Урок по изобразительному искусству на тему Разработка композиции иллюстраций книг

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 6

Урок № 20. Дата:

Раздел: Композиция.

Тема: Разработка композиции иллюстраций книг.

Практическая работа: Выполнение эскиза обложки и книжной иллюстрации.

Цели урока:

Образовательные: Расширить знания о книжной графике, познакомить с основными требованиями художественного оформления книг. Раскрыть представление о роль художника в оформлении книги.

Развивающие: Развивать творческую фантазию и воображение при создании книжной иллюстрации. Формировать умения самостоятельно выполнять композиции иллюстрации, выделять главное в рисунке.

Воспитывающие: Воспитывать положительное отношение к литературному наследию. Развивать эстетический вкус. Привить любовь и уважение к книге как виду искусства.

Оборудование: Иллюстрации, детские книги, альбом, краски.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения: беседа, наглядно-иллюстративный, практический

Ход урока.

1.Организационная часть. Приветствие. Проверка явки учащихся, заполнение классного журнала; проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу, доведение до учащихся темы и плана урока.

2.Актуализация.

Сегодня мы поговорим об истории создания книги и особенностях ее оформления.

-Кто из вас знает, когда начали печатать книги?

- Что такое искусство оформления книги?

3. Сообщение новых знаний.

В XV веке впервые начали печатать книги.

- В 1563 году на средства царской казны в Москве была открыта типография, во главе которой встал Иван Федоров - дьякон церкви Николая Чудотворца Гостунского, он был ученым-просветителем, и изобретателем, и художником, а главное - творцом замечательных книг. Не случайно именно его считают русским первопечатником.

К трудному делу создания в Москве Печатного двора, которое было ему поручено, он приступил без промедления: сам сконструировал типографский станок, собственноручно из дерева вырезал красивый славянский шрифт - полуустав.

Книга Ивана Федорова - настоящий шедевр книжного искусства.Заставки, концовки, буквицы, рисунки букв, гравюры - все выполнено на высочайшем уровне и не уступает западноевропейским изданиям того времени.

- Что такое искусство оформления книги?

- Книга - это синтез художественного слова и изобразительного искусства, осуществленный средствами полиграфии. Книга - памятник культуры определенного времени, как и любое произведение искусства.

Благодаря труду и таланту многих поколений замечательных художников появилось искусство книги. Все элементы книжного оформления, расположенные внутри книги, а также внешние элементы создают целостное произведение искусства.

В XX веке возникает такое понятие, как «дизайн книги». Дизайнер может использовать готовые типографские знаки и шрифты как средства художественной выразительности.

Но особенно велика роль творчества художника, когда он выполняет внешние элементы оформления книги (суперобложка, переплет или обложку), форзац и различные элементы оформления в нутрии книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитулы, иллюстрации).

Иллюстрация - изображение, поясняющее текст.

Авантитул - первая страница после форзаца, где помещают название (заглавие), фамилию автора, наименование издательства. Авантитул встречается в основном в роскошных изданиях.

Титул размещается на правой нечетной половине первого разворота.

Шмуцтитул - помещается перед какой-либо частью книги. Может сочетать шрифт, орнамент, реалистическое или абстрактное изображение.

Форзац - лист бумаги, скрепляющий переплет с книжным блоком. Может быть белым, украшенным орнаментом или рисунком.

Переплет - твердое покрытие книги.

Выделяют четыре типа оформления обложки: шрифтовой, орнаментальный, символический и сюжетно-тематический.

Сегодня на уроке вы попробуете быть художниками оформителями обложек.

Обложка - это бумажное покрытие книжного блока. Традиционным материалом обложки является плотная бумага. Существует множество способов декоративного оформления книги. Некоторые технологии и материалы используются только при изготовлении дорогих эксклюзивных книг. Кожаный переплет, золотой обрез свидетельствуют о высоком классе издания. Другие - регулярно применяются в массовом производстве книг: тиснение, лакировка, частичное украшение обложки блестками или материалом.

Флокинг (от англ. flocking - ворсопечать) - полное или частичное оформление обложки велюром или замшей.

Частичная лакировка - частичное оформление обложки лаком.

Глитер (блестки) - украшение обложки блестками.

Вырубка. Фигурная обложка и страницы издания. Вырубка делается путем разрыва замкнутого контура.

Ляссе - ленточка-закладка, тесьма, шелковая или плетенная, прикрепленная к верхнему краю корешка книги.

Дополнительные элементы книги

Многие издания для детей отличаются оригинальным дизайном, необычной конструкцией и эффектными сочетаниями материалов.

Объемные панорамы. Книги с объемными конструкциями из картона в виде панорамы.

Подвижные элементы. Книги со встроенными подвижными элементами из картона, пластика.

Наклейки. Многоразовые или одноразовые наклейки, вложенные в книгу отдельным листом.

Магниты используются в книгах в качестве крепления или игровых элементов. Крепление - магнит расположен на обратной стороне обложки. Благодаря магниту, книга крепится к любой металлической поверхности.

Игровые элементы книги - фигурки на магните из пластика или картона. Как правило, для магнитов предусмотрена специальная емкость из пластика, прикрепленная к обложке.

Пазлы и/или мозаики в составе книги. Для пазлов предусмотрено специальное поле, в котором закрепляется и хранится готовая картинка, собранная из элементов.

Декоративные или игровые элементы из пластика или ткани, являющиеся неотъемлемой частью издания. Игровые элементы книги - игрушка-пищалка, электронное воспроизводящее устройство, диктофон.

Игрушка. Книга со встроенной игрушкой, либо игрушка, приложенная к книге. В этом случае для книги и игрушки, как правило, предусмотрена специальная упаковка: коробка или сумочка.

4.Физминутка.

5.Практическая работа учащихся. Выполнения обложки.Выбор сюжета литературного произведения.Обдумывание композиций иллюстраций (эпоху, быт, костюмы).

Выполнение эскиза иллюстраций.

6.Анализ работ, завершение урока.

7.Сообщение задания на дом.





© 2010-2022