Авторская педагогическая разработка кружка внеурочной деятельности «Золотая кисть»

"Описание материала: Кружок внеурочной деятельности «Золотая кисть» является адаптированной. Автор не является единственным источником информации при разработке данной программы.  Его новизна состоит в том, что организационной основой занятий является коллективная форма деятельности учащихся по принципу индивидуальных вкладов. Важное место в структуре занятия занимает любование — яркое, эмоциональное, целенаправленное восприятие продукта совместного труда. Программа основывается на следующих м...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание программы

1.

Пояснительная записка

2

2.

Актуальность

2

3.

Направленность программы

2

4.

Отличительные особенности

2

5.

Новизна программы

3

6.

Цель и задачи программы

3

7.

Формы и методы проведения кружка внеурочной деятельности

4

8.

Формы контроля усвоения кружка внеурочной деятельности

4

9.

Требования к уровню усвоения программы кружка внеурочной деятельности

5

10.

Учебный план

6

11.

Учебно-тематический план 1 года обучения

7

12.

Содержание программы 1 года обучения

8

13.

Учебно-тематический план 2 года обучения

9

14.

Содержание программы 2 года обучения

10

15.

Учебно-тематический план 3 года обучения

11

16.

Содержание программы 3 года обучения

12

17.

Методические рекомендации

13

18

Список литературы

14













Пояснительная записка


Кружок внеурочной деятельности «Золотая кисть» является адаптированной. В основу разработки данного кружка внеурочной деятельности положены основные теоретические идеи программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Кружок юный художник» Молотобаровой О.С. Программа разработана на основе анализа концепций художественного и эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательной области «Искусство», наряду с общими идеями ФГОС.

Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-10 лет, сроки реализации программы: 3 года. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.(34 часа в год)

Актуальность. Прагматизация всех сторон жизни ведет к вытеснению эстетической среды и духовному оскудению жизни общества и человека. Это обстоятельство определило изменение целевых приоритетов образования и переход от технократической образовательной парадигмы к гуманитарной. Вместе с тем, современное образование все еще остается ориентированным на формирование и развитие деловых качеств и практических компонентов интеллекта личности. Культурный потенциал ребенка остается при этом мало востребованным, происходит, как говорил А.Н.Леонтьев, «обнищание души при обогащении ее информацией». В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных путей и средств развития духовной сферы личности ребенка. В этом плане приобретает важность воспитание эстетической культуры, являющейся показателем высокой развитости личности и позволяющей ей не только полноценно общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его созидании.

В свете гуманизации образовательного процесса данная проблема становится актуальной и для внеурочной деятельности учащихся, которая, благодаря вариативности и пластичности, способна наилучшим образом осуществлять воспитание эстетической культуры школьников. Одним из наиболее популярных и востребованных направлений в дополнительном образовании детей является художественно-эстетическое, следовательно, именно оно должно играть главную роль в решении проблем воспитания эстетической культуры школьников.

Направленность программы: художественно - эстетическая. Кружок внеурочной деятельности «Золотая кисть» призван помочь не только сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, но и его развитию.

Отличительные особенности программы:

  • Раскрываются доступные пониманию учащихся исконные общерусские художественно-культурные ценности.

  • Активная творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью;

  • Учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства «рядом» на примерах произведений художников и народных мастеров.

Новизна программы состоит в том, что организационной основой занятий является коллективная форма деятельности учащихся по принципу индивидуальных вкладов. Важное место в структуре занятия занимает любование - яркое, эмоциональное, целенаправленное восприятие продукта совместного труда.

Целью программы является: формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и художественного труда на народных традициях.

Обучение воспитанников изготовлению изделий народных художественных промыслов предполагает решение следующих основных задач:

  • Раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества.

  • Привить любовь к традиционному народному искусству.

  • Сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта.

  • Усвоить специфику художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация).

  • Овладеть художественным строем орнамента в процессе изучения основных видов народного декоративно-прикладного искусства.

