Авторская статья на тему Лаковая миниатюра Федоскино

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федоскинская лаковая миниатюра

«О любви к промыслу»

Авторская статья на тему Лаковая миниатюра Федоскино









Авторская статья Антоновой Татьяны Викторовны

Народные ремесла - это нить, ведущая вглубь истории, неиссякаемый источник творчества, хранящий историческую память и традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Главная же цель моей статьи - пробудить интерес современников, в первую очередь учащейся молодежи, к миру народного творчества, традиционным корням материальной и духовной культуры Подмосковья, ее талантливым мастерам - умельцам-самородкам.

Свою статью я хочу посвятить федоскинской лаковой миниатюре. Этот промысел мне полюбился очень давно, когда я училась в колледже художественных ремесел, где и получила я первые уроки от опытных мастеров этого удивительного вида искусств. Нам очень хотелось поскорее начать расписывать шкатулку, взять в руки самую тоненькую кисточку, смешать нужный цвет на палитре и сделать первый мазок. Но нет! Мы должны были пройти всю технологическую последовательность, изучить все до мельчайших подробностей и только тогда могли приступать к росписи. Я была очень счастлива, мне нравилось все, что я делала: наносила краски на палитру - это были масляные краски, наливала в маленький стаканчик льняное масло, которым разбавляли краски, доставала много разных кисточек и т.д. Больше всего доставлял сам процесс работы над изделием, что с ним происходило, как работа превращалась в объемную картинку, как мелкие детали могли иметь огромное значение для завершения работы. И вот, изо дня в день, год за годом расписывая шкатулки, броши, другие изделия в технике лаковой миниатюры Федоскино - это стало неотделимой частью со мной. Было это в конце XX века 90-х годов, а сейчас уже XXI век 2013 год. Что я хочу сказать? Да то, что этот промысел живет и процветает с каждым днем. Как тогда, так и сейчас я по - прежнему восхищаюсь и наслаждаюсь красотой, необыкновенной какой-то теплотой, которая исходит от самих шкатулок. Ни одно изделие не будет похоже на другое, даже если два художника будут писать пейзаж с одного взятого места, то выполнены они будут по разному, потому что у каждого мастера своя рука в письме.

По душе этот промысел мне пришелся еще и потому, что сама я выросла в Подмосковье в городе Дмитрове по железной дороге Савеловского направления, где недалеко от станции Луговая есть знаменитое село Федоскино. Здесь уже более двухсот лет живет и развивается удивительное искусство лаковой миниатюры - одно из ярчайших явлений культуры России.

Необыкновенно сказочная природа окружала меня, когда каждый раз я отправлялась на учебу, от Дмитрова до Москвы. Это поля, реки, озера, леса, деревенские дома. Здесь душа человека сливается с природой и берет вдохновения для своего творения. Поэтому пейзажи на шкатулках известных уже художников не могут не радовать глаз человека. Они покоряют своей нежностью и утонченностью.

Славится этот промысел своими шкатулками, ларцами, брошами и другими изделиями из-за привлекательности художественной росписи. Но еще и потому что эти изделия выполнены из папье-маше - это особо приготовленная бумажная масса изготовленная методом прессования (см. фото). Папье-маше считалось наиболее подходящим материалом для росписи в любом стиле - оно прекрасно сочеталось как с мозаикой, так и с эмалью и перламутром. Но более всего блестящая поверхность лакового изделия начинала «играть» в соединении с художественной миниатюрной живописью.

Пейзажи, портреты, жанровые сценки, орнаменты разных типов стали основным украшением шкатулок, коробочек и других изделий.

Сколько раз мне хотелось побывать в селе Федоскино, а тем более на фабрике. И вот моя мечта осуществилась, мне довелось побывать в уникальном уголке русского наследия. Конечно, это была экскурсия по фабрике, но для меня это было нечто большее. Здесь моя душа вернулась в прошлое. В прошлое далекое и прошлое настоящее.

На федоскинской фабрике очень много специальностей. Давайте пройдем по этапам изготовления.

Кто-то готовит папье-маше, осваивая процессы формовки, прессовки, проклейки, просушки и лакирования.

Мастера - опиловщики вырабатывают форму предмета, удаляют напильником с его поверхности неровности. Не легкая, требующая точности работа.

Авторская статья на тему Лаковая миниатюра Федоскино

Затем изделие грунтуют и шлифуют, после чего покрывают лаками, в состав которых входит мастика, льняное масло, гуммикопал. И лишь после этого оно попадает в особый сушильный шкаф с высокой температурой.

В последнем этапе работы - росписи участвуют живописцы. Вот это чудо! Простая черная коробочка оживает, начинает жить вместе с художником. Появляется жизнь в миниатюре.

