• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Цифровые образовательные ресурсы по дисциплинам в области знаний «Искусство» и проблемы использования на уроках и внеурочной деятельности

Цифровые образовательные ресурсы по дисциплинам в области знаний «Искусство» и проблемы использования на уроках и внеурочной деятельности

Развивая познавательный интерес учащихся на уроках  изобразительного искусства, я разработала и  апробировала искусствоведческий мультимедийный материал - «Культурно-историческое наследие город Георгиевска». Провела серию уроков «Искусство на улицах города» и « Мой город 100 лет назад».   Работая над темой самообразования «Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства посредством использования регионального компонента», я показала открытые уроки для учителей ш...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Доклад:

«Цифровые образовательные ресурсы по дисциплинам в области знаний «Искусство» и проблемы использования на уроках и внеурочной деятельности »


Выступление на городском МО

учителя МБОУ СОШ № 6

Здориковой Лилии Николаевны



Георгиевск

2014 год

«Между Кум-то реки, между Тереком,

Между тех-то было отноженок,

Там ходил гулял удалой молодец

Млад литерский казак, млад охотничек»

(из старинной казачьей песни)

ГЕОРГИЕВСКИЙ ВАЛЬС

Сл. и муз. Н.П. Кравцова

Здесь выходят Подкумские вады

На равнину, что сердцу мила.

Обогнув тебя маленький город,

Там, где крепость когда-то была

С каждым днём ты мой город красивей

И растёшь ты под шум тополей

Я люблю тебя город России

Ты историей славен своей

Здесь соседствует старое с новым

Золотятся на церквах кресты

И кварталы берёзки веселой

Зелены, широки, высоки…

Развивая познавательный интерес учащихся на уроках изобразительного искусства, я разработала и апробировала искусствоведческий мультимедийный материал - «Культурно-историческое наследие город Георгиевска». Провела серию уроков «Искусство на улицах города» и « Мой город 100 лет назад».

Работая над темой самообразования «Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства посредством использования регионального компонента», я показала открытые уроки для учителей школы и города, поэтому доступны в применении другими учителями. Кроме того, я делилась опытом работы на городских конференциях по теме самообразования, принимала активное участие в педагогических конференциях, методических выставках, городских МО:

  • выступление на научно-практической конференции «Освоение культурно-творческой позиции как части общего образования» по теме: «Особенности развития познавательного интереса школьников, воспитание патриота и гражданина на уроках ИЗО и МХК средствами краеведческого материала».

  • выступление на городском методическом объединении учителей ИЗО и МХК научно-практической конференции «Непрерывное художественное образование: содержание, проблемы, перспективы» по теме «Изучение регионального компонента на уроках ИЗО и МХК с использованием ЦОР».

Художественно-эстетическое образование должно способствовать формированию самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов Ставропольского края, региона КМВ, России, всего мира в целом. В связи с этим перед учащимися на уроках ИЗО и МХК ставятся следующие задачи:

- содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключённых в образах отечественного искусства, отечественной поэзии, музыки, играх и обрядах, в родной природе;

- создавать среду общения для освоения искусства родного края во всём многообразии его видов;

- способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.

Экскурсии в краеведческий и изобразительный музеи помогают воспитывать у учащихся живую любовь к родному краю, дают те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры. Возникает необходимая эстетическая среда, которая максимально приближает детей к сокровищам родной культуры, нравственных и духовных ценностей своего народа. Мы с ребятами сначала проводим экскурсию по улицам родного города.

Особое внимание уделяем памятникам, возлагаем к ним цветы, а на уроке знакомимся с памятниками в других городах, но отлитых когда-то нашими мастерами. В этом году дети получили на каникулы задание (по желанию): сфотографировать все памятники в нашем городе, красивые ограды и другие архитектурные украшения. Большую связь мы поддерживаем с выставочным залом дворца культуры, т.к. там часто бывают передвижные выставки, позволяющие нам познакомиться с другими народными ремёслами.

Проводя уроки в музее, учитель как бы помогает детям погрузиться в мир материальной и духовной культуры прежних поколений, создавая атмосферу сопереживания и сотворчества. Возникает та необходимая эстетическая среда, которая максимально приближает человека к сокровищам родной культуры, нравственных и духовных ценностей своего народа.

Воспитание национального самосознания ребёнка непосредственно связано с развитием творчески активной личности, способной создавать из воспринятых объектов новую комбинацию в виде образа, нередко исходящего из коллективного творческого замысла детей и формируемого их дружными усилиями. В этом может помочь использование изображений исторического и культурного наследий своего народа.

Освоение культуры родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребёнка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью его истории. Поэтому только на основе введения регионального компонента в художественно-эстетическое образование можно содействовать национальному воспитанию и становлению, духовно развитой личности, воспитанию патриота и гражданина.

Ставропольский край самобытен и богат традициями, которые нужно знать и помнить. Ведь недаром говорится, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. Именно поэтому система образования должна предусматривать формирование у детей чувства сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины.

Еще совсем недавно о казачестве никто и не вспоминал. А ведь именно оно распространило русскую культуру среди народов Северного Кавказа. В настоящее время традиции казачества возрождаются, однако в большинстве случаев это сводится лишь к временным атрибутам.

В процессе работы был собран богатый исторический и искусствоведческий материал, подобран иллюстративный материал, включающий в себя фотографии казачьей архитектуры, бытовых атрибутов, казачьих костюмов. Рассмотрен образовательный потенциал изучения данной темы на уроках ИЗО в школе. Разработано содержание и методика ведения уроков ИЗО по изучению культуры терских казаков.

Воспитывая патриота и гражданина при изучении регионального компонента учитель должен непосредственно помочь, не подсказывая, а легко, ненавязчиво направляя его деятельность, создавая условия для развития его творческих способностей.

Условия, создаваемые учителем для развития творчества учащихся при выполнении докладов и презентаций:

1. Свобода в выборе проблемы.

2. Максимальное напряжение сил.

3. Отказ от показа образца.

4. Решение многих, совершенно новых задач самостоятельно и без предварительного обучения.

Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. И тогда дети решат сложные, стоящие перед ними задачи, это и даст им большую радость открытия, причем радость высшего человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества.

Личностно-ориентированное обучение объединяет в себе разные педагогические технологии, - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. Особое место среди них занимает проектная деятельность.

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему - все это лежит в основе проектной деятельности.

Введение в тему

(погружение в проблему) Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

Выдвижение гипотез (варианты, пути) решения проблем

Определение творческого названия проекта

Формирование знаний учащихся о существующих промыслах России, убеждений в собственной ответственности за качество решения учебной проблемы.

Организация групп

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

Самостоятельная деятельность Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

Самостоятельная работа групп.

Оформление результатов Учащиеся анализируют материалы по своей проблеме, найденные в различных источниках информации, подбирают соответствующий материал, оформляют собранные сведения в виде веб-документа, публикации или презентации

Учатся пользоваться мультимедийной презентацией, публикацией, веб-сайтом для оформления результатов поисково-исследовательской деятельности.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе:

Защита полученных результатов и выводов.

Подведение итогов Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.

На защиту проекта отводится 15 минут, заполнение оценочных листов, составленных на основе Критериев оценивания.

Оценка учащихся по проекту складывается из итогов экспериментальной работы:

Определение творческого названия проекта.

Организация групп.

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.

Обсуждение со школьниками возможных источников информации.

Представляю вашему вниманию конкретный учебный продукт как результат самостоятельного исследования творческих групп по теме «Культурно-историческое наследие города Георгиевска».

7

© 2010-2022