Конспект урока изо, 6 класс Сатирические образы человека

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок изоискусства 6 класс

«Сатирические образы человека»

Программа Неменского 3 четверть

«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.»

Цель: (результат по содержанию)

- Обучающиеся будут иметь представление о приемах художественного преувеличения и разновидностях карикатуры.

Цель: (результат по способу деятельности)

- Обучающиеся научатся создавать карикатурные образы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- научатся определять понятия, художественные термины;

- знакомятся с приемами преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны;

- проявляют положительное отношение к юмору;

- научатся приемам художественного преувеличения, отбирать детали, «обострять» образы.

Метапредметные:

- научатся определять цель и проблему учебной деятельности;

- научатся соблюдать нормы коллективного общения, планированию деятельности в учебной ситуации;

- научатся определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели:

- научатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;

- учатся поддерживать товарища, выдвигать версии, работать по плану.

Личностные:

- проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность;

- осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают;

- понимают эмоциональное состояние других людей; идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливают свое поведение.

Материалы для учащихся:

Карандаш графитный, цветные карандаши или маркеры, альбом.

Оборудование для учителя:

Проектор, экран, компьютер.

Зрительный ряд:

Иллюстрации из журналов и газет с карикатурными образами людей.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

- по источникам знаний: проблемно-поисковый, наглядно-практический.

- по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

- по степени взаимодействия: беседа + самостоятельная работа,

метод поэтапных открытий, единства восприятия и созидания, диалогичность; метод индивидуально-групповых работ.

Принципы:

- постоянной связи с жизнью через привлечение личного эмоционального и визуального характера;

- единства формы и содержания.

Основные понятия и термины:

Карикатура, шарж.

Ход урока.

1. Актуализация (содержательная).

2. Мотивационно целевой этап.

Результат: обучающиеся осознают роль карикатуры в жизни современного общества.

- Попробуйте догадаться, как это стихотворение связано с целью нашего урока.

Мои друзья - загадка для меня:

Мы сверстники, погодки, - почему же

Я лучше становлюсь день ото дня,

А вот друзья день ото дня все хуже?

Тот оплешивел, этот окривел,

Тот с зонтиком, у этого калоши.

Собачки, дачки, карты - их удел.

Мои друзья - плохие. Я - хороший.

Владимир Лифшиц

Вопрос: К какому жанру вы отнесете данную пародию к - лирике или сатире?

Почему авторы этих строк утрируют некоторые черты характе­ра своих героев? Для чего это нужно? Чего они достигают таким приемом? (Ответы учащихся.)

Вспомните знакомые вам смешные, сатирические образы лите­ратурных персонажей, театральных пьес, кинофильмов. А прихо­дилось ли вам самим придумывать безобидные, но смешные дру­жеские стишки для своих знакомых? Как они называются? (Куплеты, юморески, басни)

Как называются смешные песенки? (Частушки)

Свои зрительные и ассоциативные впечатления смешных обра­зов вы попробуете сегодня воплотить в рисунке.


  1. Что такое жанр сатиры?

  2. Зачем нужен сатирический жанр?

  3. Какие вы знаете разновидности карикатуры?

  4. Какие вы знаете приемы художественного преувеличения?

  5. Что такое, шарж?

  6. Что является главным в шарже?

Запрос цели: значит, что нам сегодня надо узнать?

Узнать о приемах преувеличения и разновидностях карикатуры.

3. Изучение нового материала.

Работа с презентацией.

Карикатура (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать).

  • Сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.

  • Жанр изобразительного искусства (обычно графики, но необязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.

  • По тематике различается: политическая карикатура, социальная, бытовая.

  • Карикатура - одно из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времен служила определенным методом самоутверждения над обидчиком. Так насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д.

Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок.

  • Лубок - это народная картинка. Ее иначе еще называли «фряжской» (иностранной). Позже их называли потешными листами. И лишь в середине 19 века из стали называть лубками.

  • В лубке никогда не было горя и плача. Он никого не обличал. А лишь веселил и радовал.

Гротеск.

  • Художественный образ, стиль или жанр, основанный на фантастике, смехе, контрасте и причудливом сочетании фантастического и реального.

  • Гротеск появился в Древней Греции и широко используется в различных видах современного искусства.

Политическая карикатура

  • В России карикатура получила особое признание с 19 столетия.


  • Развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой.

