- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по искусству (ИЗО И музыка) для 9 класса
Рабочая программа по искусству (ИЗО И музыка) для 9 класса
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Харматуллина Л.Ф. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
№ урока | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Календарные сроки по плану | Фактические сроки проведения урока | Планируемые результаты освоения материала
| Вид контроля, измерители | |||||||||||
Знать | Уметь | Общие учебные умения, навыки и способы деятельности | |||||||||||||||
Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 ч) I четверть | |||||||||||||||||
1 | Искусство и власть. | 1 | 03.09 |
| Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет. Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы). настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
| Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть. Выявлять сходство и различия этих образов. Называть общие черты. Высказывать свое отношение к различным художественным образам. Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств.
| Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде. | Текущий контроль, опрос | |||||||||
2 | Вечные темы и великие исторические события | 1 | 10.09 |
| Произведения наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества в русском искусстве. настенная живопись (панно, мозаики, граффити). | Понимать ценность худ.образования как средства духовно - нравственного развития личности. | Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей. | Текущий контроль, дифференцированные задания | |||||||||
3 | Искусство Великой Отечественной войны. | 1 | 17.09 |
| Тема войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Поднятие духа народа в искусстве (живопись, плакаты, песни). Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников. Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). | Уметь понимать общность и специфику восприятия художественного образа в разных видах искусства. Оценивать, сопоставлять, феномены культуры и искусства.
| О внушающей силе плаката | Текущий контроль, эскиз лаката | |||||||||
4 | Какими средствами воздействует искусство? | 1 | 24.09 |
| Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, цвет, тон, интонация. Форма и фактура в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Произведения поэтов и писателей XIX- XXI вв. Форма, ритм, и интонация в поэзии В. Маяковского. Анализ картины Боттичелли «Весна». Прослушивание концерта «Весна» Вивальди. Анализ произведения.
| Использовать приобретенные знания и для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. | Анализ опираясь на средства художественной выразительности | Текущий контроль, опрос | |||||||||
5 | Средства музыкальной выразительности. | 1 | 01.10 |
| Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально- симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии. Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Анализ картины Боттичелли «Весна». Прослушивание концерта «Весна» Вивальди. Анализ произведения.
| Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох.
| Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа | Текущий контроль, дифференцированные задания | |||||||||
6 | Храмовый синтез искусств.
| 1 | 8.10 |
| Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
| Оценивать, сопоставлять, анализировать культурные памятники и явления. Определять собственное отношение к произведениям искусства. | Создание эскиза для граффити. | Текущий контроль,эскиз | |||||||||
7 | Виды храмов разных конфессий | 1 | 15.10 |
| Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). | Оценивать, сопоставлять, анализировать культурные памятники и явления. Определять собственное отношение к произведениям искусства. | Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа | Текущий контроль, Составление схемы | |||||||||
8 | Синтез искусств в театре | 1 | 22.10 |
| Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.). | Анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; использовать приобретенные знания и для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. | Работа со справочниками, словарями. | Мини -проект «Синтез искусств». | |||||||||
9 | Синтез искусств в кино, на телевидении. Обобщение темы. | 1 | 29.10 |
| Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Фрагменты фильмов (С.М.Эйзенштейн «Броненосец Потемкин», С.П.Урусевский «Летят журавли» и др.). Мастера кино (С.М.Эйзенштейн, А.П.Довженко, Г.М.Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности. | Эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальное произведение. Устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
| Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа | Анализ, письменная работа | |||||||||
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 ч) II четверть | |||||||||||||||||
10 | Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? | 1 | 12.11 |
| Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Художник-творец-гражданин - выразитель ценностей эпохи. Использование иносказаний в живописи символистов.«Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича, 93 «Герника» П. Пикассо и др. | Оценивать этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла. | Анализ явлений современного искусства (изобразительного и музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения. | Творческая работа. Разработка и проведение конкурса «Музыкаль-ные пародии». | |||||||||
11 | Предвидение как форма утверждения духовных ценностей | 1 | 19.11 |
| Уникальное искусство Ван Гога, теория влияния цвета В.Кандинского. Предсказания писателей - фантастов Ж.Верна, А.Беляева. | Анализировать и объяснять художественные явления; Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения | Анализ картины | |||||||||
12 | Предсказание в искусстве. Образы фантастики | 1 | 26.11 |
| Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Кинофильмы: «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
| Анализировать и объяснять художественные явления; Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства. | Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа | Интерпритировать картину К. Юона «Новая планета» с позиции сегодняшне-го дня. | |||||||||
13 | Художественное мышление в авангарде науки. | 1 | 03.12 |
| Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов и писателей. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя). Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе - по выбору учителя).
| Устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов. | Анализировать полученные знания и делать по ним выводы | Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства. | |||||||||
14 | Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности | 1 | 10.12 |
| Понятие массовой и элитарной культуры. Характерные черты направлений в современной музыке. Молодежные субкультуры. Понятие рок-музыки, ее особенности. Группы 80-90-х гг.Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.). | Анализировать и объяснять художественные явления. Определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства. Устанавливать несложные реальные связи и зависимости. | Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа | Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка» | |||||||||
15 | Научный прогресс и искусство. | 1 | 17.12 |
| Научный прогресс в музыке: Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.).Авангардная музыка: додекофония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Ч. Айвз). Рок - музыка.
| Оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены науки, культуры и искусства. | Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа | Создание компьютер-ного монтажа фрагментов музыкаль-ныхпроизведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса». | |||||||||
16 | Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве. | 1 | 24.12 |
| Научный прогресс и архитектура. Бионика - основа новой архитектуры. | Оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены науки, культуры и искусства. | Создать изобразительную композицию, которая ассоциировалась бы со знаковым музыкальным произведением. | Работа с иллюстра-циями | |||||||||
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция искусства (11 ч) IIIчетверть | |||||||||||||||||
17 | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. | 1 | 14.01 |
| Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов) Связь архитектуры и дизайна в современной культуре. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. | Понимать выражение общественных идей в художественных образах окружающей среды. | Давать определение понятиям. Составлять конспект
| Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания.
| |||||||||
18 | Архитектура: планировка и строительство городов. | 1 | 21.01 |
| Формирование окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой в разные эпохи. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.).Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), | Анализировать архитектурные строения, оценивать их художественные особенности, определять вид и стиль, высказывать о них собственное суждение.
| Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа | Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой. | |||||||||
19 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
| 1 | 28.01 |
| Формирование красивой и комфортной среды обитания - задача дизайна. Стили в дизайне интерьера и архитектуре. Искусство и мода. Дизайн одежды. Дизайн как символ современной цивилизации. Художественные и научные основы дизайна. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
| Анализировать и объяснять художественные явления. Устанавливать несложные причинно-следственные связи и зависимости. Выявлять стилевые признаки. | Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа | Фоторепортаж «Ладшафт-ный дизайн моего сада». | |||||||||
20 | Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. | 1 | 04.02 |
| Книжный переплёт как вид декоративного искусства. Первые книги и книги современности. Синтетичность искусства книги. Стилевое единство текста и изображения. Творчество И.Билибина. | Понимать основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства. Овладеть умением оценивать художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; | Обсуждать вопросы урока. Решать познавательные задачи
| Выполнение проекта. | |||||||||
21 | Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. | 1 | 11.02 |
| Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Роль музыки в звуковом и «немом» кино. «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского,. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). | Понимать специфику музыки как искусства. Эмоционально- образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. | Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа | Традиционный контроль | |||||||||
22 | Арттерапевти-ческое воздействие музыки. | 1 | 18.02 |
| Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений - по выбору учителя). Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя). | Понимать специфику музыки как искусства. Эмоционально- образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. | Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. | Эссе «Музыка помогает мне жить» | |||||||||
23 | Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Клип, монтаж в кино. | 1 | 25.02 |
| Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники - мастера российской и зарубежных школ. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ. Рекламные видеоклипы. | Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства. Использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. | Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа | Мини - проект «Фотохудожники Татарстана» | |||||||||
24 | Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. | 1 | 04.03 |
| Синтез искусств в кино. Специфика киноизображение. Документальный фильм.:«Воспоминания о будущем» X. Райнла Коллективный процесс творчества в кино и на телевидении. Кинофильм «Гарри Поттер» К. Коламбуса Музыка в кино и на телевидении. Знаковые фигуры отечественного кинематографа. «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, | Определять собственное отношение к произведениям искусства. | Обобщение собранного материала в форме альбома, доклада или компьютерной презентации. | Творческая работа | |||||||||
25 | Специфика изображений в полиграфии. | 1 | 11.03 |
| Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В.Лебедев,В.А.Фаворский, Т.А.Маврина и др.). | Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала. Анализировать средства выразительности художника-графика. | Работа с источниками информации (чтение, конспектирование) | Оформление пригласительного билета, поздрави-тельной открытки, с использованием средств компьютерной графики.
