Эссе «Моя педагогическая философия»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе учителя изобразительного искусства

Точилиной Татьяны Владимировны на тему:

«Моя педагогическая философия»



«Искусство - это попытка создать рядом

с собой еще один мир, только более человечный»

Д. Дидро


Во все времена школа обучала, развивала,воспитывала. Каждый педагог, уважающий себя и любящий свой предмет, старается привить эту любовь своим ученикам. Тем не менее, у каждого школьного предмета своя специфика, а у каждого ребенка тоже «свои», присущие только ему, способности.

Например, математика развивает способность к логическому мышлению,иностранный язык - к механическому запоминанию. Наша общепринятая оценочная система требует: решил задачу - «5», не решил - «2»; выучил стихотворение - молодец, не выучил - плохо. И дети, и родители, и учителя давно приняли эту систему, считают ее привычной.

Но, на мой взгляд, несколько школьных дисциплин, должны преподаваться и оцениваться несколько иначе, чем все остальные. Это музыка, технология и изобразительное искусство. Свою точку зрения попробую обосновать на примере уроков изобразительного искусства.

Рисующие дети - маленькие творцы своего мира. Ребенок рисует то, что видит вокруг себя, что чувствует, что подсказывает ему фантазия. В отличие от взрослых, ребята больше рисуют по воображению, свободно фантазируя и, в то же время, своеобразно, но реально отражая мир. Процесс творчества развивает мышление детей, приносит радость и душевное равновесие. Рисование побуждает ребенка думать и тем самым активизирует мысль,развивает пространственное мышление, учит образному видению мира. Однажды я невольно стала свидетелем разговора двух мальчишек-дошколят, которые, глядя в небо, рассматривали облака. Один из них говорит другому: «Смотри, это облако похоже на гриву льва. Вон та тоненькая беленькая полосочка - его хвост, а в конце полосочки как будто кусочек ваты». Другой посмотрел на небо, затем на своего собеседника, потом снова на небо, но, как я поняла, так и не увидел там никакого льва, он видел там всего лишь облака.

Прошли годы. Теперь я веду у этих мальчишек уроки изобразительного искусства. Я знаю, что творчеству нельзя научить, потому что это процесс, а не конечный результат. Именно поэтому процессу творчества можно или мешать, или способствовать. В процессе рисования мальчик, видевший в облаках всего лишь облака, стал наделять их определенным характером. На двух одинаковых пейзажах именно изображенные им облака передают разное настроение.

Секрет детского творчества в том, что дети гораздо эмоциональнее взрослых. Они более внимательно присматриваются к окружающему их миру.

Своим обостренным чутьем дети полнее познают в человеке отношение к ним, к другим людям, искренность, доброту; чувствуют злобу. Дети эмоциональнее. Они могут быть и слишком жестоки, и до слез добры. Поэтому рисунки детей искреннее, чище, правдивее, откровеннее, чем у взрослых. В них нет надуманности, нарочитости, фальши. Все дети рождаются талантливыми в той или иной области искусства. Бездарность ребенка - результат отсутствия воспитания, отсутствия заботы о нем. Нет ни

одного ребенка дошкольного или младшего школьного возраста, который не любил бы рисовать. Через свои работы дети самовыражаются, им не важно - правильно или неправильно, с точки зрения ли художественных канонов создан их рисунок или нет. Дети не видят недостатков в своих рисунках, им нравится и сам процесс рисования, и конечный результат. В этом-то и есть счастье детского творчества. Главное - не мешать ребятам в дальнейшем самовыражаться и получать удовольствие от процесса рисования.

Как учитель изобразительного искусства я ставлю перед собой две задачи:

1) учить рисовать правильно, подсказывая решения и приемы работы с теми или иными материалами;

2) помогать реализовывать творческие порывы менее способных учащихся, давая им возможность реализовывать себя в рисунке.

Много талантливых и художественно одаренных учеников! Работать с ними одно удовольствие. Но часто бывает совсем другой случай: отличник, но, к сожалению, совершенно не имеющий способностей к рисованию, на уроках поначалу пытался увильнуть от начатой в классе работы, забирая домой доделывать рисунки, а на следующее занятие приносил новую, явно не его рукой созданную работу. Складывалось ощущение, что с мальчиком до меня уже поработали «грамотные педагоги» и отбили у ребенка всякое желание рисовать. Ругать - глупо, ставить низкие оценки - не на много умнее. На самом деле учить рисовать достаточно сложно, но еще труднее переучивать рисовать. И если отбить охоту к рисованию можно одной неосторожной оценкой или возгласом, то обратный процесс может затянуться на годы.

Я стремлюсь научить детей тому, что знаю сама. Детей надо увлекать, заинтересовывать, чтобы они стремились к лучшему, чтобы они впитывали в себя все самое позитивное, прекрасное. Такую возможность развития личности и дают нам уроки искусства.

Современный образовательный процесс требует от учителя современного подхода к личности ученика. Развитие творческой деятельности - одна из основных составляющих образовательного процесса. Когда я смотрю на уже готовые детские рисунки на выставках, любуясь красивыми переливами красок, игрой света, то понимаю, что эти дети пытаются перенести увиденное вокруг на бумагу, выразить свои чувства, эмоции, свое отношение к окружающему миру. Необыкновенно выглядят пейзажи, где изображения создается акварелью и гуашью.

Я благодарю своих коллег, верящих и в того ученика,который так и не научился красиво рисовать. Но у него появился вкус к рисованию.

Так давайте же не лишать детей возможности создавать свой, более человечный, мир при помощи искусства!

© 2010-2022