  • Развить художественно-творческие способности детей.

  • Сформировать у воспитанников целостное восприятие народного искусства как части культуры народа.

  • Обучить детей навыкам и приемам традиционной художественной обработки материалов разных видов.

  • Сформировать условия, стимулирующие и развивающие память, внимание, пространственное воображение.

  • Совершенствовать умения слушать и слышать устные инструкции; выполнять действия по образцу, по памяти; мысленно оперировать с объемными предметами.

  • Формировать товарищеские нормы отношений (забота друг о друге, выделение достоинств каждого, взаимопомощь).

  • Создать условия для развития уверенности в своих творческих способностях и исследовательских навыках.

  • Воспитывать у детей бережное и внимательное отношение к природе, развивать эмоционально-эстетическое восприятие, понимание того, что все виды изображения в своей основе связаны с природой.

Формы и методы проведения кружка внеурочной деятельности

Данная программа в рамках кружка внеурочной деятельности на начальном этапе обучения включает в себя использование следующих современных педагогических технологий:

  • Обучение в малых группах сотрудничества

  • Сюжетно-ролевые игры проблемной направленности

  • Метод проектов

  • Информационно - коммуникативные технологии

Проведение занятий предполагается в виде комбинированной формы традиционного урока и нетрадиционного урока - ролевой игры, проекта, составление коллажа.

Занятия ориентированы на проведение различных форм работы - индивидуальной, парной, групповой и сочетаются с разными видами деятельности учащихся (рисование с натуры, зарисовки цветов и последующая их стилизация, обсуждение и проектирование групповой, личной работы, подбор цвета, декоративной композиции, лепка, аппликация, работа над эскизами, выставки, участие в мероприятиях)

Формы контроля усвоения кружка внеурочной деятельности

Контроль усвоения учащимися материала производится на всем протяжении обучения. Для определения сформированности навыков и умений используются 3 вида контроля: формальный, самоконтроль, взаимоконтроль. В качестве формального контроля используются следующие формы контроля:

  • Опрос

  • Самостоятельная работа

  • Творческая работа

А так же используются методы контроля:

  • Выставки

  • Защита проекта

  • Доклад

При выполнении учащимися финальных заданий в виде проекта или творческой, работы результаты оцениваются по системе «зачет/незачет». Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки.

Требования к уровню усвоения программы кружка внеурочной деятельности

Ученик научится:

  • пользоваться нужным карандашом и кистью

  • смешивать краски

  • делать эскизы для своих работ

  • работать с контуром

  • выполнять разметку по шаблону

  • зарисовывать основные композиционные схемы

  • лепить и расписывать народную игрушку

Ученик овладеет навыками:

  • композиционного орнамента по мотивам декоративно прикладного искусства

  • росписи на ткани

  • изготовления и росписи народных игрушек.

  • росписи декоративно-прикладного искусства

  • росписи витражными красками на стекле

  • технологией изготовления народной бесшитьевой куклы

Ученик овладеет знаниями:

  • простых терминов и материалов, используемых художником

  • истории народных промыслов

  • о наглядной перспективе, средствах композиции, светотени и т.п.

  • о видах декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека

Учебный план

п /п

Разделы

1-й год

2-й год

3-й год

Вводные занятия.

1

1

1

    Техника

    безопасности.

    1

    1

    1

      Материалы и

      оборудование.

      2

      1

      3

        Основы композиции

        2

        4

        3

          Живопись

          2

          3

          9

            Графика

            2

            7

            4

              Декоративно-прикладное искусство

              12

              8

              5

                Работа с природным материалом

                2

                3

                  Работа с тканью

                  12

                  7

                  5

                  Итого:

                  34

                  34

                  34

















                  Учебно-тематический план 1 год обучения



                  Разделы и темы

                  Общее

                  кол-во

                  часов

                  В том числе:

