ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ 8 – 9 КЛАССЫ

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ 8 – 9 КЛАССЫ

Администрация города Нижнего Новгорода

Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 135»





«Утверждаю»

Директор _______Т.В. Коробкова

«______» ______________ 2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ИСКУССТВУ (базовый уровень)


8 - 9 классы





УМК: ШКОЛА РОССИИ

ПРОГРАММА: ИСКУССТВО 8 - 9 КЛАСС

Авторы: Г.П. Сергеева, И.Э Кошекова, Е.Д. Критская.

Составитель: О.Б. Кузьмина, учитель музыки и искусства







2015 / 2016 учебный год

ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ 8 - 9 КЛАССЫ

I. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на 2 года обучения в 8 - 9 классах. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2011 год.

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло-гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.

II. Общая характеристика учебного предмета

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

III. Описание места предмета в учебном плане

Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется учителю по темам согласно тематическому плану. Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения - в 8 и 9 классах. В соответствии с учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю).


IV. Результаты освоения конкретного учебного предмета

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона

Личностными результатами изучения искусства являются:

• развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

• реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

• оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

• сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

• работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

• культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

• освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;

• знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

• устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.


V. Содержание учебного предмета

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.


VI. Тематическое планирование 8 - 9 классов

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала


8 класс


Содержание

Кол-во часов

Искусство в жизни современного человека

3

Искусство открывает новые грани мира

8

Искусство как универсальный способ общения

11

Красота в искусстве и жизни

10

Прекрасное пробуждает доброе

1

Исследовательский проект

2

Всего

35

урока


Наименования

разделов и тем


Количество часов

Плановые сроки

прохождения


Скорректированные

сроки прохождения

Д/з

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека

3 ч.

1

Искусство вокруг нас.

1

Роль искусства в жизни человека

2

Художественный образ - стиль -- язык.

1

Сравнить картину Веласкеса и Пикассо

3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1

Прочитать интерпретацию Чичерина «Моцарт».

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира

8ч.

1

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.

1

Компьютерная презентация по теме./учебник стр.23/

2

Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись. Зримая музыка

1

Подготовить беседу /для младших классов/ о красоте и гармонии окружающей природы

3

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1

Подготовить фотоальбом портретов

4

Портрет в искусстве России.

1

История одного портрета/сравнить портреты Ф.С.Рокотова и В.Л.Боровиковского/

5

Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея

1

Ответить на вопрос: Какими знаниями вас обогащает знакомство с живописным портретом, литературным текстом

6

Музыкальный портрет

1

Вопросы на стр. 41

7

Александр Невский

1

Найти произведения искусства, посвященные Александру Невскому

8

Портрет композитора в литературе и ино

1

Подготовить альбом, газету, альманах, презентацию на тему: «Жанр портрета в культуре разных эпох»

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения

11 ч

1

Мир в зеркале искусства, роль искусства в сближении народов

1

Подготовить информацию о музее, театре нашего города

2

Роль искусства в сближении народов

1

Ответить на вопросы темы /учебник стр.53/

3

Искусство художественного перевода.

1

Сравнить два перевода сонета Шекспира

4

Искусство - проводник духовной энергии

1

Ответить на вопросы /учебник стр.57/

5

Как происходит передача сообщения в искусстве.

1

Записать примеры знаков-символов, используемых разными видами искусства

6

Знаки и символы искусства

1

Найти определения понятий «фольклор» «народные традиции»

7

Художественные послания предков

1

Вспомнить русские народные песни, определить их символическую основу

8

Разговор с современником

1

Найти изделия народных промыслов, найти в них образы-символы

9

Символы в жизни и искусстве

1

Подготовить презентацию на тему: «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников»

10

Звучащий цвет и зримый звук

1

Создать цветовую композицию, в которой передать различные настроения

11

Музыкально-поэтическая символика огня

1

Написать реферат или презентацию на тему: «Образ солнца, огня в литературе, живописи, музыке»

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни.

10 ч.

1

Что есть красота

1

Размышления на тему: Идеал красоты

2

Откровенье вечной красоты

1

Описать особенности архитектуры храмов

3

«Застывшая музыка»

1

Электронный альбом шедевров церковной архитектуры, иконописи

4

Есть ли у красоты свои законы

1

Применить понятия об идеале красоты к другим произведениям искусства

5

Есть ли у красоты свои законы.

1

Подготовить беседу «Что есть красота»/для младших классов/

6

Всегда ли люди одинаково понимали красоту

1

Найти определение понятия «творчество», сопоставить со своим пониманием

7

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1

Выполнить в любой технике композицию «Город»

8

Как соотносится красота и польза.

1

Эссе на тему:» Музыка лечит…Музыка губит»/ст. Д.С.Самойлова/

9

Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве

1

Ответить на вопросы учебника стр.95

10

Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве

1

Раздел 5. «Прекрасное пробуждает доброе» Мультмедийная презентация, компьютер, проектор.

1ч.

1

Преобразующая сила искусства.

1

Выполнить художественно-творческое задание стр.97

Раздел 6. Исследовательский проект Мультмедийная презентация, компьютер, проектор.

2ч.

