Разработка урока ИЗО в технологии ТРИИК на тему Одежда говорит о человеке

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе

Разработала Ю.Н. Осипова, учитель изобразительного искусства МАОУ «СОШ № 7» г Боровичи Новгородской области

на основе Технологии развития интеллектуально-информационной компетенции (ТРИИК)

Тема

Одежда говорит о человеке.

Цели и задачи

Предметные:

Познакомить учащихся с особенностями развития понятий красоты человека через века, с элементами, входящими в его образ, в том числе - одеждой, художественной ценностью образа, значением колорита в одежде.

Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных техник в работе: фломастеры, карандаши, мелки, аппликация, моделирование элементов в единое целое.

Метапредметные:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно);

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона - образа славянки); Коррекция; Оценка - регулятивные УУД.

Формирование познавательных УУД постановки и решения проблем.

Планирование учебного сотрудничества - коммуникативные УУД.

Личностные:

формирование навыков работы в группе при выполнении практических и творческих работ.

Самоопределение к учебной деятельности и развитие внутренней мотивации учения- личностные УУД.

Основное содержание

темы

Беседа о различии образа человека, его одежды в разные эпохи. Связь композиции костюма древних славян с народной архитектурой. Вариативность выполнения работы: использование разных техник рисования, аппликация элементов костюма с учётом любых знаний о славянском костюме: элементы одежды, цветовая символика…

Термины и понятия

Идеал красоты: симметрия, гармония, пропорция, целостный образ. Названия эпох в искусстве: античность, средние века, возрождение, рококо. Повторение изученных: женский костюм: рубаха (рубаха-долгорукавка, рубаха-сенокосица, жатвенная рубаха), сарафан, епанечка, душегрея, понева, запон, навершник. Головной убор: девичья повязка, венец, коруна, косник, кокошник, сорока, повойник.

Методы работы с информацией

Методы поиска информации, отбора и обработки, систематизации и хранения в виде продуктов художественно-творческой деятельности. Теоретические (выделение признаков) и эмпирические (наблюдение, опыт художественно-графической творческой деятельности) методы. Моделирование.

Информацией для детей на данном уроке является сообщение о различии идеалов красоты в разные эпохи. Что может говорить одежда как неотъемлемая часть образа, о человеке? Методами обработки этой информации будет: повторение, варьирование (формы, масштаба, способов выполнения), импровизация. Таким образом, использование указанных методов работы с информацией формирует регулятивное УУД (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; составление плана и последовательности действий), а также способности к решению задач с множественным решением.

Планируемый результат

Личностные умения:

Самоопределение в учебной и художественно-творческой деятельности - групповой, и индивидуальной.

Умение осознавать личностную значимость деятельности на уроке (развивать внутреннюю мотивацию учения).

Умение самоидентифицироваться как гражданин - хранитель традиционных национальных культурных ценностей.

Метапредметные умения:

Умение соотнести то, что уже известно и усвоено с тем, что еще не известно, выявить затруднения для постановки цели и способов её достижения.

Умение художественного прогнозирования (имея замысел увидеть его практическое воплощение - цельный художественный образ, рассчитать время для его выполнения).

Освоение способов: контроля (сличения с эталоном) с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекции и оценки - регулятивные УУД.

Умение ставить и решать проблемы - познавательные УУД.

Планирование учебного сотрудничества, (контроль, коррекция, оценка действий), умение формулировать вопрос - коммуникативные УУД.

Предметные умения

Художественные: умения: передавать элементы женского костюма, учитывая грамотное их расположение на фигуре. Умение комбинировать элементы костюма с соблюдением его композиции и колорита.

Выполнение аппликации образ современной женщины.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Предмет: Технология

Тема: аппликация

Предмет: История, история искусства

Информационный материал: беседа «Различие идеала человека в разные эпохи», «Одежда говорит о человеке».

Наглядный материал: народный костюм, его элементы, колорит - кукла в народном костюме, презентация «Различие идеала человека в разные эпохи», видеосюжет «Как менялся образ женщины в разные эпохи», ералаш.

Раздаточный материал: карточки с информацией о женских образах в разные эпохи, о том, что может рассказать одежда о человеке, вырезной материал для практической работы.

Фронтальная

Групповая

индивидуальная

Технология изучения темы


I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый

результат

Мотивировать

Обучающихся к учебной и художественно-творческой деятельности, помочь организовать их самоопределение через беседу и повторение предыдущих сведений о славянском женском костюме.

Тем самым нацелить детей на осознание себя как хранителя и продолжателя культурных традиций своего народа.


  1. Посмотреть презентацию, выслушать информацию об одежде и его обладателе. Обсудить и дать оценку с позиций выбранных критериев (повторить основные элементы женского славянского костюма, колорит).

  2. Выбрать из предложенных иллюстраций костюмов в славянском стиле наиболее понравившиеся.

Личностные умения:

- Самоопределение в учебной и художественно-творческой деятельности - групповой и индивидуальной.

-Умение самоидентифицироваться как гражданин и хранитель традиционных национальных культурных ценностей.

- Осознание личностной значимости деятельности на уроке.




П этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на знание, понимание, умение и методы работы с информацией

Планируемый

результат

Актуализировать имеющиеся знания и представления о женском костюме, его колорите на примере русского народного костюма.

