- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Технология поэтапных открытий на уроках ИЗО
Технология поэтапных открытий на уроках ИЗО
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бахтинова И.А. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
СЕЛА ТОЛСТОВО-ВАСЮКОВСКОГО БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»
356823 Ставропольский край, Буденновский район,
село Толстово-Васюковское, ул. Школьная, 1
телефон: 8 (86559) 9-02-82, 9-02-74
Е-mail : scool-9-26rus@уаndeх.гu
ОКПО 51981790, ОГРН 1022603224830,
ИНН/КПП 2624024133/262401001
Из опыта работы по теме:
«Технология поэтапных открытий на уроках ИЗО»
Учителя изобразительного искусства
Бахтиновой Инны Александровны
2009 - 2010 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
-
Введение.
-
Цели. Актуальность. Задача.
-
« Технология поэтапных открытий на уроках ИЗО ».
Раскрытие темы.
Заключение. Литература.
1. Введение
«Нельзя вырастить полноценного человека
без воспитания в нем чувства прекрасного».
Р.Тагор.
Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат.
Леонардо да Винчи
Известно, что большую часть времени на уроке дети заняты обучением, а воспитание - это, прежде всего, некий пример "хорошего", который должны усвоить ученики из содержания того или иного предмета. Убеждена , что воспитывающий потенциал урока весьма высок. Независимо от содержания учебного материала, целенаправленно или ситуативно, в зависимости от уровня воспитанности детского коллектива, характера складывающихся отношений между учениками.
Каким быть уроку ИЗО в сельской школе?
Каким быть уроку рисования? Конечно же, интересным, творческим, доступным всем ребятам. Этот предмет должен иметь такие же официальные права в школе, как и все остальные. Но грустно, конечно, если подчас приходится защищать важность его в системе общего обучения. К сожалению, ещё существует недооценка уроков изобразительного искусства среди родителей и примитивное понимание их значения у некоторых учеников. И здесь надо быть защитником своего дела. Отношение к этим урокам - это и мера нашей общей культуры.
Дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее - необходимо сформировать у сельских детей умение творить прекрасное в своей повседневной жизни, в каждодневном труде, человеческих отношениях. Приходиться много думать, каким должен быть урок, как поддерживать в маленьком человеке художника с детства и на всю жизнь. Как научить ребят быть не только созерцателями, но и творцами своего отношения к красоте окружающего мира.
Приобщение ребенка к искусству начинается с первого класса. На это ориентирует учителя программа по изобразительному искусству, которая предполагает не только обучение рисованию, но и знакомство с искусством через беседы.
Мне кажется, преподавать уроки, связанные с искусством, должны люди, знающие и понимающие его. Учитель рисования постоянно должен рисовать - и не только на доске - но и показывать свои работы. Я использую на своих уроках мольберт. Пример учителя - это то волшебство, которое завоевывает доверие детей.
Многое я должна сделать, как учитель рисования, т. к. передо мною сидят учащиеся из сельской местности, которые не могут посещать музеи, выставки, театры. Поэтому я стараюсь пробуждать, укреплять интерес и любовь к изобразительному искусству у школьников, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление; знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного искусства. Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни, они получают представление о прекрасном.
2. Цели. Актуальность. Задачи.
Цели работы:
1 Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала.
2.Овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности.
З.Освоение знаний основ изобразительной грамоты.
4. Формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Ожидаемые результаты:
1 .Самоопределение учащегося в видах и формах художественного творчества.
2.Анализ и оценка процесса и результата собственной художественной деятельности.
Актуальность работы:
1. Технология поэтапных открытий обеспечивает учащимся основные условия для творческой деятельности:
* восприятие и осмысление темы;
* обмен и борьба мнений;
* снятие зажимов;
* психологический комфорт;
* сотворчество педагога и воспитанника;
* мотивация.
2. Предоставляет учащимся время для осуществления всех четырех этапов творчества:
* подготовка идеи;
*созревание идеи;
*озарение;
*проверка своей идеи, воплощенной в действительности.
Задача работы: Создание на уроках ИЗО среды , способствующей формированию системы знаний и умений, обеспечивающих учащимся условия для самостоятельной художественно-творческой деятельности.
3. « Технология поэтапных открытий на уроках ИЗО ».
Раскрытие темы.
