- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство (9 класс)
Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство (9 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Волкова Е.А. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пусошурская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании
школьного методического объединения
протокол № ____________________
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № ____________________
Утверждаю:
Директор А.Г.Баженов_
приказ № ________________________
Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Рабочая программа по предмету
«Изобразительное искусство»
9 класс
Составитель: Волкова Елена Александровна
2015 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 9 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;
- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009;
- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения искусства, которые определены стандартом.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественной работе; представление возможности для творческого самовыражения и самоуважения.
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на «Изобразительное искусство» в 9 классе отводится 17 часов из расчета 1 учебный час в две недели.
Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия;
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция.
В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении.
Предусмотрены следующие формы контроля: устный опрос, практические работы, тесты
Общая годовая тема программы 9 класса «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)»
Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Экран - это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».
Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.
Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.
Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.
Предусмотрены следующие формы контроля: устный опрос, практические работы, тесты
Для реализации программы используется учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского
Учебники:
-
А.С. Питерских Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций; под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2014 г.
Методическая литература:
1. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988.
2. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.
6. Павлова О.В. .,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…- Волгоград: Учитель, 2009г.;
7. Свиридова О.В. , Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1984.
Образовательные каталоги
-
window.edu.ru - единое окно доступа к образовательным ресурсам
-
scholl - collec - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
-
fcior.edu.ru - федеральный центр образовательных ресурсов
-
www/openclass.ru - сетевое образовательное сообщество
-
lib.com.ua/ - электронная библиотека
Тематический план
9 класс
«Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)
Количество часов
1 четверть
«Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах»
4 часа
2 четверть
«Изображение в фотографии. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии»
4 часов
3 четверть
«Синтетическая природа экранных искусств. Фильм - творец и зритель»
5 часов
4 четверть
4 часов
Итого:
17 часов
Календарно- тематический план (17 часов)
9 класс
№
Тема урока
Минимальный объем содержания
Уровень усвоения
Форма контроля
Дата
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах
1
Синтетические искусства и изображение
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества
Уметь объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
Устный опрос
2
Сценография как искусство и производство
Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств. Коллективный характер творчества в синтетических искусствах.
Знать об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертёж, др.), театральных декорациях. Элементы декорационного оформления спектакля: жесткие и мягкие декорации.
Понимать пространственно- временной характер произведений синтетических искусств. Коллективный характер творчества в синтетических искусствах.
Эскиз декорации
3
Изобразительные средства актерского перевоплощения
Совместные действия сценаристов, режиссера, художников, актеров в создании художественного образа. Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска.
Знать художников театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф.Рындин, Ф.Ф.Феодоровский); общие законы восприятия картины и сцены.
Создание маски персонажа
4
Театр кукол
Кукольный театр - единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Виды театральных кукол и способы работы с ними.
Знать виды театральных кукол и способы работы с ними.
Создание эскиза кукольного персонажа.
Изображение в фотографии. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии
5
Фотография - расширение изобразительных возможностей
Эволюция в искусстве как результат развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому и электронному). Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах: от рисунка к фотографии. Фотография - вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различие между картиной и фотографией.
Знать основы образного языка фотографии.
Уметь различать особенности художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография.
Владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки. Осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса, крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии.
.
Сравнительный анализ живописи и фотографии
6
Фотография искусство светописи. Натюрморт. Пейзаж.
Натюрморт и пейзаж - жанровые темы фотографии. Правила съемки натюрморта и пейзажа.
Фотосъемка пейзажа
7
Человек на фотографии
Событие в кадре
Специфика художественной образности фотопортрета. Грамота портретной съемки. Постановочный и репортажный портреты.
информативность и образность фотоизображения. Событие как объект репортажной съемки. Правда и ложь в фотографии. Фотоизображение как документ времени.
Фотосъемка портрета
Репортажная съемка
8
Фотография и компьютер
Фотография - остановленное время, запечатленное навсегда в лицах, пейзажах, событиях.
