Технология поэтапных открытий на уроках ИЗО

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

СЕЛА ТОЛСТОВО-ВАСЮКОВСКОГО БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»

356823 Ставропольский край, Буденновский район,

село Толстово-Васюковское, ул. Школьная, 1

телефон: 8 (86559) 9-02-82, 9-02-74

Е-mail : scool-9-26rus@уаndeх.гu

ОКПО 51981790, ОГРН 1022603224830,

ИНН/КПП 2624024133/262401001








Из опыта работы по теме:



«Технология поэтапных открытий на уроках ИЗО»












Учителя изобразительного искусства


Бахтиновой Инны Александровны









2009 - 2010 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ





  1. Введение.


  1. Цели. Актуальность. Задача.


  1. « Технология поэтапных открытий на уроках ИЗО ».

Раскрытие темы.

Заключение. Литература.
































1. Введение


«Нельзя вырастить полноценного человека

без воспитания в нем чувства прекрасного».

Р.Тагор.

Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живо­пись, которую слышат.

Леонардо да Винчи

Известно, что большую часть времени на уроке дети заняты обучением, а воспитание - это, прежде всего, некий пример "хорошего", который должны усвоить ученики из содержания того или иного предмета. Убеждена , что воспитывающий потенциал урока весьма высок. Независимо от содержания учебного материала, целенаправленно или ситуативно, в зависимости от уровня воспитанности детского коллектива, характера складывающихся отношений между учениками.

Каким быть уроку ИЗО в сельской школе?

Каким быть уроку рисования? Конечно же, интересным, творческим, доступным всем ребятам. Этот предмет должен иметь такие же официальные права в школе, как и все остальные. Но грустно, конечно, если подчас приходится защищать важность его в системе общего обучения. К сожалению, ещё существует недооценка уроков изобразительного искусства среди родителей и примитивное понимание их значения у некоторых учеников. И здесь надо быть защитником своего дела. Отношение к этим урокам - это и мера нашей общей культуры.

Дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее - необходимо сформировать у сельских детей умение творить прекрасное в своей повседневной жизни, в каждодневном труде, человеческих отношениях. Приходиться много думать, каким должен быть урок, как поддерживать в маленьком человеке художника с детства и на всю жизнь. Как научить ребят быть не только созерцателями, но и творцами своего отношения к красоте окружающего мира.

Приобщение ребенка к искусству начинается с первого класса. На это ориентирует учителя программа по изобразительному искусству, которая предполагает не только обучение рисованию, но и знакомство с искусством через беседы.

Мне кажется, преподавать уроки, связанные с искусством, должны люди, знающие и понимающие его. Учитель рисования постоянно должен рисовать - и не только на доске - но и показывать свои работы. Я использую на своих уроках мольберт. Пример учителя - это то волшебство, которое завоевывает доверие детей.

Многое я должна сделать, как учитель рисования, т. к. передо мною сидят учащиеся из сельской местности, которые не могут посещать музеи, выставки, театры. Поэтому я стараюсь пробуждать, укреплять интерес и любовь к изобразительному искусству у школьников, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление; знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного искусства. Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни, они получают представление о прекрасном.






































2. Цели. Актуальность. Задачи.


Цели работы:

1 Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала.

2.Овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности.

З.Освоение знаний основ изобразительной грамоты.

4. Формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Ожидаемые результаты:

1 .Самоопределение учащегося в видах и формах художественного творчества.

2.Анализ и оценка процесса и результата собственной художественной деятельности.



Актуальность работы:

1. Технология поэтапных открытий обеспечивает учащимся основные условия для творческой деятельности:

* восприятие и осмысление темы;

* обмен и борьба мнений;

* снятие зажимов;

* психологический комфорт;

* сотворчество педагога и воспитанника;

* мотивация.

2. Предоставляет учащимся время для осуществления всех четырех этапов творчества:

* подготовка идеи;

*созревание идеи;

*озарение;

*проверка своей идеи, воплощенной в действительности.


Задача работы: Создание на уроках ИЗО среды , способствующей формированию системы знаний и умений, обеспечивающих учащимся условия для самостоятельной художественно-творческой деятельности.









3. « Технология поэтапных открытий на уроках ИЗО ».

Раскрытие темы.


