- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Авторская педагогическая разработка кружка внеурочной деятельности «Золотая кисть»
Авторская педагогическая разработка кружка внеурочной деятельности «Золотая кисть»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Денисова Н.В. |
Дата | 11.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Содержание программы
1.
Пояснительная записка
2
2.
Актуальность
2
3.
Направленность программы
2
4.
Отличительные особенности
2
5.
Новизна программы
3
6.
Цель и задачи программы
3
7.
Формы и методы проведения кружка внеурочной деятельности
4
8.
Формы контроля усвоения кружка внеурочной деятельности
4
9.
Требования к уровню усвоения программы кружка внеурочной деятельности
5
10.
Учебный план
6
11.
Учебно-тематический план 1 года обучения
7
12.
Содержание программы 1 года обучения
8
13.
Учебно-тематический план 2 года обучения
9
14.
Содержание программы 2 года обучения
10
15.
Учебно-тематический план 3 года обучения
11
16.
Содержание программы 3 года обучения
12
17.
Методические рекомендации
13
18
Список литературы
14
Пояснительная записка
Кружок внеурочной деятельности «Золотая кисть» является адаптированной. В основу разработки данного кружка внеурочной деятельности положены основные теоретические идеи программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Кружок юный художник» Молотобаровой О.С. Программа разработана на основе анализа концепций художественного и эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательной области «Искусство», наряду с общими идеями ФГОС.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-10 лет, сроки реализации программы: 3 года. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.(34 часа в год)
Актуальность. Прагматизация всех сторон жизни ведет к вытеснению эстетической среды и духовному оскудению жизни общества и человека. Это обстоятельство определило изменение целевых приоритетов образования и переход от технократической образовательной парадигмы к гуманитарной. Вместе с тем, современное образование все еще остается ориентированным на формирование и развитие деловых качеств и практических компонентов интеллекта личности. Культурный потенциал ребенка остается при этом мало востребованным, происходит, как говорил А.Н.Леонтьев, «обнищание души при обогащении ее информацией». В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных путей и средств развития духовной сферы личности ребенка. В этом плане приобретает важность воспитание эстетической культуры, являющейся показателем высокой развитости личности и позволяющей ей не только полноценно общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его созидании.
В свете гуманизации образовательного процесса данная проблема становится актуальной и для внеурочной деятельности учащихся, которая, благодаря вариативности и пластичности, способна наилучшим образом осуществлять воспитание эстетической культуры школьников. Одним из наиболее популярных и востребованных направлений в дополнительном образовании детей является художественно-эстетическое, следовательно, именно оно должно играть главную роль в решении проблем воспитания эстетической культуры школьников.
Направленность программы: художественно - эстетическая. Кружок внеурочной деятельности «Золотая кисть» призван помочь не только сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, но и его развитию.
Отличительные особенности программы:
-
Раскрываются доступные пониманию учащихся исконные общерусские художественно-культурные ценности.
-
Активная творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью;
-
Учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства «рядом» на примерах произведений художников и народных мастеров.
Новизна программы состоит в том, что организационной основой занятий является коллективная форма деятельности учащихся по принципу индивидуальных вкладов. Важное место в структуре занятия занимает любование - яркое, эмоциональное, целенаправленное восприятие продукта совместного труда.
Целью программы является: формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и художественного труда на народных традициях.
Обучение воспитанников изготовлению изделий народных художественных промыслов предполагает решение следующих основных задач:
-
Раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
-
Привить любовь к традиционному народному искусству.
-
Сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта.
-
Усвоить специфику художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация).
-
Овладеть художественным строем орнамента в процессе изучения основных видов народного декоративно-прикладного искусства.
-
Развить художественно-творческие способности детей.
-
Сформировать у воспитанников целостное восприятие народного искусства как части культуры народа.
-
Обучить детей навыкам и приемам традиционной художественной обработки материалов разных видов.
-
Сформировать условия, стимулирующие и развивающие память, внимание, пространственное воображение.
-
Совершенствовать умения слушать и слышать устные инструкции; выполнять действия по образцу, по памяти; мысленно оперировать с объемными предметами.
-
Формировать товарищеские нормы отношений (забота друг о друге, выделение достоинств каждого, взаимопомощь).
-
Создать условия для развития уверенности в своих творческих способностях и исследовательских навыках.
