Рабочая программа по ИЗО (9 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 9-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Изобразительное искусство: 9 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского -Волгоград: Учитель, 2010г.;

- коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5. составлено на основании Программы Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» под руководством Б.М. Неменского, 2005г. 1 ч в неделю, всего 34 ч., 1 ч - резерв

Данная рабочая программа представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.

Экран - это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».

Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.

Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.

Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).

Цель:

формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох.

Задачи:

помочь учащимся получить представление:

- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;

- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;

- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;

- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.

Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • освоить элементарную азбуку фотографирования;

  • уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;

  • усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

  • усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино и видеоработами;

  • быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.



Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Раздел

Количество

часов

Кол-во

практических работ

1.

Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств

8

8

2

Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств

8

8

3.

Азбука экранного искусства

12

12

4.

Художник - зритель - современность

7

7


Итого

35

35










Основное содержание


Тема 1. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств. 8 часов

1Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах

2. Роль и место изображения в синтетических искусствах

3. Театр и экран - две грани изобразительной образности

4. Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества

5. Сценография как искусство и производство

6. Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим и маска

7. Театр кукол

8. Театрализованный показ проделанной работы

Тема 2. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств. 8 часов

1 Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств

2. Фотография - расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства

3. Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора

4. Фотография - искусство светописи. Натюрморт и пейзаж - жанровые - темы фотографии

5. Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета

6. Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения

7. «Мой фотоальбом. Выставка учащихся»



Тема 3. Азбука экранного искусства. 12 часов

1 Кино - запечатленное движение. Изобразительный язык: кино и монтаж

2. Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка

3. Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм

4. Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью - основные телевизионные жанры

5. Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме

6. Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм

Тема 4. Художник - зритель - современность. 7 часов

1 О природе художественного творчества

2. Связи искусства с жизнью каждого человека

3. Искусство среди нас

4. Каждый народ Земли - художник

5. Язык и содержание трёх групп пластических искусств. Их виды и жанры

6. Синтетические искусства. Их виды и язык

7. Современные проблемы пластических искусств

8. Вечные истины искусства (обобщение темы)



Тематический поурочный план



№ п/п



Содержание учебного материала



Виды

деятельности

обучающихся



Требования к уровню подготовки учащихся



Домашнее

задание

1

Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.

Изучение нового материала. Практическая работа

Иметь представление о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств;

- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

Стр.3

2

Роль и место изображения в синтетических искусствах.

Изучение нового материала. Практическая работа

Стр.9

3

Театр и экран - две грани изобразительной образности.

Изучение нового материала. Практическая работа

выполнять сравнительный анализ сценического и экранного образов;

- создавать сценический образ места действия

Стр.13

4

Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества.

Изучение нового материала. Практическая работа

использовать выразительные средства сценографии;

Разбираться в сценическом мире

Стр.19

5

Сценография как искусство и производство.

Изучение нового материала. Практическая работа

Создавать макет театрального оформления;

Работать в технике аппликации, коллажа;

создавать объёмно-пространственные композиции

Стр.25

6

Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим и маска.

Изучение нового материала. Практическая работа

выполнять эскиз костюма, театрального грима

Стр.33

7

Театр кукол.

Изучение нового материала

выполнять эскизы кукольных персонажей, эскизы спектаклей

Стр.38

8

Театрализованный показ проделанной работы.

Обобщение и закрепление знаний. Практическая работа

представить собственные разработки сценических костюмов

Стр.44

9

Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.

Изучение нового материала. Практическая работа

Иметь представление об этапах технологического процесса

Стр.50

10

Фотография - расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства.

Изучение нового материала. Практическая работа

Анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;

применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике

Стр.57

11

Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора. Фотография - искусство светописи. Натюрморт и пейзаж - жанровые темы фотографии.

Изучение нового материала. Практическая работа

использовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

Стр.66

12

Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

Изучение нового материала. Практическая работа

Освоить теорию и практику фотографии и экранных искусств; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике

Стр.76

13

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.