Учу видеть мир

Труд учителя - всегда творчество, а труд учителя ИЗО особенно. Любой опыт работы отличают индивидуальные черты. Особенно ярко это проявляется на занятиях изобразительного искусства. Моя задача - ввести ребенка в мир изобразительного искусства, развивать его зрительное восприятие, сформировать элементарные, эстетические представления об окружающей действительности.

Так же включаю проведение экскурсий в музеи (хоть и заочно), выход на природу с целью наблюдения и зарисовок, проведение бесед об изобразительном искусстве.

Важнейшей задачей всех видов по ИЗО является расширение и углубление знаний и представлений школьников о прекрасном; воспитание умения видеть, чувствовать и понимать прекрасное.

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развивается его зрительное восприятие, воображение, пространственное представление, память.

Дети пытаются передать основной цвет и форму предметов, сопоставить их по величине, рисовать так, чтобы было 'красиво'. Так, например, дом рисуют с разноцветной крышей, девочку в ярком платье и т.д. В рисунках дети выражают свои мысли, впечатления. Больше внимание обращают на содержание рисунков, нежели на сходство с натурой и техническую сторону.

Человек - труднейший объект для изображения, однако он является доминирующим в детском рисовании, больше всего интересует ребенка. В фигуре человека обычно очень обобщенно изображается голова, ноги, руки и туловище. Туловище дается в виде овала или прямоугольника; платье и юбка у девочки и женщины - в виде треугольника, ноги - от углов треугольника вниз. Руки прикрепляются к туловищу, а не к плечам.

В рисунке ребенок передает то, что он знает о предмете, а не то что видит часто на рисунке можно увидеть и то, чего нет в натуре. Иногда, наоборот, не изображается то, что ребенок считает несуществующим.

С 5 класса дети начинают более критически относиться к своим работам. Все чаще слышится: ' Не так', ' не похоже', ' у меня не выходит', ' А как правильно нарисовать?', ' я не умею'. То, что раньше казалось простым и понятным, особенно при выполнении тематических, творческих рисунков, теперь становится сложным и неясным. Технические затруднения снижают активность и желание детей работать.

Как показывает опыт, обучение детей навыкам и умениям не засушивает их деятельность, а, наоборот, обогащает её. Они начинают работать смелее, уверенней.

Изобразительная грамотность доступна каждому учащемуся, в том числе и первокласснику, независимо от степени его одаренности.

Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, затем развить познавательные интересы.

Для развития интереса к изобразительной деятельности выделяются те моменты, которые привлекают внимание детей, заставляют их мыслить, переживать, творчески овладевать знаниями и умениями.

Развитие интереса к изобразительной деятельности обеспечивается умением учителя сочетать индивидуальную и коллективную работу.

Опыт показывает, что если давать детям облегченные задания, то они, не затрачивая много сил для их выполнения, заскучают. Слишком же сложное задание вызовет неверие в свои силы и также утрату интереса.

Надо предлагать разнообразные упражнения карандашом, красками, цветными мелками, тушью, фломастером (например, кистью проводить линии, напоминающие волны моря, работать по сырому , изображая восход солнца и яркие, красочные лепестки цветка и др.). Необходимо постепенно усложнение учебного материала. Это развивает у детей творческое воображение, фантазию, образное мышление.

Влияет на развитие интереса учащихся и организация учебной деятельности. Большую роль играет подготовка рабочего места ученика, качество оборудования и материалов.

Как недооценка детского творчества, так и переоценка его приносят вред развитию ребенка. Предоставленные самим себе, дети не развиваются, останавливаются на определенных излюбленных темах и схемах, а часто вообще теряют интерес к рисованию.

Следовательно, детей надо обучать, а для этого знать характерные особенности их изобразительной деятельности, методику преподавания и способы преодоления недостатков в детских рисунках.

Исправление детских работ рукой учителя способствует развитию пассивности у учащихся. Ошибки, которые допускают учащиеся, нужно критиковать справедливо и доброжелательно, а положительные стороны в рисунках подчеркивать. Похвала более стимулирует деятельность ребенка, чем постоянная отрицательная оценка.

Авторитет, личный пример учителя - важный фактор в развитии интереса к предмету. Утраченный авторитет не только подрывает у ребенка веру в учителя, но и порождает скептическое отношение к предмету. В то же время, если учащиеся убеждаются, что учитель хорошо рисует на доске, и на бумаге, показывая приемы и последовательность изображения, владеет различными изобразительными техниками, то авторитет учителя и заинтересованность предметом неизмеримо повышается.