-
Воспитывать у детей бережное и внимательное отношение к природе, развивать эмоционально-эстетическое восприятие, понимание того, что все виды изображения в своей основе связаны с природой.
Формы и методы проведения кружка внеурочной деятельности
Данная программа в рамках кружка внеурочной деятельности на начальном этапе обучения включает в себя использование следующих современных педагогических технологий:
-
Обучение в малых группах сотрудничества
-
Сюжетно-ролевые игры проблемной направленности
-
Метод проектов
-
Информационно - коммуникативные технологии
Проведение занятий предполагается в виде комбинированной формы традиционного урока и нетрадиционного урока - ролевой игры, проекта, составление коллажа.
Занятия ориентированы на проведение различных форм работы - индивидуальной, парной, групповой и сочетаются с разными видами деятельности учащихся (рисование с натуры, зарисовки цветов и последующая их стилизация, обсуждение и проектирование групповой, личной работы, подбор цвета, декоративной композиции, лепка, аппликация, работа над эскизами, выставки, участие в мероприятиях)
Формы контроля усвоения кружка внеурочной деятельности
Контроль усвоения учащимися материала производится на всем протяжении обучения. Для определения сформированности навыков и умений используются 3 вида контроля: формальный, самоконтроль, взаимоконтроль. В качестве формального контроля используются следующие формы контроля:
-
Опрос
-
Самостоятельная работа
-
Творческая работа
А так же используются методы контроля:
-
Выставки
-
Защита проекта
-
Доклад
При выполнении учащимися финальных заданий в виде проекта или творческой, работы результаты оцениваются по системе «зачет/незачет». Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки.
Требования к уровню усвоения программы кружка внеурочной деятельности
Ученик научится:
-
пользоваться нужным карандашом и кистью
-
смешивать краски
-
делать эскизы для своих работ
-
работать с контуром
-
выполнять разметку по шаблону
-
зарисовывать основные композиционные схемы
-
лепить и расписывать народную игрушку
Ученик овладеет навыками:
-
композиционного орнамента по мотивам декоративно прикладного искусства
-
росписи на ткани
-
изготовления и росписи народных игрушек.
-
росписи декоративно-прикладного искусства
-
росписи витражными красками на стекле
-
технологией изготовления народной бесшитьевой куклы
Ученик овладеет знаниями:
-
простых терминов и материалов, используемых художником
-
истории народных промыслов
-
о наглядной перспективе, средствах композиции, светотени и т.п.
-
о видах декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека
Учебный план
№
п /п
Разделы
1-й год
2-й год
3-й год
Вводные занятия.
1
1
1
Техника
безопасности.
1
1
1
Материалы и
оборудование.
2
1
3
Основы композиции
2
4
3
Живопись
2
3
9
Графика
2
7
4
Декоративно-прикладное искусство
12
8
5
Работа с природным материалом
2
3
Работа с тканью
12
7
5
Итого:
34
34
34
Учебно-тематический план 1 год обучения
Разделы и темы
Общее
кол-во
часов
В том числе:
теория
практика
1. Вводные занятия
1
1
2. Техника безопасности
1
1
3. Материалы и оборудование
3.1. Живописные и графические материалы и оборудование
3.2. Навыки работы с различными художественными материалами
1
1
1
1
4. Основы композиции
4.1. Композиция, виды композиции, правила создания композиции
4.2. Создание композиции на тему
1
1
1
1
5. Живопись
5.1. Спектр, цвет
5.2. Работа с цветом
1
1
1
1
6. Графика
6.1. Линия, тон, штрих
6.2. Работа с графическими материалами
1
1
1
1
7. Декоративно-прикладное искусство
7.1. История возникновения, виды росписи
7.2. Обработка основы под роспись
7.3. Роспись изделия, оформление
1
3
8
1
1
4
2
4
8. Работа с тканью
8.1. Холодный батик
8.2. Роспись ткани
4
8
1
1
3
7
Итого:
34
9
25
Содержание программы 1-го года обучения
1. Вводное занятие: Знакомство с детьми и их семьями; с правилами поведения в творческом объединении; знакомство с предметом, цели и задачи; расписание занятий.
2. Техника безопасности труда.
Теория: Рабочее место до и после работы; правила поведения во время занятий. Инструменты и материалы.
3. Материалы и оборудование для занятий на кружке.