Я увидела, как четко слажена организация труда на производстве. Специализация способствовала точному выполнению конкретных задач. На каждой стадии работы работают высокопрофессиональные мастера сложного искусства. Раньше я видела шкатулку, покрытую черным лаком, а теперь знаю какой путь она прошла, чтобы художники-живописцы могли создать на ней свой шедевр.

Федоскинцы пишут маслом, в отличие от других промыслов лаковой миниатюры, где пишут темперой ( Холуй, Палех, Мстеры). Пишут в три-четыре слоя. Каждый живописный слой просушивается и покрывается прозрачным лаком. И только после наложения всех слоев краски миниатюра шлифуется. Покрывается несколькими слоями лака, сушится и полируется. Благодаря многослойной живописи достигается колористическое богатство и свечение красок. Принцип многослойности федоскинцы сохранили на протяжении всей истории своего производства.

В федоскинской миниатюре есть свои методы работы: письмо «по-сквозному» прозрачными красками . Элемент техники, когда миниатюры пишутся на перламутровых подкладках, где используется сусальное золото, серебряный порошок. Сквозь прозрачные слои красок «пробивалось» переливчатое мерцание перламутра, что придавало живописи неповторимые, праздничные оттенки. Письмо «по-плотному» - пишут непрозрачными красками. Мастер, применяя мелкие мазки, прорабатывает детали с ювелирной точностью, являя тончайшие живописные переходы и оттенки. Нередко мастера используют смешанную технику письма, что придает работам неповторимое художественное своеобразие.

Все это я смогла увидеть на фабрике. Каждая мастерица выполняет свою работу, трудится над своим изделием. У каждого художника свой жанр; у кого-то пейзаж, у другого мастера жанр портрета, другой пишет только архитектурный пейзаж, ну а кто-то работает над темами сказок. И у каждого художника своя техника исполнения. Но шкатулку мало просто расписать, ее надо украсить орнаментом, чтобы она могла удовлетворять спрос всех слоев российского общества и заграничного рынка. Что и старались создать художники села Федоскино на протяжении всего своего существования.

Авторская статья на тему Лаковая миниатюра Федоскино

Как я уже сказала, орнамент играл особую роль в лаковой миниатюре федоскинских мастеров. Он должен быть гармоничен с живописью, должен подчеркивать образ сюжета. На первых этапах развития промысла - это гибкие ветви березы или ивы, узор березовой коры. Применялся и линейный орнамент - в виде перекрещивающихся полос, клеток («шотландка»), иногда так тонко выполненные, что изделие казалось покрытым паутинкой или вуалью и приобретало необычно изящный вид. Также существуют и другие виды, например, как имитация «под красное дерево», «под камень», «под бересту», «под черепашку», растительные.

Как в XVIIIв., XIXв., XXв., художники рисовали с натуры, изображая уличных торговцев, кучеров, прях, балалаечников и хороводы, копировали полотна известных художников, писали сцены из крестьянской и городской жизни, народные гуляния ( «чаепития») , традиционные праздники ( «катание на тройках» ), различные моменты трудовой деятельности, так и сейчас в XXIв. уже молодые мастера перенявшие опыт прошлого поколения и усовершенствовав его пишут такие же сценки из жизни, но только на современный лад, также копируют работы лучших мастеров миниатюрной и станковой живописи, стараясь достичь совершенства в федоскинской лаковой миниатюре.

Конечно, мне хочется рассказать о музее, который находится на фабрике, где хранится огромный клад уникального промысла. Это шкатулки, табакерки, ларцы и другие предметы начиная с XVIII - по XXI в.в. Все эти работы уникальны, они хранят в себе историю, целую жизнь. Сколько труда вложено в одну из этих работ, сколько сил и терпения нужно было преодолеть для того, чтобы сегодняшнее молодое поколение могло с полной уверенностью сказать - «да, это прекрасно, как красиво, просто чудо!», чтобы у каждого человека, который бы увидел и даже смог подержать шкатулку или какое-либо другое изделие Федоскино было бы желание сохранить традиции вековой культуры .

Творческая среда федоскинского промысла сформировала целую плеяду первоклассных мастеров - создателей неповторимого мира лаковой миниатюры. Владение секретами изготовления лаковой миниатюры, требовало незаурядных художественных навыков, большого творческого мастерства и «острого глаза».

А.А. Исаев, один из первых исследователей подмосковных промыслов, так писал о мастерах лаковой живописи: «Лучшими живописцами считаются те, которые, наряду с быстротой рук, обладают довольно сильным творчеством: живописец хорош, если у него в голове «и воздух, и вода, и лазурь поднебесная, и струя, что с неба идет», если он не задумывается нарисовать и «тигру» и «каркадила» и всякого другого зверя, и ландшафт, и «путет», пусть все это будет несогласно с природой, пусть небо будет зеленое, деревья красные ( на это живописцы замечают : « кто может указывать живописцу?»), лишь бы было разнообразие.