  • Сначала карикатура печаталась в журналах, а позже появились и сатирические журналы.

Шарж

  • Делается на людей к которым автор относится очень хорошо, с уважением. Смех его чисто приятельский. В нем не позволяется подчеркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство.

  • В шарже должно содержаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика с остроумным и комическим преувеличением характерных черт.

  • Необходимо соблюдать чувство меры и правды.

Приемы создания должны слишком дружеских шаржей

  • Не должны слишком отличаться от оригинала.

  • За любым преувеличением должен угадываться конкретный образ.

Особенности работы над карикатурой и шаржем.

Учитель.

Человек - основной персонаж карикатуры. Он бывает изобра­жен в ней в самых различных положениях - он может лежать, си­деть, бежать или прыгать, выполнять различные работы. В процес­се создания карикатур такие фигуры лучше первоначально набра­сывать схематичными, чтобы острее почувствовать движение, а затем уже их «одевать» (причем без излишних подробностей).

Педагогический набросок на доске.

Карикатурист должен упорно тренировать зрительную память, так как ему более чем другим художникам приходится работать по памяти и по представлению. Для тренировки полезны два способа. Первый - постоянно де­лать быстрые наброски с натуры, когда художнику приходится пе­редавать только главное. Второй - постоянно работать по памяти, то есть повторять по памяти свои «академические» рисунки по инструкции рисунка головы, которая лежит у каждого на столе.

Один из труднейших компонентов - лица персонажей с их ха­рактерными индивидуальными чертами, выражением, мимикой. Решая эту задачу, следует особенно много приложить старания, непрерывно делая наброски различных типажей с натуры, остро подмечая характерные черточки.

Лицо каждого человека своеобразно и неповторимо, поэтому нужно внимательно вглядываться в объект изображения, находя главное и отличительное, что потом следует подчеркнуть. Зарисо­вывать следует так, чтобы человек не подозревал об этом, не пози­ровал.

Создавая сатирический образ, можно преувеличить характерный абрис головы.

Показ педагогического рисунка на доске: квадрат, круг, трапеция, груша, яблоко, слива,

Можно преувеличить некоторые черты лица: нос, рот, глаза (показ педагогического рисунка на доске разных форм и черт лица).

Можно придать образу причудливость (фантастичность).

Показ педагогического рисунка на доске

Педагогический рисунок карикатуры на доске.

4. Творческая практическая деятельность.

Учитель. Сегодня на уроке перед вами стоит задача: выпол­нить рисунок с изображением сатирического образа литературного героя.

  1. Сделайте сатирический рисунок на любого литературного героя, преувеличив его характерные качества.

  1. Попробуйте выполнить дружеский шарж на своего товарища.

  2. Придумайте и нарисуйте в нескольких линейных рисунках юмористический рассказ из жизни ребят во дворе и школе.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

VI. Итог урока.

1.Выставка работ учащихся.

Приложения.

  • Рыдает дуреха

Как будто ей плохо.

Бьет ножкой об пол.

Так долго кричала,

Что всех напугала.

  • Вдруг заходит прямо в класс

Кто -то к нам лохматый.

Может это дикобраз

Заглянул к ребятам.

  • На переменку Костик спешит.

Кто пред напором таким устоит?!

Он как олень бежит молодой,

Дети обходят его стороной.

  • Рассуждает печально Андрюша-

«Грустно в школе мне без игрушек.

Может мне телефончик взять?

И под партой с ним поиграть.»

  • Сидит за партою Федот

И вкусный пирожок жует.

Его учитель вызывает.

Федот ему не отвечает.

Федот ты зря набил едою рот!

  • Ваня сидит за тарелкой с картошкой.

Вид у него недовольный и грустный.

«В школе поем, а пока не хочу!

Зря за столом я так долго торчу!

Ваня, в школу голодным ходить не годится!

  • Лена открыла портфель и застыла:

Она учебник забыла!

А вы , друзья, совет примите,

В портфель все с вечера сложите.

  • В доме свет погас,

А девочки Кристинки

От страха слезинки

Закапали из глаз.

М.Е. Салтыков - Щедрин. «Дикий помещик»

Образ князя Урус - Кучум - Кильдибаева.

«И вот он одичал. Хоть и время наступило уже осень и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний человек, а ногти у него сделались, как железные… ходил же больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и удобный»


© 2010-2022