Теория: Кисти круглые, плоские; банки для воды; карандаши; щетки; тряпки; губки; краски - акварель, гуашь, масляные, для росписи по стеклу и керамике, для батика; грунт акриловый; лак; разбавитель №4; пластилин; стекло; стеклянные изделия для росписи; керамическая плитка; ткань хлопковая, шелк, бязь, атлас; бумага; рамки для оформления работ.
Практика: Приемы работы с кистями; различные техники; подготовка разных материалов к работе.
4.Основы композиции.
Теория: Правила построения композиции; Виды композиции
Практика: Упражнения по композиции; создание композиции на заданную тему; создание собственной композиции.
5.Основы живописи.
Теория: Цвета основные и составные. Спектр. Перетекание цветов
Практика: Упражнения по цветоведению. Подбор цветовых решений для собственных композиций.
6. Графика.
Теория: Мягкий материал; графический материал; тон, штрих, линия
Практика: Отработка штрихов; разбор работ по тону; выполнение изображений линией; отработка навыков работы с мягким материалом.
7.Декоративно-прикладное искусство.
Теория: История возникновения; виды ДПИ.
Практика: Выполнение элементов различных видов росписи; Роспись изделий.
8.Работа с тканью.
Теория: Холодный батик; роспись ткани.
Практика: Навыки работы с краской для батика.
Учебно-тематический план 2 год обучения
Разделы и темы
Общее
кол-во
часов
В том числе:
теория
практика
1. Вводные занятия
1
1
2. Техника безопасности
1
1
3. Материалы и оборудование
3.1. Работа с художественными материалами и оборудованием
1
1
4. Основы композиции
4.1. Золотое сечение
4.2. Перспектива
2
2
1
1
1
1
5. Живопись
5.1. Живописные материалы
5.2. Смешение цветов
2
1
1
1
1
6. Графика
6.1. Работа с карандашом
6.2. Мягкий материал
6.3. Тушь
6.4. Графические листы
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
7. Декоративно-прикладное искусство
7.1. Различные виды росписи
7.2. Особенности росписи круглых поверхностей
7.3. Орнаменты
7.4. Роспись круглых изделий
1
1
2
4
1
1
1
1
4
8. Работа с природным материалом
8.1. Исторический очерк
8.2. Композиция из сухих цветов
1
1
1
1
9. Работа с тканью
7.1. История народной бесшитьевой куклы
7.2. Изготовление народной бесшитьевой куклы
2
5
1
1
1
4
Итого:
34
14
20
Содержание программы 2-го года обучения
1. Вводное занятие.
Требования к правилам поведения. Ознакомление с содержанием программы. Цели и задачи. Расписание занятий.
2. Техника безопасности труда.
Теория: Организация рабочего места. Правила поведения во время работы.
3. Материалы и оборудование.
Теория: Краски - для росписи по стеклу и керамике, для батика; пластилин, соленое тесто; стекло; стеклянные изделия для росписи; керамическая плитка; ткань хлопковая, шелк, бязь, атлас; бумага; рамки для оформления работ.
Практика: Подготовка стекла, керамики и других материалов к работе, способы оформления работ.
4.Основы композиции.
Теория: Правила построения композиции; виды композиции; золотое сечение
Практика: Выполнение композиции по правилам «золотого сечения», создание собственных оригинальных композиций.
5.Основы живописи.
Теория: Цвета, спектр, оптическое смешение цветов, механическое смешение.
Практика: Работа в технике «по-сырому», работа различными видами красок.
6. Графика.
Теория: Тушь и тонированная бумага; тон, штрих, линия.
Практика: Работа на тонированной бумаге, приемы работы с тушью.
7.Декоративно-прикладное искусство.
Теория: История возникновения, виды ДПИ, роспись разных по форме поверхностей.
Практика: Подготовка круглой основы; круглая роспись
8.Работа с природным материалом
Теория: Коллаж и его история.
Практика: Коллаж из цветов, создание композиции.
9.Работа с тканью.
Теория: Народная бесшитьевая кукла и ее виды, исторический очерк.
Практика: Изготовление народной бесшитьевой куклы, приемы работы.
