Рабочая программа по МХК

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Рабочая программа по мировой художественной культуре

10-11 классы






Автор-составитель

Крамаренко Н.Г. учитель МХК






























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по мировой художественной культуре и Примерной программы среднего (полного) образования по мировой художественной культуре для базового уровня, с учетом учебного плана МАОУ «Белоярской СОШ №1» на 2015-2016 учебный год. Программа рассчитана на 2 года обучения. Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений Г.И. Данилова «Мировая художественная культура. 10 класс» - М.: Дрофа, 2008.

Г.И. Данилова «Мировая художественная культура 11 класс»-М:Дрофа,2008..

Для обучения используются учебники для учащихся общеобразовательных учреждений:

Г.И. Данилова «Мировая художественная культура от истоков до XVIIвека 10 класс» Москва, «Дрофа», 2011 год.

Г.И. Данилова «Мировая художественная культура от XVIIвека до современности»11 класс.- Москва, «Дрофа», 2011 год.

Учебники включены в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Материал изучается на базовом уровне.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Ренессанса». В курс ХI класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца ХIХ - ХХ веков». Через оба курса сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.). Этот раздел реализуется за счёт национально - регионального компонента или компонента образовательного учреждения.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Цели

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в Х и ХI классах по 35 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Программа рассчитана на 70 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 10 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в ряде профилей, в том числе в социально - гуманитарном и филологическом, а также в образовательных учреждениях универсального обучения.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

владеть основными формами публичных выступлений;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.





Основное содержание курса (70 часов)


Мировая художественная культура как совокупность художественных культур разных стран и народов мира, сложившаяся на протяжении исторического развития цивилизации.

Происхождение искусства. Первые опыты художественного творчества. Синкретический характер искусства первобытного человека. Синтез слова, музыки, танца и изображения в магическом ритуале. Художественная символика в искусстве последующих эпох.

Художественная культура древних цивилизаций. Памятники зодчества, изобразительного искусства, литературы и музыки Древнего Египта. Пирамиды в Гизе, храмы в Карнаке и Луксоре1, канонические скульптурные изображения богов и фараонов, рельефы и фрески, музыкальные инструменты.

Художественные достижения Передней Азии, Индии и Китая. Шедевры зодчества и изобразительного искусства (Великая Китайская стена, зиккурат в Уре, ступа в Санчи, чайтья в Карли). Народный эпос.

Главные темы искусства Доколумбовой Америки. Многообразие архитектурных форм и изобразительное искусство (ступенчатые пирамиды и дворцы, монументальная скульптура, фрески и произведения декоративно-прикладного искусства).

Мифология - главный источник образов и символики античного искусства. Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции (Афинский Акрополь, творчество Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя и др. Рельефы, фрески, вазопись). Древнегреческий театр и его творцы (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Музыкальное искусство.

Художественная культура Древнего Рима. Развитие древнегреческих традиций. Шедевры зодчества: Римский Форум, Пантеон, Колизей, инженерные сооружения. Римский скульптурный портрет. Мозаики и фрески Помпей. Зрелищные искусства. Музыкальная культура. Раннехристианское искусство.

Художественная культура Средних веков. Архитектура и изобразительное искусство Византии. Собор Святой Софии в Константинополе, иконопись, мозаики Равенны.

Особенности славянской языческой культуры. Влияние Византии на художественную культуру Руси. Формирование национального стиля в архитектуре: крестово-купольная и шатровая модели храма. София Киевская и Новгородская, Успенский собор во Владимире, храм Покрова Богородицы на реке Нерль, церковь Вознесения в Коломенском. Архитектура Московского Кремля. «Дивное узорочье» московского барокко. Шедевры деревянного зодчества. Художественный мир мозаик и фресок XI-XVII веков. Шедевры Новгородской и Владимиро-Суздальской школ живописи. Художественный стиль Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Особенности музыкальной культуры (знаменный распев). Освоение западноевропейских традиций.

Разнообразие национальных школ и смена стилистических канонов в искусстве Западной Европы. Шедевры романского и готического стиля архитектуры. Соборы Нотр-Дам в Париже и Шартре (Франция), собор в Кёльне (Германия) и др. Готический собор как синтез искусств (базиликальный тип архитектуры, скульптурный и изобразительный декор, григорианский хорал, литургическая драма). Светское искусство (средневековый фарс, музыкально-поэти-ческое творчество трубадуров и миннезингеров).

Характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства стран ислама. Медресе Улугбека в Самарканде, соборная мечеть в Кордове, минарет аль-Мальвия в Сирии, дворец Альгамбра в Испании, мавзолей Тадж-Махал в Индии. Искусство орнамента, каллиграфии и книжной миниатюры. Литература Арабского Востока. Своеобразие музыкальной культуры.

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского храмового зодчества и изобразительного искусства. Музыкальное и театральное искусство Индии. Индийский танец как синтез искусств.

Значение и уникальный характер художественной культуры Китая и Японии. Шедевры зодчества: императорский дворец в Пекине, золотой павильон в Киото, пещерный храм Юньган, замок «Белой цапли» в Химедзи. Садово-парковое искусство: сад камней Реандзи в Киото, комплекс Бейхай в Пекине. Многообразие жанров китайской живописи. Японская гравюра (К.Утамаро, А. Хиросигэ). Театральное и музыкальное искусство (Пекинская музыкальная драма, японский театр Ноо и Кабуки).

Культура эпохи Возрождения. Идеалы гуманизма и их влияние на развитие искусства. Шедевры архитектуры (Ф. Брунеллески, Л.Б.Альберти, Д.Браманте, А.Палладио). Мастера изобразительного искусства (Джотто ди Бондоне, Донателло, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонорроти, Рафаэль Санти, Тициан, Джорджоне, А.Дюрер, К.Босх, П.Брейгель и др.).

Духовная и светская музыка Ренессанса. Итальянская комедия дель арте. Театр Шекспира. Характерные черты искусства маньеризма.

Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков. Эстетика и главные темы искусства барокко. Архитектурные шедевры Л. Бернини и В.В. Растрелли. Формирование новых жанров живописи. Соединение барочных и реалистических тенденций в живописи Голландии и Фландрии (П.-П.Рубенс, Рембрандт ван Рейн, Вермер Делфтский, Ф.Халс, «малые голландцы»). Музыкальная культура и театр барокко («взволнованный стиль» итальянской оперы, И.-С.Бах, Г.Гендель, А.Вивальди, партесный концерт, духовная музыка М.С.Березовского и Д.С.Бортнянского). Искусство рококо (мастера «галантного жанра» и декоративно-прикладное искусство).

Эстетика классицизма. Архитектура, изобразительное искусство и театр раннего классицизма во Франции (дворец в Версале, К.Рен, Н.Пуссен, Мольер, П.Корнель, Ж.Расин). Просветительский классицизм и его мастера (Ж.-Л.Давид, А.Канова, Ж.-А.Гудон, П.Бомарше). Композиторы Венской классической школы: К.Глюк, Й.Гайдн, В.-А.Моцарт, Л.Бетховен.

«Архитектурный театр» Москвы В.И.Баженова и М.Ф.Каза-кова. Архитектурный облик Санкт-Петербурга и его окрестностей. Русский ампир. Искусство портрета (И.И.Никитин, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Б.-К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский). Русский драматический театр и его творцы (А.П.Сумароков, Ф.Г.Волков, Д.И.Фонвизин, театр крепостных актеров).

Многообразие стилей и направлений в искусстве XIX - начала XX веков. Эстетика романтизма. Романтизм в живописи: Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.Гойя, К.-Д.Фридрих, У.Тёрнер. Романтизм в музыке и идея синтеза искусств (Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др.). Западноевропейский театр романтизма и его мастера.

Романтизм в русском изобразительном искусстве (О.А.Кип-ренский, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский). Романтизм в русском театре и музыке.

Художественные принципы реализма. Основные жанры западноевропейской реалистической живописи (Г.Курбе, К.Коро, О.Домье). Натурализм во французской литературе и театре (Э.Золя). Реалистические искания на оперной сцене (Д.Верди, Ж.Бизе).

Русский живописный реализм (А.А.Иванов, П.А.Федотов, художники-передвижники). Шедевры музыкальной культуры: М.И.Глинка, композиторы «Могучей кучки», П.И.Чайковский. Реалистические завоевания русской драматической сцены (М.С.Щепкин, театр А.Н.Островского и А.П.Чехова).

Импрессионизм и постимпрессионизм и их выразительные средства. Пейзажи впечатления (К.Моне, К.Писсаро), портретный и бытовой жанр (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, П.Гоген), натюрморт (П.Сезанн, В.Ван-Гог). Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь). Импрессионизм в музыке К.Дебюсси и М.Равеля.

