- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Знакомство с современным искусством
Знакомство с современным искусством
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бочарова К.А. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект занятия по изобразительному искусству по программе
«АРТ-студия».
Тема: «Знакомство с современным искусством».
Реквизиты: репродукции картин
Ход занятия:
(по периметру кабинета развешаны репродукции художников: Бэнкси,Бриджит Райли,Виктора Вазарели,Энди Уорхала,Питера Блейка,Джуна ХарвардаЛоуренса Вайнера,Лин Эмери и др.)
Учитель: Здравствуйте ребята, оглянитесь вокруг. Скажите, к какому веку мы отнесем эти картины?
(дети отвечают)
Учитель: Верно, к 20 или 21 веку. Посмотрите тогда на эти картины (учитель вывешивает на доску репродукции картин художников 16,17,18,19, начала 20-х годов; желательно классической школы), чем отличаются картины прошлых веков и современное искусство?
(дети отвечают)
Учитель: Да, правильно цвета, формы, стили, манера письма, техники. Сегодня мы с вами познакомимся поближе с актуальным или как привычней звучит современным искусством.
Современное искусство (англ. contemporary art, актуальное искусство), - искусство, созданное в недавнем прошлом и в настоящее время.
С течением времени современное когда-то искусство становится достоянием истории. На данный момент времени современным искусством считают произведения, созданные в период с 1970-х по нынешний день. Историю развития новых направлений искусства ХХ столетия можно разделить условно на два больших этапа: модернизм (modern art) - искусство от эпохи импрессионизма (начиная приблизительно с 1880 года) до 1960-1970-х годов и современное искусство - от 70-х прошлого века до настоящего времени.
1970 год является поворотным пунктом в истории искусства по двум причинам. Первое - это год возникновения терминов «постмодерн» и «постмодернизм». Во-вторых, 1970 год - последняя веха, до которой художественные движения было относительно легко классифицировать. Если сравнить количество художественных направлений в период до 1970 года и после, то легко заметить, что во времена модернизма их было значительно больше. И это не смотря на то, что художников, работающих в данное время больше, а арсенал средств и технических возможностей шире. Еще одной особенностью искусства последних 30-тилет является его социальная ориентированность, гораздо более ярко выраженная, чем во все предыдущие эпохи.
В русском языке используется также термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевают новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств). Актуальное искусство быстро устаревает, становясь частью истории современного искусства 20-го или 21-го столетия. Во многом участники арт-процесса в России наделяют определение «актуальное искусство» смыслом, которое в свое время приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов).
Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.
Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп (например, «искусство аутсайдеров»). Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»).
На середину 80-х приходится время подъема движений, активно использующих образы массовой культуры - кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве - все больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения. На арт-процесс, начиная с 80-х, большое влияние оказало развитие технологий - видео, аудио, компьютеров и интернет - это существенно расширило палитру средств, используемых художниками.
Учитель: скажите, а какие течения и направления современного искусства вы знаете?
(дети отвечают)
Учитель: Хорошо, что вы знаете , но на самом деле их очень-очень много и с каждым десятилетием их количество возрастает, создаются новые формы, техники, стили, манеры , приемы, технологии, материалы. Со многими из них мы познакомимся на следующих занятиях. А Сейчас я попрошу вас написать эссе на тему «Мое отношение к современному искусству». На последнем занятии по теме вы напишите еще одно эссе на эту же тему и мы сравним изменилось ли ваше отношение.
(дети пишут эссе)
Учитель: Сдаем мне свои работы. Прибираем свои места. На этом наше занятие заканчивается, дома я прошу вас посмотреть работы в интернете современных художников. До свидания!