Учебно-тематический план 3 год обучения
Разделы и темы
Общее
кол-во
часов
В том числе:
теория
практика
1. Вводные занятия
1
1
2. Техника безопасности
1
1
3. Материалы и оборудование
3.1. Материалы и оборудование для декоративных работ и работы с тканью
3.2. Подготовка и навыки работы с ними
1
2
1
2
4. Основы композиции
4.1. Правила композиции
4.2. Композиционные решения на заданную тему
1
2
1
2
5. Живопись
5.1. Отличительные особенности различных живописных материалов
5.2. Выполнение работы в разном материале
4
5
1
1
3
4
6. Графика
6.1. Работа с тонированной бумагой
6.2. Графическая композиция на тонированной бумаге
2
2
1
1
1
1
7. Декоративно-прикладное искусство
7.1. Особенности росписи стекла и керамики. Историческая справка.
7.2. Роспись стеклянного изделия или керамической плитки по собственному эскизу.
1
4
1
4
8. Работа с природным материалом
8.1. Виды аранжировки.
8.2. Создание объемной композиции в одном из стилевых направлений.
1
2
1
1
1
9. Работа с тканью
9.1. Художественное оформление ткани.
9.2. Композиция платка.
1
4
1
4
Итого:
34
12
22
Содержание программы 3-го года обучения
1. Вводное занятие:
Правила поведения. Ознакомление с содержанием программы. Цели и задачи. Расписание занятий.
2. Техника безопасности труда.
Теория: Организация рабочего места; правила поведения во время работы.
3. Материалы и оборудование.
Теория: Краски - акварель, гуашь, масляные, для росписи по стеклу и керамике, для батика; губки; грунт акриловый; лак; стекло; стеклянные изделия для росписи; керамическая плитка; ткань хлопковая, шелк, бязь, атлас; бумага; рамки для оформления работ.
Практика: Обработка различных основ для работы, подготовка материалов; навыки работы с инструментами.
4.Основы композиции.
Теория: Правила построения композиции; виды композиции; золотое сечение; цветовое решение композиции.
Практика: Создание собственных оригинальных композиций на заданные темы и по собственному замыслу.
5.Основы живописи.
Теория: Цвета основные и составные; спектр; виды живописи; техники живописи.
Практика: Отработка навыков в различных техниках, упражнения по цветоведению.
6. Графика.
Теория: Графический материал, тонированная бумага, оттиски. История гравюры.
Практика: Работа с графическими материалами, разработка собственного эскиза работы, выполнение экслибриса.
7.Декоративно-прикладное искусство.
Теория: История возникновения керамики, вазописи.
Практика: Роспись стеклянных изделий; роспись керамических плиток.
8.Работа с природным материалом
Теория: Европейская и восточная аранжировка.
Практика: Создание собственной оригинальной композиции из природного материала.
9.Работа с тканью.
Теория: Исторический очерк народного платка.
Практика: Композиция, орнамент платка. Изготовление модели платка.
Методические рекомендации
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, сангину, уголь, пастель, фломастеры, цветные мелки и др. Наглядно показываются приемы работы этими материалами. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Систематизирующим методом является выделение декоративной художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения:
-
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
-
выполнение декоративной росписи, восприятие явлений действительности и произведений искусства;
-
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
-
изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства, изучают народное искусство. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года, обеспечивающие поступательность развития учащихся.
Литература для детей
-
Дубенюк Н. Золотая коллекция идей для детского досуга.- Москва, «Эксмо», 2007.
-
Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей.- Москва, «Астрель», 2007.
-
Каминская Н. История костюма.- Москва, «Легпромбытиздат»,1986.
-
Клиентов А. Народные промыслы.- Москва, «Белый город», 2004.
-
Князева О. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2006.
-
Лыкова И. Большая книга детского творчества.- Москва, «Олма Медиа Групп», 2007.
-
Пантелеева Л. Детское рукоделие.- Москва, «Просвещение», 2005.
-
Рогов А. Кладовая радости.- Москва, «Просвещение», 1982.
-
Соловьева Л. Русская матрешка.- Москва, «Интербук», 1993.
-
Тарабарина Т. Что необходимо знать к первому классу.- Ярославль, «Академия развития», 2006.
-
Терешина Г. Батик своими руками.- Москва, «Аст-Пресс», 2007.
-
Федорова В. Забавные поделки.- Москва, «Мой мир», 2008.
Литература для педагогов
-
Аллаярова И. Симфония красок.- Москва, «Гном», 2006.
-
Бушкова Л. Поурочные разработки по изобразительному искусству.- Москва, «Вако», 2008.
-
Горонова Л. Студия декоративно - прикладного творчества.- Волгоград, «Учитель», 2008.