История сохранила ряд имен замечательных федоскинских мастеров. В середине XIXв. - это А. В Тихомиров, Д. А. Крылов, Ф. А. Склокин, братья А.А. и И. А. Шаврины, С. М. Матвеев. Каждого из них отличали приемы и подходы к созданию определенного вида миниатюр. Так, у Крылова славились сюжеты на историко-романтические темы, у Склокина, писавшего «по-сквозному» и более всего использовавшего перламутровые подкладки, особую известность приобрели сюжеты с оригиналов картин художников. И.А. Шаврин был мастером по миниатюрным портретам, а его брат занимался «ювелирной работой», расписывая запонки, пуговицы, бисерницы и прочие мелкие предметы. С. М. Матвеев прославился как непревзойденный мастер по росписи футляров для пасхальных яиц с видами Московского Кремля, храмов, сюжетов из Евангелия. Он также прекрасно выполнял и пейзажи. В конце XIX- начале XX столетия в Федоскине была широко известна династия миниатюристов Лавровых. Остались в памяти поколений и имена П. Н. Борисова, В. С. Бородкина, А. А. Кругликова, писавших великолепные пейзажи и русские тройки. Темам сказок XX в уделяли внимание мастера-живописцы В. Д. Липицкий и М. Г. Пашинин. Это «Аленький цветочек» и «Снегурочка», «Конек Горбунок», « Лель». Выдающийся мастер-художник М. С. Чижов создал собственное направление в миниатюре. Его композиция «Зима в Федоскине» - это одновременно панорама села и рассказ о традиционных зимних гуляниях односельчан.

Также хочется произнести таких художников как С. П. Рогатов, Н. М. Солонинкин, П. Н. Пучков , Ю. В. Карапаев, С. В. Монашев. Особую помощь молодым федоскинским мастерам оказывал народный художник Г. И. Ларишев - один из ведущих художников Федоскино, который написал очень много шкатулок, ларцов на тему русских сказок. «Емеля», «Ковер самолет», «Снегурочка», «Аленушка», «Василиса Прекрасная». Выполнял он свои работы на традиционном черном фоне, в теплом колорите, с использованием перламутра и серебряного порошка.

Авторская статья на тему Лаковая миниатюра ФедоскиноАвторская статья на тему Лаковая миниатюра Федоскино

Федоскинская миниатюрная живопись высоко оценена искусствоведами. Еще в начале 1930-х годов известный исследователь искусства А. В. Бакушинский писал: « Стиль первых лукутинских росписей противоположен плоскостному, нередко отвлеченному, декоративно-орнаментальному стилю примитивного крестьянского искусства. Это реалистическая живопись, в которой сюжет и предметность играют главную роль. Вместо плоскостного ощущения формы господствует пластическое. Изображаемая вещь лепится цветом, возникая из черной глубины лака».

Вглядываясь в сюжеты миниатюрной живописи порой так и хочется заглянуть глубже, рассмотреть каждую деталь, очутиться в мире необыкновенной красоты. Ведь каждое произведение хранит в себе загадочность, которую хочется созерцать бесконечно. Любовь к федоскинской лаковой миниатюре, духовная привязанность и желание вдохновили меня на создание своего собственного произведения, которое мне бы хотелось посвятить сказочным мотивам. В моей жизни сказка и природа имеет огромное значение. Мы выросли на сказках; слушали их в детстве, когда рассказывала их мама, потом читали сами, затем рассказывали их своим детям. Нам очень нравилось рассматривать картинки в книжках. А я постараюсь изобразить сюжеты русских сказок на ларце в технике лаковой миниатюры Федоскино.

Список литературы:

  1. Бакушинский А. В. Федоскино и Жостово// Народное искусство СССР в художественных промыслах. М. - Л. , 1940

  2. Исаев А. А. Промыслы Московской губернии. М., 1876 Т.2

  3. Истомина Э. Г. Золотые руки мастеров Подмосковья, М 2005 г.

  4. Народные промыслы Подмосковья. Документы и материалы. 1945-1980. М., 1988. Ч. 1-2.

  5. Русская лаковая миниатюра: альбом - антология / Автор - сост. М. Некрасова. М., 1994.

  6. Уханова И. Н. Лаковая живопись России XVIII - XIX в.в. СПб., 1995

  7. Художественный образ и современная культура Подмосковья. Материалы к научно-практической конференции, посвященной 200-летию лаковой миниатюры Федоскино. М., 1995.

  8. Яловенко Г.В. Федоскино. М., 1959.









© 2010-2022