- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по ИЗО в 7 классах (ФГОС)
Рабочая программа по ИЗО в 7 классах (ФГОС)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Полищук С.Н. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО: Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №20»
протокол № ____ ____________А.А. Терешко ____________Р. Д. Гера
«____» ______2014 г. «____» _______ 2014 г. «____»_______ 2014 г.
Руководитель МО ____________А.А. Терешко
_______С.Н. Полищук « ____» _______ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству («Изобразительное искусство»)
для 7А, 7Б, 7В классов
(II ступень обучения - основное общее образование)
на 2014-2015 учебный год
Программа составлена Полищук С.Н.,
учителем изобразительного искусства
высшей категории
___________ / С.Н. Полищук /
г. Норильск
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Человек, понимающий язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимает другие виды искусства.
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся; принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого и последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира.
Целью программы в 7 классе является дальнейшее изучение изобразительного искусства, в котором предпочтение отдается бытовому и историческому жанрам. Происходит знакомство с произведениями искусства, углубление композиционного и пространственного мышления учащихся, работа над художественно-творческими проектами. Главной задачей учителя становится задача пробуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов.
Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
-
формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
-
формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
-
формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
-
формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран в разные исторические эпохи, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формирование художественно-творческой активности личности:
-
учиться анализировать произведения искусства бытового, исторического, религиозно-мифологического жанров, проявляя самостоятельность мышления;
-
творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении известных художественных произведений, а также работ учащихся.
Формирование художественных знаний, умений, навыков:
-
освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства, основ теории и истории изобразительного искусства;
-
овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка;
-
формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 7 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» под ред. Неменского Б.М. (Изобразительное искусство. Рабочие программы. ФГОС. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы/ [Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А., Питерских А.С.]. - М.: «Просвещение», 2011 г.). Основой рабочей программы для 7 класса является раздел «VII класс. Изобразительное искусство в жизни человека» (35 часов).
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Изобразительное искусство» определено 1 час в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком в 7 классах 34 учебных недели: 34х1=34 часа, что на 1 час меньше, чем в авторской программе. Поэтому в рабочей программе на третью тему «Великие темы жизни» на 1 час меньше, чем в авторской (сокращен 1 час на проектную работу, так как ее можно выполнять во внеурочное время).
Рабочей программой предусмотрено проведение практических работ в количестве 25, вводных - 4 и обобщающих (уроков контроля) - 5.
Тематический план
№
Тема
Всего уроков
Вводные (теорети-ческие)
Практические работы /из них проектные
Обобщающие (уроки контроля)
В автор- ской
В рабочей
I
Изображение фигуры человека и образ человека
8
8
1
6
1
II
Поэзия повседневности
8
8
1
6
1
III
Великие темы жизни
12
11
1
9/5
1
IV
Реальность жизни и художественный образ
7
7
1
4/4
2
Всего
35
34
4
25/9
5
Особенности методики преподавания предмета «Изобразительное искусство»
В преподавании искусства недостаточно просто передавать знания, формировать умения и навыки. Искусство не только изучается, но и проживается. Оно дает ребенку возможность приобрести эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира.
Дидактическая модель обучения строится на следующих методах: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), игровой, частично поисковый (эвристический), продуктивный, репродуктивный метод, метод наблюдений, метод комбинирования, метод сравнения, метод анализа, метод повторений, метод наглядной демонстрации, метод предварительных работ, метод ограничений (во времени, в колорите), метод диалогичности.
Программой предполагается применение нетрадиционных методов обучения, характерных для предметов искусства: метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей; метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности; метод оформления работами учеников интерьера школы, класса; метод коллективных и групповых работ, метод педагогической драматургии, метод проектов.
Педагогические средства обучения определяются типом урока, характером содержания учебного материала, уровнем знаний, умений и навыков учащихся. На уроках изобразительного искусства используется такие средства обучения как беседа, рассказ, демонстрация наглядных материалов, анализ художественных произведений, упражнения, работа с дополнительными источниками информации по искусству, ведение словаря художественных терминов.
Таким образом, рабочая программа отображает механизм системно-деятельностного подхода, который заключаются в том, что:
- целью предмета становится не процесс, а достижение учащимися результата;
- в процедуру оценивания включается рефлексия, наблюдение за деятельностью учащихся;
- содержание материала урока подбирается с учетом развития у учащихся познавательной активности, художественного мышления, творчества, что позволяет каждому ученику реализовать в процессе обучения свои возможности;
- обращение к жизненному опыту учащихся;
- целенаправленно используются межпредметные связи для эффективного достижения целей.
В программе предусмотрено использование здоровьесберегающей технологии: физкультминутки, гимнастика для глаз и дыхания, игровые моменты, чередование разных видов и форм изобразительной деятельности, релаксационная музыка.
