Рабочая программа по ИЗО 5 класс. Б. М. Неменский

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд»  для 1-9 классов, под руководством Б.М. Неменского, 2011 г. Программа содержит разделы: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, тематическое планирование, способы и формы оценивания образовательных результатов, титульный лист, список литературы. В помощь учителям изобразительног...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АДМИНИСТРАЦИЯ

АЛТАЙСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алтайская средняя общеобразовательная школа №1

имени П.К.Коршунова Алтайского района Алтайского края




Согласовано: УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР Директор МБОУ АСОШ № 1 _____Горожанина Л.М им. П.К.Коршунова

К. Д. Мальгин

«___» _______ 2013 г. Приказ №___ «___» ____2013г




Рабочая программа

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

5 (общеобразовательный) класс

на 2013-2014 учебный год

Количество часов в неделю: 1 (всего в год - 35 ч.).

Составил: учитель изобразительного искусства

Субботина Любовь Николаевна





Составлена в соответствии с авторской программой общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-9 классов,

под руководством Б.М. Неменского, 2011 г.


Согласовано на заседании методической кафедры гуманитарного цикла,

протокол №____

от «____» _____2013 г.














с. Алтайское

2013г.

Пояснительная записка

Рабочая программа образовательной области «Изобразительное искусство» составлена с учетом следующих нормативных документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;

  2. Федеральный базисный учебный план;

  3. Авторской программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского.

Программа является интегративным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю, 35 часов в год. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же - без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.


Обучение в 5 классе строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.


Цели:

Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку должны освоить выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, научиться мыслить на языке данного искусства.


Формой проведения занятий по программе является урок (урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, урок-праздник, видео-урок). Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

В рабочей программе предусмотрены следующие виды контроля знаний учащихся:

фронтальный опрос, изо-викторины, изо-кроссворды, а также контрольные художественно-практические задания. В качестве методов диагностики результатов обучения используются конкурсы, выставки и викторины.

Учебно-методический комплекс.


  1. Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. - М.: Просвещение, 2012;

  2. Неменский Б. М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.


Тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

(1 час в неделю, всего 35 часов)


УМК Б.М. Неменского


п\п

Наименование темы

Всего часов по федер. прогр.

Всего часов по авт. прог.

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1

Тема 1.

Древние корни народного искусства

8

8

Практические работы по темам

-

2

Тема 2.

Связь времен в народном искусстве


8

8

Практические работы по темам

-

3

Тема 3.

Декор - человек, общество, время

12

12

Практические работы по темам

-

4

Тема 4.

Декоративное искусство в современном мире


7

7

Практические работы по темам

-


























Содержание тем учебного курса:

Тема 1. Древние корни народного искусства (8 ч.)

После изучения этой темы, учащиеся должны знать: древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства.

Опыт творческой деятельности: использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Тема 2. Связь времён в народном искусстве. (8 ч.)

После изучения этой темы, учащиеся должны знать: истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей).

Опыт творческой деятельности: использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента.

Тема 3. Декор - человек, общество, время. (12 ч.)

После изучения этой темы, учащиеся должны знать: орнамент как основу декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный), типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая). Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и в элементах архитектуры.

Опыт творческой деятельности: изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Тема 4. Декоративное искусство в современном мире. (7 ч.)

После изучения этой темы, учащиеся должны знать: современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Многообразие материалов и техник (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды т д.). Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и пр.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Опыт творческой деятельности: создание коллективной работы в материале для украшения школы. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписанные доски и т д.)


Требования к уровню подготовки учащихся:

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что Учащиеся должны знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

Учащиеся должны уметь:

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);

- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

- владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).





Формы и средства контроля:


  1. Фронтальный опрос.

  2. Викторины, кроссворды.

  3. Художественно-практические задания.

  4. Конкурсы, выставки.












Тематическое планирование уроков ИЗО в 5 классе

1 час в неделю (всего 35 ч.)

№ п/п


№ в теме


Дата план.


Дата факт.


Тема урока


Материально-техническое, информационно-техническое обеспечение

Виды деятельности обучающихся


Древние корни народного искусства (8 ч.)

1

1

1-5.09


Древние образы

в народном искусстве.

Табл. с изображением знаков - символов. Предметы ДПИ (посуда, резьба, подносы).

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

2

2

8-12.09


Декор русской избы.

Слайд-фильм «Кижи» иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема. Элементы декоративного убранства русских изб.

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

3

3

15-19.09


Внутренний мир русской избы.

