Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство (9 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пусошурская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена на заседании

школьного методического объединения

протокол № ____________________

Принята на заседании

педагогического совета

протокол № ____________________

Утверждаю:

Директор А.Г.Баженов_

приказ № ________________________



Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования.



Рабочая программа по предмету

«Изобразительное искусство»

9 класс





Составитель: Волкова Елена Александровна



2015 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 9 класса составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;

- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009;

- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения искусства, которые определены стандартом.

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественной работе; представление возможности для творческого самовыражения и самоуважения.

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на «Изобразительное искусство» в 9 классе отводится 17 часов из расчета 1 учебный час в две недели.

Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия;

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении.

Предусмотрены следующие формы контроля: устный опрос, практические работы, тесты

Общая годовая тема программы 9 класса «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)»

Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.

Экран - это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».

Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.

Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.

Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.

Предусмотрены следующие формы контроля: устный опрос, практические работы, тесты

Для реализации программы используется учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского

Учебники:

  • А.С. Питерских Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций; под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2014 г.

Методическая литература:

1. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988.

2. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.

6. Павлова О.В. .,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…- Волгоград: Учитель, 2009г.;

7. Свиридова О.В. , Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1984.

Образовательные каталоги

  1. window.edu.ru - единое окно доступа к образовательным ресурсам

  2. scholl - collec - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  3. fcior.edu.ru - федеральный центр образовательных ресурсов

  4. www/openclass.ru - сетевое образовательное сообщество

  5. lib.com.ua/ - электронная библиотека





Тематический план

9 класс

«Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)

Количество часов

1 четверть

«Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах»

4 часа

2 четверть

«Изображение в фотографии. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии»

4 часов

3 четверть

«Синтетическая природа экранных искусств. Фильм - творец и зритель»

5 часов

4 четверть

4 часов

Итого:

17 часов











Календарно- тематический план (17 часов)

9 класс

Тема урока

Минимальный объем содержания

Уровень усвоения

Форма контроля

Дата

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах


1

Синтетические искусства и изображение

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества

Уметь объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

Устный опрос

2

Сценография как искусство и производство

Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств. Коллективный характер творчества в синтетических искусствах.

Знать об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертёж, др.), театральных декорациях. Элементы декорационного оформления спектакля: жесткие и мягкие декорации.

Понимать пространственно- временной характер произведений синтетических искусств. Коллективный характер творчества в синтетических искусствах.

Эскиз декорации

3

Изобразительные средства актерского перевоплощения

Совместные действия сценаристов, режиссера, художников, актеров в создании художественного образа. Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска.

Знать художников театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф.Рындин, Ф.Ф.Феодоровский); общие законы восприятия картины и сцены.

Создание маски персонажа

4

Театр кукол

Кукольный театр - единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Виды театральных кукол и способы работы с ними.

Знать виды театральных кукол и способы работы с ними.

Создание эскиза кукольного персонажа.

Изображение в фотографии. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии


5

Фотография - расширение изобразительных возможностей

Эволюция в искусстве как результат развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому и электронному). Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах: от рисунка к фотографии. Фотография - вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различие между картиной и фотографией.

Знать основы образного языка фотографии.

Уметь различать особенности художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография.

Владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки. Осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса, крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии.

.

Сравнительный анализ живописи и фотографии

6

Фотография искусство светописи. Натюрморт. Пейзаж.

Натюрморт и пейзаж - жанровые темы фотографии. Правила съемки натюрморта и пейзажа.

Фотосъемка пейзажа

7

Человек на фотографии

Событие в кадре

Специфика художественной образности фотопортрета. Грамота портретной съемки. Постановочный и репортажный портреты.

информативность и образность фотоизображения. Событие как объект репортажной съемки. Правда и ложь в фотографии. Фотоизображение как документ времени.

Фотосъемка портрета

Репортажная съемка

8

Фотография и компьютер

Фотография - остановленное время, запечатленное навсегда в лицах, пейзажах, событиях.