Художественные принципы символизма. Символ и аллегория в искусстве. Поэзия символизма и ее влияние на различные виды художественного творчества. Мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», А.Бёклин, Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.). Символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк).

Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве. Национальное своеобразие русского модерна (Ф.О.Шехтель и др.).

Основные стили и творческие направления искусства XX века (модернизм, конструктивизм, экспрессионизм, сюрреализм, неоклассицизм, социалистический реализм, авангардизм, постмодернизм) и их преломление в различных видах искусства. Становление и расцвет мирового кинематографа.

Основные тенденции развития художественной культуры конца XX века.

Культурные традиции родного края.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.


Распределение часов по классам и темам.





Тема

Количество часов

10 класс

11 класс

1.

Вводный урок

1


1

Древние цивилизации

5


2

Культура античности

4


3

Средние века

10


4

Культура востока

5


5

Возрождение

9


6

Итоговый урок «XVII вв.»

1


7

Художественная культура Нового времени.


24

8

Художественная культура конца XIX-XX вв.


10

9

Заключительный урок


1

Итого

35

35






































Тематическое планирование 10 класс.


№ п/п

Тема урока

Элементы содержания тем

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной теме

1.

Понятие о мировой художественной культуре.

Мировая художественная культура как совокупность художественных культур разных стран и народов мира, сложившаяся на протяжении исторического развития цивилизации.

Давать общие определения на основе частных представлений

Художественная культура первобытного мира 1 час

2.

Художественная культура первобытного мира.

Первые художники земли.

Происхождение искусства. Первые опыты художественного творчества. Синкретический характер искусства первобытного человека. Синтез слова, музыки, танца и изображения в магическом ритуале. Художественная символика в искусстве последующих эпох.

Исследовать истоки возникновения искусства, определять зависимость между особенностями различных видов искусства и мифологическими представлениями человека

Художественная культура Древнего мира

8 часов

3.

Архитектура страны фараонов. Памятники зодчества Древнего Египта.

Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в ис-кусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, храм царицы Хатшепсут.

Определять стилевые особенности архитектуры древнего Египта

4.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельеф и фрески)

Определять стилевые особенности изобразительного искусства и музыки Древнего Египта.

5.

Особенности художественной культуры Месопотамии

Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона, зиккурат в Уре. Шедевры зодчества и изобразительного искусства

Выявлять в художественных произведениях образы, темы и проблемы, выражать свое отношение в аргументированных ответах, анализировать произведения самостоятельно

6.

Искусство Доколумбовой Америки.

Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан)

Главные темы искусства Доколумбовой Америки. Многообразие архитектурных форм и изобразительное искусство (ступенчатые пирамиды и дворцы, монументальная скульптура, фрески и произведения декоративно-прикладного искусства).

Описывать и сравнивать выдающиеся памятники искусства Доколумбовой Америки.



7.

Золотой век Афин. Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции.

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя.

Архитектура и изобразительное искусство древней Греции. Афинский Акрополь, творчество Фидия, Поликлета Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции, Мирона, Праксителя и др. Рельефы, фрески, вазопись.

Применять специальную терминологию при анализе и описании памятников древнегреческой архитектуры, скульптуры, вазописи.

8.

Архитектурные достижения Древнего Рима.

Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон. Архитектура Древнего Рима. Развитие древнегреческих традиций

Соотносить произведения искусства с определенной культурно- исторической эпохи.

9.

Изобразительное искусство Древнего Рима.

Римский скульптурный портрет. Мозаики и фрески Помпей.

Выявлять в художественных произведениях образы и темы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

10.

Театр и музыка Античности.

Древнегреческий театр и его творцы (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Музыкальное искусство.

Зрелищные искусства. Музыкальная культура. Раннехристианское искусство.

Выводить закономерности театрального и музыкального искусства на примере опыта античных мастеров

Художественная культура Средних Веков

(16 часов)

11.

Мир Византийской культуры.

Архитектура и изобразительное искусство Византии

София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Архитектура и изобразительное искусство Византии. Собор Святой Софии в Константинополе, иконопись, мозаики Равенны.

Анализировать причины художественного подъема эпохи византийского искусства.

12,13,14

Особенности славянской языческой культуры. Архитектурный облик древней Руси

Влияние Византии на художественную культуру Руси. Формирование национального стиля в архитектуре. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). София Киевская и Новгородская, Успенский собор во Владимире, храм Покрова Богородицы на реке Нерль, церковь Вознесения в Коломенском..Ансамбль Московского Кремля.

