- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по ИЗО (9 класс)
Рабочая программа по ИЗО (9 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шевченко Т.Г. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 9-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Изобразительное искусство: 9 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского -Волгоград: Учитель, 2010г.;
- коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5. составлено на основании Программы Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» под руководством Б.М. Неменского, 2005г. 1 ч в неделю, всего 34 ч., 1 ч - резерв
Данная рабочая программа представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Экран - это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».
Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.
Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.
Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).
Цель:
формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох.
Задачи:
помочь учащимся получить представление:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;
- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;
- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-
освоить элементарную азбуку фотографирования;
-
уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
-
усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
-
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино и видеоработами;
-
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Учебно-тематическое планирование
№ п\п
Раздел
Количество
часов
Кол-во
практических работ
1.
Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств
8
8
2
Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств
8
8
3.
Азбука экранного искусства
12
12
4.
Художник - зритель - современность
7
7
Итого
35
35
Основное содержание
Тема 1. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств. 8 часов
1Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах
2. Роль и место изображения в синтетических искусствах
3. Театр и экран - две грани изобразительной образности
4. Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества
5. Сценография как искусство и производство
6. Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим и маска
7. Театр кукол
8. Театрализованный показ проделанной работы
Тема 2. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств. 8 часов
1 Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств
2. Фотография - расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства
3. Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора
4. Фотография - искусство светописи. Натюрморт и пейзаж - жанровые - темы фотографии
5. Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета
6. Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения
7. «Мой фотоальбом. Выставка учащихся»
Тема 3. Азбука экранного искусства. 12 часов
1 Кино - запечатленное движение. Изобразительный язык: кино и монтаж
2. Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка
3. Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм
4. Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью - основные телевизионные жанры
5. Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме
6. Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм
Тема 4. Художник - зритель - современность. 7 часов
1 О природе художественного творчества
2. Связи искусства с жизнью каждого человека
3. Искусство среди нас
4. Каждый народ Земли - художник
5. Язык и содержание трёх групп пластических искусств. Их виды и жанры
6. Синтетические искусства. Их виды и язык
7. Современные проблемы пластических искусств
8. Вечные истины искусства (обобщение темы)
Тематический поурочный план
№ п/п
Содержание учебного материала
Виды
деятельности
обучающихся
Требования к уровню подготовки учащихся
Домашнее
задание
1
Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.
Изучение нового материала. Практическая работа
Иметь представление о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
Стр.3
2
Роль и место изображения в синтетических искусствах.
Изучение нового материала. Практическая работа
Стр.9
3
Театр и экран - две грани изобразительной образности.
Изучение нового материала. Практическая работа
выполнять сравнительный анализ сценического и экранного образов;
- создавать сценический образ места действия
Стр.13
4
Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества.
Изучение нового материала. Практическая работа
использовать выразительные средства сценографии;
Разбираться в сценическом мире
Стр.19
5
Сценография как искусство и производство.
Изучение нового материала. Практическая работа
Создавать макет театрального оформления;
Работать в технике аппликации, коллажа;
создавать объёмно-пространственные композиции
Стр.25
6
Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим и маска.
Изучение нового материала. Практическая работа
выполнять эскиз костюма, театрального грима
Стр.33
7
Театр кукол.
Изучение нового материала
выполнять эскизы кукольных персонажей, эскизы спектаклей
Стр.38
8
Театрализованный показ проделанной работы.
Обобщение и закрепление знаний. Практическая работа
представить собственные разработки сценических костюмов
Стр.44
9
Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.
Изучение нового материала. Практическая работа
Иметь представление об этапах технологического процесса
Стр.50
10
Фотография - расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства.
Изучение нового материала. Практическая работа
Анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;
применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике
Стр.57
11
Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора. Фотография - искусство светописи. Натюрморт и пейзаж - жанровые темы фотографии.
Изучение нового материала. Практическая работа
использовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
Стр.66
12
Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.
Изучение нового материала. Практическая работа
Освоить теорию и практику фотографии и экранных искусств; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике
Стр.76
13
Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.