| |||||||||
26 | Единство стиля в материальной и духовной культуре. | 1 | 18.03 |
| Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов.«Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, Кинофильмы 40-50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
| Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно- ориентирующей). | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения. | Составление мини-проектов по теме. | |||||||||
IV четверть: | |||||||||||||||||
27 | Традиции и новаторство в искусстве (по эпохам). | 1 | 01.04 |
| Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов. «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
| Определять собственное отношение к произведениям искусства.
| Обсуждать вопросы урока. Решать познавательные задачи
| Участие в обсуждении вопросов темы.
| |||||||||
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя (7 часов) | |||||||||||||||||
28 | Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому. | 1 | 08.04 |
| Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе - по выбору учителя). | Оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства. Определять собственное отношение к произведениям искусства. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения
| Творческая работа | |||||||||
29 | Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы | 1 | 15.04 |
| Информационное богатство искусства. Разнообразие взглядов на роль искусства и творческой деятельности.. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).
| Определять собственное отношение к произведениям искусства. | Работа с источниками информации (чтение, конспектирование) | Анализ произведе-ния искусства | |||||||||
30 | Мышление научное и художественное. | 1 | 22.04 |
| Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера. | Определять собственное отношение к произведениям искусства. | Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа | Составление словарика по теме | |||||||||
31 | Вопрос себе, как первый шаг к творчеству. | 1 | 29.04 |
| Красота творческого озарения. Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин)
| Уметь формулировать и отстаивать свою позицию в дискуссиях. Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).
| Обсуждать вопросы урока. Решать познавательные задачи | Участие в обсуждении вопросов темы.
| |||||||||
32 | Красота творческого озарения. Информационное богатство искусства. | 1 | 06.05 |
| Информационное богатство искусства. Разнообразие взглядов на роль искусства и творческой деятельности. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
| Оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства. Определять собственное отношение к произведениям искусства. | Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа | Составление мини-проектов по теме. | |||||||||
33 | Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе у человека | 1 | 13.05 |
| Информационное богатство искусства. Разнообразие взглядов на роль искусства и творческой деятельности. Известные поэты и писатели. Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке. | Определять собственное отношение к произведениям искусства. Уметь формулировать и отстаивать свою позицию в дискуссиях. | Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. | Участие в дискуссии | |||||||||
34 | Защита проектов. | 1 | 20.05 |
| Поиск, систематизация и обработка информации. Создание и защита творческого проекта по выбранной теме. Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. | Овладевать основными формами публичных выступлений. | Уметь мотивированно организовать свою познавательную деятельность; осуществлять поиск и критический отбор нужной информации; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; владеть основными формами публичных выступлений. | Защита проектов |
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа разработана на основе
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г.№ 1089;
-
базисным учебным планом МБОУ «Князевская СОШ», составленным на основании приказа Министерства образования и науки РТ от 09.07.2012 года № 4154\12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы основного образования».
-
авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.
Программа рассчитана на 34 часов(1 час в неделю). Предмет входит в гуманитарную образовательную деятельность. Курс- интегрированный.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.
Содержание программы дает возможности реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, дпи, архитектуры и дизайна, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, дпи, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование учений и навыков художественного самообразования.
Специфика программы. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом все науки» (Л.В.Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.
Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.
На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п.-становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с уч-ся.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, математики, технологии, информатики.
Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и уч-ся.
В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).
Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 9 класса:
- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Предполагаемые результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
- освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
- знание основных закономерностей искусства» усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
Выпускники научатся:
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
- оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Требования к уровню подготовки учащихся IX класса
-
представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;
-
понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
-
ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
-
понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
осуществлять самостоятельный поиск и обработку" информации в области искусства, используя современные технологии;
-
выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
-
использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности,
при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
Содержание курса.
9 класс.
Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература. Произведения поэтов и писателей XIX- XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников. Песни военных лет и песни на военную тему.
Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Художественно-творческая деятельность учащихся:
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.
Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал:
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их
художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,
93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).
Музыка. Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.
Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений - по выбору учителя). Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор).
Экранные искусства, театр. «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя). Кинофильмы 40-50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).«Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 7часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал:
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев - из программы по литературе по выбору учителя). Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе - по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся: Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.