Шедевры деревянного зодчества.

Исследовать истоки русской художественной культуры. Находить характерные черты древнерусского искусства в современной художественной культуре

Выявлять характерные особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры

Проводить сравнительный анализ соборов в Москве и Владимире

15,16

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

Художественный мир мозаик и фресок XI-XVII веков. Икона и иконостас.

Шедевры Новгородской и Владимиро-Суздальской школ живописи. Художественный стиль Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Особенности музыкальной культуры (знаменный распев). Освоение западноевропейских традиций.

Описывать наиболее значительные памятники искусства Древней Руси.

17,18

Архитектура Западноевропейского Средневековья. Романский и готический стиль в архитектуре.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни ро-манской эпохи. Готический собор - как образ мира. Разнообразие национальных школ и смена стилистических канонов в искусстве Западной Европы. Шедевры романского и готического стиля архитектуры. Соборы Нотр-Дам в Париже и Шартре (Франция), собор в Кёльне (Германия) и др.

Пользоваться искусствоведческими терминами в процессе анализа произведения архитектуры.

19.

Изобразительное искусство Средних Веков

Скульптура романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Готический собор как синтез искусств (базиликальный тип архитектуры, скульптурный и изобра-зительный декор, григорианский хорал, литургическая драма)

Находить ассоциативные связи между художественными образами скульптуры и архитектуры

20.

Театральное искусство и музыка Средних веков.

Светское искусство (средневековый фарс, музыкально-поэти-ческое творчество трубадуров и миннезингеров).

Исследовать причины мнения о григорианском хорале как музыкальном символе эпохи, исследовать причины особой регулярности комического жанра в народной среде Средневековой Европы.

21.

Индия - страна чудес.

Художественная культура Индии.

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского храмового зодчества и изобразительного искусства. Музыкальное и театральное искусство Индии. Индийский танец как синтез искусств.

Оценивать произведения искусства в единстве содержания и формы.

22.,23

Художественная культура Китая. Архитектура и живопись.

Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Значение и уникальный характер художественной культуры Китая. Шедевры зодчества: императорский дворец в Пекине, пещерный храм Юньган. комплекс Бейхай в Пекине.

Многообразие жанров китайской живописи.

Проводить сравнительный анализ произведений китайского зодчества и выявлять его стилевые особенности.

24

Искусство Страны Восходящего Солнца (Япония)

Философия и мифология в садовом искусстве Японии. Значение и уникальный характер художественной культуры Японии. Шедевры зодчества: золотой павильон в Киото, замок «Белой цапли» в Химедзи. Садово-парковое искусство: сад камней Реандзи в Киото. Японская гравюра (К.Утамаро, А. Хиросигэ). Театральное и музыкальное искусство, японский театр Ноо и Кабуки).

Определять существенные признаки и описывать национальное своеобразие японского искусства.

25.

Художественная культура Ислама.

Характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства стран ислама. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самар-канд).Соборная мечеть в Кордове, минарет аль-Мальвия в Сирии, дворец Аль-гамбра в Испании, мавзолей Тадж-Махал в Индии. Искусство орнамента, каллиграфии и книжной миниатюры. Литература Арабского Востока. Своеобразие музыкальной культуры.

Воспринимать и оценивать произведения исламского искусства в единстве содержания и формы.

Культура эпохи Возрождения

(9 часов)

26.

Искусство Проторенессанса и раннего возрождения

Идеалы гуманизма и их влияние на развитие искусства. Мастера Раннего Возрождения: Джотто ди Бондоне, Донателло, Сандро Боттичелли,

Соотносить произведения искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем и автором

27.

Флоренция - колыбель Возрождения

Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции

Соотносить произведения искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем и автором.

28

Архитектура итальянского Возрождения

Шедевры архитектуры

(Ф. Брунеллески, Л.Б.Альберти, Д.Браманте, А.Палладио).

Обобщать и систематизировать полученные знания о развитии и художественных принципах итальянской архитектуры эпохи Возрождения

29,30,31

Титаны Высокого Возрождения. Мастера изобразительного искусства Возрождения.

Титаны Возрождения

(Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан).

Сопоставлять художественно-образное содержание произведений мастеров Высокого Возрождения и определять эстетическую, духовную и художественную ценность их творений.