Учу видеть мир
Труд учителя - всегда творчество, а труд учителя ИЗО особенно. Любой опыт работы отличают индивидуальные черты. Особенно ярко это проявляется на занятиях изобразительного искусства. Моя задача - ввести ребенка в мир изобразительного искусства, развивать его зрительное восприятие, сформировать элементарные, эстетические представления об окружающей действительности.
Так же включаю проведение экскурсий в музеи (хоть и заочно), выход на природу с целью наблюдения и зарисовок, проведение бесед об изобразительном искусстве.
Важнейшей задачей всех видов по ИЗО является расширение и углубление знаний и представлений школьников о прекрасном; воспитание умения видеть, чувствовать и понимать прекрасное.
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развивается его зрительное восприятие, воображение, пространственное представление, память.
Дети пытаются передать основной цвет и форму предметов, сопоставить их по величине, рисовать так, чтобы было 'красиво'. Так, например, дом рисуют с разноцветной крышей, девочку в ярком платье и т.д. В рисунках дети выражают свои мысли, впечатления. Больше внимание обращают на содержание рисунков, нежели на сходство с натурой и техническую сторону.
Человек - труднейший объект для изображения, однако он является доминирующим в детском рисовании, больше всего интересует ребенка. В фигуре человека обычно очень обобщенно изображается голова, ноги, руки и туловище. Туловище дается в виде овала или прямоугольника; платье и юбка у девочки и женщины - в виде треугольника, ноги - от углов треугольника вниз. Руки прикрепляются к туловищу, а не к плечам.
В рисунке ребенок передает то, что он знает о предмете, а не то что видит часто на рисунке можно увидеть и то, чего нет в натуре. Иногда, наоборот, не изображается то, что ребенок считает несуществующим.
С 5 класса дети начинают более критически относиться к своим работам. Все чаще слышится: ' Не так', ' не похоже', ' у меня не выходит', ' А как правильно нарисовать?', ' я не умею'. То, что раньше казалось простым и понятным, особенно при выполнении тематических, творческих рисунков, теперь становится сложным и неясным. Технические затруднения снижают активность и желание детей работать.
Как показывает опыт, обучение детей навыкам и умениям не засушивает их деятельность, а, наоборот, обогащает её. Они начинают работать смелее, уверенней.
Изобразительная грамотность доступна каждому учащемуся, в том числе и первокласснику, независимо от степени его одаренности.
Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, затем развить познавательные интересы.
Для развития интереса к изобразительной деятельности выделяются те моменты, которые привлекают внимание детей, заставляют их мыслить, переживать, творчески овладевать знаниями и умениями.
Развитие интереса к изобразительной деятельности обеспечивается умением учителя сочетать индивидуальную и коллективную работу.
Опыт показывает, что если давать детям облегченные задания, то они, не затрачивая много сил для их выполнения, заскучают. Слишком же сложное задание вызовет неверие в свои силы и также утрату интереса.
Надо предлагать разнообразные упражнения карандашом, красками, цветными мелками, тушью, фломастером (например, кистью проводить линии, напоминающие волны моря, работать по сырому , изображая восход солнца и яркие, красочные лепестки цветка и др.). Необходимо постепенно усложнение учебного материала. Это развивает у детей творческое воображение, фантазию, образное мышление.
Влияет на развитие интереса учащихся и организация учебной деятельности. Большую роль играет подготовка рабочего места ученика, качество оборудования и материалов.
Как недооценка детского творчества, так и переоценка его приносят вред развитию ребенка. Предоставленные самим себе, дети не развиваются, останавливаются на определенных излюбленных темах и схемах, а часто вообще теряют интерес к рисованию.
Следовательно, детей надо обучать, а для этого знать характерные особенности их изобразительной деятельности, методику преподавания и способы преодоления недостатков в детских рисунках.
Исправление детских работ рукой учителя способствует развитию пассивности у учащихся. Ошибки, которые допускают учащиеся, нужно критиковать справедливо и доброжелательно, а положительные стороны в рисунках подчеркивать. Похвала более стимулирует деятельность ребенка, чем постоянная отрицательная оценка.
Авторитет, личный пример учителя - важный фактор в развитии интереса к предмету. Утраченный авторитет не только подрывает у ребенка веру в учителя, но и порождает скептическое отношение к предмету. В то же время, если учащиеся убеждаются, что учитель хорошо рисует на доске, и на бумаге, показывая приемы и последовательность изображения, владеет различными изобразительными техниками, то авторитет учителя и заинтересованность предметом неизмеримо повышается.
