- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ 8 – 9 КЛАССЫ
ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ 8 – 9 КЛАССЫ
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузьмина О.Б. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 135»
«Утверждаю»
Директор _______Т.В. Коробкова
«______» ______________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИСКУССТВУ (базовый уровень)
8 - 9 классы
УМК: ШКОЛА РОССИИ
ПРОГРАММА: ИСКУССТВО 8 - 9 КЛАСС
Авторы: Г.П. Сергеева, И.Э Кошекова, Е.Д. Критская.
Составитель: О.Б. Кузьмина, учитель музыки и искусства
2015 / 2016 учебный год
ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ 8 - 9 КЛАССЫ
I. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на 2 года обучения в 8 - 9 классах. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2011 год.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло-гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
II. Общая характеристика учебного предмета
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
III. Описание места предмета в учебном плане
Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется учителю по темам согласно тематическому плану. Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения - в 8 и 9 классах. В соответствии с учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю).
IV. Результаты освоения конкретного учебного предмета
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона
Личностными результатами изучения искусства являются:
• развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
• реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
• оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
• сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
• работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
• культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
• освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
• знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
• устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
V. Содержание учебного предмета
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
VI. Тематическое планирование 8 - 9 классов
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
8 класс
Содержание
Кол-во часов
Искусство в жизни современного человека
3
Искусство открывает новые грани мира
8
Искусство как универсальный способ общения
11
Красота в искусстве и жизни
10
Прекрасное пробуждает доброе
1
Исследовательский проект
2
Всего
35
№
урока
Наименования
разделов и тем
Количество часов
Плановые сроки
прохождения
Скорректированные
сроки прохождения
Д/з
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека
3 ч.
1
Искусство вокруг нас.
1
Роль искусства в жизни человека
2
Художественный образ - стиль -- язык.
1
Сравнить картину Веласкеса и Пикассо
3
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
1
Прочитать интерпретацию Чичерина «Моцарт».
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира
8ч.
1
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.
1
Компьютерная презентация по теме./учебник стр.23/
2
Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись. Зримая музыка
1
Подготовить беседу /для младших классов/ о красоте и гармонии окружающей природы
3
Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
1
Подготовить фотоальбом портретов
4
Портрет в искусстве России.
1
История одного портрета/сравнить портреты Ф.С.Рокотова и В.Л.Боровиковского/
5
Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея
1
Ответить на вопрос: Какими знаниями вас обогащает знакомство с живописным портретом, литературным текстом
6
Музыкальный портрет
1
Вопросы на стр. 41
7
Александр Невский
1
Найти произведения искусства, посвященные Александру Невскому
8
Портрет композитора в литературе и ино
1
Подготовить альбом, газету, альманах, презентацию на тему: «Жанр портрета в культуре разных эпох»
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения
11 ч
1
Мир в зеркале искусства, роль искусства в сближении народов
1
Подготовить информацию о музее, театре нашего города
2
Роль искусства в сближении народов
1
Ответить на вопросы темы /учебник стр.53/
3
Искусство художественного перевода.
1
Сравнить два перевода сонета Шекспира
4
Искусство - проводник духовной энергии
1
Ответить на вопросы /учебник стр.57/
5
Как происходит передача сообщения в искусстве.
1
Записать примеры знаков-символов, используемых разными видами искусства
6
Знаки и символы искусства
1
Найти определения понятий «фольклор» «народные традиции»
7
Художественные послания предков
1
Вспомнить русские народные песни, определить их символическую основу
8
Разговор с современником
1
Найти изделия народных промыслов, найти в них образы-символы
9
Символы в жизни и искусстве
1
Подготовить презентацию на тему: «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников»
10
Звучащий цвет и зримый звук
1
Создать цветовую композицию, в которой передать различные настроения
11
Музыкально-поэтическая символика огня
1
Написать реферат или презентацию на тему: «Образ солнца, огня в литературе, живописи, музыке»
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни.
10 ч.
1
Что есть красота
1
Размышления на тему: Идеал красоты
2
Откровенье вечной красоты
1
Описать особенности архитектуры храмов
3
«Застывшая музыка»
1
Электронный альбом шедевров церковной архитектуры, иконописи
4
Есть ли у красоты свои законы
1
Применить понятия об идеале красоты к другим произведениям искусства
5
Есть ли у красоты свои законы.
1
Подготовить беседу «Что есть красота»/для младших классов/
6
Всегда ли люди одинаково понимали красоту
1
Найти определение понятия «творчество», сопоставить со своим пониманием
7
Великий дар творчества: радость и красота созидания.
1
Выполнить в любой технике композицию «Город»
8
Как соотносится красота и польза.
1
Эссе на тему:» Музыка лечит…Музыка губит»/ст. Д.С.Самойлова/
9
Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве
1
Ответить на вопросы учебника стр.95
10
Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве
1
Раздел 5. «Прекрасное пробуждает доброе» Мультмедийная презентация, компьютер, проектор.