1

Исследовательский проект.

1

Проект

2

Исследовательский проект.

1


ИТОГО:

35 ч.


9 класс

Содержание

Кол-во часов

Воздействующая сила искусства.

8

Искусство предвосхищает будущее.

7

Дар созидания. Практическая функция искусства.

15

Искусство и открытие мира для себя.

2

Исследовательский проект

3

Всего

35


урока


Наименования

разделов и тем


Количество часов

Плановые сроки

прохождения


Скорректированные

сроки прохождения

Д/з

Раздел 1. Воздействующая сила искусства

8ч.

1

Искусство и власть.

1

Выполнить художественно-творческое задание стр. учебника 107

2

Искусство и власть

1

Привести примеры из разных видов искусства, иллюстрирующие данные понятия

3

Какими средствами воздействует искусство

1

Ответить на вопросы стр. учебника111

4

Какими средствами воздействует искусство

1

Подготовить информацию об основных религиях мира

5

Храмовый синтез искусств

1

Презентации по теме: «Святыни Руси - соборы и храмы»

6

Храмовый синтез искусств

1

Учебник. С.115.-119 Вопросы по теме.

7

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

1

Выполнить художественно-творческое задание стр. учебника 121

8

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на людей.

1

Ответить на вопросы учебника стр.121

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее

7 ч.

1

Дар предвосхищения

1

Записать размышления : чем научное знание отличается от художественного.

2

Какие знания дает искусство

1

Привести примеры научного значения художественного знания.

3

Предсказания в искусстве

1

Записать названия произведений искусства, в которых предсказываются научные открытия

будущего

4

Художественное мышление в авангарде науки

1

Выполнить художественно-творческое задание стр. учебника131

5

Художник и ученый.

1

Ответить на вопросы учебника133

6

Художник и ученый.

1

Составить композицию на тему: «Будущее России»

7

Искусство предвосхищает будущее. Воздействующая сила искусства.

1

Раздел 3. Дар созидания.

15 ч.

1

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1

Стихи об архитектурных памятниках

2

Архитектура исторического города.

1

Ответить на вопросы учебника стр.141»

3

Архитектура современного города.

1

Составить композицию «Искусство на улицах нашего города»

4

Специфика изображений в полиграфии

1

Выполнить задание на стр. 149 учебника.

5

Специфика изображений в полиграфии.

1

Подготовить проект буклета школы

6

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1

Художественно-творческое задание на стр. 155

7

Декоративно-прикладное искусство

1

Подготовить выставку декоративно-прикладного искусства .

8

Музыка в быту.

1

9

Музыка в быту

1

Учебникстр.165

10

Массовые, общедоступные искусства

1

Выполнение художественно-творческого задания стр.167

11

Изобразительная природа кино

1

Подготовить перечень любимых художественных фильмов (отечественных и зарубежных), в которых одну из главных ролей играет музыка

12

Музыка в кино

1

Подготовить конкурс военных песен из отечественных кинофильмов

13

Особенности киномузыки

1

Ответить на вопросы учебника. Стр. 179

14

Тайные смыслы образов искусства или загадки музыкальных хитов

1

Сформулировать и записать вопросы для дискуссии на тему: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывно доброта»

15

Дар созидания

1

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя.

2 ч.

1

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

1

Размышление на тему: «Какое место занимает искусство в жизни человека».

2

Литературные страницы.

1

Вопросы для размышлений стр.185

Раздел 5. Исследовательский проект

3 ч.

Исследовательский проект

1

Исследовательский проект «Пушкин - наше все»

1

Проект

2

Исследовательский проект «Пушкин - наше все»

1

Проект

3

Исследовательский проект «Пушкин - наше все»

1

Проект

ИТОГО:

35 ч.


VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

8 класс

  1. Сергеева Г.П.: Искусство. 8 - 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.- М.- Просвещение, 2012.

  2. Фонохрестоматия музыкального материала (1 СD MP3), Искусство 8 кл. / Сергеева Г.П., Критская Е.Д., ОАО издательство «Просвещение» - 2011.

9 класс

  1. Сергеева Г.П.: Искусство. 8 - 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.- М.- Просвещение, 2012.

  2. Фонохрестоматия музыкального материала (1 СD MP3), Искусство 9 кл. / Сергеева Г.П., Критская Е.Д., ОАО издательство «Просвещение» - 2011.


материально-технического обеспечение:

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран про­екционный, музыкальный центр

Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.


VIII. Планируемый результаты изучения учебного предмета

Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускники научатся:

• ориентироваться в культурном многообразии окружаю­щей действительности, наблюдать за разнообразными явлени­ями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельнос­ти, различать истинные и ложные ценности;

• организовывать свою творческую деятельность, опреде­лять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мне­ние о достоинствах произведений высокого и массового ис­кусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

• аккумулировать, создавать и транслировать ценности ис­кусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою со­причастность окружающему миру;

• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих це­лей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

• участвовать в художественной жизни класса, школы, го­рода и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной за­дачей.




«Рассмотрено на МО»

Протокол от «____» ________ 2015 г. № _____

«Согласовано»

Зам. директора _______________

«_______» ______________ 2015 г.



© 2010-2022