-
Гурбина Е. Обучение мастерству рукоделия. Волгоград, «Учитель», 2007.
-
Грибовская А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.- Москва, «Скрипторий», 2008.
-
Давыдова Г. Нетрадиционные техники рисования.- Москва, «Скрипторий», 2007.
-
Изобразительное искусство. Программы.- Москва, «Просвещение»,1991.
-
Карачунская Т. Музейная педагогика и изобразительная деятельность.- Москва, «Сфера», 2005.
-
Кузин В. Изобразительное искусство в начальной школе.- Москва, «Дрофа», 1997.
-
Лыкова И. Изобразительная деятельность в детском саду.- Москва, «Сфера», 2007.
-
Махмутова И. Роспись по дереву.- Москва, «Просвещение», 1987.
-
Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи и композиции. - Москва, «Сфера», 1989.
-
Молотобарова О.С., Программа для средней общеобразовательной школы. Кружок «Юный художник». - Москва. Просвещение, 1988.
-
Павлова О. Изобразительное искусство в начальной школе. - Волгоград, «Учитель», 2007.
с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
-
основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
-
простейшими сведениями, линии горизонта, точке схода и т. д.;
-
начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
-
делением цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
-
начальными сведениями о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
-
начальными сведениями о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
- понятием о видах изобразительного искусства;
-
ролью фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
-
деятельностью художника (что может изобразить художник -предметы, людей, события, с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, краски и пр.);
-
с особенностями работы акварельными и гуашевыми красками, а также должны знать назначение палитры и как использовать ее в работе.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
-
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
-
стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
-
правильно сидеть за партой (столом), без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
-
использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
- использовать навыки компоновки;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;
- передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних -выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т. п.);
- применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов (акварель, гуашь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
- менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
-
составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
-
лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки).
-
составлять аппликационные композиции из разных материалов (цветная бумага, коллаж).
йф
Предложенная программа «Золотая кисть» предполагает обучение детей декоративной росписи в соответствии с традициями русских традиционных народных промыслов, таких как Городецкая, Пермогорская роспись, Хохлома и Гжель, Дымковская, Филимоновская, Каргапольская игрушка, особое внимание будет уделено Матрешке и русскому народному костюму), а также освоение традиционных приемов изготовления народной куклы на основе бесшитьевого способа; создание витражей (как нового, столь популярного в наши дни направления, которое может каждый ребенок использовать для украшения своего дома).
Занятия по освоению мотивов сочетаются с разными видами деятельности учащихся (рисование с натуры, зарисовки цветов и последующая их стилизация, обсуждение и проектирование групповой, личной работы, подбор цвета, декоративной композиции, лепка, аппликация, работа над эскизами, выставки, участие в мероприятиях), что способствует поддержанию интереса, активности детей. Данные виды росписей будут изучаться в течение четырех лет данной программы.
Роспись матрешки представляет огромные обучающие и воспитательные возможности. Создавая неповторимый образ женщины той или иной эпохи, воспитанники пользуются основными средствами выразительности в росписи: это и форма, и лики, сюжетная линия и одежда. Целенаправленно изучаются предметы интерьера, декоративные элементы и орнамент.
Изготовление народной бесшитьевой куклы знакомит детей с традициями и обрядами русского народа.
Программа основана на следующих принципах:
Коммуникативный принцип - позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности - предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип патриотической направленности - предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно - эстетического самоопределения.
Принцип природосообразности - предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Планируемые результаты:
- Всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);
- Приобретение новых знаний и умение применять их в жизни; раскрытие творческих способностей;
- Коммуникабельность (умение создавать коллективные работы); получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом; умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.
Основными видами деятельности являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация. На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, композиция, скульптура), а так же языка декоративно - прикладного искусства
Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно - прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные - развивают интеллектуально - творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами видения окружающего мира.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
-осознание своих творческих возможностей;
-проявление познавательных мотивов;
-развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
-понимание чувств других людей, сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Программа поможет решить следующий ряд задач:
Учебные задачи:
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством.
Воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно - выразительные средства для решения творческой задач;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 7-11 лет, сроки реализации данной программы: 4 года. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.(34 часа в год)
Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:
- учитывает личностные достижения художественного развития ученика и опирается на них;
- обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;
- ориентируется на задачи дальнейшего художественного развития в среднем и старшем школьном возрасте.