Интерес к изобразительной деятельности зависит от взаимоотношений между учителем и учеником. Доброта, педагогический такт учителя поддерживает ученика, заставляют поверить в себя, в свои силы, избавиться от неуверенности, не снижая требования к качеству выполнения учащимися работы, нужно добиваться, чтобы рисунки его были художественно выразительными и грамотными.
Любой ребенок - это маленький художник, который может нарисовать все, что ему заблагорассудится.
Изобразительное искусство, несмотря на то, что по учебному плану ей отведено мало времени, призвано решать определенные учебно-воспитательные, аналогично задачам других дисциплин. Однако на уроках ИЗО эти задачи решаются в специфической форме. Каждое произведение искусства, которое ребенок воспринимает, имеет свое содержание: это скромный русский пейзаж, картины прошлого, рассказы о современной жизни; это и изображение самых простых предметов, окружающих человека.
Репродукции открывают детям смысл изображаемого, развивают и обогащают их духовно. Важная сторона воспитания средствами изобразительного искусства - введение детей в круг человеческих переживаний и взаимоотношений, учит отличать красивое от уродливого, оценивать факты действительности. Нужно также отметить формирование психофизических качеств у детей в процессе занятия ИЗО. К ним относятся развитие остроты зрительного восприятия, зрительной памяти и зрительных представлений.
Занятия ИЗО делают восприятие детей не только более острым, но и вырабатывают умения схватывать и выделять главное, отбрасывать второстепенное. Эти занятия помогают яснее видеть сходство и различие предметов по форме, цвету, положению в пространстве. Это необходимые качества восприятия художника.
Особенности зрительного восприятия, приобретаемые на занятиях ИЗО - это точность глазомера, чуткость зрения к цвету, его тончайшим, разнообразным оттенкам и качествам, легкости и плотности, звонкости и монотонности и т.д.
Успех занятия ИЗО во многом зависит от условия выполнения работы: оборудования рабочего места учащихся, организации натуры, наличия наглядных пособий и т. д.
Ребята должны иметь на уроках ИЗО кроме красок и кистей, цветные и простые карандаши, фломастеры, тушь, пластилин, цветную бумагу и т. д. Обо всем этом и о готовности на уроках заботятся сами учащиеся, т.к. это имеет непосредственное отношение к результату выполнения учебных заданий. Очень важно приучить детей смотреть свои рисунки на некотором расстоянии, что способствует более полному цельному восприятия изображения.
Работа акварельными и гуашевыми красками не только любимое занятие детей, но и наиболее полезное для развития всех сторон их изобразительной деятельности.
Начинаем с заданий, способствующих развитию технических умений и навыков в работе кистью после чего говорим о применении этих навыков в других видах занятий.
Знакомство с основными цветами и их оттенками. Учащиеся легко усваивают законы цветоведения, что в наборах для рисования имеются более яркие и более мягкие основные цвета; что краски имеют свои название, что одни краски легкие и звучные, а другие - тяжелые и плотные и т.д.
В работе с кистью ребенок с самого начала приучается пользоваться движениями кисти руки - в разных направлениях, применять мазки, технику, в зависимости от поставленной задачи.
С каждым годом усложняются задачи о цвете и линии. Главным критерием при этом является выразительность художественного изображения, отражающая не только качество выполнения детьми поставленных перед ними учебных задач, но и уровень их эстетического развития в области чувства, цвета и ритмичности декоративных мотивов.
Наряду с задачей передать строение предмета перед детьми стоит задача, увидеть в действительности и передать в рисунке пропорции предметов, эта задача так же требует от ребенка сосредоточенности на предмете, умение сравнивать между собой несколько различных предметов, сопоставлять их размеры и характерную форму. Эти наблюдения ведут детей к самостоятельным поискам новых, неожиданных для них зрительных сравнений, этот процесс обогащает изображение.
Отмеченные мною умения и навыки приобретают учащиеся в процессе творческой работы в самостоятельном решении учебных задач.
Зорко наблюдая действительность, вглядываясь в образцы искусства, которые показывает учитель, дети делают собственные открытия в любом задании, в упражнениях, в декоративной работе, в рисунке, в зарисовках.
Моя педагогическая деятельность направлена на формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала.
Выбор средств выразительности, материалов, методов и форм работы обеспечивают комфортные бесконфликтные условия для самореализации личности.
