• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Открытое занятие по художественной росписи на тему: «Выполнение мезенских мотивов на кухонной лопаточке»

Открытое занятие по художественной росписи на тему: «Выполнение мезенских мотивов на кухонной лопаточке»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

« Художественная школа народных промыслов «Артель»





Открытое занятие по художественной росписи на тему:

«Выполнение мезенских мотивов на кухонной лопаточке».







Подготовила преподаватель отделения

«Художественная роспись. Батик»

МОУ ДО «ХШНП «Артель»

Кашина Олеся Николаевна

г. Железногорск

2015г.

Конспект занятия.

Разработала: преподаватель отделения «Художественная роспись. Батик».

МОУ ДО «ХШНП «Артель» Кашина Олеся Николаевна

Дата проведения занятия: 11.12.2015 г.

Тема занятия.

«Выполнение мезенских мотивов на кухонной лопаточке».

Цели занятия:

а) образовательные: познакомить обучающихся с работами мастеров, с особенностями выполнения мезенской росписи, закрепить знания детей о народном промысле.
б) развивающие: закрепление знаний обучающихся о росписи, истории ее возникновения, мотивах; обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров: развивать умение самостоятельно создавать композицию, гармонично размещая детали на заготовке; формировать графические навыки обучающихся через использование разнообразных приемов росписи; развивать мышление обучающихся; учить детей делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, отбирать материал по заданной теме; совершенствовать навыки росписи, используя характерные для данного промысла мотивы и цветовую гамму; развивать чувство ритма.
в) воспитательные: воспитывать любовь к народному искусству, уважение к мастеру, создающему красоту на радость людям, воспитывать в детях любовь к народным традициям, эстетические чувства посредством изучения мезенской росписи.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные: формирование позитивного отношения к учебной деятельности; формирование познавательного интереса; приобщение к культурно-социальным ценностям русского народа.

Регулятивные: умение планировать свою работу в соответствии с задачами занятия; умение видеть трудности и намечать пути их решения.

Познавательные: умение выдвигать гипотезу с ее обоснованием; умение осознавать познавательную задачу; умение составлять алгоритм действий в соответствии с задачей занятия; умение работать с материалом, находя необходимую информацию; умение делать выводы.

Коммуникативные: умение вступать в учебный диалог с обучающимися и преподавателем; умение формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.


Задачи занятия. Познакомить с мотивами мезенской росписи, расписать деревянную лопаточку.
Методы и методические приемы. Словесные, наглядные, практические.

Оборудование занятия.

Для преподавателя:

зрительный ряд: изделия, образцы мезенской росписи, презентация. Деревянная лопаточка, гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, салфетка.

Для обучающихся:

деревянная лопаточка, гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, салфетка.

Структура занятия.

1.Организационный момент (1-2 мин.).

2.Постановка целей и задач занятия (1мин.).

3.Теоретический блок - объяснение материала (8 - 10 мин.).

4.Практический блок - выполнение изделия (25 мин.).

5.Итоги занятия (1 мин.).

6.Окончание занятия (1 мин.).

Содержание занятия.

1.Организационный момент.

Взаимное приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию.

Создание эмоционального настроя на занятие и активизацию внимания.

2.Постановка целей и задач занятия.

Сегодня на занятии мы выполним мезенские мотивы на кухонной лопаточке.

3.Теоретический блок - объяснение материала.

Мезенская роспись появилась в XIX века в Архангельской области.

СЛАЙД 2

Свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась.

Мезенской роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени.

В энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи - Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Мезенская роспись - это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

СЛАЙД 3

Особенности мезенской росписи: графичность, многоярусность, два цвета.

Вопрос.

Какие цвета в мезенской росписи?

Ответ.
В мезенской росписи красный и чёрный цвет.

В старину краски для росписи делали из красно-коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы.

Деревянную поверхность оставляли натуральной.

Красно-коричневую краску наносили мазками на поверхность палочкой -«тиской», а затем пером (глухаря, тетерева) , кисточкой из человеческого волоса наводили черный контур. Сверху покрывали олифой.

Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма.

Вопрос.

Что обозначают цвета?

Ответ.

Красный обозначает жизнь, радость.

Черный - земля, печаль.

СЛАЙД 4

Вопрос.

Что украшали мезенской росписью?

Ответ.

Росписью украшали предметы быта и посуду.

Узоры мезенской росписи имеют три уровня (яруса). Это символизирует три мира:

- нижний (подземный, скрытый);

- средний (наземный);

- верхний (небесный мир богов).

Роспись читается сверху вниз.


В мезенской росписи верхний уровень предназначен для птиц. На среднем и нижнем уровнях изображаются кони или олени.

СЛАЙД 5

Основные мотивы мезенской росписи:

Красные кони - символ богатства, а также восхода Солнца.

Лось - знак дождя. Он вызывает дождь, цепляя рогами тучи.

Олени - дарят жизнь всему живому на Земле. Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником.

Уточки, гуси, лебеди - души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту,

Елочки - олицетворение мужской силы.

Волнообразные линии, зигзаг - знаки неба, воды и дождя.

Квадраты, треугольники, ромбы - знаки земли и растений, символизирующие распаханные и засеянные поля, заливные луга и т. п.

Бердо - в мезенской росписи прямоугольная решетка, состоящая из ряда клеток. Это символ поля, пашни.

Изображаемые семена, плоды, заключенные в древние ромбические фигуры, - символы плодородия.

Солнце, дающее все блага жизни, изображавшееся в виде круга или ромба, коня или оленя.

СЛАЙД 6

Мелкие элементы мезенской росписи.

Мы познакомились с историей и основными мотивами мезенской росписи.

4.Практический блок - выполнение изделия.


СЛАЙД 7
Сейчас выполним мезенские мотивы на деревянной лопаточке.

Для этого нам понадобиться деревянная лопаточка, кисти, краски - красная и черная.

1.Лопаточку делим на ярусы (красная краска).

2. В широкой части лопаточки выполняем элемент - плодородие (изобилие).

- вначале выполняем - ромб (символ земли) (черная краска).

- делим ромб на четыре части - распахали землю (символ распаханного поля) (черная краска).

- в каждой получившейся части ставим точку - засеяли распаханное поле (красная краска).

- от каждого угла ромба (земли) вправо и влево выполняем элемент - завиток - проросшие семена (черная краска).

3. Вверху от элемента плодородие выполняем мотив - дождь. Орнамент в косой полосе (черная и красная краска).

4. Внизу выполняем мотив - земля пропитанная водой (черная и красная краска).

5. На ручке лопатки выполняем мотивы:

- солнце (черна краска);

- ветер (красная и черная краска);

- пожелание блага (завиток) - (черная краска);

- птица (красная и черная краска),

- небо с облаками (красная краска).

6.Оформляем лопаточку окантовкой (красный цвет).

СЛАЙД 8

5.Итоги занятия.

Молодцы! У вас получились замечательные изделия.

6.Окончание занятия.

На этом занятие закончено.

Список литературы.

1. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 304 с., 16 с. ил.: ил.
2. Столяренко Л.Д. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.- 448 с.
3. Классные часы: 8 класс / Авт - сост. А.В.Давыдова. - М.: ВАКО, 2012.- 288 с. - (Учебный год).
4. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс /Л.А. Неменская, И.Б. Полякова, Т.А. Мухина, Т.С.Горбачевская/; под ред. Б.М. Неменского. - Просвещение , 2012. -159 с.: - ISBN 978- 5- 09- 028335- 9.
5. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.-224с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).
6. Евсеев И.С. Роспись посуды и аксессуаров /И.С. Евсеев-Ростов н /Д.: Феникс, 2006.-252, [1] с.: ил. - (Мастерская).
7. Бадаев В.С. Русская кистевая роспись: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» /В.С. Бадаев. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.-32с., 40с. ил.: ил. (Учебное пособие для вузов).




© 2010-2022