Исследовательская работа Пасхальные традиции Донского края

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пасхальные традиции Донского края

Содержание

1. Пояснительная записка ………………………………………… 2

2.Праздник Светлого Христова Воскрешения ……………………... 3

а) исторический экскурс о происхождении праздника…………..3

б) Светлая пасхальная седмица …………………………………….4

в) из воспоминаний наших предков ……………………………….5

3. Традиционные пасхальные атрибуты ……………….……………..5

4. Пасхальный стол ……………………………………………………..6

5. Пасхальные игры …………………………………………………....7

6. Заключение…………………………………………………………....9

7. Список использованной литературы……………………………….10

8. Приложение …………………………………………………………11

1. Пояснительная записка

«Народ умирает, когда становиться населением. А населением он становиться тогда, когда забывает свою историю и культуру». Ф. Абрамов. Познание истории своего Отечества, традиций родного края имеют исключительно важное значение в формировании личности, гражданственности, возвышает человека нравственно и духовно. Именно поэтому в детском клубе «Орбита» большое внимание уделяется изучению обрядности, как одного из элементов современной народной культуры. Девятый год я посещаю детский клуб «Орбита». Клуб посещают дети разных возрастов, что делают возможным передачу традиций от старших к младшим. Как старшая - я участвую в подготовке и проведении народных праздников. Накопилось много интересного материала, и я решила написать исследовательскую работу на тему: «Народный праздник «Пасха» на Дону». В данной исследовательской работе я хочу остановиться на традициях и обычаях проведения народного праздника, свято чтимого на Руси - Пасха.

Современная праздничная обрядность находится в процессе становления и развития. Отдельные элементы старинных праздников органически вплетаются в новые. Население нашего города в этнографическом отношении неоднородно. Поэтому тема народных праздников особенно актуальная в настоящее время.

Цель исследования:

- выявление особенностей и раскрытие сущности празднования народного праздника «Пасха» на Дону;

- содействие подрастающему поколению в созидании своего внутреннего мира, в понимании значения живых и искренних традиций, несущих людям душевное тепло, добро и милосердие.

Задачи исследования:

- Получение знаний о народном празднике Пасха.

- Систематизация сведений о празднике Пасха на Дону.

- Разработка сценариев для проведения мероприятий по народному празднику в подростковом клубе.

Методы:

- изучение семейного быта и семейной обрядности;

- сопоставление наблюдений и имеющих публикаций;

- анализ эволюции основных праздников.

Я провела исследование среди учащихся 5-х классов МОУ СОШ № 9 им. И. Ф. Учаева. Учащиеся ответили на вопросы анкеты: Будете ли вы праздновать Пасху? Если да, то что члены вашей семьи буду делать в пасхальные дни. Результаты опроса показали, что 94% будут красить яйца, 94 - что будут покупать куличи, еще 34 - что будут эти куличи печь, 32 процента собираются принимать гостей, 12 - пойти на кладбище с родителями, 26 - пойдут в гости, 21 - будут освещать куличи, 7 - делать подарки близким, 5 - не знают, как будут праздновать, 2 - не знают, будут праздновать или нет, 6 - не будут праздновать. Пасха получилась без малейшего намека на внутренний смысл праздника. Актуальность моей работы очевидна.