                  теория

                  практика

                  1. Вводные занятия

                  1

                  1

                  2. Техника безопасности

                  1

                  1

                  3. Материалы и оборудование

                  3.1. Живописные и графические материалы и оборудование

                  3.2. Навыки работы с различными художественными материалами

                  1

                  1

                  1

                  1

                  4. Основы композиции

                  4.1. Композиция, виды композиции, правила создания композиции

                  4.2. Создание композиции на тему

                  1

                  1

                  1


                  1

                  5. Живопись

                  5.1. Спектр, цвет

                  5.2. Работа с цветом

                  1

                  1

                  1

                  1

                  6. Графика

                  6.1. Линия, тон, штрих

                  6.2. Работа с графическими материалами

                  1

                  1

                  1

                  1

                  7. Декоративно-прикладное искусство

                  7.1. История возникновения, виды росписи

                  7.2. Обработка основы под роспись

                  7.3. Роспись изделия, оформление

                  1

                  3

                  8

                  1

                  1

                  4

                  2

                  4

                  8. Работа с тканью

                  8.1. Холодный батик

                  8.2. Роспись ткани

                  4

                  8

                  1

                  1

                  3

                  7

                  Итого:

                  34

                  9

                  25





                  Содержание программы 1-го года обучения

                  1. Вводное занятие: Знакомство с детьми и их семьями; с правилами поведения в творческом объединении; знакомство с предметом, цели и задачи; расписание занятий.

                  2. Техника безопасности труда.

                  Теория: Рабочее место до и после работы; правила поведения во время занятий. Инструменты и материалы.

                  3. Материалы и оборудование для занятий на кружке.

                  Теория: Кисти круглые, плоские; банки для воды; карандаши; щетки; тряпки; губки; краски - акварель, гуашь, масляные, для росписи по стеклу и керамике, для батика; грунт акриловый; лак; разбавитель №4; пластилин; стекло; стеклянные изделия для росписи; керамическая плитка; ткань хлопковая, шелк, бязь, атлас; бумага; рамки для оформления работ.

                  Практика: Приемы работы с кистями; различные техники; подготовка разных материалов к работе.

                  4.Основы композиции.

                  Теория: Правила построения композиции; Виды композиции

                  Практика: Упражнения по композиции; создание композиции на заданную тему; создание собственной композиции.

                  5.Основы живописи.

                  Теория: Цвета основные и составные. Спектр. Перетекание цветов

                  Практика: Упражнения по цветоведению. Подбор цветовых решений для собственных композиций.

                  6. Графика.

                  Теория: Мягкий материал; графический материал; тон, штрих, линия

                  Практика: Отработка штрихов; разбор работ по тону; выполнение изображений линией; отработка навыков работы с мягким материалом.

                  7.Декоративно-прикладное искусство.

                  Теория: История возникновения; виды ДПИ.

                  Практика: Выполнение элементов различных видов росписи; Роспись изделий.

                  8.Работа с тканью.

                  Теория: Холодный батик; роспись ткани.

                  Практика: Навыки работы с краской для батика.



                  Учебно-тематический план 2 год обучения



                  Разделы и темы

                  Общее

                  кол-во

                  часов

                  В том числе:

                  теория

                  практика

                  1. Вводные занятия

                  1

                  1

                  2. Техника безопасности

                  1

                  1

                  3. Материалы и оборудование

                  3.1. Работа с художественными материалами и оборудованием

                  1

                  1

                  4. Основы композиции

                  4.1. Золотое сечение

                  4.2. Перспектива

                  2

                  2

                  1

                  1

                  1

                  1

                  5. Живопись

                  5.1. Живописные материалы

                  5.2. Смешение цветов

                  2

                  1

                  1

                  1

                  1

                  6. Графика

                  6.1. Работа с карандашом

                  6.2. Мягкий материал

                  6.3. Тушь

                  6.4. Графические листы

                  1

                  2

                  2

                  2

                  1

                  1

                  1

                  1

                  1

                  1

                  1

                  7. Декоративно-прикладное искусство

                  7.1. Различные виды росписи

                  7.2. Особенности росписи круглых поверхностей

                  7.3. Орнаменты

                  7.4. Роспись круглых изделий

                  1

                  1

                  2

                  4

                  1

                  1

                  1

                  1

                  4

                  8. Работа с природным материалом

                  8.1. Исторический очерк

                  8.2. Композиция из сухих цветов

                  1

                  1

                  1

                  1

                  9. Работа с тканью

                  7.1. История народной бесшитьевой куклы

                  7.2. Изготовление народной бесшитьевой куклы

                  2

                  5

                  1

                  1

                  1

                  4

                  Итого:

                  34

                  14

                  20







                  Содержание программы 2-го года обучения

                  1. Вводное занятие.

                  Требования к правилам поведения. Ознакомление с содержанием программы. Цели и задачи. Расписание занятий.

                  2. Техника безопасности труда.

                  Теория: Организация рабочего места. Правила поведения во время работы.

                  3. Материалы и оборудование.

                  Теория: Краски - для росписи по стеклу и керамике, для батика; пластилин, соленое тесто; стекло; стеклянные изделия для росписи; керамическая плитка; ткань хлопковая, шелк, бязь, атлас; бумага; рамки для оформления работ.

                  Практика: Подготовка стекла, керамики и других материалов к работе, способы оформления работ.

                  4.Основы композиции.

                  Теория: Правила построения композиции; виды композиции; золотое сечение

                  Практика: Выполнение композиции по правилам «золотого сечения», создание собственных оригинальных композиций.

                  5.Основы живописи.

                  Теория: Цвета, спектр, оптическое смешение цветов, механическое смешение.

                  Практика: Работа в технике «по-сырому», работа различными видами красок.

                  6. Графика.

                  Теория: Тушь и тонированная бумага; тон, штрих, линия.

                  Практика: Работа на тонированной бумаге, приемы работы с тушью.

                  7.Декоративно-прикладное искусство.

                  Теория: История возникновения, виды ДПИ, роспись разных по форме поверхностей.

                  Практика: Подготовка круглой основы; круглая роспись

                  8.Работа с природным материалом

                  Теория: Коллаж и его история.

                  Практика: Коллаж из цветов, создание композиции.

                  9.Работа с тканью.

                  Теория: Народная бесшитьевая кукла и ее виды, исторический очерк.

                  Практика: Изготовление народной бесшитьевой куклы, приемы работы.

                  Учебно-тематический план 3 год обучения



                  Разделы и темы

                  Общее

                  кол-во

                  часов

                  В том числе:

                  теория

                  практика

                  1. Вводные занятия

                  1

                  1

                  2. Техника безопасности

                  1

                  1

                  3. Материалы и оборудование

                  3.1. Материалы и оборудование для декоративных работ и работы с тканью

                  3.2. Подготовка и навыки работы с ними

                  1

                  2

                  1


                  2

                  4. Основы композиции

                  4.1. Правила композиции

                  4.2. Композиционные решения на заданную тему

                  1

                  2

                  1

                  2

                  5. Живопись

                  5.1. Отличительные особенности различных живописных материалов

                  5.2. Выполнение работы в разном материале

                  4

                  5

                  1

                  1

                  3

                  4

                  6. Графика

                  6.1. Работа с тонированной бумагой

                  6.2. Графическая композиция на тонированной бумаге

                  2

                  2

                  1

                  1

                  1

                  1

                  7. Декоративно-прикладное искусство

                  7.1. Особенности росписи стекла и керамики. Историческая справка.

                  7.2. Роспись стеклянного изделия или керамической плитки по собственному эскизу.

                  1

                  4

                  1


                  4

                  8. Работа с природным материалом

                  8.1. Виды аранжировки.

                  8.2. Создание объемной композиции в одном из стилевых направлений.

                  1

                  2

                  1

                  1

                  1

                  9. Работа с тканью

                  9.1. Художественное оформление ткани.

                  9.2. Композиция платка.

                  1

                  4

                  1

                  4

                  Итого:

                  34

                  12

                  22





                  Содержание программы 3-го года обучения

                  1. Вводное занятие:

                  Правила поведения. Ознакомление с содержанием программы. Цели и задачи. Расписание занятий.