Примеры интерьеров крестьянского жилища.

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

4

4

22-26.09


Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Модели прялок XVII-XVIII вв., трафареты прялок различной формы.

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

Понимать, что декор не только

украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

5

5

29.09-03.10


Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Схемы - таблицы с мотивами орнаментов на полотенце. Вышитые полотенца.

Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

Осваивать навыки декоративного обобщения.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

6

6

06-10.10


Народный праздничный костюм.

Русская праздничная одежда (иллюстрации).

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора

женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северно-русского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.

7

7

13-17.10


Народные праздничные обряды.

Кустодиев « Сельская ярмарка», В. Суриков «Взятие снежного городка».

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.).

Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.

Разыгрывать народные песни,

игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.

Проявлять себя в роли знатоков искусства экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной,

декоративной и изобразительной деятельности.

Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.

8

8

20-24.10


Народные праздничные обряды (обобщение темы).



Связь времён в народном искусстве. (8 ч.)

9

1

27-31.10


Древние образы
в современных народных игрушках.

Плакаты: «Дымковские игрушки», «Деревянные игрушки».

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

10

2

10-14.11


Искусство Гжели.

Истоки и современное развитие промысла.

Плакат с гжельской росписью, трафареты, фрагменты гжельской росписи.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и

изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.


11

3

17-21.11


Искусство Гжели.

Истоки и современное развитие промысла.



12

4

24-28.11


Искусство Городца.

Истоки и современное развитие промысла.

Деревянные разделочные доски, иллюстрации с городецкой росписью.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.


13

5

01-5.12


Искусство Городца.

Истоки и современное развитие промысла.



14

6

08-12.12


Искусство Жостова.

Истоки и современное развитие промысла.

Иллюстрации с жостовской росписью, фрагменты росписи, трафареты.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.


15

7

15-19.12


Искусство Жостова.

Истоки и современное развитие промысла.



16

8

22-26.12


Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

Выставка работ учащихся.

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации

выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

Декор - человек, общество, время. (12 ч.)

17

1

12-16.01


Зачем людям украшения.

Иллюстрации одежда и убранство людей различных стран.

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.


18

2

19-23.01


Зачем людям украшения.



19

3

29-30.01


Декор и положение человека
в обществе.

Изображения фараонов, царицы Нефертити, маска фараона Тутанхамона.


Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно - прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно - прикладного

искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.


20

4

2-6.02


Декор и положение человека
в обществе.



21

5

9-13.02


Декор и положение человека
в обществе.



22

6

16-20.02


Одежда говорит
о человеке.

Иллюстрированный материал с изображением элементов костюма и орнаментов эпохи.


Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей

23

7

23-27.02


Одежда говорит
о человеке.



24

8

02-06.03


Одежда говорит
о человеке.



25

9

9-13.03


О чём рассказывают гербы и эмблемы.

Плакаты с изображением герба. Схемы - таблицы с основными элементами классических гербов.

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.

26

10

16-20.03


О чём рассказывают гербы и эмблемы.



27

11

30.03-03.04


Роль декоративного искусства
в жизни человека и общества.

Вернисаж.

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые художественные термины.

28

12

06-10.04


Роль декоративного искусства
в жизни человека и общества (обобщение темы).



Декоративное искусство в современном мире. (7 ч.)

29

1

13-17.04


Современное выставочное искусство.

Иллюстрации предметов декоративного искусства.

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов

деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного

декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства

30

2

20-24.04


Современное выставочное искусство.



31

3

27-30.04


Современное выставочное искусство.



32

4

04-08.05


Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.

Иллюстрации предметов декоративного искусства.

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

33

5

11-15.05


Создание декоративной работы в материале.


Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

34

6

18-22.05


Создание декоративной работы в материале.



35

7

25-29.05


Создание декоративной работы в материале.





































































































Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся:

Оценка "5"

-учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

-учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

-учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

-допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

-не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1"

-учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.





Перечень учебно-методических средств обучения:


  1. Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, М. Просвещение 2011.

  2. Павлова О. В. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, -Волгоград: Учитель, 2008. -286 с.

  3. Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978. - 136 с.

  4. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 98 с.

  5. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 112 с.

  6. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985. - 75 с.

  7. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. - СПб.: Акцидент, 1997. - 63 с.

  8. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. - СПб.: Акцидент, 1998. - 72 с.

  9. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 - 234 с.

  10. Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.

  11. Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

  12. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. - М.: Астрель: АСТ, 2005. - 68 с.


© 2010-2022