Интерес к изобразительной деятельности зависит от взаимоотношений между учителем и учеником. Доброта, педагогический такт учителя поддерживает ученика, заставляют поверить в себя, в свои силы, избавиться от неуверенности, не снижая требования к качеству выполнения учащимися работы, нужно добиваться, чтобы рисунки его были художественно выразительными и грамотными.

Любой ребенок - это маленький художник, который может нарисовать все, что ему заблагорассудится.

Изобразительное искусство, несмотря на то, что по учебному плану ей отведено мало времени, призвано решать определенные учебно-воспитательные, аналогично задачам других дисциплин. Однако на уроках ИЗО эти задачи решаются в специфической форме. Каждое произведение искусства, которое ребенок воспринимает, имеет свое содержание: это скромный русский пейзаж, картины прошлого, рассказы о современной жизни; это и изображение самых простых предметов, окружающих человека.

Репродукции открывают детям смысл изображаемого, развивают и обогащают их духовно. Важная сторона воспитания средствами изобразительного искусства - введение детей в круг человеческих переживаний и взаимоотношений, учит отличать красивое от уродливого, оценивать факты действительности. Нужно также отметить формирование психофизических качеств у детей в процессе занятия ИЗО. К ним относятся развитие остроты зрительного восприятия, зрительной памяти и зрительных представлений.

Занятия ИЗО делают восприятие детей не только более острым, но и вырабатывают умения схватывать и выделять главное, отбрасывать второстепенное. Эти занятия помогают яснее видеть сходство и различие предметов по форме, цвету, положению в пространстве. Это необходимые качества восприятия художника.

Особенности зрительного восприятия, приобретаемые на занятиях ИЗО - это точность глазомера, чуткость зрения к цвету, его тончайшим, разнообразным оттенкам и качествам, легкости и плотности, звонкости и монотонности и т.д.

Успех занятия ИЗО во многом зависит от условия выполнения работы: оборудования рабочего места учащихся, организации натуры, наличия наглядных пособий и т. д.

Ребята должны иметь на уроках ИЗО кроме красок и кистей, цветные и простые карандаши, фломастеры, тушь, пластилин, цветную бумагу и т. д. Обо всем этом и о готовности на уроках заботятся сами учащиеся, т.к. это имеет непосредственное отношение к результату выполнения учебных заданий. Очень важно приучить детей смотреть свои рисунки на некотором расстоянии, что способствует более полному цельному восприятия изображения.

Работа акварельными и гуашевыми красками не только любимое занятие детей, но и наиболее полезное для развития всех сторон их изобразительной деятельности.

Начинаем с заданий, способствующих развитию технических умений и навыков в работе кистью после чего говорим о применении этих навыков в других видах занятий.

Знакомство с основными цветами и их оттенками. Учащиеся легко усваивают законы цветоведения, что в наборах для рисования имеются более яркие и более мягкие основные цвета; что краски имеют свои название, что одни краски легкие и звучные, а другие - тяжелые и плотные и т.д.

В работе с кистью ребенок с самого начала приучается пользоваться движениями кисти руки - в разных направлениях, применять мазки, технику, в зависимости от поставленной задачи.

С каждым годом усложняются задачи о цвете и линии. Главным критерием при этом является выразительность художественного изображения, отражающая не только качество выполнения детьми поставленных перед ними учебных задач, но и уровень их эстетического развития в области чувства, цвета и ритмичности декоративных мотивов.

Наряду с задачей передать строение предмета перед детьми стоит задача, увидеть в действительности и передать в рисунке пропорции предметов, эта задача так же требует от ребенка сосредоточенности на предмете, умение сравнивать между собой несколько различных предметов, сопоставлять их размеры и характерную форму. Эти наблюдения ведут детей к самостоятельным поискам новых, неожиданных для них зрительных сравнений, этот процесс обогащает изображение.

Отмеченные мною умения и навыки приобретают учащиеся в процессе творческой работы в самостоятельном решении учебных задач.

Зорко наблюдая действительность, вглядываясь в образцы искусства, которые показывает учитель, дети делают собственные открытия в любом задании, в упражнениях, в декоративной работе, в рисунке, в зарисовках.

Моя педагогическая деятельность направлена на формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала.

Выбор средств выразительности, материалов, методов и форм работы обеспечивают комфортные бесконфликтные условия для самореализации личности.