                  2. Техника безопасности труда.

                  Теория: Организация рабочего места; правила поведения во время работы.

                  3. Материалы и оборудование.

                  Теория: Краски - акварель, гуашь, масляные, для росписи по стеклу и керамике, для батика; губки; грунт акриловый; лак; стекло; стеклянные изделия для росписи; керамическая плитка; ткань хлопковая, шелк, бязь, атлас; бумага; рамки для оформления работ.

                  Практика: Обработка различных основ для работы, подготовка материалов; навыки работы с инструментами.

                  4.Основы композиции.

                  Теория: Правила построения композиции; виды композиции; золотое сечение; цветовое решение композиции.

                  Практика: Создание собственных оригинальных композиций на заданные темы и по собственному замыслу.

                  5.Основы живописи.

                  Теория: Цвета основные и составные; спектр; виды живописи; техники живописи.

                  Практика: Отработка навыков в различных техниках, упражнения по цветоведению.

                  6. Графика.

                  Теория: Графический материал, тонированная бумага, оттиски. История гравюры.

                  Практика: Работа с графическими материалами, разработка собственного эскиза работы, выполнение экслибриса.

                  7.Декоративно-прикладное искусство.

                  Теория: История возникновения керамики, вазописи.

                  Практика: Роспись стеклянных изделий; роспись керамических плиток.

                  8.Работа с природным материалом

                  Теория: Европейская и восточная аранжировка.

                  Практика: Создание собственной оригинальной композиции из природного материала.

                  9.Работа с тканью.

                  Теория: Исторический очерк народного платка.

                  Практика: Композиция, орнамент платка. Изготовление модели платка.

                  Методические рекомендации

                  Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, сангину, уголь, пастель, фломастеры, цветные мелки и др. Наглядно показываются приемы работы этими материалами. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.

                  Систематизирующим методом является выделение декоративной художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

                  Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения:

                  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

                  • выполнение декоративной росписи, восприятие явлений действительности и произведений искусства;

                  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

                  • изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

                  На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

                  Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства, изучают народное искусство. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

                  При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года, обеспечивающие поступательность развития учащихся.

                  Литература для детей

                  1. Дубенюк Н. Золотая коллекция идей для детского досуга.- Москва, «Эксмо», 2007.

                  2. Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей.- Москва, «Астрель», 2007.

                  3. Каминская Н. История костюма.- Москва, «Легпромбытиздат»,1986.

                  4. Клиентов А. Народные промыслы.- Москва, «Белый город», 2004.

                  5. Князева О. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2006.

                  6. Лыкова И. Большая книга детского творчества.- Москва, «Олма Медиа Групп», 2007.

                  7. Пантелеева Л. Детское рукоделие.- Москва, «Просвещение», 2005.

                  8. Рогов А. Кладовая радости.- Москва, «Просвещение», 1982.

                  9. Соловьева Л. Русская матрешка.- Москва, «Интербук», 1993.

                  10. Тарабарина Т. Что необходимо знать к первому классу.- Ярославль, «Академия развития», 2006.

                  11. Терешина Г. Батик своими руками.- Москва, «Аст-Пресс», 2007.

                  12. Федорова В. Забавные поделки.- Москва, «Мой мир», 2008.

                  Литература для педагогов

                  1. Аллаярова И. Симфония красок.- Москва, «Гном», 2006.

                  2. Бушкова Л. Поурочные разработки по изобразительному искусству.- Москва, «Вако», 2008.

                  3. Горонова Л. Студия декоративно - прикладного творчества.- Волгоград, «Учитель», 2008.

                  4. Гурбина Е. Обучение мастерству рукоделия. Волгоград, «Учитель», 2007.

                  5. Грибовская А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.- Москва, «Скрипторий», 2008.

                  6. Давыдова Г. Нетрадиционные техники рисования.- Москва, «Скрипторий», 2007.