Во время обучения дети узнают:
- о художественных особенностях русских народных промыслов (Городецкая роспись и Дымковская игрушка - 1-й год обучения; Каргапольская игрушка - 2-й год обучения; Хохлома и Филимоновская игрушка - 3-й год обучения; Пермогорская роспись, Гжель и о русском народном костюме и национальной русской матрешке - 4-й год обучения);
- о разных видах росписи по стеклу, керамике, ткани и дереву;
- о свойствах красок, контуров, разбавителей.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки.
Формы организации деятельности:
-
коллективные занятия
-
интегрированные занятия;
-
дидактические игры;
-
поисковая деятельность;
-
занятия-соревнования;
-
конкурсные и творческие работы;
-
воспитательные мероприятия;
-
выставки.
Контроль знаний, умений и навыков осуществляется в формах:
-
тестирование;
-
контрольные упражнения;
-
опрос;
-
самостоятельная работа;
-
творческая работа.
Способы проверки ожидаемых результатов:
-
тестирование в начале учебного года,
-
контрольно-творческие задания,
-
игры и упражнения,
-
соревнования и конкурсы,
-
выставки и праздники.
Содержание программы направлено на развитие интереса к народному творчеству, его традициям, наследию и новым направлениям. Знакомясь на занятиях с материалами, техникой и способами росписи, ребята приобретают навыки цветового, пластического изображения предметов, овладевают умениями образно, творчески вырабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время рассматривания картин, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства.
Процесс росписи состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от детей достаточной сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. У детей формируется культура труда, прививается художественный вкус. Данным видом деятельности могут заниматься дети с разной художественной подготовкой.
Тематический план 3-го года обучения
№
Наименование тем
Теория
Практика
Всего часов
1.
Вводное занятие. Т.Б. по маршруту «Дом-школа-дом»
1
1
2
2
Виды ДПИ. Хохлома. Основы композиции. Цветовая гамма Хохломы. Основные приемы. Орнаменты
3
9
12
3
Живопись витражными красками
1
2
3
4
Филимоновская игрушка. Основная цветовая гамма. Композиция. Приемы. Орнаменты. Лепка и роспись игрушек по мотивам Филимоновских промыслов
3
7
10
5
Акриловая живопись на ткани
1
3
4
6
Итоговые занятия. Оформление выставки
-
3
3
Всего:
9
25
34
Содержание программы 3-го года.
Цель 3-го года:
- научить детей работать в малой и большой группах; закрепить знания детей программы 1-го года; познакомить детей с Хохломской и Филимоновской росписью.
Задачи 3-го года:
- научить детей применять на практике элементы хохломской и филимоновской росписи;
- закреплять умения создавать узоры на полоске, круге, квадрате, используя характерные элементы и колорит;
- выполнять более сложные работы по росписи дерева, ткани, керамики, стекла, при изготовлении витражей;
- помочь детям проявить индивидуальные способности - фантазию, наблюдательность и творчество;
- развивать художественный вкус, пробудить интерес к познанию;
- развивать образное и пространственное мышление, моторику рук и глазомер;
- учить работать с разными инструментами и материалами;
- знакомить с правилами и нормами общения в коллективе;
- учить детей взаимовыручке, чувству товарищества при работе в группе.
Содержание 3-го года обучения
№
Тема
Количество часов
Теоретическое содержание
Практическая работа
Прогнозируемый результат
Воспитательный аспект
Теория
Практика
Всего
1
Вводные занятия
1
1
2
Правила ТБ и организации рабочего места. Ознакомление воспитанников с содержанием предстоящей работы. Материалы и инструменты, необходимые для работы
Правила дорожного движения по маршруту «дом - школа - дом».
Знание:
- содержания работы данного кружка;
- материалов и инструментов, необходимых в работе;
- правил организации рабочего места и техники безопасности
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям. Развитие интереса к ДПИ
2
Виды ДПИ. Хохлома. Цветовая гамма. Основы композиции. Основные приемы. Орнаменты
3
9
12
Формат и размер плоскости изображения. Знакомство с симметрией и асимметрией. Сюжетно-композиционный центр. Основы композиции и орнаменты по мотивам Хохломы. Техники выполнения элементов Хохломской росписи. Создание эскизов и выполнение работ на материале
Техника выполнения осоки, травинок, капелек, усиков, завитков, кустиков, листиков, ягодок. Создание эскиза и открытки «Солнечный букет». Упражнения на выполнения орнаментов по мотивам хохломской росписи
Знать простые термины, уметь пользоваться нужным карандашом и кистью, смешивать краски, делать эскизы для своих работ.
