• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Доклад по обмену опытом работы Активизация творческой деятельности учащихся на уроке ИЗО

Доклад по обмену опытом работы Активизация творческой деятельности учащихся на уроке ИЗО

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация творческой деятельности на уроках ИЗО

Материал по обмену опытом работы

учителя ИЗО КОНОВАЛЕНКО Н.Ф.

МБОУ «Лицей№69» г. Ростов-на-Дону,


Уважаемые коллеги! Среди тех, кто знакомится с этим материалом, могут быть учителя и другой специальности, но даже для них эта информация не будет бесполезной. Я давно убедилась, что полезен любой опыт преподавания различных дисциплин в школе, если вы - учитель и хотите совершенствовать свое мастерство.

Работая более 30 лет по специальности, я пришла к выводу, что огромное значение в успехе урока имеет его начало. Оно должно быть проблемным, чтобы привлечь тех учащихся, кто ещё «не собрался», либо тех, кто отвлекся, и просто для того, чтобы сразу настроить ребят на работу. Это могут быть интересные фото, видео, различные вопросы по теме пройденной или будущей. Например, на прошлом уроке познакомились с анималистическим жанром. В начале нового урока сразу после приветствия учитель может неожиданно спросить:

- Ребята, кто же такой анималист? - или:

- Кому знакома фамилия Ватагин? - или

- Кто запомнил имя художника, рисовавшего иллюстрации к «Маугли»?

После этого можно вспомнить имена других художников и повторить особенности изображения животных.

Довольно часто я начинаю урок стихами, созвучными теме.

Например, в начале урока «Цвет - основа языка живописи» читаю своё стихотворение:

ЧУДЕСНЫЕ КРАСКИ

Чудесные краски живут у меня:

умчат от печали быстрее коня!

Они - веселее любого шута!

И с ними в коробке

живёт красота.

Там - синее небо,

зелёный лужок…

Над речкою зимней -

весёлый снежок.

И красные маки,

и персика цвет,

и лунной дорожки

загадочный свет.

Наполню картину я

красками дня:

для рыжего солнца −

добавлю огня!

Для веточки тонкой -

зелёный листок!

Для птиц - чтоб летели они

на восток!

Тропинку и травку,

и лес, и зарю −

и мамочке милой

её подарю!

Спрашиваю - почему краски чудесные? Почему хочется подарить картину мамочке? Это сразу активизирует учащихся.

В течение урока никогда не стою на месте: я - в классе, среди детей, рисую на доске или ватмане, чтобы они видели, как штриховать, как класть мазок кистью. Часто я присаживаюсь с кем-то рядом и спрашиваю о чем-то очень важном для решения поставленной задачи. Однако спрашиваю не голосом учителя, а так, как будто мы сидим где-то вдвоем и рисуем одинаковую постановку. Мы - сотрудничаем!

При изучении темы «Колорит и пространство в пейзаже» спрашиваю: «А какого цвета, в самом деле, дождь?» И даю детям высказаться - пусть они используют свой опыт! Я часто спорю с ними, чтобы вызвать дискуссию, бывает, провожу эксперименты. Например, переливаю воду из стакана в стакан и «удивляюсь»: разве дождь - не из воды? Но ведь вода не белая и не синяя, она прозрачная! Что же происходит с дождем? Показываю «Дождь в дубовом лесу» Шишкина. И в ответ - лес рук! Потихоньку, в ходе рассуждений, мы приходим к выводу, что существует воздушная перспектива. На помощь приходят картины Шишкина, Левитана, Моне, Куинджи. И вечер приобретает цвет, но не черный, и дождь - но не синий, и снег - но не чисто белый. Это учит детей наблюдать, думать, отстаивать свое мнение или соглашаться в его ошибочности.

Довольно часто я начинаю уроки с игры или с кроссворда, которые придумываю сама. Это удобно. Например, изучая элементы оформления книги, нам нужно остановиться на шмуцтитуле. Когда я использую кроссворд, то привожу слова, которые уже изучены, а потом подвожу их к новому слову - и говорю, что вот мы и подошли к теме урока, потом начинаю объяснение. Я разрешаю при ответах использовать записи в альбоме, и те, кто их не вел, иногда жалеет, что не записывал, потому что за правильные ответы каждый может получить 5. Оценку 3 за устную работу не ставлю, а если знания на 4, то спрашиваю:

-Тебе поставить 4 или ты еще поработаешь на следующем уроке и получишь 5?