                  7. Изобразительное искусство. Программы.- Москва, «Просвещение»,1991.

                  8. Карачунская Т. Музейная педагогика и изобразительная деятельность.- Москва, «Сфера», 2005.

                  9. Кузин В. Изобразительное искусство в начальной школе.- Москва, «Дрофа», 1997.

                  10. Лыкова И. Изобразительная деятельность в детском саду.- Москва, «Сфера», 2007.

                  11. Махмутова И. Роспись по дереву.- Москва, «Просвещение», 1987.

                  12. Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи и композиции. - Москва, «Сфера», 1989.

                  13. Молотобарова О.С., Программа для средней общеобразовательной школы. Кружок «Юный художник». - Москва. Просвещение, 1988.

                  14. Павлова О. Изобразительное искусство в начальной школе. - Волгоград, «Учитель», 2007.

                  с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);

                  • основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);

                  • простейшими сведениями, линии горизонта, точке схода и т. д.;

                  • начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

                  • делением цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;

                  • начальными сведениями о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;

                  • начальными сведениями о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;

                  - понятием о видах изобразительного искусства;

                  • ролью фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;

                  • деятельностью художника (что может изобразить художник -предметы, людей, события, с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, краски и пр.);

                  • с особенностями работы акварельными и гуашевыми красками, а также должны знать назначение палитры и как использовать ее в работе.

                  К концу учебного года учащиеся должны уметь:

                  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

                  • стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

                  • правильно сидеть за партой (столом), без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

                  • использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

                  - использовать навыки компоновки;

                  - передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

                  - передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних -выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т. п.);

                  - применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов (акварель, гуашь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

                  - менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;

                  • составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;

                  • лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки).

                  • составлять аппликационные композиции из разных материалов (цветная бумага, коллаж).

                  йф

                  Предложенная программа «Золотая кисть» предполагает обучение детей декоративной росписи в соответствии с традициями русских традиционных народных промыслов, таких как Городецкая, Пермогорская роспись, Хохлома и Гжель, Дымковская, Филимоновская, Каргапольская игрушка, особое внимание будет уделено Матрешке и русскому народному костюму), а также освоение традиционных приемов изготовления народной куклы на основе бесшитьевого способа; создание витражей (как нового, столь популярного в наши дни направления, которое может каждый ребенок использовать для украшения своего дома).

                  Занятия по освоению мотивов сочетаются с разными видами деятельности учащихся (рисование с натуры, зарисовки цветов и последующая их стилизация, обсуждение и проектирование групповой, личной работы, подбор цвета, декоративной композиции, лепка, аппликация, работа над эскизами, выставки, участие в мероприятиях), что способствует поддержанию интереса, активности детей. Данные виды росписей будут изучаться в течение четырех лет данной программы.

                  Роспись матрешки представляет огромные обучающие и воспитательные возможности. Создавая неповторимый образ женщины той или иной эпохи, воспитанники пользуются основными средствами выразительности в росписи: это и форма, и лики, сюжетная линия и одежда. Целенаправленно изучаются предметы интерьера, декоративные элементы и орнамент.

                  Изготовление народной бесшитьевой куклы знакомит детей с традициями и обрядами русского народа.

                  Программа основана на следующих принципах:

                  Коммуникативный принцип - позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.

                  Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).

                  Принцип культуросообразности - предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.

                  Принцип патриотической направленности - предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).

                  Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно - эстетического самоопределения.

                  Принцип природосообразности - предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

                  Планируемые результаты:

                  - Всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);

                  - Приобретение новых знаний и умение применять их в жизни; раскрытие творческих способностей;

                  - Коммуникабельность (умение создавать коллективные работы); получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом; умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.

                  Основными видами деятельности являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация. На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, композиция, скульптура), а так же языка декоративно - прикладного искусства

                  Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно - прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные - развивают интеллектуально - творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами видения окружающего мира.

