Рабочая программа по ИЗО в 7 классах (ФГОС)

Предлагаю разработки рабочих программ по ИЗО в 5,6,7 классах (ФГОС). Знаю многим очень нужно. Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образо­вания и авторской программой «Изобразительное искусство» (авторы Б. М. Неменский, JI. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. — М.: Просвещение, 2011). Цель программы — формирование художественной культуры уча­щихся, развитие художественного мышления, способности...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО: Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №20»

протокол № ____ ____________А.А. Терешко ____________Р. Д. Гера

«____» ______2014 г. «____» _______ 2014 г. «____»_______ 2014 г.

Руководитель МО ____________А.А. Терешко

_______С.Н. Полищук « ____» _______ 2014 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству («Изобразительное искусство»)

для 7А, 7Б, 7В классов

(II ступень обучения - основное общее образование)

на 2014-2015 учебный год





Программа составлена Полищук С.Н.,

учителем изобразительного искусства

высшей категории

___________ / С.Н. Полищук /




г. Норильск

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Человек, понимающий язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимает другие виды искусства.

Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым про­должением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняет­ся тот же принцип содержательного единства восприя­тия произведений искусства и практической творческой работы учащихся; принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого и последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения рассматриваются как выражение измене­ний ценностного понимания и видения мира.

Целью программы в 7 классе является дальнейшее изучение изобразительного искусства, в котором предпочтение отдается бытовому и историческому жанрам. Происходит знакомство с произведениями искусства, углубление композицион­ного и пространственного мышления учащихся, работа над художественно-творческими проектами. Главной задачей учителя становится задача пробуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов.

Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

  • формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

  • формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

  • формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

  • формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран в разные исторические эпохи, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности личности:

  • учиться анализировать произведения искусства бытового, исторического, религиозно-мифологического жанров, проявляя самостоятельность мышления;

  • творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении известных художественных произведений, а также работ учащихся.

Формирование художественных знаний, умений, навыков:

  • освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства, основ теории и истории изобразительного искусства;

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка;

  • формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 7 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений.


Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» под ред. Неменского Б.М. (Изобразительное искусство. Рабочие программы. ФГОС. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы/ [Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А., Питерских А.С.]. - М.: «Просвещение», 2011 г.). Основой рабочей программы для 7 класса является раздел «VII класс. Изобразительное искусство в жизни человека» (35 часов).

В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Изобразительное искусство» определено 1 час в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком в 7 классах 34 учебных недели: 34х1=34 часа, что на 1 час меньше, чем в авторской программе. Поэтому в рабочей программе на третью тему «Великие темы жизни» на 1 час меньше, чем в авторской (сокращен 1 час на проектную работу, так как ее можно выполнять во внеурочное время).

Рабочей программой предусмотрено проведение практических работ в количестве 25, вводных - 4 и обобщающих (уроков контроля) - 5.

Тематический план


Тема

Всего уроков

Вводные (теорети-ческие)

Практические работы /из них проектные

Обобщающие (уроки контроля)

В автор- ской

В рабочей

I

Изображение фигуры человека и образ человека

8

8

1

6

1

II

Поэзия повседневности

8

8

1

6

1

III

Великие темы жизни

12

11

1

9/5

1

IV

Реальность жизни и художественный образ

7

7

1

4/4

2


Всего

35

34

4

25/9

5

Особенности методики преподавания предмета «Изобразительное искусство»

В преподавании искусства недостаточно просто передавать знания, формировать умения и навыки. Искусство не только изучается, но и проживается. Оно дает ребенку возможность приобрести эмоци­онально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира.

Дидактическая модель обучения строится на следующих методах: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), игровой, частично поисковый (эвристический), продуктивный, репродуктивный метод, метод наблюдений, метод комбинирования, метод сравнения, метод анализа, метод повторений, метод наглядной демонстрации, метод предварительных работ, метод ограничений (во времени, в колорите), метод диалогичности.

Программой предполагается применение нетрадиционных методов обучения, характерных для предметов искусства: метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта де­тей; метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности; метод оформления работами учеников интерьера школы, класса; метод коллективных и групповых работ, метод педагогической драматургии, метод проектов.

Педагогические средства обучения определяются типом урока, характером содержания учебного материала, уровнем знаний, умений и навыков учащихся. На уроках изобразительного искусства используется такие средства обучения как беседа, рассказ, демонстрация наглядных материалов, анализ художественных произведений, упражнения, работа с дополнительными источниками информации по искусству, ведение словаря художественных терминов.

Таким образом, рабочая программа отображает механизм системно-деятельностного подхода, который заключаются в том, что:

- целью предмета становится не процесс, а достижение учащимися результата;

- в процедуру оценивания включается рефлексия, наблюдение за деятельностью учащихся;

- содержание материала урока подбирается с учетом развития у учащихся познавательной активности, художественного мышления, творчества, что позволяет каждому ученику реализовать в процессе обучения свои возможности;

- обращение к жизненному опыту учащихся;

- целенаправленно используются межпредметные связи для эффективного достижения целей.

