- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Сценарный план урока по теме Сложный тематический натюрморт
Сценарный план урока по теме Сложный тематический натюрморт
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рудой Д.А. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Сценарный план урока
«Сложный тематический натюрморт»
Выполнил:
преподаватель Рудой
Денис Андреевич
Курск
2015
Сценарный план урока
1.Тема занятия: Сложный тематический натюрморт.
2.Цель занятия: Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной норм (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д
3.Задачи занятия:
-
закрепление знаний о натюрморте как жанра изобразительного искусства, основных правилах и приемов композиции.
-
выполнение натюрморта самостоятельно, грамотное расположения предметов на листе, передача колорита натюрморта и настроения;
4.Тип занятия: урок обработки умений и рефлексии
5. Технологии обучения: проблемное, групповое, личностно-ориентированное, объяснительные
6.Формы обучения:
-
Словесные(беседа)
-
Практические (создание живописного тематического натюрморта)
7.Методы обучения: личностные, регулятивные, коммуникативные, предметные, метапрелметные.
8.Планируемые результаты: Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся писать этюды предметов. Понимать различие контраста и нюанса.
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
9.Оборудование для занятий (средства обучения):
-
для педагога: ноутбук, проектор, экран, наглядные пособия по выполнению растяжек.
-
для обучающихся: гуашь, кисти, бумага
10.Источики информации:
-
Волков Н.Н. Цвет живописи.-М.: искусство, 1985.
-
Соколникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М: академия 2006
Класс__4___
Четверть___3__
Урок №______
Дата:3.03.2015
1.Тема урока:
2. Вид занятий:
(один из предложенных)
3.Тип урока:
4. Цели урока:
А) образовательные:
Б) развивающие:
В) воспитательные:
5. Задачи урока:
(учебные)
6 Методы и методические приемы:
7. Оборудование урока
для учащихся:
Для учителя:
8. Схема оформления доски:
(композиционное размещение дидактического, наглядного материала)
9. Структура урока (с указанием времени каждого этапа урока, соответствует типу урока)
10. Содержание урока (раскрывает подробно содержание структуры каждого компонента урока)
-
Оргмомент
2.Повторение пройденного материала
.
3.Постановка целей и задач урока
Объяснение нового материала
Сложный тематический натюрморт.
Комбинированный
урок обработки умений и рефлексии
А) закрепить знания о "тематическом натюрморте"; повторить новые методы в технике гуашь; выполнение натюрморта в соответствии с правилами и нормами композиции..
Б) Развитие творческого воображения обучающихся, развитие мыслительных способностей, умение доказывать свою точку зрения.
В) Сформировать нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусства; понимание общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира..
написать, передав объем и взаимопроникновение цветов фона в прозрачные предметы при освещении в контражур, передача контраста света и тени, с помощью нахождения верной тональности и правильно найденных отношений холодного цвета на свету и теплого в тени.
Формирование навыков:
Применение на практике знаний о пропорциях предметов на формате листа.
Написание долгосрочной живописной работы
Применение на практике знаний о перспективе, объеме, цветопередачи. Развитие творческих способностей. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
Воспитывать уважение к мировой культуре, через знакомство с шедеврами мирового искусства.
простой карандаш, ластик, бумага, кисти, гуашевые краски, баночка для воды, палитра, тряпочка.
1. Репродукции картин художников. В.Ф.Стожаров «Натюрморт с яблоками» «Натюрморт»,К.Коровин «Натюрморт. Розы», «Цветы и фрукты»
-
-
Тема урока
Пед.рисунок
РРепр.
-
1. Орг.момент (1-2 мин)
2. Проверка дом. задания (2-3 мин.)
-
Постановка целей и задач урока (1-2 м.)
-
Объяснение нового материала (10-15 м.)
-
Закрепление нового материала (15-25 м.)
-
Итоги урока, задание на дом (1-2 м.)
-
Окончание урока (1 м.)