Для всех обучающихся школы организованы постоянно действующие выставки рисунков различной тематики: «Осенняя элегия», «Мама, милая мама», «Жестокая правда войны», «Мы за здоровый образ жизни», «Уроки мастерства».

Изобразительное творчество детей - это их отношение к окружающему миру, близким людям, народным традициям. Процент участия учащихся в конкурсах рисунков на школьном уровне говорит о высокой мотивации к изобразительному творчеству и знаниях основ изобразительной грамоты.

Технология поэтапных открытий определяет как поэтапное развитие творческих способностей учащихся, так и поэтапное развитие творческой личности, выявление талантливых детей, начиная с первой ступени обучения.

Пейзажи и сюжетные композиции моих обучающихся участвовали в различных конкурсах .Работы Щуринова Алексея, выполненные простым карандашом, приняли участие в районном конкурсе «Памятники Ставрополья», лучшие рисунки детей 5-7 классов приняли участие в сельском конкуре «Осторожное обращение с газовыми приборами», а работа Бородаенко Александра из 5 класса, по противопожарной тематике, отправлена на Всероссийский конкурс.

С 2008г. года преподаю ИЗО в 5,6,7 классах . Организовываю школьные выставки рисунков по различным тематикам. Принимаю участие в праздничных оформлениях школы.


Хочу раскрыть работу на примере темы: « РАБОТА В ТЕХНИКЕ ГРАТТАЖ»

Предполагаемый возраст учащихся: Данный урок можно проводить по программе В.С.Кузина в 5 классе .

Форма учебной работы: классно-урочная


Время проведения: 2 урока


Приобретаемые навыки детей: овладение приемами техники граттаж.

Роль учителя: создание условий для развития творческих способностей детей.


Организация работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, выставка работ.



Тема урока: Граттаж


Цель урока: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов


Задачи урока:

  • развитие творческих способностей и навыков в работе;

  • способствовать творческому отображению окружающего мира;

  • развивать зрительную память, пространственное воображение, навыки композиции;

  • научить овладению техникой штриха;

  • воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.


Материалы:

  • обычный картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага;

  • яичный желток;

  • черная гуашь или тушь;

  • широкая кисть;

  • деревянная зубочистка, старый стержень, (острый предмет);

  • газета.


Зрительный ряд :

  • слайды работ, выполненных в технике граттаж;

  • работы учащихся предыдущих лет.



Основные концептуальные положения работы осуществляются по следующим этапам:


1 этап. Осознание темы


Учащиеся получают первоначальные знания, происходит осознание темы через слово учителя, диалог, дискуссию, объяснительно-иллюстративный материал.

Осознание темы предполагает выработку и постановку цели на данном этапе деятельности совместно с учащимися.

Выбор средств выразительности, материалов и способов работы обеспечивает комфортные бесконфликтные условия самореализации личности.

Субъективные отношения учителя и ученика создают атмосферу сотрудничества и сотворчества.


Вводная беседа

- Что такое графика?

- Где в жизни мы встречаемся с графикой?

- Каковы же основные выразительные средства в графике, которыми пользуются все художники?

(Графика - вид изобразительного искусства, который включает рисунок, и печатные художественные изображения (гравюра, офорт.) Язык графики и главные выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно, тон, белый фон бумаги).

Способ работы, которым вы будете работать сегодня, называется «граттаж»,

что в переводе с французского обозначает - скрести, царапать. Такой способ работы относится к графике и считается его подвидом.

Рассматривание работ, сделанных в прошлом году учащимися.

Рассмотрите работы учащихся, ранее учившихся в нашей школе, выполненные в этой технике. Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике?
(Штрих - короткая линия, выполненная одним движением руки. В зависимости от направлений линий штрихи могут быть разными. Длинная и плавная линия образует контур предметов на рисунке).



2 этап. Творческая деятельность под руководством учителя


Создание условий для дальнейшего постижения темы, когда формируются и развиваются художественные знания, умения и навыки. Учащиеся в различной степени самостоятельности выбирают индивидуальную, парную или групповую форму работы основанную на творчестве духовном равенстве и межличностном общении.

Работа в технике граттаж проходит в несколько этапов:

-Работа над штрихом;

- подготовка бумаги - основы рисунка;

- закрашивание бумаги;

- процарапывание - создание рисунка.