2. Праздник Светлого Христово Воскресения

а) исторический экскурс о происхождении праздника

Пасха - один из главных весенних праздников в Христианстве, главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Установлен он был в Никейском соборе в память воскрешения Иисуса Христа. Даже люди неверующие в этот день становятся добрее. Пасха завершает Великий пост, во время которого человек должен подготовить себя к встрече этого светлого праздника. Первые христиане называли Пасху праздником всех праздников, «великим днём Господа». Начало праздника приходится на 4 апреля - 8мая (по новому стилю). В русский язык слово «Пасха» пришло из еврейского языка и в переводе означает «исход», «избавление», «освобождение». В Ветхом Завете, Священном Писании, записанном до Рождества Христова, праздник Пасхи был воспоминанием о выходе евреев под предводительством пророка Моисея из Египта и избавлении израильского - народа от мучительного египетского рабства. Празднуя Пасху Христову, мы тоже празднуем избавление от рабства, но другого рода - рабства греха. Библейские записи свидетельствуют, что в один из четвергов был казнен- распят на кресте Иисус Христос. На третий день -в субботу ночью- Иисус Христос после своих страданий, мук и смерти силою своего божества ожил- воскрес из мертвых. Настал день перехода от смерти к жизни, переход от земли к небу. Душою своей он сошел в ад, к душам людей, освободил их всех из ада. Люди ждали своего спасителя и в радости сказали «Христос Воскрес!»

Воскрешение Иисуса Христа-избавление человечества от рабства дьяволу, дарование людям жизни и вечного блаженствия. На земле Господь творил чудеса: воскрешал мертвых, прощал людям грехи. Завистники казнили его, но он воскрес из мертвых и принял господство над всей вселенной. В Библии мы читаем: « Верующий в Него не будет судим, кто же не верит, тот уже осужден, потому что он не поверил значению имени Сына Божьего…»

Пасхальные празднества начинаются с церковной службы в России в Великую субботу, в 11 часов вечера начинается пасхальная заутреня. Все молящиеся зажигают свечи и ждут, когда священники в светлых ризах с крестом и иконами выйдут из церкви для того, чтобы крестным ходом обойти вокруг храма и как бы прийти к запечатанному гробу Спасителя. Крестный ход останавливается перед закрытыми дверями церкви, и священник начинает петь радостную пасхальную песнь: «Христос воскреснье из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во грабех живот (т. е. жизнь) даровал». В ответ на эту радостную песнь распахиваются двери, крестный ход входит в храм, наполняя его радостным пением. Священник всё время кадит храм и, проходя, приветствует людей: «Христос Воскресе», на что люди отвечают «Воистину Воскресе». Все, как братья, обнимаются и трижды целуются. В радости о вести Воскресения забывают горе и обиды. Ночная служба заканчивается Литургией, после, которой люди, которые исповедовались накануне, причащаются, при этом происходит со- воскресение с Христом. Приготовленные блюда, которыми принято разговляться в пасхальное воскресение, обязательно освящаются в церкви.

б) Светлая пасхальная седмица

В России Пасха празднуется семь дней, то есть неделю и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым. Ежедневно совершаются богослужения Царские Врата открыты всю седмицу. С первого Светлой недели, по старинному, уже забытому приданию, Христос ходит по земле в сопровождении своих апостолов, вплоть до Вознесения. Ходят они испытывают людское милосердие, награждают великими и богатыми милостями добрых и карают злых людей. Со вторником в народе связано имя «купалища». В старину существовал обычай обливать в этот день холодной водой тех, кто проспал заутрению. Со Светлой среды начинаются весенние хороводы, продолжающиеся до Троицына дня- каждый вечер. В Чис­тый четверг все обязательно ходили в баню, и за­тем до Пасхи нельзя было мести пол. В Светлую пятницу, именуемую «прощенным днем» или просто «прощеньем»,тесть с тещей зовут зятя и его родных «на молодое пиво», которое называли также «моленным». Пасхальная суббота слывет в народе «хороводницею»; в этот день самый разгар молодого веселья. К этому дню приурочивается обычно изгнание или «провожание» русалок.. В воскресенье со Светлой седмицы на Фомину- проводы Пасхи. В этот день оставшиеся от праздничной снеди кости, благославясь, несут в поле, где и зарывают их. Обычай этот считается охраной посевов от градобития. Другой же обычай подсказывает беречь эти кости в хате и бросать их в топящуюся печь во время летних гроз. Всю Светлую неделю льется по Руси радостный пасхальный звон. Всю Святую неделю ходили от деревни к деревне, разнося благостную весть о Воскресении Христовом, богоносцы с крестами образами «Ходить под богом» на Святой считалось в народе за благочестивый подвиг.