Отличать Хохломскую роспись от других видов ДПИ, выполнять все основные элементы
Развитие внимания, усидчивости. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
3
Живопись витражными красками
1
2
3
Правила работы с инструментами и материалами. ТБ на рабочем месте. Создание индивидуальных и групповых эскизов. Выполнение личных и коллективных витражей
Изготовление витражей по темам «Дикие, домашние и экзотические животные», «Рыбки, дельфины», «Птицы», «Земноводные»
Уметь работать с контуром.
Уметь делать эскизы для своих работ витражными красками на стекле
Воспитание умения доводить начатое дело до конца
4
Филимоновская игрушка. Цветовая гамма. Основы композиции. Основные приемы. Орнаменты.
3
7
10
История филимонов-ского промысла. Цветовые сочетания. Правила изготовления игрушки. Орнаменты. Отличительные признаки филимонов-ской игрушки. Изготовление и роспись игрушек.
Изготовление разных филимонов-ских игрушек на бумаге и на материале.
Делать эскизы для своих работ акриловыми красками на керамике. Знать историю филимоновского промысла, уметь лепить и расписывать филимоновскую игрушку.
Свободно общаться в группе, осуществлять поддержку и взаимовыручку. Воспитывать уважение к историческому наследию.
5
Акриловая живопись на ткани
1
3
4
Художественное оформление ткани. Композиция платка и шарфа. Создание эскизов по образцу и собственных. Выполнение работ на материале
Изготовление эскизов, зарисовка основных композиционных схем. Роспись на ткани
Уметь:
- выполнять разметку по шаблону;
- делать собственные эскизы и работать по ним
Учит детей взаимовыручке, чувству товарищества при работе в группе
6
Заключительные занятия, обобщающие знания за 3-й год обучения
-
3
3
-
Оформление выставки
Выставка работ
Ощущать себя частицей единой группы
№ п./п.
Кол-во часов
Календарно - тематическое планирование
3 класс на 2013 - 2014 учебный год (34 часа)
Дата проведения
Тема занятия
1.
2.
3.
4.
1 модуль
1
1
07.09
Вводное занятие
2
2
14.09
Техника безопасности
3
3
21.09
Материалы и оборудование для декоративных работ и работы с тканью
4
4
28.09
Подготовка и навыки работы с материалами
5
5
05.10
Хохлома. Цветовая гамма
6
6
12.10
Правила композиции
Орнамент. Основные приемы
7
7
19.10
Композиционные решения на заданную тему.
Техника выполнения элементов Хохломской росписи
8
8
26.10
Создание эскизов и выполнение работ на материале
2 модуль
1
9
09.11
Отличительные особенности различных живописных материалов
2
10
16.11
Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Контраст
3
11
23.11
Физическое и эмоционально - психологическое воздействие различных цветов на восприятие
4
12
30.11
Хохломская роспись с использованием простейших основных цветов
5
13
07.12
История Филимоновского промысла. Орнаменты. Отличительные признаки Филимоновской игрушки
6
14
14.12
Цветовые сочетания. Правила изготовления игрушки
7
15
21.12
Изготовление и роспись игрушек
8
16
28.12
Выставка работ учащихся
3 модуль
1.
17
11.01.
Работа с тонированной бумагой. Тушь и тонированная бумага; тон, штрих, линия
2
18
18.01.
Цветовые сочетания. Техника работы с тонированной бумагой
3
19
25.01.
Графическая композиция на тонированной бумаге
4
20
01.02.
Изготовление панно «Зимняя деревня»
5
21
08.02.
Особенности росписи стекла и керамики. Историческая справка
6
22
15.02.
Роспись стеклянного изделия или керамической плитки по собственному эскизу
4 модуль
1
23
01.03.
Живопись витражными красками
2 - 3
24 - 25
15.03.
16.03.
Изготовление витражей по темам «Дикие, домашние и экзотические животные», «Рыбки, дельфины», «Птицы», «Земноводные»
4
26
22.03.
Работа с природным материалом. Виды аранжировки
5
27
29.03.
Создание объемной композиции в одном из стилевых направлений. Изготовление коллажа «Уборка урожая»
6
28
31.04.