В программе предусмотрено использование здоровьесберегающей технологии: физкультминутки, гимнастика для глаз и дыхания, игровые моменты, чередование разных видов и форм изобразительной деятельности, релаксационная музыка.

Также рабочей программой предусмотрено ведение учащимися словаря, куда записываются основные понятия и термины. Поэтому одной из форм контроля является словарный диктант, а также оценивается ведение словаря.

В рабочей программе предусмотрено 3 художественно-творческих про­екта: один - в 3 четверти, два - в 4 четверти (по программе Б. Неменского всего один проект в 4 четверти). Это позволяет добиться более глубокого понимания за­дач и роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследова­тельские и созидательные интересы учащихся. Дети также выполняют творческие работы о своем родном городе, например, на тему «Жизнь в твоем городе в прошлом». Таким образом, реализуется НРК.

В данной рабочей программе в четвертом разделе добавлена тема «Искусство плаката» для более полного понимания роли плакатного искусства в жизни человека.

Краткая характеристика 7-х классов

Большинство учащихся 7-х классов со средними реальными учебными возможностями. Учащиеся 7 «А» класса активны, любознательны, могут отстаивать свою точку зрения, к заданиям относятся творчески, доводят начатое дело до качественного завершения. В 7 «Б» классе почти половина учащихся имеют РУВ выше средних, проявляют повышенный интерес к предмету, четверо посещают художественную школу. Ученики 7 «В» класса могут работать как по образцу, так и по представлению, но не все проявляют настойчивость в доведении своей работы до высокого качества.

В каждом классе есть ученики с РУВ выше средних: в 7 «А» - 5 учащихся, в 7 «Б» - 6, в 7 «В» - 2. Для них программой предусмотрена возможность проявить себя, например, через участие в отчетных выставках, проектах, олимпиадах и конкурсах. Для слабых учащихся (1 ученик в 7 «А», 4 ученика в 7 «В», 1 ученик - в 7 «Б» классе) предусмотрены индивидуальные упрощенные задания (упражнения), карточки-образцы, технологические карты.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе изучения изобразительного искусства:

• в ценностно-ориентационной сфере:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- принятие мультикультурной картины современного мира;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

• в трудовой сфере:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

• в познавательной сфере:

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение;

    • умение воспринимать, оценивать и анализировать произведения искусства как основы формирования коммуникативных навыков.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета и дает возможность научиться:

• в познавательной сфере:

  • познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

  • определять истоки и специфику образного языка изобразительного искусства;

  • распознавать основные жанры изобразительного искусства;

  • различать по стилистическим особенностям изобразительное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVI-XVII веков);

  • выявлять в произведениях изобразительного искусства связь конструктивных, деко­ративных, изобразительных элементов;

  • осваивать основы изобразительной грамоты и образно-выразительный язык изобразительного искусства (на доступном для данного возраста уровне);

• в ценностно-ориентационной сфере:

- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать декоративно-прикладные искусства во всем многообразии их видов, осваивать мультикультурную картину современного мира;

- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;

• в эстетической сфере:

- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;

- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале изобразительного искусства;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

• в трудовой сфере:

  • создавать художественные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (выставки рисунков и плакатов);

  • владеть практическими навыками и приемами выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале художественных композиций.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема: «Изображение фигуры человека и образ человека»

Изображение фигуры человека в истории искусства

Пропорции и строение фигуры человека

Лепка фигуры человека

Набросок фигуры человека с натуры

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

Тема: «Поэзия повседневности»

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Сюжет и содержание в картине

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре

Тема: «Великие темы жизни»

Исторические и мифологические темы в изобразительном искусстве разных эпох.

Тематическая картина в европейском искусстве XIX в.

Процесс работы над тематической картиной

Библейские темы в изобразительном искусстве

Монументальная скульптура и образ истории города

Место и роль картины в искусстве XX века

Тема: «Реальность жизни и художественный образ»

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Искусство плаката. Конструктивное и декоративное в изобразительном искусстве

Зрительские умения и их значение для современного человека

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изоискусстве.

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре


Учебно-методический комплект

  1. Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс»/ под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.

  2. Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. - 2-е изд., стерео тип./ авт. - сост. О.В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2011.


Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью АРМ:

1

Мультимедийные учебные пособия

  1. Мировая художественная культура (2 части).

  2. Шедевры архитектуры.

2

Электронные энциклопедии

  1. 1000 художников

3

Электронные метод. пособия

  1. Рабочая программа. Тематическое планирование. Изобрази тельное искусство. 5-8 классы: Программа Б. М. Неменского.

4

Электронные справочники

  1. История искусства.

  2. Музыкальная энциклопедия.

5

Электронные сборники шедевров мирового искусства

  1. Сокровища мирового искусства.

  2. Мир музыки

6

Мультимедийные альбомы

  1. Искусство XX века.

7

Электронные приложения к журналу «Искусство»

  1. №16/2010; №18/2010; №22/2010; №5-8/2011; №9-12/2011; август 2011; сентябрь 2011; октябрь 2011; ноябрь 2011; декабрь 2011; январь 2012; февраль 2012; март 2012; апрель 2012.


© 2010-2022