Для всех обучающихся школы организованы постоянно действующие выставки рисунков различной тематики: «Осенняя элегия», «Мама, милая мама», «Жестокая правда войны», «Мы за здоровый образ жизни», «Уроки мастерства».
Изобразительное творчество детей - это их отношение к окружающему миру, близким людям, народным традициям. Процент участия учащихся в конкурсах рисунков на школьном уровне говорит о высокой мотивации к изобразительному творчеству и знаниях основ изобразительной грамоты.
Технология поэтапных открытий определяет как поэтапное развитие творческих способностей учащихся, так и поэтапное развитие творческой личности, выявление талантливых детей, начиная с первой ступени обучения.
Пейзажи и сюжетные композиции моих обучающихся участвовали в различных конкурсах .Работы Щуринова Алексея, выполненные простым карандашом, приняли участие в районном конкурсе «Памятники Ставрополья», лучшие рисунки детей 5-7 классов приняли участие в сельском конкуре «Осторожное обращение с газовыми приборами», а работа Бородаенко Александра из 5 класса, по противопожарной тематике, отправлена на Всероссийский конкурс.
С 2008г. года преподаю ИЗО в 5,6,7 классах . Организовываю школьные выставки рисунков по различным тематикам. Принимаю участие в праздничных оформлениях школы.
Хочу раскрыть работу на примере темы: « РАБОТА В ТЕХНИКЕ ГРАТТАЖ»
Предполагаемый возраст учащихся: Данный урок можно проводить по программе В.С.Кузина в 5 классе .
Форма учебной работы: классно-урочная
Время проведения: 2 урока
Приобретаемые навыки детей: овладение приемами техники граттаж.
Роль учителя: создание условий для развития творческих способностей детей.
Организация работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, выставка работ.
Тема урока: Граттаж
Цель урока: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов
Задачи урока:
-
развитие творческих способностей и навыков в работе;
-
способствовать творческому отображению окружающего мира;
-
развивать зрительную память, пространственное воображение, навыки композиции;
-
научить овладению техникой штриха;
-
воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.
Материалы:
-
обычный картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага;
-
яичный желток;
-
черная гуашь или тушь;
-
широкая кисть;
-
деревянная зубочистка, старый стержень, (острый предмет);
-
газета.
Зрительный ряд :
-
слайды работ, выполненных в технике граттаж;
-
работы учащихся предыдущих лет.
Основные концептуальные положения работы осуществляются по следующим этапам:
1 этап. Осознание темы
Учащиеся получают первоначальные знания, происходит осознание темы через слово учителя, диалог, дискуссию, объяснительно-иллюстративный материал.
Осознание темы предполагает выработку и постановку цели на данном этапе деятельности совместно с учащимися.
Выбор средств выразительности, материалов и способов работы обеспечивает комфортные бесконфликтные условия самореализации личности.
Субъективные отношения учителя и ученика создают атмосферу сотрудничества и сотворчества.
Вводная беседа
- Что такое графика?
- Где в жизни мы встречаемся с графикой?
- Каковы же основные выразительные средства в графике, которыми пользуются все художники?
(Графика - вид изобразительного искусства, который включает рисунок, и печатные художественные изображения (гравюра, офорт.) Язык графики и главные выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно, тон, белый фон бумаги).
Способ работы, которым вы будете работать сегодня, называется «граттаж»,
что в переводе с французского обозначает - скрести, царапать. Такой способ работы относится к графике и считается его подвидом.
Рассматривание работ, сделанных в прошлом году учащимися.
Рассмотрите работы учащихся, ранее учившихся в нашей школе, выполненные в этой технике. Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике?
(Штрих - короткая линия, выполненная одним движением руки. В зависимости от направлений линий штрихи могут быть разными. Длинная и плавная линия образует контур предметов на рисунке).
2 этап. Творческая деятельность под руководством учителя
Создание условий для дальнейшего постижения темы, когда формируются и развиваются художественные знания, умения и навыки. Учащиеся в различной степени самостоятельности выбирают индивидуальную, парную или групповую форму работы основанную на творчестве духовном равенстве и межличностном общении.
Работа в технике граттаж проходит в несколько этапов:
-Работа над штрихом;
- подготовка бумаги - основы рисунка;
- закрашивание бумаги;
- процарапывание - создание рисунка.