Выставка работ учащихся
5 модуль
1
29
май
Художественное оформление ткани.
2
30
май
Композиция платка.
3
31
май
Создание эскизов по образцу и собственных. Выполнение работ на материале
4 - 5
32 - 33
май
Заключительные занятия, обобщающие знания за 3-й год обучения
6
34
май
Итоговая выставка
Итого: 34 часа
Учебно-тематический план 3 год обучения
Разделы и темы
Общее
кол-во
часов
В том числе:
теория
практика
1.Вводные занятия
1
1
2.Техника безопасности
1
1
3.Материалы и оборудование
3.1. Материалы и оборудование для декоративных работ и работы с тканью
3.2. Подготовка и навыки работы с ними
1
2
1
2
4.Основы композиции
4.1.Правила композиции
4.2. Композиционные решения на заданную тему
1
2
1
2
5.Живопись
5.1. Отличительные особенности различных живописных материалов
5.2. Выполнение работы в разном материале
4
5
1
1
3
4
6.Графика
6.1. Работа с тонированной бумагой
6.2. Графическая композиция на тонированной бумаге
2
2
1
1
1
1
7.Декоративно-прикладное искусство
7.1.Особенности росписи стекла и керамики. Историческая справка.
7.2. Роспись стеклянного изделия или керамической плитки по собственному эскизу.
1
4
1
4
8.Работа с природным материалом
8.1.Виды аранжировки.
8.2. Создание объемной композиции в одном из стилевых направлений.
1
2
1
1
1
9.Работа с тканью
9.1. Художественное оформление ткани.
9.2. Композиция платка.
1
4
1
4
Итого:
34
12
22
Методические рекомендации
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, сангину, уголь, пастель, фломастеры, цветные мелки и др. Наглядно показываются приемы работы этими материалами. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Систематизирующим методом является выделение декоративной художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения:
-
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
-
выполнение декоративной росписи, восприятие явлений действительности и произведений искусства;
-
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
-
изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства, изучают народное искусство. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года, обеспечивающие поступательность развития учащихся.
Литература для детей
-
Дубенюк Н. Золотая коллекция идей для детского досуга.- Москва, «Эксмо», 2007.
-
Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей.- Москва, «Астрель», 2007.
-
Каминская Н. История костюма.- Москва, «Легпромбытиздат»,1986.
-
Клиентов А. Народные промыслы.- Москва, «Белый город», 2004.
-
Князева О. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2006.
-
Лыкова И. Большая книга детского творчества.- Москва, «Олма Медиа Групп», 2007.
-
Пантелеева Л. Детское рукоделие.- Москва, «Просвещение», 2005.
-
Рогов А. Кладовая радости.- Москва, «Просвещение», 1982.
-
Соловьева Л. Русская матрешка.- Москва, «Интербук», 1993.
-
Тарабарина Т. Что необходимо знать к первому классу.- Ярославль, «Академия развития», 2006.
-
Терешина Г. Батик своими руками.- Москва, «Аст-Пресс», 2007.
-
Федорова В. Забавные поделки.- Москва, «Мой мир», 2008.
Литература для педагогов
-
Аллаярова И. Симфония красок.- Москва, «Гном», 2006.
-
Бушкова Л. Поурочные разработки по изобразительному искусству.- Москва, «Вако», 2008.
-
Горонова Л. Студия декоративно - прикладного творчества.- Волгоград, «Учитель», 2008.
-
Гурбина Е. Обучение мастерству рукоделия. Волгоград, «Учитель», 2007.
-
Грибовская А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.- Москва, «Скрипторий», 2008.
-
Давыдова Г. Нетрадиционные техники рисования.- Москва, «Скрипторий», 2007.
-
Изобразительное искусство. Программы.- Москва, «Просвещение»,1991.
-
Карачунская Т. Музейная педагогика и изобразительная деятельность.- Москва, «Сфера», 2005.
-
Кузин В. Изобразительное искусство в начальной школе.- Москва, «Дрофа», 1997.
-
Лыкова И. Изобразительная деятельность в детском саду.- Москва, «Сфера», 2007.
-
Махмутова И. Роспись по дереву.- Москва, «Просвещение», 1987.
-
Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи и композиции.- Москва, «Сфера», 1989.
-
Павлова О. Изобразительное искусство в начальной школе. - Волгоград, «Учитель», 2007.
36