- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа на 33 часа по внеурочной деятельности Разноцветная палитра (1 класс)
Рабочая программа на 33 часа по внеурочной деятельности Разноцветная палитра (1 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Эрмиш А.А. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Матырская основная общеобразовательная школа
-
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Матырская основная общеобразовательная школа
___________ А.В. Шигина
Приказ № от . .2015г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
-
класс
«Разноцветная палитра»
(изобразительное искусство)
Учитель: Эрмиш Анастасия Андреевна, стаж работы - 1 год,
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2015-2016уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возможно, каждый родитель, воспитывающий младшего школьника, задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребёнк. Ведущая роль в этом не лёгком деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Актуальность программы обуславливается важностью художественной деятельности для развития и воспитания детей, ее востребованностью в начальном и среднем звене школы.
Данная программа разработана на основе программ Т.С. Комаровой, «Изобразительная деятельность», И.А. Лыковой, «Изобразительная деятельность в детском саду», К.К. Утробиной «Увлекательное рисование методом тычка»,
Алексахиной Н. Н. «Волшебная глина» и Халезовой Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».
Данная программа направлена на приобщение детей к художественной деятельности, как к ведущему способу эстетического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста. Она позволяет детям выразить в рисунке, лепке свое представление о мире и понимание его. Программа дает возможность развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность.
Место предмета в учебном плане.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, общее количество занятий в год - 33 часа.
Цель программы:
- Формирование у детей умений и навыков в рисовании, лепке, развитие творческих способностей.
- развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
в рисовании:
-Обучать техническим приемам и способам изображения с помощью различных материалов; свободно экспериментировать, смешивая краски для получения задуманных цветов и оттенков.
- продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство)
- поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведениям том, какими художественными средствами пере дается настроение людей и состояние природы;
- помочь детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность;
- развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости, располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта;
- учить планированию - эскиз, набросок, композиционная схема;
в лепке:
- Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из различных материалов: глины, пластилина, соленого теста, закреплять технические приемы лепки.
-Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты.
-Учить лепить птиц, животных по типу дымковской игрушки.
Содержание программы
Вид деятельности
Количество
занятий
Рисование:
-
Способ рисования полусухой жесткой кистью
-
Рисование по мятой поверхности
-
Рисование гуашью
-
Рисование восковыми мелками и акварелью
-
Рисование трубочками
-
Рисование пастелью
4
1
13
10
1
4
Всего: 33
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Ребенок младшего школьного возраста должен
Знать:
-
Различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно - прикладное искусство.
-
Теплые и холодные оттенки.
-
Особенности внешнего вида животных растений, сочетания цветов персонажей сказок.
Уметь:
-
1.Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.
-
Самостоятельно, активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства,
-
Выделять особенности предмета; передавать к рисунке его форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
-
Размещать изображение на листе, соблюдая перспективу (близко, далеко).
-
Использовать в рисунках различные техники (по-сырому монотипия, выдувание, пальцевая живопись, граттаж,
и т.д.).
-
Использовать различные материалы (уголь, зубные щетки, поролоновые губки и др.).
-
Использовать в рисунке теплые и холодные оттенки,
определенную цветовую гамму в соответствии с настроением,
-
Передавать особенности внешнего вида животных в рисунке.
-
Передавать особенности строения растительности и сезонные изменения в природе в рисунке.
-
Рисовать дома, улицы, человека.
-
Передавать движения людей, животных.
-
Соединять в одном рисунке разные материалы,
техники для создания выразительного образа.
-
Создавать фон для изображаемой картины различными способами.
-
Определять названия цветов, различных оттенков.
-
Смешивать краски, получая различные оттенки и
использовать их в рисунке.
-
Рисовать самостоятельно, опираясь на схемы.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Педагогическая диагностика
Уровень подготовки знаний воспитанников можно также определить, воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».
Анализ продукта деятельности
Форма: 3 балла - передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла - есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл - искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
Композиция:3балла - расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла - на полосе листа; и соотношении по величине есть незначительные искажения; I балл - композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
Цвет: 3 балла - передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2 балла - есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; 3 балла - цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла - самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла - справляется при помощи взрослого; 1 балл - не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
Изобразительные навыки: 3 балла - легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла - испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл -рисует однотипно, материал использует неосознанно.
Регуляция деятельности: 3 балла - адекватно реагирует на замечания взрослого, критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла - эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл - безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует.
Уровень самостоятельности,творчества
3 балла- выполняет задание самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения.
2 балла - требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения.
1 балл - необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не стремится к полному раскрытия замысла.
Шкала уровней: 0-8 низкий уровень,9-16- средний, 17-21-высокий уровень.
СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Учебно-наглядные пособия: плакаты, книжные иллюстрации,
муляжи, скульптуры малых форм, дымковские игрушки.
Материалы и оборудование: гуашь, акварельные краски, восковые мелки, акварельные карандаши ,кисти, палитра, бумага цветной картон, стаканчики для воды ,салфетки.
Ресурсное обеспечение:
-
И.Е. Аллаярова. Симфония красок. Конспекты занятий.М.,2007.
-
Васильева, М,, 1985. Программа воспитания и обучения в детском саду.
-
А.А. Грибовская. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. М.,2008.
-
Григорьева ТТ. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М, 1995.
-
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., 1991.