Объяснение этапов выполнения работы
1. Работа над штрихом
2. Подготовка бумаги
Прежде чем непосредственно перейти к царапанью, необходимо подготовить бумагу. Есть два способа:
-
На лист наносят в любом порядке цветные пятна с помощью цветных восковых мелков.
-
Бумагу равномерно покрывают слоем яичного желтка.
-
Закрашивание бумаги
Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши или гуаши. Иногда приходится наносить краску в несколько приемов - просушить первый слой, а затем нанести следующий
4. Процарапывание рисунка
Когда тушь, гуашь высохнет, острым предметом - скребком, ножом, старым стержнем - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые или цветные штрихи. Стол обязательно должен быть застелен бумагой или клеенкой, иначе все вокруг будет усеяно черной туше-восковой крошкой.
Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, колющий, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности
- стол перед началом работы следует застелить газетой;
- рабочий инструмент лежит в пенале;
- нельзя размахивать руками, инструментами во время работы.
З этап. Самостоятельная творческая деятельность.
На этом этапе деятельности предполагается индивидуальная творческая работа, раскрывающая способности ребёнка, его умения и фантазию.
Здесь я использую, разработанные мною, наглядные пособия в виде индивидуальных карточек по изучаемой теме.
Выполнение практической работы
А сейчас приступайте к выполнению самостоятельной работы.
4 этап Внеклассная работа
Уроки творчества, уроки-конкурсы, школьные выставки - вот итог совместной творческой деятельности, результат от создания атмосферы творческого развития и самосовершенствования.
Заключение. Литература.
Использование творческих заданий на уроках изобразительного искусства способствует развитию творческих способностей учащихся.
Для создания творческой атмосферы на занятиях я пользуюсь следующими приёмами:
- первоначально даю легко доступные творческие задания;
- проявляю интерес к действиям учеников;
- признаю и поощряю множественность вариантов ответов;
- поощряю чувство предвосхищения и ожидания;
- знакомое вновь делаю незнакомым (рассматриваю с другой точки зрения);
не подчеркиваю чувство вины после совершения ошибки, повышаю значение ответа или работы.
(Приложение 2.)
У каждого ребёнка есть возможность найти виды работ, наиболее созвучные его внутреннему складу, собственному мироощущению, обрести внутреннюю силу и веру в себя.
Сменные выставки создают эстетическую среду, приносят эмоциональное удовлетворение детям, становятся предметом их гордости, особенно если они украшают коридоры школы, кабинеты.Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для возникновения желания, стремления, потребности выразить свои переживания средствами искусства, дать ребёнку возможность овладеть средствами искусства и выбрать среди них те, которые наиболее отвечают их индивидуальности.
Полученные результаты.
1. Работы учащихся, отражающие знания и умения изобразительной грамоты и индивидуальные художественно-творческие способности и особенности видения окружающего мира.
2. Стабильный процент учащихся, участвующих в конкурсах рисунков.
В работе представлены этапы реализации и их содержание по теме: «Работа в технике Граттаж»
Вывод. Совершенствуя воспитательный потенциал урока, каждый учитель решает задачу воспитания успешной, активной, мобильной, компетентной личности с широким культурным кругозором, мотивацией к успеху, стремлением внутренней и внешней гармонии. Эта работа важна, т.к. от того, какое мы воспитаем молодое поколение, зависит будущее России.
ЛИТЕРАТУРА:
- Кузин, В. С. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство в средней школе / В. С. Кузин, В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2004;
- Кузин, В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей / В. С. Кузин. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1999;
- Кузин, В. С. Психология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений / В. С. Кузин. - М.: Агар, 1997;
- Кузин, В. С. Наброски и зарисовки / В. С. Кузин. - М., 1980;
- Искусство рисования и живописи. Шаг за шагом: практический курс. - М., 2006;
- Сокольникова, В. С. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов: в 4 частях: Рисунок. Живопись. Композиция. Краткий словарь художественных терминов / В. С. Сокольникова, В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - Обнинск: Титул, 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Создание творческой атмосферы :
1
даю легко доступные творческие задания;
2
проявляю интерес к действиям учеников;
3
признаю и поощряю множественность вариантов ответов;
4
поощряю чувство предвосхищения и ожидания;
5
знакомое вновь делаю незнакомым (рассматриваю с другой точки зрения);
6
не подчеркиваю чувство вины после совершения ошибки, повышаю значение ответа или работы.