Умение анализировать информационно-изобразительное содержание фотографий разных жанров с точки зрения композиционного построения; случайности или правдивости, полноты передачи облика, состояния и сути объекта или события.

Выставка и анализ работ





Синтетическая природа экранных искусств. Фильм - творец и зритель.

9

Кино - запечатленное движение.

Синтетическая природа образа в фильме. Кино - синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение - смена кадров, их соединение Изобразительный язык кино и монтаж. Закадровые помощники.

Знать понятие кадра и плана; правила создания кинофразы и технологию создания раскадровки;

жанры кино;

телевизионные жанры

технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания слайд-фильма и его монтажа.

Уметь пользоваться средствами ИКТ; составлять раскадровку и сценарий

Составление кинофразы

10

Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка

Фильм как последовательность кадров. Элементарная грамота записи сценарного плана и практический аспект его реализации. Технология создания раскадровки.

Литературный сценарий и раскадровка на тему сказки

11

Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм.

История кино. Немые фильмы. Черно-белые фильмы. Цветные фильмы . жанры кино.

Таблица

12

Репортаж и интервью - основные телевизионные жанры.

Социок ультурное многообразие телевидения.

Сообщение

13

Игровой (художественный) фильм. Анимационный фильм

Фильм как динамическое сочетание изобразительной, звукомузыкальной и словесно- игровой драматургических линий или действий. Главенство играемого актерами сюжета в игровом фильме.

Раскадровка музыкального клипа

14

Кино - дело коллективное

Специфика видеофильма. Основные этапы работы над любительским видеофильмом

Знать специфику видеофильма. Основные этапы работы над любительским видеофильмом. Роль звука.

Современные формы экранного искусства. Роль визуально- зрелищных искусств в жизни общества и человека

Уметь применять сценарско-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, также звукового ряда своего слайд-фильма или компьютерной анимации.

Создание сценария

15

Съемка: дела операторские и дела режиссерские

Смысл и ценность любительского видео. Наивность и грамота киносъемочного этапа .

Создание видеофильма

16

Монтаж видеофильма. Звук в любительском видеофильме

Основные моменты монтажа видеофильма. Роль звука. Теория и практика звукового оформления видеоленты

Монтаж и звуковое оформление видеофильма.

17

Современные формы экранного языка

Современные формы экранного искусства. Роль визуально- зрелищных искусств в жизни общества и человека

тест











Требования к уровню подготовки учащихся:

5 год обучения (9 класс)

Учащиеся должны:

  • иметь представление о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;

  • о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

  • о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;

  • о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;

  • о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.

  • освоить элементарную азбуку фотографирования;

  • уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;

  • усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

  • усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

  • осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;

  • быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

Для реализации программы используется учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского.

Учебники:

  • Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009 г.

  • Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под ред. Б.М. Неменского Москва, Просвещение, 2011 г.

  • А.С. Питерских, Г. Е. Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009 г.

Предусмотрены следующие формы контроля: устный опрос, практические работы, тесты.

Пособие для учителей

  • Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009 г

  • Н. А. Гряева. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2010 г

  • Г. Е. Гуров, А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7-8 класс». Москва, «Просвещение», 2010 г

Отличительная особенность учебников в том, что они не только дают учащимся знания, умения и навыки работы в искусстве, но и раскрывают творческую личность в каждом школьнике, формируют разностороннюю художественную культуру. Каждый учебник - это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность школьника. Учебники ориентированы на личность ребенка, его интересы и возрастные возможности. По каждой теме дается система творческих заданий для развития художественного мышления и воображения школьников.

Методическая литература:

1. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988.

2. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.

3. Половников, А. О. Русь деревянная. - М.: Просвещение, 1998.

4. Мазовецкая Виктория. Скульптура для начинающих. Шаг за шагом.(+ СД с видеокурсом). - СПб : Питер, 2014.

5.Метью Палмер Рисуем пейзажи акварелью. Как стать художником.-Белгород. 2014

6. Павлова О.В. .,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…- Волгоград: Учитель, 2009г.;

7. Свиридова О.В. , Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1984.

8. Шамова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью.- М.: Эксмо, 2010



© 2010-2022