Содержание урока
Здравствуйте ребята. Приготовьте пожалуйста рабочие места так, чтобы было удобно пользоваться рабочими материалами и выберите выгодную точку зрения на постановку.
Ребята, посмотрите на замечательное произведение Жан-Батиста Симеона Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств».
-Какие предметы вы видите в натюрморте?
Ребята, большинству из вас не составит труда ответить на мои вопросы:
Как вы понимаете слово «атрибут»?
Как вы думаете как можно назвать такой натюрморт?
- тематический
Следует добавить, что он еще сюжетно-тематический . Так его объединяет общий сюжет и тематика.
Следует дать точное определение сюжетно тематическому натюрморту.
Тематический натюрморт - сложное художественное произведение, с помощью которого можно рассказать об увлечениях, взглядах, мировоззрении владельца предметов.
Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом.
Кто-нибудь знает, как с французского языка переводиться слово натюрморт?
- Мертвая природа.
Мне больше нравится перевод с немецкого (Stilleben) -неподвижная жизнь.
И мы с вами сегодня будем рисовать неподвижную жизнь. Тема нашего урока «Сюжетно-тематический натюрморт. Яблочный Спас». Тема очень интересная и я, думаю, что у вас получатся прекрасные работы
Успех работы над натюрмортом зависит от умения скомпоновать группу предметов на листе. Вы уже умеете пользоваться визирными рамочками, так вот обратитесь к ним за помощью и определите расположение предметов натюрморта на листе, по вертикали или горизонтали более правильно будет расположить лист. Вы творческие люди, поэтому, я думаю, что композиции натюрмортов у всех вас будут разные. Кто-то может взять и закомпоновать натюрморт пространственно, захватив край стола со свисающей драпировкой, а кто-то, наоборот, возьмет более фрагментарно.
Перед началом работы проговорим этапы выполнения натюрморта.
1.Выполнение форэскизов - поиск удачной композиции натюрморта
Практическая работа над учебным натюрмортом начинается с выбора точки наблюдения и выполнения предварительных эскизов (форэскизов) на небольших по размеру форматах листа различной формы - квадратном, вытянутом в высоту, положенном по горизонтали. В них заключен поиск композиции, основных цветовых и тональных отношений. Использование видоискателя (в листе бумаги вырезан прямоугольник, соответствующий формату основного листа) позволяет четче определить композицию натурной постановки. Необходимо также учесть - в композиционном решении рисунка натюрморта важное место занимает анализ формы предметов, учитывается и величина изображения группы предметов в целом по отношению к плоскости выбранного формата. Среда, окружающая изображаемые предметы (фон, предметная плоскость), имеет большое значение в композиции натюрморта .
2 Композиционное размещение предметов на плоскости листа
Если вопросы композиции предварительно уже были решены в эскизах, то наиболее удачная найденная композиция может быть повторена и перенесена на выбранный формат листа. Если же такого поиска не было, то изображение компонуют прямо на плоскости листа, при этом определяют наибольшую ширину и высоту все изображаемой постановки, а также приблизительную глубину, т.е. заход предметов одного за другой. Затем определяют большие пропорциональные соотношения между предметами, найдя каждому их место на плоскости стола и одновременно наметив их общую форму.
Как отмечал выдающийся художник-педагог П. Чистяков «…Строгое, полное рисование требует, чтобы срисован предмет был бы так, как он существует и как он кажется в настоящий момент рисующему. Нужно поверить нарисованное точно, следовательно, нужны средства твердые и неизменные. В искусстве рисования средства поверки суть два неизменных, всегда одинаковых направления. Это направление горизонтальное и другое направление вертикальное. Относя к ним, все можно поверить, чувствовать эти два направления в пространстве обязан всякий, имеющий талант к рисованию».
4 Определение основных пропорций и конструктивное построение с предварительным уточнением расположения предметов
Все построения ведут линиями без нажима, и предметы рисуют как бы прозрачными («сквозными»), уточняя их конструктивные особенности.
