду мы можем сделать своими руками? (дети: можно, например глиняную, но это очень трудоемкий процесс). Можем купить, но трудно найти оригинальную, а хочется, чтобы подарок был единственным и запоминающимся. Можно купить посуду и украсить своими руками и т. д. закончив второй уровень «планет - спутников» мы переходим к третьему. Например: В какой технике можно украсить посуду (декупаж, гуашь, витраж, трафарет и др.)

У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.


Давайте определим логические связи между понятиями. Они могут быть разными, в зависимости от того, к какому результату мы хотим подвести детей. Посмотрите на наш кластер, какие из подарков можно купить? (Выделяем одним цветом). Это одна логическая цепочка. Какие подарки можем сделать своими руками? (Выделяем другим цветом). Другая логическая цепочка и т. д.

На основе этого кластера дети могут выбрать и сделать любой подарок.

Я предлагаю вам сегодня декорировать посуду в технике «трафарет» (объяснение по технологической карте).

Метод кластера можно применить на любом предмете. На уроках литературы, истории кластер поможет ребятам составить устный рассказ или написать сочинение. Так же можно с помощью этого метода организовать повторение и закрепление материала. А на уроке ИЗО и технологии мы получаем практический результат.




  1. Рефлексия участников мастер-класса

Смайлики

В начале занятия

В конце занятия

Мастер -класс. Технология Кластер

Мастер -класс. Технология Кластер

Варианты ответов

Мастер -класс. Технология Кластер

Мастер -класс. Технология Кластер

Понравилось

Мастер -класс. Технология Кластер


Так себе

Мастер -класс. Технология Кластер

Мастер -класс. Технология Кластер

НМастер -класс. Технология Кластере понравилось


© 2010-2022