1ч.
1
Преобразующая сила искусства.
1
Выполнить художественно-творческое задание стр.97
Раздел 6. Исследовательский проект Мультмедийная презентация, компьютер, проектор.
2ч.
1
Исследовательский проект.
1
Проект
2
Исследовательский проект.
1
ИТОГО:
35 ч.
9 класс
Содержание
Кол-во часов
Воздействующая сила искусства.
8
Искусство предвосхищает будущее.
7
Дар созидания. Практическая функция искусства.
15
Искусство и открытие мира для себя.
2
Исследовательский проект
3
Всего
35
№
урока
Наименования
разделов и тем
Количество часов
Плановые сроки
прохождения
Скорректированные
сроки прохождения
Д/з
Раздел 1. Воздействующая сила искусства
8ч.
1
Искусство и власть.
1
Выполнить художественно-творческое задание стр. учебника 107
2
Искусство и власть
1
Привести примеры из разных видов искусства, иллюстрирующие данные понятия
3
Какими средствами воздействует искусство
1
Ответить на вопросы стр. учебника111
4
Какими средствами воздействует искусство
1
Подготовить информацию об основных религиях мира
5
Храмовый синтез искусств
1
Презентации по теме: «Святыни Руси - соборы и храмы»
6
Храмовый синтез искусств
1
Учебник. С.115.-119 Вопросы по теме.
7
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
1
Выполнить художественно-творческое задание стр. учебника 121
8
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на людей.
1
Ответить на вопросы учебника стр.121
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее
7 ч.
1
Дар предвосхищения
1
Записать размышления : чем научное знание отличается от художественного.
2
Какие знания дает искусство
1
Привести примеры научного значения художественного знания.
3
Предсказания в искусстве
1
Записать названия произведений искусства, в которых предсказываются научные открытия
будущего
4
Художественное мышление в авангарде науки
1
Выполнить художественно-творческое задание стр. учебника131
5
Художник и ученый.
1
Ответить на вопросы учебника133
6
Художник и ученый.
1
Составить композицию на тему: «Будущее России»
7
Искусство предвосхищает будущее. Воздействующая сила искусства.
1
Раздел 3. Дар созидания.
15 ч.
1
Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
1
Стихи об архитектурных памятниках
2
Архитектура исторического города.
1
Ответить на вопросы учебника стр.141»
3
Архитектура современного города.
1
Составить композицию «Искусство на улицах нашего города»
4
Специфика изображений в полиграфии
1
Выполнить задание на стр. 149 учебника.
5
Специфика изображений в полиграфии.
1
Подготовить проект буклета школы
6
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
1
Художественно-творческое задание на стр. 155
7
Декоративно-прикладное искусство
1
Подготовить выставку декоративно-прикладного искусства .
8
Музыка в быту.
1
9
Музыка в быту
1
Учебникстр.165
10
Массовые, общедоступные искусства
1
Выполнение художественно-творческого задания стр.167
11
Изобразительная природа кино
1
Подготовить перечень любимых художественных фильмов (отечественных и зарубежных), в которых одну из главных ролей играет музыка
12
Музыка в кино
1
Подготовить конкурс военных песен из отечественных кинофильмов
13
Особенности киномузыки
1
Ответить на вопросы учебника. Стр. 179
14
Тайные смыслы образов искусства или загадки музыкальных хитов
1
Сформулировать и записать вопросы для дискуссии на тему: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывно доброта»
15
Дар созидания
1
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя.
2 ч.
1
Вопрос себе как первый шаг к творчеству.
1
Размышление на тему: «Какое место занимает искусство в жизни человека».
2
Литературные страницы.
1
Вопросы для размышлений стр.185
Раздел 5. Исследовательский проект
3 ч.
Исследовательский проект
1
Исследовательский проект «Пушкин - наше все»
1
Проект
2
Исследовательский проект «Пушкин - наше все»
1
Проект
3
Исследовательский проект «Пушкин - наше все»
1
Проект
ИТОГО:
35 ч.
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
8 класс
-
Сергеева Г.П.: Искусство. 8 - 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.- М.- Просвещение, 2012.
-
Фонохрестоматия музыкального материала (1 СD MP3), Искусство 8 кл. / Сергеева Г.П., Критская Е.Д., ОАО издательство «Просвещение» - 2011.
9 класс
-
Сергеева Г.П.: Искусство. 8 - 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.- М.- Просвещение, 2012.
-
Фонохрестоматия музыкального материала (1 СD MP3), Искусство 9 кл. / Сергеева Г.П., Критская Е.Д., ОАО издательство «Просвещение» - 2011.
материально-технического обеспечение:
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, музыкальный центр
Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
VIII. Планируемый результаты изучения учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся:
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
«Рассмотрено на МО»
Протокол от «____» ________ 2015 г. № _____
«Согласовано»
Зам. директора _______________
«_______» ______________ 2015 г.