Объяснение этапов выполнения работы

1. Работа над штрихом

2. Подготовка бумаги

Прежде чем непосредственно перейти к царапанью, необходимо подготовить бумагу. Есть два способа:

  1. На лист наносят в любом порядке цветные пятна с помощью цветных восковых мелков.

  2. Бумагу равномерно покрывают слоем яичного желтка.


  1. Закрашивание бумаги

Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши или гуаши. Иногда приходится наносить краску в несколько приемов - просушить первый слой, а затем нанести следующий

4. Процарапывание рисунка

Когда тушь, гуашь высохнет, острым предметом - скребком, ножом, старым стержнем - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые или цветные штрихи. Стол обязательно должен быть застелен бумагой или клеенкой, иначе все вокруг будет усеяно черной туше-восковой крошкой.


Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, колющий, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности
- стол перед началом работы следует застелить газетой;

- рабочий инструмент лежит в пенале;

- нельзя размахивать руками, инструментами во время работы.

З этап. Самостоятельная творческая деятельность.


На этом этапе деятельности предполагается индивидуальная творческая работа, раскрывающая способности ребёнка, его умения и фантазию.

Здесь я использую, разработанные мною, наглядные пособия в виде индивидуальных карточек по изучаемой теме.


Выполнение практической работы

А сейчас приступайте к выполнению самостоятельной работы.




4 этап Внеклассная работа


Уроки творчества, уроки-конкурсы, школьные выставки - вот итог совместной творческой деятельности, результат от создания атмосферы творческого развития и самосовершенствования.

























Заключение. Литература.



Использование творческих заданий на уроках изобразительного искусства способствует развитию творческих способностей учащихся.

Для создания творческой атмосферы на занятиях я пользуюсь следующими приёмами:

- первоначально даю легко доступные творческие задания;

- проявляю интерес к действиям учеников;

- признаю и поощряю множественность вариантов ответов;

- поощряю чувство предвосхищения и ожидания;

- знакомое вновь делаю незнакомым (рассматриваю с другой точки зрения);

не подчеркиваю чувство вины после совершения ошибки, повышаю значение ответа или работы.

(Приложение 2.)


У каждого ребёнка есть возможность найти виды работ, наиболее созвучные его внутреннему складу, собственному мироощущению, обрести внутреннюю силу и веру в себя.

Сменные выставки создают эстетическую среду, приносят эмоциональное удовлетворение детям, становятся предметом их гордости, особенно если они украшают коридоры школы, кабинеты.Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для возникновения желания, стремления, потребности выразить свои переживания средствами искусства, дать ребёнку возможность овладеть средствами искусства и выбрать среди них те, которые наиболее отвечают их индивидуальности.

Полученные результаты.

1. Работы учащихся, отражающие знания и умения изобразительной грамоты и индивидуальные художественно-творческие способности и особенности видения окружающего мира.

2. Стабильный процент учащихся, участвующих в конкурсах рисунков.


В работе представлены этапы реализации и их содержание по теме: «Работа в технике Граттаж»



Вывод. Совершенствуя воспитательный потенциал урока, каждый учитель решает задачу воспитания успешной, активной, мобильной, компетентной личности с широким культурным кругозором, мотивацией к успеху, стремлением внутренней и внешней гармонии. Эта работа важна, т.к. от того, какое мы воспитаем молодое поколение, зависит будущее России.



ЛИТЕРАТУРА:


- Кузин, В. С. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство в средней школе / В. С. Кузин, В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2004;

- Кузин, В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учи­телей / В. С. Кузин. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1999;

- Кузин, В. С. Психология: учебник для студентов средних специальных учебных заве­дений / В. С. Кузин. - М.: Агар, 1997;

- Кузин, В. С. Наброски и зарисовки / В. С. Кузин. - М., 1980;

- Искусство рисования и живописи. Шаг за шагом: практический курс. - М., 2006;

- Сокольникова, В. С. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов: в 4 частях: Рисунок. Живопись. Композиция. Краткий словарь художественных терминов / В. С. Сокольникова, В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - Обнинск: Титул, 1999.




































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Создание творческой атмосферы :

1


даю легко доступные творческие задания;

2


проявляю интерес к действиям учеников;

3


признаю и поощряю множественность вариантов ответов;

4


поощряю чувство предвосхищения и ожидания;

5


знакомое вновь делаю незнакомым (рассматриваю с другой точки зрения);

6


не подчеркиваю чувство вины после совершения ошибки, повышаю значение ответа или работы.








© 2010-2022