Изучение нового материала. Практическая работа

работать с фотоальбомом -поиск и подбор репортажных снимков;

передавать в фотографиях неповторимые моменты, особенности событий, выражение лиц людей;

работать статичной и ручной камерой

Стр.80

14

«Мой фотоальбом. Выставка учащихся».

Обобщение и закрепление знаний. Практическая работа

презентовать свои работы перед аудиторией;

вести открытий диспут по теме;

владеть навыками работы с фото - и видео камерой

Стр.88

15-16

Кино - запечатленное движение. Изобразительный язык: кино и монтаж.

Изучение нового материала. Практическая работа

излагать киномысли в построении кинокадра;

чередовать крупные и общие планы, монтажное соединение разнонаправленных движений;

передавать на экране параллельное и последовательное действие

Стр.97-101

17-18

Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка.

Изучение нового материала. Практическая работа

создавать видеоряд;

записывать сценарий;

выполнять покадровую раскадровку

Стр.102-111

19-20

Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм.

Изучение нового материала. Практическая работа

использовать многообразие сюжетной событийности;

создавать видеоэтюды на тему

Стр.112-123

21-22

Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью - основные телевизионные жанры.

Изучение нового материала. Практическая работа

использовать сиюминутность-специфику телевизионного изображения;

Стр.124-134

23-24

Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.

Изучение нового материала. Практическая работа

составлять драматургию звукомузыкальной составной фильма;

работать над звуковым оформлнием фильма

Стр.135-144

25-26

Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.

Изучение нового материала. Практическая работа

Уметь:

использовать компьютерную графику при создании анимационного фильма

Стр.145-160

27-28

О природе художественного творчества.

Изучение нового материала. Практическая работа

составлять описание художественного произведения

Стр.161-163

29

Связи искусства с жизнью каждого человека.

Изучение нового материала. Практическая работа

Ориентироваться в формах художественного мышления;

Стр.169

30

Искусство среди нас.

Изучение нового материала. Практическая работа

Отстаивать свою точку зрения на проблему;

находить дополнительный материал по теме

Стр.172

31

Каждый народ Земли - художник.

Изучение нового материала. Практическая работа

Понимать нравственно-эстетические границы, которые авторы не должны переступать в своих сюжетах;

Стр.174

32

Язык и содержание трёх групп пластических искусств. Их виды и жанры.

Изучение нового материала. Практическая работа

использовать виды и жанры пластических искусств при составлении реферата

Стр.177

33

Синтетические искусства. Их виды и язык.

Изучение нового материала. Практическая работа

раскрывать образность и художественность, правду и условность в кино или на телевидении

Стр.180

34

Современные проблемы пластических искусств.

Изучение нового материала. Практическая работа

Понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;

Стр.182

35

Вечные истины искусства (обобщение темы).

Обобщение и закрепление знаний

Творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств.


Основные формы контроля

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются практические работы, а также средствами изобразительного искусства.

Промежуточная аттестация проводится в виде творческих выставок, творческих работ.

При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.

Методическое обеспечение

  1. Сборник «Комплекс уроков по ИЗО». 9 класс. СD, 2010.

  2. Современная иллюстрированная энциклопедия.- Москва: Росмэн- Пресс, 2007.

  3. Портретная живопись в России 18 века. Из собрания Эрмитажа.- Ленинград, 1987.

  4. В.В.Шоган. Технология личностно- ориентированного урока.-М.,2003.

  5. Б.М.Неменский. Искусство вокруг нас.- Москва: Просвещение, 2003.

  6. Б.М.Неменский. Твоя мастерская.- Москва: Просвещение, 2003.

  7. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. - М.; «ТЦ Сфера»,

  8. 2002.

  9. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

  10. Великие тайны. Мифы древности. - Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд - Волгоград», 1995.

  11. Искусство первобытного общества // Педсовет. - № 8. - 1998.

  12. Каменева, Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.

  13. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. - М.: Росмэн, 1997.

  14. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 141 с. - (Программы общеобразовательных учреждений).

  15. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. - 1984.- № 11.

  16. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. - М.: Астрель, 2002.

  17. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.

© 2010-2022