Также рабочей программой предусмотрено ведение учащимися словаря, куда записываются основные понятия и термины. Поэтому одной из форм контроля является словарный диктант, а также оценивается ведение словаря.
В рабочей программе предусмотрено 3 художественно-творческих проекта: один - в 3 четверти, два - в 4 четверти (по программе Б. Неменского всего один проект в 4 четверти). Это позволяет добиться более глубокого понимания задач и роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся. Дети также выполняют творческие работы о своем родном городе, например, на тему «Жизнь в твоем городе в прошлом». Таким образом, реализуется НРК.
В данной рабочей программе в четвертом разделе добавлена тема «Искусство плаката» для более полного понимания роли плакатного искусства в жизни человека.
Краткая характеристика 7-х классов
Большинство учащихся 7-х классов со средними реальными учебными возможностями. Учащиеся 7 «А» класса активны, любознательны, могут отстаивать свою точку зрения, к заданиям относятся творчески, доводят начатое дело до качественного завершения. В 7 «Б» классе почти половина учащихся имеют РУВ выше средних, проявляют повышенный интерес к предмету, четверо посещают художественную школу. Ученики 7 «В» класса могут работать как по образцу, так и по представлению, но не все проявляют настойчивость в доведении своей работы до высокого качества.
В каждом классе есть ученики с РУВ выше средних: в 7 «А» - 5 учащихся, в 7 «Б» - 6, в 7 «В» - 2. Для них программой предусмотрена возможность проявить себя, например, через участие в отчетных выставках, проектах, олимпиадах и конкурсах. Для слабых учащихся (1 ученик в 7 «А», 4 ученика в 7 «В», 1 ученик - в 7 «Б» классе) предусмотрены индивидуальные упрощенные задания (упражнения), карточки-образцы, технологические карты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе изучения изобразительного искусства:
• в ценностно-ориентационной сфере:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- принятие мультикультурной картины современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
• в трудовой сфере:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-
умение воспринимать, оценивать и анализировать произведения искусства как основы формирования коммуникативных навыков.
-
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета и дает возможность научиться:
• в познавательной сфере:
-
познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-
определять истоки и специфику образного языка изобразительного искусства;
-
распознавать основные жанры изобразительного искусства;
-
различать по стилистическим особенностям изобразительное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVI-XVII веков);
-
выявлять в произведениях изобразительного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов;
-
осваивать основы изобразительной грамоты и образно-выразительный язык изобразительного искусства (на доступном для данного возраста уровне);
• в ценностно-ориентационной сфере:
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать декоративно-прикладные искусства во всем многообразии их видов, осваивать мультикультурную картину современного мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
• в эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале изобразительного искусства;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
-
создавать художественные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (выставки рисунков и плакатов);
-
владеть практическими навыками и приемами выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале художественных композиций.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема: «Изображение фигуры человека и образ человека»
Изображение фигуры человека в истории искусства
Пропорции и строение фигуры человека
Лепка фигуры человека
Набросок фигуры человека с натуры
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
Тема: «Поэзия повседневности»
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре
Тема: «Великие темы жизни»
Исторические и мифологические темы в изобразительном искусстве разных эпох.
Тематическая картина в европейском искусстве XIX в.
Процесс работы над тематической картиной
Библейские темы в изобразительном искусстве
Монументальная скульптура и образ истории города
Место и роль картины в искусстве XX века
Тема: «Реальность жизни и художественный образ»
Искусство иллюстрации. Слово и изображение
Искусство плаката. Конструктивное и декоративное в изобразительном искусстве
Зрительские умения и их значение для современного человека
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изоискусстве.
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
Учебно-методический комплект
-
Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс»/ под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.
-
Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. - 2-е изд., стерео тип./ авт. - сост. О.В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2011.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью АРМ:
1
Мультимедийные учебные пособия
-
Мировая художественная культура (2 части).
-
Шедевры архитектуры.
2
Электронные энциклопедии
-
1000 художников
3
Электронные метод. пособия
-
Рабочая программа. Тематическое планирование. Изобрази тельное искусство. 5-8 классы: Программа Б. М. Неменского.
4
Электронные справочники
-
История искусства.
-
Музыкальная энциклопедия.
5
Электронные сборники шедевров мирового искусства
-
Сокровища мирового искусства.
-
Мир музыки
6
Мультимедийные альбомы
-
Искусство XX века.
7
Электронные приложения к журналу «Искусство»
-
№16/2010; №18/2010; №22/2010; №5-8/2011; №9-12/2011; август 2011; сентябрь 2011; октябрь 2011; ноябрь 2011; декабрь 2011; январь 2012; февраль 2012; март 2012; апрель 2012.