- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Статья Музей одного дня
Статья Музей одного дня
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Полунина М.А. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Музей одного дня
Учитель истории и культуры СПб
ГБОУ СОШ № 549
Полунина Марина Алексеевна
Красносельский район Санкт-Петербурга - один из самых отдаленных от центра города «спальных» районов, где отсутствует сеть государственных музеев. Подобные обстоятельства и желание воспитывать истинных петербуржцев - патриотов привели меня к идее изменить привычный взгляд на музей как на солидный и достаточно далекий «очаг культуры». Приблизить его к школе, к ребенку. Превратить в продукт совместного творчества. Так возникла идея создания Музея одного дня. Он собирается быстро, существует недолго, но оставляет след в памяти учеников. Краткость бытия позволяет экспонатам избежать позорной участи ненужного старья, забытого в пыли на полках.
Тематика такого музея может быть разнообразной. Важно было обсудить подробности с ребятами, чтобы они стали не просто исполнителями задачи, поставленной педагогом, но захотели взять на себя долю ответственности.
Итак, озвучивается идея - делаем музей. А какими экспонатами мы его наполним? Понятно, что посетителю должно быть интересно. Его все время должны подстерегать неожиданные открытия. А для этого нам самим придется что-то открыть для себя и суметь показать свои открытия другим людям.
Мы решили собрать вещи, которые хранятся в семьях школьников и которые хранят память о важных семейных событиях. Сформулировали тему музейной экспозиции: «Дорогие памяти вещи». Главное в нашем музее не официальные документы, а простые предметы, мелочи, сберегавшие домашнее тепло, память.
Чтобы материализовать эту идею, организовали «Дирекцию музея» из числа заинтересовавшихся школьников. В состав дирекции вошли директор музея и его заместитель (главный менеджер), собиратели коллекции (осуществляют поиск и сбор экспонатов), хранители коллекции (изготавливают информационные этикетки к экспонатам, следят за их сохранностью), дизайнеры (продумывают схему расположения экспонатов, оформления музея), художники-рестовраторы (следят за сохранностью экспонатов, подправляют экспозицию между посещениями групп экскурсантов). Самая многочисленная группа - экскурсоводы. Эти учащиеся составляют свои авторские тексты экскурсий используя небольшие рассказы, которые сопровождали экспонаты. Они же продумывают вопросы и задания к викторинам, которые после экскурсии предлагаются посетителям музея после внимательного рассматривания музейных экспонатов. Ответы на вопросы викторин проверяются организаторами выставки и через несколько часов вывешиваются на видном месте поздравления самым внимательным посетителям музея. Викторины - отличное завершение групповой экскурсии.
Дирекция музея собирается и начинает уточнять детали будущего мероприятия. Решительный шаг - объявление о сборе экспонатов. В классе это легче сделать устно, заодно ответить на вопросы, прореагировать, заинтересовать. Каждому классному руководителю вручается пригласительный билет и информативная листовка: куда приносить, кому, когда откроется музей и сколько времени будет работать. Непременная гарантия возврата собственности владельцу в целости и сохранности. При сборе экспонатов соблюдались правила музейной культуры: собиратели коллекции регистрировали экспонаты в специальной тетради, присваивали инвентарный номер каждому экспонату.
Экспонаты собраны. Пришло время составить окончательный план экспозиции: разделы (залы), их названия, схема размещения экспонатов. На очередном заседании дирекции обсуждаются все имеющиеся по этому поводу идеи, принимается решение. Дизайнеры оформляют экспозицию. Оформили несколько отделов: «Отдел редкостей», «Коллекции и коллекционеры», «Взвейтесь кострами», «Старая фотография», «Отдел Славы», «Книги детства».
Наш музей - это классная комната, превратившаяся в нечто удивительное с помощью тканей, бумаги, музыки. Заранее был составлен график посещения Музея одного дня.
Закрытие музея стало ярким событием как и открытие. В музей пригласили администрацию школы,организаторов музея, учащихся, которые представили экспонаты в музей, их родителей. Дирекция музея выступила с отчетом перед приглашенными, произошел обмен впечатлениями, зачитали самые интересные отзывы. В торжественной форме раздали экспонаты их владельцам в целости и сохранности и одновременно наградили призами.
Все. Музей закрытРебята получили ценный опыт общения с материальными памятниками, с людьми. Узнали много нового о мире, о себе. Место для создания нового музея свободно.