в) из воспоминаний наших предков о Пасхе

Все семь недель предпасхального Великого по­ста строго постились. Ели в основном тюрю- в воду нарезала маленькими кусочками черный хлеб, прибавляла немного лука, немного постного масла и подсаливала. На шестую неделю в Вербное воскресенье из своих домишек к церкви тянулись старушки в бе­лых платочках освящать вербу. Она, по поверью, приносит в дом счастье и оберегает от болезней и неприятностей. Ее хранят в доме целый год. Последняя неделя поста, седьмая, - самая главная. Это великая Страстная неделя Страстная неделя - самая трагическая неделя поста, когда Христос был предан, осужден, возведен на Голго­фу, распят и умер на кресте. В Великую пятницу перед верующими проходит вся жизнь Иисуса, его учение и его страдания, а в субботу происходит ожидание чуда - воскрешения Христа. В этот день в церкви идет освящение пасхальной снеди: куличей, пасхи и крашеных яиц. А по­здно вечером к церкви стекается народ. Ровно в 12 часов из храма выносят иконы, кресты, выходят священнослужители в нарядных светлых одеж­дах. Звонят колокола, и вся процессия с горящими свечами идет вокруг церкви. А после Крестного хода в церкви начинается литургия о воскреше­нии Христа. Евангелие на ней читают на разных языках: на старославянском, на русском, на древ­нееврейском, на древнегреческом и на латыни - это означает, что проповедь о воскрешении Хрис­та проходит по всему миру. После окончания службы верующие поздравляют друг друга и про­ исходит обряд христосования. На слова «Христос воскресе» отвечают: «Воистину воскресе», и об­мениваются поцелуями. В послании апостола Павла сказано: «Приветствуйте друг друга с це­лованием святым». При этом обмениваются крашеными яйцами - символом возникновения жизни. Согласно леген­де капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид красных куриных яиц, а слезы Бого­матери, падая на эти яйца, оставляли на них пре­красные узоры. Пасхальные яйца часто делали из стекла, дерева или металла и красиво расписыва­ли. Во всем мире известны знаменитые работы русского ювелира Фаберже. Вернувшись домой, все садятся за накрытые бе­лыми скатертями праздничные столы с угощения­ми, украшенными цветами и

зеленью. Пасхальный стол не имеет никаких запретов. Вначале едят освященное, а затем жареных поросят, ин­дейку, кур и все, что только можно было приду­мать. Смысл Пасхи в равенстве всех перед Богом, во всепрощении и примирении с врагами. Об этом говорится в конце пасхальной заутрени. В этот день угощают всех пришедших в дом: и знакомых, и незнакомых - таков старый русский обычай.

«Праздников праздник и торжество из тор­жеств» - так следует называть Великую Святую Пасху. Во время празднования пасхи молодежь собиралась группами, ходили по деревне от двора ко двору и спевали пасхальные песни. Пасхальным песнопением славили они хозяев, а в благодарность хороший хозяин выносил им различные угощения и крашенные яйца.