Чаще всего дети хотят получить 5 и гордятся сознанием, что отказались от 4. Им приятно, что учитель разрешает им выбрать себе оценку. А я знаю, что на следующем уроке они будут еще активнее и «зажгут» других, потому что у них есть стимул. Точно так же я стимулирую к получению более высокого балла тех, кто плохо рисует, но очень хочет иметь оценку 4, старается.

В наше время задача уроков ИЗО - научить детей мыслить, творить, общаться, понимать народное искусство, отличать истинное искусство от кича, формировать духовность, отзывчивость к прекрасному,

И еще нужно показать результат через УУД.

Урок сжат до предела и насыщен наглядностью, моим монологом, диалогом детей, рисунками, их анализом. Очень помогает использование музыки.

Часто при показе картин(особенно в начальных классах) или при чтении литературных зарисовок я только называю имя автора, но потом, когда мы будем конкретно знакомиться с творчеством художника, ребята радостно вспомнят: « А это вы нам показывали! И еще у него есть другие картины…» - и перечисляют, а кто-то назовет и идею произведения - и вот уже решена проблема пробуждения интереса к творчеству того или иного автора.

Несколько лет назад на уроках по иллюстрированию на единую для класса тему, я выбрала детские сочинения. Так появилась наша «Сказка о правде и лжи».Это уроки-дискуссии. Дети приводят массу примеров. А я только бужу их творческую фантазию: «А как изобразить Ложь? Какого она цвета? Как изобразить ее так, чтобы все, кто будет читать сказку, сразу поняли, что это - она, а вот это - Правда»? Получаются необыкновенные работы!

Была такая тема - «Художник - выразитель идей, мыслей и чувств народа». Это очень трудная тема - если ее не объяснить, никто ничего не нарисует. Обычно я подвожу детей к теме своим творчеством. Показываю натюрморт. Спрашиваю, чьи мысли и чувства я передаю.

- Правильно, свои. А вот портрет моего ребенка. Я его люблю и рисую, чтобы все поняли мои чувства. А бывают такие чувства, что принадлежат всем - всему народу?

И поток ответов: «Да, это желание мира!», « Любовь к матери, Родине!», « Борьба с терроризмом,»

-Это протест - против чего?

-Это призыв - к чему?

И вот - процесс творчества. Тему плаката они будут изучать позже, когда навыки овладения средствами выразительности помогут создать более глубокие и совершенные работы. Но программа работы уже запущена, разговор о человеческих ценностях многих заставит задуматься уже сейчас.

Есть еще очень интересная тема: «Что такое эмблемы? Зачем они людям?»

Здесь никак не обойтись без словаря Ожегова. Мы научно рассматриваем все слова: что такое эмблема, символ, что шире? Какое отношение к этому имеет геральдика?

Здесь - масса примеров из истории! Мы идем от эмблем школьных кабинетов к эмблеме фирмы, города, страны. Дети с удовольствием расшифровывают гербы городов и стран - потрясающе интересный материал! А потом рисуют герб своего класса: и от этого занятия их не оторвать ничем!

Если кто-то оттолкнулся от моих примеров, создавая работу - хорошо! Но, если мысль нова, интересно выражена, я с удовольствием поощряю творчество, не жадничаю: получи две пятерки - за интересную идею и исполнение! Иногда предлагаю дополнительный балл, если кто-то «додумает» рисунок. Многие дети с интересом откликаются - и часто получается великолепно. Никогда не отталкиваю тех детей, кто подходит с вопросами на переменках или после уроков. Ребят, которые приносят книги и репродукции для рассматривания, всегда поощряю - значит, им уже не все равно, и пусть те, кто рядом с ними, тоже стремятся к расширению своих знаний и интересу к искусству.




3

© 2010-2022