Оценивать художественную ценность произведений с позиций современной действительности.

32,33

Северное Возрождение

Северное Возрождение: Гентский алтарь Я. ван Эйка; мастерские гравюры А.Дюрера, комплекс Фонтенбло.

Выявлять характерные особенности развития искусства в разных странах

34

Театр эпохи Возрождения.

Театр У.Шекспира. Историческое значение и вневременная художе-ственная ценность идей Возрождения

Определять характерные признаки и приемы создания художественных образов.

35.

Заключительный урок: «Мировая художественная культура от истоков до ХVII вв.»

Обобщение изученного за год.



Тематическое планирование 11 класс.

п\п

Тема урока.

Элементы содержания тем

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной теме



Художественная культура Нового времени (24 часа)



1,2

Стилевое многообразие искусства 17 - 18 веков.

Стили и направления в искусстве Нового времени.

Определять художественные стили и направления в искусстве.

Разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха»

3.

Эстетика и главные темы искусства барокко. Архитектура Барокко.

Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л.Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б.Растрелли);

Находить общее и особенное в архитектуре в стиле барокко.

4.

Изобразительное искусство Барокко.

Формирование новых жанров живописи. Соединение барочных и реалистических тенденций в живописи Голландии и Фландрии (П.-П.Рубенс, Рембрандт ван Рейн, Вермер Делфтский, Ф.Халс, «малые голландцы») Скульптура и живопись барокко, основная тематика и её художественное воплощение. П.П. Рубенс - «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной манеры.

Находить общее и особенное в изобразительном искусстве в стиле барокко.

5.

Реалистические тенденции в живописи Голландии

Творчество Рембранта - вершина реализма. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своебразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений.

Находить общее и особенное в изобразительном искусстве в стиле барокко.

6.

Музыкальная культура барокко

Расцвет гомофонно-гармоничес-кого стиля в опере барокко. Выс-ший расцвет свободной полифонии (И.-С.Бах)

.Музыкальная культура и театр барокко («взволнованный стиль» итальянской оперы, И.-С.Бах, Г.Гендель, А.Вивальди, партесный концерт, духовная музыка М.С.Березовского и Д.С.Бортнянского).

Характеризовать личные ощущения от услышанной музыки

7.

Эстетика классицизма. Классицизм в архитектуре Западной Европы.

Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля.

Прогулка по Версалю - зримому воплощению парадно-официальной архитектуры классицизма.

Выделять черты классицизма в архитектуре.

8,9

Шедевры классицизма в Архитектуре России

Шедевры классицизма в архитектуре России.

«Архитектурный театр» Москвы В.И.Баженова и М.Ф.Казакова.

Архитектурный облик Санкт-Петербурга и его окрестностей.

Находить и объяснять общее и особенное в архитектурных строениях в стиле классицизма

Выделять архитектурные строения в стиле классицизма из архитектурной картины Санкт-Петербурга.

10.

Изобразительное искусство классицизма

Н.Пуссен как основоположник классицизма

Н.Пуссен как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

11.

Русский портрет 18 века

Искусство портрета (И.И.Никитин, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Б.-К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский).

Определять почерк авторов.

12.

Мастера Венской классической школы

Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-А.Моцарт, Л.ван Бетховен).

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем и эпохой, называя характерные признаки.

13.

Театральное искусство XVII - XVIII вв.

Русский драматический театр и его творцы (А.П.Сумароков, Ф.Г.Волков, Д.И.Фонвизин, театр крепостных актеров).

Театр раннего классицизма во Франции ( К. Мольер, П.Корнель, П.Бомарше

Определять общее и особенное в развитии театра Европы и России.

14.

Неоклассицизм и академизм в живописи

Творчество Ж.Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А.Иванова.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

15.

Художественная культура романтизма. Эстетика романтизма.

Многообразие стилей и направлений в искусстве XIX - начала XX веков. Эстетика романтизма

Называть и объяснять особенности романтического стиля.

16.

Изобразительное искусство романтизма.

Романтизм в живописи: Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.Гойя, К.-Д.Фридрих, У.Тёрнер

Романтизм в русском изобразительном искусстве (О.А.Кипренский, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский)

Анализировать произведения в соответствии со стилем.

17.

Романтический идеал и его отражение в музыке

Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза.

Импрессионизм в музыке К.Дебюсси и М.Равеля.