Умение анализировать информационно-изобразительное содержание фотографий разных жанров с точки зрения композиционного построения; случайности или правдивости, полноты передачи облика, состояния и сути объекта или события.
Выставка и анализ работ
Синтетическая природа экранных искусств. Фильм - творец и зритель.
9
Кино - запечатленное движение.
Синтетическая природа образа в фильме. Кино - синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение - смена кадров, их соединение Изобразительный язык кино и монтаж. Закадровые помощники.
Знать понятие кадра и плана; правила создания кинофразы и технологию создания раскадровки;
жанры кино;
телевизионные жанры
технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания слайд-фильма и его монтажа.
Уметь пользоваться средствами ИКТ; составлять раскадровку и сценарий
Составление кинофразы
10
Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка
Фильм как последовательность кадров. Элементарная грамота записи сценарного плана и практический аспект его реализации. Технология создания раскадровки.
Литературный сценарий и раскадровка на тему сказки
11
Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм.
История кино. Немые фильмы. Черно-белые фильмы. Цветные фильмы . жанры кино.
Таблица
12
Репортаж и интервью - основные телевизионные жанры.
Социок ультурное многообразие телевидения.
Сообщение
13
Игровой (художественный) фильм. Анимационный фильм
Фильм как динамическое сочетание изобразительной, звукомузыкальной и словесно- игровой драматургических линий или действий. Главенство играемого актерами сюжета в игровом фильме.
Раскадровка музыкального клипа
14
Кино - дело коллективное
Специфика видеофильма. Основные этапы работы над любительским видеофильмом
Знать специфику видеофильма. Основные этапы работы над любительским видеофильмом. Роль звука.
Современные формы экранного искусства. Роль визуально- зрелищных искусств в жизни общества и человека
Уметь применять сценарско-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, также звукового ряда своего слайд-фильма или компьютерной анимации.
Создание сценария
15
Съемка: дела операторские и дела режиссерские
Смысл и ценность любительского видео. Наивность и грамота киносъемочного этапа .
Создание видеофильма
16
Монтаж видеофильма. Звук в любительском видеофильме
Основные моменты монтажа видеофильма. Роль звука. Теория и практика звукового оформления видеоленты
Монтаж и звуковое оформление видеофильма.
17
Современные формы экранного языка
Современные формы экранного искусства. Роль визуально- зрелищных искусств в жизни общества и человека
тест
Требования к уровню подготовки учащихся:
5 год обучения (9 класс)
Учащиеся должны:
-
иметь представление о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;
-
о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
-
о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;
-
о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;
-
о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
-
освоить элементарную азбуку фотографирования;
-
уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
-
усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
-
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
-
осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;
-
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского.
Учебники:
-
Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009 г.
-
Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под ред. Б.М. Неменского Москва, Просвещение, 2011 г.
-
А.С. Питерских, Г. Е. Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009 г.
Предусмотрены следующие формы контроля: устный опрос, практические работы, тесты.
Пособие для учителей
-
Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009 г
-
Н. А. Гряева. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2010 г
-
Г. Е. Гуров, А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7-8 класс». Москва, «Просвещение», 2010 г
Отличительная особенность учебников в том, что они не только дают учащимся знания, умения и навыки работы в искусстве, но и раскрывают творческую личность в каждом школьнике, формируют разностороннюю художественную культуру. Каждый учебник - это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность школьника. Учебники ориентированы на личность ребенка, его интересы и возрастные возможности. По каждой теме дается система творческих заданий для развития художественного мышления и воображения школьников.
Методическая литература:
1. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988.
2. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.
3. Половников, А. О. Русь деревянная. - М.: Просвещение, 1998.
4. Мазовецкая Виктория. Скульптура для начинающих. Шаг за шагом.(+ СД с видеокурсом). - СПб : Питер, 2014.
5.Метью Палмер Рисуем пейзажи акварелью. Как стать художником.-Белгород. 2014
6. Павлова О.В. .,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…- Волгоград: Учитель, 2009г.;
7. Свиридова О.В. , Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1984.
8. Шамова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью.- М.: Эксмо, 2010