3. Традиционные пасхальные атрибуты

Во времена римского владычества приходившие к императору люди обязательно должны были принести с собой дары. Богатые несли золото, бедняки - что было в доме. Весть о воскресении Христа Мария Магдалина решила донести до императора Тиберия. В дар она могла принести только белое яйцо, но её пропустили. «Христос воскрес!» - воскликнула она. Тиберий презрительно ответил, что в такую ересь он поверит, только когда вот это белое яичко станет красным. Свершилось чудо. Прямо в руке императора яйцо стало ярко-алого цвета, и он потрясённо воскликнул: «Воистину воскрес!». Одно из преданий гласит: обычай сей возник, потому что в момент воскресения Иисуса- камни на Голгофе, окропленные его кровью превратились в красные яйца. Бытует и другое предание: после смерти Христа, осудившие его на казнь, собрались на пир. Среди блюд была жаренная курица и яйца. Во время пира один из гостей вспомнил про казненного и пошутил, что Иисус собирался воскреснуть на третий день. На это хозяин дома ответил: «Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили свой цвет, а курица ожила. «Дорого яичко ко Христову дню!»- гласит народная пословица. Но к Пасхе оно действительно дорого - без него не разговляется даже ни один нищий. Издревле православные люди дарят друг другу эти подношения, троекратно целуясь и произнося слова: «Христос воскрес!» - « Во истину воскрес!» Первое яйцо, полученное в Христов день, по народному поверью никогда не испортится, если оба похристосовшиеся приветствовали друг друга от чистого сердца. Поэтому многие верующие люди хранят его на божнице в течении всего года- до новой Пасхи. Деревенское поверье советует на Пасху каждое утро оглаживать лошадей яйцом, оглаживать и приговаривать: «Будь гладок( гладка) как яичко». Это должно приносить лошади здоровье и спорость в работе. «Не огладишь лошадку крашенным яйцом -корм ей не на пользу пойдет»-говорят старые люди. Яйцо имевшее ранее значение жизни и плодородия, в христианстве стало символом новой жизни и Нового Завета. Красили яйца, как и в России в Чистый четверг используя различные средства для крашения.

4. Пасхальный стол

Пасхальный стол в России должен быть изыскан и красив. Букет освященной вербы, крашенные яйца, пасха и кулич являются в этот день обязательными атрибутами любого русского стола. Однако, пасхальный завтрак - это не только прием пищи, но серьезное действо, подчиняющееся определенным правилам. Сначала происходит разговение. Обычно разговляются пасхальными яйцами, обязательно освященными в церкви. По правилам, хозяин (старший мужчина в доме) должен взять одно яйцо, разрезать его по числу членов семьи, сидящих в данный момент за столом, и дать каждому его долю, в которой, как верили раньше, заключено счастье и судьба человека на весь предстоящий год. После яйца таким же образом делят кулич и творожную пасху, вслед за тем можно приступать к другим блюдам: мясным, рыбным и т. п. Пасхальные куличи готовят по старинным рецептам которые передают из поколения в поколения. Обильный пасхальный завтрак (обычно достаточно поздний) дополняется не менее обильным обедом, также проведенным всей семьей вместе дома.

А вот ужинать в этот день не принято- из уважения к празднику. Заметим, что в первый день Пасхи ни в коем случае не следует ходить в гости или звать гостей к себе. Это сугубо семейный праздник. И, наконец, еще одно требование: считается, что остатки пасхальной пищи, особенно в том случае, если эта пища была освящена в церкви, не должны быть выброшены в отходы или скормлены домашним животным, ведь они священны так же, как и всё остальное, прошедшее церковное освящение. Вот почему их не выбрасывали, а обычно сжигали или закапывали где-нибудь в землю.

Обрядовой едой у русских на Пасху были крашеные яйца, кулич - пшеничный хлеб, пасха - блюдо из сладкого творога. По обычаю все это должно было святиться в страстную субботу в церкви. Освящение придавало дополнительную святость ритуальным блюдам, усиливало заложенные в них магические свойства.

Яйца, кулич и пасху съедали утром после возвращения с пасхальной службы. Трапеза обычно начиналась с яиц. Первое яйцо делилось на несколько частей, соответствующих количеству членов семьи. Совместная еда одного яйца, по мнению крестьян, должна была укрепить семью, сохранить в ней дружеские отношения, поддержать во всех ее членах любовь друг к другу.

Окрашенное в красный цвет яйцо занимало центральное место в пасхальной обрядности, став своего рода символом праздника. Освященному яйцу приписывались магические свойства. Так, пасхальное яйцо, по поверью, могло прекратить пожар в деревне, если бросить его в горящий дом. Оно могло помочь хозяйке найти потерявшуюся корову, излечить скот от повальных болезней. Яйцо, положенное в севалку, могло способствовать повышению будущего урожая. Катая в Пасху его по земле, можно, как считали, пробудить землю от зимнего сна. Все эти поверья объяснялись древними, еще дохристианскими представлениями о яйце как символе, знаке и средстве воскресения и обновления жизни.