Понимать и объяснять стилистическое многообразие музыкальной культуры 19 века

18.

Зарождение русской классической школы. М.И.Глинка.

Шедевры музыкальной культуры: М.И.Глинка, композиторы «Могучей кучки»,

Многообразие творческого наследия П.И.Чайковского.

Понимать и объяснять стилистическое многообразие русской музыкальной культуры 19 века

19.


Русский драматический театр романтизма.


Русский театр романтизма и его знаменитые актёры (П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М.С. Щепкин - выдающийся актёр и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А.Н. Островского. Особенности театра А.Н. Чехова. Рождение МХТ.


Называть и объяснять основные процессы в развитии русского театра на стыке 19-20 веков.

20.









Реализм - художественный стиль эпохи. Эстетика реализма и натурализма.







Эстетика реализма и натурализм. Художественные принципы реализма. «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные принципы реалистического искусства).






Называть и объяснять художественные принципы реалистического искусства, определять связь и отличие романтизма и реализма.

21.

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма.

Основные жанры западноевропейской реалистической живописи (Г.Курбе, К.Коро, О.Домье). Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г. Курбе, О. Домье

Характеризовать отличительные черты реалистической живописи.

22.

Русские художники - передвижники

Русский живописный реализм (А.А.Иванов, П.А.Федотов, художники-передвижники). И.Е.Репин, В.И.Суриков

Характеризовать отличительные черты реалистической живописи

23.

Развитие русской музыки во второй половине 19 века.

Шедевры музыкальной культуры:, композиторы «Могучей кучки», П.И.Чайковский.

Понимать и объяснять стилистическое многообразие русской музыкальной культуры второй половины 19 века

24.

Пути развития западноевропейского театра.

Натурализм во французской литературе и театре (Э.Золя).

Называть и объяснять основные процессы в развитии западного театра в 19 веке.



Художественная культура конца XIX- XX века (10 часов)


25.

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи.

Импрессионизм и постимпрессионизм и их выразительные средства. Пейзажи впечатления (К.Моне, К.Писсаро), портретный и бытовой жанр (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, П.Гоген), натюр-морт (П.Сезанн, В.Ван-Гог). Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь).

Выделять и объяснять художественные особенности импрессионизма.

26.

Символ и миф в искусстве и музыке.

Художественные принципы символизма. Символ и аллегория в искусстве. Поэзия символизма и ее влияние на различные виды художественного творчества. Мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», А.Бёклин, Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.). Символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк

Выделять и объяснять художественные особенности символизма.

27.

Формирование стиля модерн в европейском искусстве

Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Модерн в архитектуре (В. Орта, А.Гауди). Национальное своеобразие русского модерна (Ф.О.Шехтель и др.).

Выделять и объяснять художественные особенности модернизма.

Называть и объяснять основные процессы в развитии архитектуры на стыке 19-20 веков

28

Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.

Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П.Пикассо, сюрреализм (С.Дали).

Понимать и объяснять стилистическое многообразие изобразительного искусства на стыке 19-20 веков.

29

Русское изобразительное искусство

Абстракционизм в. Кандинского. Супрематизм к. Малевича.

Выделять и объяснять художественные особенности направлений изобразительного искусства России.

29.

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки.

Музыкальный мир ХХ в., разнородность его стилей и направлений.

Рок-музыка (Биттлз, Пинк Флойд); электронная музыка (Ж.-М. Жарр).

Понимать и объяснять стилистическое многообразие европейской музыкальной культуры 20 века

30.

Музыкальная культура России 20 столетия

Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке)

Находить и называть причины преломлений в развитии музыка 20 века в России и СССР.

31.

Зарубежный театр XX века

Эпический театр Б.Брехта

Называть и объяснять основные процессы в развитии зарубежного театра на стыке 19-20 веков..

32.

Русская театральная культура XX столетия

Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко);

Называть и объяснять художественные приоритеты советского и российского театра в 20 веке.

33,34

Становление и расцвет мирового кинематографа

Становление и расцвет мирового кинематографа. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч.С. Чаплин - выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино

Киноавангард ХХ в. Рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссёры и исполнители

Объяснять причины влияния кинематографа на формирование ценностей и поведенческие стереотипы.

35.

Заключительный урок

Влияние художественной культуры на жизнь человека и человечества.

Анализировать степень и проявления и художественной культуры на жизнь человека и человечества.

1

© 2010-2022