-
Комарова Т.С. Рисование. Демонстрационные материалы по обучению детей среднего дошкольного возраста. М., 1998.
-
Корнилова С.Н. Галанов А. С. Уроки изобразительного искусства для детей 5- 9 лет. М, 2000.
-
Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб., 1997.
Календарно-тематическое планирование
№
уроков
Наименование разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме (разделу)
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки (и/или коррекция)
Способ рисования полусухой жесткой кистью: 4 часа; 1 час в неделю;
1
Рисование «Ежики на прогулке» (способ тычка жесткой полусухой кистью).
Познакомить детей со способом рисования полусухой кистью, расширять знания о животных.
Учить детей рисовать ели, деревья,
кустарники, Побуждать детей дополнять рисунок. (грибы, цветы и др.)
2
Рисование «Ежики на прогулке» (окончание работы).
3
Рисование «Бабочка и радуга».
Познакомить детей с техникой «по сырому», учить передавать образ
ясного неба, радуги, закреплять знания о цветоведении.
4
Рисование «Бабочка и радуга».
Рисование по мятой поверхности: 1 час; 1 час в неделю;
5
Рисование «Волшебные цветы» (на мятой бумаге).
Познакомить детей с новой техникой - рисование на «мятой бумаге». Воспитывать фантазию и воображение.
Рисование гуашью: 13 часов; 1 час в неделю;
6
«Чудо-краски».
Показать детям способ смешивания трех основных цветов, побуждать к экспериментированию с цветом.
7
Рисование «Букет для осени».
Познакомить детей с жанром натюрморт, Познакомить детей
С акварельными карандашами, учить детей относить цвета к теплой и холодной гамме. Учить детей рисовать ветку рябины, дубовые и кленовые листья.
8
Рисование «Букет для осени» (окончание работы).
9
Рисование: «Снегири на ветке»
Учить рисовать снегиря гуашевыми красками, использовать метод тычка для веточек ели, расширять знания о перелетных птицах.
10
Рисование: «Снегири на ветке» (окончание работы).
11
Рисование «Зимняя сказка»
Знакомить детей с техникой граттаж, учить детей выполнять фантастический образ деревьев и снежинок.
Развивать воображение и фантазию.
12
Рисование «Зимняя сказка» (окончание работ).
13
Рисование «Слоники».
Закреплять умения рисовать животных, передавать строение и окраску, побуждать детей к
дополнению рисунка.
15
Рисование «Ели в серебре».
Учить детей рисовать зимний лес, используя метод тычка, воспитывать чуткость к восприятию красоты зимней природы.
16
Рисование «Ели в серебре» (окончание работ).
17
Рисование «Жирафы».
Учить детей рисовать жирафа, передавать строение и форму, окраску туловища. Развивать композиционные умения.
Побуждать вносить дополнения, развивать фантазию.
18
Рисование «Жирафы» (окончание работ).
19
Рисование «Красавцы павлины».
Закреплять умения рисовать гуашевыми красками. Передавать в рисунке характерные особенности животных, дополнять рисунок самостоятельно (кусты, цветы и др.)
Рисование восковыми мелками и акварелью: 10 часов; 1 час в неделю;
20
Рисование. «Осенние листья»
(акварель).
Учить способу вливания «цвет в цвет», получение оттенков желто-зеленого и красно-желтого.
21
Рисование «Дождливый день».
Знакомить детей с техникой восковые мелки+ акварель. Учить создавать образ хмурого серого неба в технике по «сырому», знакомить с понятием ритм. Поощрять стремление к самостоятельному выбору сюжета.
22
Рисование «Дождливый день».
23
Рисование «Белые медведи».
Учить детей рисовать животных, передавать форму тела, закреплять приемы рисования в технике восковые мелки + акварель.
24
Рисование «Белые медведи» (окончание работ).
25
Рисование «Елочка нарядная».
Учить детей рисовать новогоднюю елочку, познакомить с техникой "набрызг".
26
Рисование «Елочка нарядная» (окончание работ).
27
Рисование «Пингвины на льдине» (акварель+ мелки).
Знакомить детей с техникой мозаика. Учить составлять многоцветную композицию на основе контурного рисунка.
Закреплять умения работы с акварельными красками, развивать творческое воображение.
28
Рисование «Пингвины на льдине» (акварель+ мелки), (окончание работ).
29
Рисование «Пушистый котенок» (акварельные карандаши).
Закреплять умения детей рисовать животных, используя акварельные карандаши, правильно наносить штрихи.
Рисование трубочками: 1 час; 1 час в неделю;
30
Рисование «Весеннее настроение» (рисование трубочками.
Познакомить детей со способом нетрадиционного рисования - рисование трубочками.
Развивать фантазию, воспитывать композиционные умения, самостоятельность.
Рисование пастелью: 4 часа; 1 час в неделю;
31
Рисование «Рыбка» (мозаичная техника)
Закреплять умения рисовать в мозаичной технике, развивать цветовосприятие, аккуратной работы с восковыми мелками и акварелью.
32
Рисование «Веселый клоун» (масляная пастель).
Учить детей рисовать фигуру человека, соблюдая пропорции тела, характерные черты лица и одежды, передать в рисунке образ веселого клоуна. Закреплять приемы аккуратного закрашивания.
33
Рисование «Бабочка-красавица» (мозаичный рисунок).
Закреплять умения рисовать мозаичный рисунок, развивать чувство цвета и цветосочетания. Побуждать детей к самостоятельности.