Пасочница - форма для пасхи, обрядового пасхального кушанья. Пасха делалась из творога с добавлением масла, сметаны, сахара, изюма. Творог закладывался в пасочницу, проложенную внутри тонкой льняной тряпочкой, сверху укладывался камень, выдавливавший сыворотку. Через несколько часов пасочница разбиралась на дощечки и на блюде появлялась творожная пирамидка с пасхальными символами по сторонам. В русской деревне пасха приготавливалась редко. Ей предпочитали кулич из теста, который зачастую называли пасхой. Пасха приготавливалась в основном в городах.

5. Пасхальные игры

Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось. Суть игры состояла в том, что крашеное яйцо скатывали по наклонно поставленному деревянному лотку или по земле с невысокой горки. Внизу были полукругом расставлены яйца всех участников игры. Каждый участник, отправляя свое яйцо вниз, должен был сбить с места чье-нибудь яйцо. Если ему это удавалось, то он присваивал сбитое яйцо себе и продолжал игру, если нет - в игру вступал другой участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону. Эта игра была довольно азартной и могла продолжаться по нескольку часов.

Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на команды, и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.

Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.

Другим специально пасхальным развлечением служит отчасти качели и игра в орлянку. Катают яйца преимущественно ребятишки, да разве еще девушки, которые соскучились без хороводов и песен (на Пасху светские песни и хороводы считают неприличием и даже грехом). Зато на качелях катаются решительно все. Где-нибудь в конце деревенской улицы парни устраивают так называемые «обчественные» качели (в складчину), и возле этих качелей образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи; одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями.

6. Заключение

В данной исследовательской работе описаны основные особенности того, что хранит русская культура о Светлом Христовом Празднике. Также из исследования видно, что языческие обычаи гармонично вплелись в традицию празднования Пасхи, внося тем самым своеобразный национальный колорит. Вместе с тем нельзя не отметить, что на современном этапе наблюдается всплеск интереса русских к празднику Пасхи.

По поводу обычаев и обрядов Пасхи Н.В.Гоголь сказал: «В русском человеке есть особое участие к празднику Святое Воскрешение. Не умирают те обычаи, которым определено быть вечными. Умирают в букве, но оживают в душе». Люди связывают Пасху с весной: с возрождением природы, с ярким свечением солнца. От его света светлеют души людей, сердца открываются добру, милосердию, благодати. С верой в душе человек становится красивее, благороднее становятся его поступки, с радостью несет он близким людям душевный покой и любовь. Пасха-Источник радости Светлое Христово Воскресение. Христос воскрес! Распахнем же сердца навстречу страдавшему и умершему и воскресшему ради нас. И Он войдет и наполнит Собой и светом Своим жизнь нашу, преобразив наши души. А мы, в ответ на это, с любовью устремимся за Ним, по нашему крестному пути, ибо в конце его, несомненно, сияет и наше воскрешение - спасительное состояние наших душ.

7. Список использованной литературы

1. Долгих Г.В. Семейные традиции. Праздники \ Классый руководитель.-2001. №2.-С.81-86.

2. Козьмина О.Г. По странам изучаемого языка.\ -М., Просвещение, 1994.-123 с.

3. Лыхина Е.А. Дорога, которую мы выбираем /Классый руководитель.-2003.-№3.-С.51-59.

4. Разумова В.П. С любовью к бабушке \ Классный куководитель.-2000.-№4.-С.65-68.

5. Шанский Н.М. \\ Краткий этимологический словарь русского языка. -М.,1975

6. Штурбина Е.Б. Смена эпох / Классный руководитель.-2001.-№4.-С.55-60.

7 .Интернет Википедия.mht






1


© 2010-2022