Если объем предметов решается при помощи светотеневого рисунка, то на втором этапе намечают падающие и собственные тени предметов, закрывая их слегка тоном.
5 Нахождение отношений основных цветовых пятен
Нахождение отношений основных цветовых пятен с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности (её силы и спектрального состава) очень важно. Например, следует найти цвет горизонтальной поверхности, фона и основного предмета, а затем уже и остальных предметов. При этом не покрывать всю поверхность цветом, а лишь пробовать для начала на отдельных небольших участках, граничащих между собой. Цвет стараться подбирать предельно близко к натуре. Замеченные недостатки тут же необходимо корректировать. Все пространство картинной плоскости заполняется постепенно
6 Поиск цветотоновых «растяжек»
Необходим поиск цветотоновых «растяжек» в пределах найденных основных отношений, а также цветовая лепка объемной формы отдельных предметов. Помните, если вы работаете в помещении, то падающий рассеянный дневной свет придает освещенным поверхностям предметов холодный оттенок цвета, а теневым - теплый.
Таким образом, при работе над натюрмортом в цвете важно соблюдать «общее тоновое и цветовое состояние натуры, являющиеся результатом разной силы освещения. Чтобы передать состояние разной освещенности (утром, днем, вечером или в серый день), при построении цветового строя этюда не всегда используются светлые и яркие краски палитры. В одних случаях художник строит отношение в пониженной гамме светлот и силы цвета (серый день, темное помещение), в других - светлыми и яркими красками, например, солнечный день. Таким образом, художник выдерживает тоновые и цветовые отношения этюда в разных тональных и цветовых диапазонах (масштабах). Это способствует передаче состояния освещенности…, именно этим состоянием определяется ее эмоциональное воздействие».
Как подчеркивают многие педагоги-художники, в живописи, как и в рисунке натюрморта, необходимо большое внимание уделять передачи пространства. Это передний план (чаще край стола), средний (группа предметов) и дальний (вертикальная плоскость фона). Так, глубина пространства передается более насыщенным и контрастным светотеневым изображением предметов переднего и второго планов.
Считается, что передний план композиции, так как он ближе всего к зрителю - более яркий, а задний - более темный. В действительности же, передний план как раз и самый светлый, и самый темный одновременно; поскольку именно этот своеобразный контраст света и тени действует вблизи всего сильнее, делая контуры предметов наиболее отчетливыми. Чем дальше они расположены от глаз наблюдателя - тем бесцветнее и неопределеннее их контуры; чем неопределённее противоположность света и тени - тем слабее воздушная перспектива. Этот эффект наиболее ярко выражен в натюрморте.
3.7 Стадия обобщения
В стадии обобщения - в смягчении резких контуров предметов, приглушении или усилении тона или цвета отдельных предметов, выделении главного, подчинении ему второстепенного. Здесь необходимо воспользоваться приемом, часто встречающимся у художников - «коровий прищур», то есть необходимо смотреть через прищуренные глаза сначала на натуру, а затем и на свой натюрморт и сравнивать верность найденных цветотоновых соотношений между объектами изображения.
И в конечном итоге все живописное изображение приводится к единству и целостности, к тому впечатлению, которое получает зрение при цельном видении натуры, выделяя композиционный центр.
После выполнения натюрморта проводится просмотр, где обучающиеся анализируют работ друг друга.
Вопросы
Рефлексия. Подведение итогов.
- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.
- Вам нравиться? Что именно?
- Какова роль предварительных эскизов «нашлепков» для тематического натюрморта?
- Какова роль композиции в натюрморте?
Каждый из Вас сегодня был творцом, создателем, художником. Каждый из Вас сегодня задал себе вопрос, какой я? Каждый из Вас своим сердцем, умом, руками чувствовал самого себя, и переложил эти чувствовал самого себя и переложил эти чувства на белый лист. Каждый из вас созидал, ваял, делал. Сохраните эти чувства, интерес к созданию прекрасного и пронесите через года.
Всем спасибо. Не забудем убрать мусор и забрать свое оборудование.