Научить:

- соотнести то, что уже известно и усвоено с тем, что еще не известно, выявить затруднения для постановки цели и способов её достижения;

- моделировать;

- передавать элементы костюма, учитывая грамотное их расположение; -комбинировать элементы одежды, соблюдая колорит;

-строить композицию

по законам красоты и целесообразности, применяя усвоенные знания.

1. Подумайте, как много мы уже знаем о женском костюме для того, чтобы выполнить свою работу, и скажите, в чём у нас могут быть затруднения? Что нам нужно ещё узнать, чтобы наша аппликация получилась?

2. Моделирование образа с помощью учителя и группы учащихся-ассистентов.

3. Учащиеся класса по «цепочке» рассказывают, каким образом они будут создавать образ. Какую из предложенных технологий они будут применять: фломастеры, краски, мелки? Каким образом будут передавать колорит.

4. Рефлексия на то, что получилось. Формулировка вопросов учителю и ассистентам на понимание этапов и способов деятельности.

Умения:

-личностные (умение перевоплощения и самоопределения: Я - Мастер или подмастерье? Сохраняю или развиваю традицию?)

-познавательные (соотнести: знаю - не знаю, найти способы узнать, ставить и решать проблемы);

-коммуникативные (планировать учебное сотрудничество, умение формулировать вопрос);

-художественно-графические (колористические, композиционные умения);

-регулятивные (освоить способы сличения с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, способы коррекции и оценки).

Ш этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

(повтор, вариация, импровизация)

Планируемый

результат

Стимулировать интерес к женскому, в том числе, народному костюму, его особенностям, значении колорита.

Научить: прогнозировать, т.е. имея замысел - увидеть его практическое воплощение (цельный художественный образ), и рассчитывать время для его выполнения; применять полученные знания и освоенные способы действий в новых условиях на основе своего осознанного выбора.

Выполнить аппликацию «образ современной женщины» с элементами народного костюма на основе импровизации.

Освоить способы контроля (сличения с эталоном) с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекции и оценки - регулятивные УУД.


  1. Выбор варианта задания:

А) повторить элементы русского костюма по памяти и представлению;

Б) на основе уже имеющихся знаний варьировать элементы современного костюма, меняя цвет, ритм, композицию;

В) сочинить свой костюм, импровизируя знаки-символы и композицию.

  1. Выбор способа и форм деятельности: а) в группах; б) индивидуально в качестве подмастерья.

  2. Самоорганизация по выполнению аппликации «женщина в современном костюме»:

на основе целеполагания, прогнозирования, рассчета времени на выполнение замысла, рефлексии, коррекции и самооценки.

Выполнение аппликации в традициях русского костюма на основе импровизации.

Все виды умений:

Художественные ( композиция, владение материалом, колорит, декор, оформление)

познавательные (общеучебные, логические, знаково-символические, моделирование);

регулятивные (выбор цели и способов её достижения, прогнозирование и рассчет времени для воплощения творческого замысла, контроль и самоконтроль, коррекция и оценка);

коммуникативные (планировать учебное сотрудничество, управлять поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий - в группах);

личностные (осознать смысл, значимость и удовлетворенность результатом собственной художественно-творческой деятельности, как хранителя и продолжателя традиций своего народа).

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка

ученика

Результат

деятельности

Научить оценивать результат:

  1. С позиций выделенных критериев для оценки творческой работы (выполнение аппликации «женщина в современном костюме» с элементами русского народного костюма, как продукта деятельности).

  2. С позиций освоенности темы «Одежда говорит о человеке» (знаний, представлений, умений и способов художественно-творческой деятельности).

  3. С позиций удовлетворенности образовательным процессом и темпами собственного продвижения в художественно-творческой деятельности (был - стал, насколько быстро, успешно и комфортно).

  1. Задание на самоанализ:

а) Было ли интересно? Легко или трудно?

б) Чему мы научились?

в) В чем были затруднения? Как нашли способ их преодолеть?

г) Цель, которую ставили, достигли или нет? Насколько успешно и быстро продвигались?

д) Захочется ли дома рассказать кому-нибудь о том, что одежда может говорить о человеке? О том, как менялся образ женщины на протяжении веков?

2. Задание на самооценку:

а) оцените свою работу по нашим критериям творческой работы;

б) дайте оценку объема и качества ваших новых знаний и умений;

в) оцените своё усердие и работоспособность на уроке, инициативность и самостоятельность ваших действий.

личностный (осознание смысла, значимости своей художественно-творческой деятельности, собственного продвижения в ней, фиксация уровня удовлетворенности результатом своей творческой работы - выполнения аппликации, выполнения костюма или его элементов - как хранителя и продолжателя традиций своего народа).

Предметный и метапредметный (критериальный анализ продуктов учебной и художественно-творческой деятельности, их оценка с целью коррекции действий и алгоритмов деятельности для более успешного продвижения в освоении тематического содержания и УУД)

Самоанализ и самооценка

учителя


Соотнести результат с целью

Оценить результат

Цели темы

Ключевые умения, формируемые в рамках изучения темы

Констатировать факт соответствия или несоответствия полученного результата заявленной цели по выделенным критериям и показателям



© 2010-2022