Изучение нового материала. Практическая работа
работать с фотоальбомом -поиск и подбор репортажных снимков;
передавать в фотографиях неповторимые моменты, особенности событий, выражение лиц людей;
работать статичной и ручной камерой
Стр.80
14
«Мой фотоальбом. Выставка учащихся».
Обобщение и закрепление знаний. Практическая работа
презентовать свои работы перед аудиторией;
вести открытий диспут по теме;
владеть навыками работы с фото - и видео камерой
Стр.88
15-16
Кино - запечатленное движение. Изобразительный язык: кино и монтаж.
Изучение нового материала. Практическая работа
излагать киномысли в построении кинокадра;
чередовать крупные и общие планы, монтажное соединение разнонаправленных движений;
передавать на экране параллельное и последовательное действие
Стр.97-101
17-18
Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка.
Изучение нового материала. Практическая работа
создавать видеоряд;
записывать сценарий;
выполнять покадровую раскадровку
Стр.102-111
19-20
Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм.
Изучение нового материала. Практическая работа
использовать многообразие сюжетной событийности;
создавать видеоэтюды на тему
Стр.112-123
21-22
Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью - основные телевизионные жанры.
Изучение нового материала. Практическая работа
использовать сиюминутность-специфику телевизионного изображения;
Стр.124-134
23-24
Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.
Изучение нового материала. Практическая работа
составлять драматургию звукомузыкальной составной фильма;
работать над звуковым оформлнием фильма
Стр.135-144
25-26
Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.
Изучение нового материала. Практическая работа
Уметь:
использовать компьютерную графику при создании анимационного фильма
Стр.145-160
27-28
О природе художественного творчества.
Изучение нового материала. Практическая работа
составлять описание художественного произведения
Стр.161-163
29
Связи искусства с жизнью каждого человека.
Изучение нового материала. Практическая работа
Ориентироваться в формах художественного мышления;
Стр.169
30
Искусство среди нас.
Изучение нового материала. Практическая работа
Отстаивать свою точку зрения на проблему;
находить дополнительный материал по теме
Стр.172
31
Каждый народ Земли - художник.
Изучение нового материала. Практическая работа
Понимать нравственно-эстетические границы, которые авторы не должны переступать в своих сюжетах;
Стр.174
32
Язык и содержание трёх групп пластических искусств. Их виды и жанры.
Изучение нового материала. Практическая работа
использовать виды и жанры пластических искусств при составлении реферата
Стр.177
33
Синтетические искусства. Их виды и язык.
Изучение нового материала. Практическая работа
раскрывать образность и художественность, правду и условность в кино или на телевидении
Стр.180
34
Современные проблемы пластических искусств.
Изучение нового материала. Практическая работа
Понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
Стр.182
35
Вечные истины искусства (обобщение темы).
Обобщение и закрепление знаний
Творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств.
Основные формы контроля
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются практические работы, а также средствами изобразительного искусства.
Промежуточная аттестация проводится в виде творческих выставок, творческих работ.
При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.
Методическое обеспечение
-
Сборник «Комплекс уроков по ИЗО». 9 класс. СD, 2010.
-
Современная иллюстрированная энциклопедия.- Москва: Росмэн- Пресс, 2007.
-
Портретная живопись в России 18 века. Из собрания Эрмитажа.- Ленинград, 1987.
-
В.В.Шоган. Технология личностно- ориентированного урока.-М.,2003.
-
Б.М.Неменский. Искусство вокруг нас.- Москва: Просвещение, 2003.
-
Б.М.Неменский. Твоя мастерская.- Москва: Просвещение, 2003.
-
Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. - М.; «ТЦ Сфера»,
-
2002.
-
Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
-
Великие тайны. Мифы древности. - Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд - Волгоград», 1995.
-
Искусство первобытного общества // Педсовет. - № 8. - 1998.
-
Каменева, Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.
-
Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. - М.: Росмэн, 1997.
-
Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 141 с. - (Программы общеобразовательных учреждений).
-
Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. - 1984.- № 11.
-
Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. - М.: Астрель, 2002.
-
Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.