                  Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

                  Личностные универсальные учебные действия:

                  -осознание своих творческих возможностей;

                  -проявление познавательных мотивов;

                  -развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

                  -понимание чувств других людей, сопереживание им.

                  Регулятивные универсальные учебные действия:

                  -планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

                  - принимать и сохранять учебную задачу;

                  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

                  - различать способ и результат действия;

                  - адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

                  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

                  Познавательные универсальные учебные действия:

                  - осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

                  - строить речевые высказывания в устной форме;

                  - оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

                  - включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

                  Коммуникативные универсальные учебные действия:

                  - формулировать собственное мнение и позицию;

                  - задавать вопросы;

                  - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

                  - задавать вопросы;

                  - договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

                  Программа поможет решить следующий ряд задач:

                  Учебные задачи:

                  - освоение детьми основных правил изображения;

                  - овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

                  - развитие стремления к общению с искусством.

                  Воспитательные задачи:

                  - формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

                  - развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

                  - формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

                  Творческие задачи:

                  - умение осознанно использовать образно - выразительные средства для решения творческой задач;

                  - развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

                  Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.

                  Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 7-11 лет, сроки реализации данной программы: 4 года. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.(34 часа в год)

                  Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:

                  - учитывает личностные достижения художественного развития ученика и опирается на них;

                  - обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;

                  - ориентируется на задачи дальнейшего художественного развития в среднем и старшем школьном возрасте.

                  Во время обучения дети узнают:

                  - о художественных особенностях русских народных промыслов (Городецкая роспись и Дымковская игрушка - 1-й год обучения; Каргапольская игрушка - 2-й год обучения; Хохлома и Филимоновская игрушка - 3-й год обучения; Пермогорская роспись, Гжель и о русском народном костюме и национальной русской матрешке - 4-й год обучения);

                  - о разных видах росписи по стеклу, керамике, ткани и дереву;

                  - о свойствах красок, контуров, разбавителей.

                  Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки.

                  Формы организации деятельности:

                  • коллективные занятия

                  • интегрированные занятия;

                  • дидактические игры;

                  • поисковая деятельность;

                  • занятия-соревнования;

                  • конкурсные и творческие работы;

                  • воспитательные мероприятия;

                  • выставки.

                  Контроль знаний, умений и навыков осуществляется в формах:

                  • тестирование;

                  • контрольные упражнения;

                  • опрос;

                  • самостоятельная работа;

                  • творческая работа.

                  Способы проверки ожидаемых результатов:

                  • тестирование в начале учебного года,

                  • контрольно-творческие задания,

                  • игры и упражнения,

                  • соревнования и конкурсы,

                  • выставки и праздники.

                  Содержание программы направлено на развитие интереса к народному творчеству, его традициям, наследию и новым направлениям. Знакомясь на занятиях с материалами, техникой и способами росписи, ребята приобретают навыки цветового, пластического изображения предметов, овладевают умениями образно, творчески вырабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время рассматривания картин, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства.

                  Процесс росписи состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от детей достаточной сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. У детей формируется культура труда, прививается художественный вкус. Данным видом деятельности могут заниматься дети с разной художественной подготовкой.



                  Тематический план 3-го года обучения


                  Наименование тем

                  Теория

                  Практика

                  Всего часов

                  1.

                  Вводное занятие. Т.Б. по маршруту «Дом-школа-дом»

                  1

                  1

                  2

                  2

                  Виды ДПИ. Хохлома. Основы композиции. Цветовая гамма Хохломы. Основные приемы. Орнаменты

                  3

                  9

                  12

                  3

                  Живопись витражными красками

                  1

                  2

                  3

                  4

                  Филимоновская игрушка. Основная цветовая гамма. Композиция. Приемы. Орнаменты. Лепка и роспись игрушек по мотивам Филимоновских промыслов

                  3

                  7

                  10

                  5

                  Акриловая живопись на ткани

                  1

                  3

                  4

                  6

                  Итоговые занятия. Оформление выставки

                  -

                  3

                  3

                  Всего:

                  9

                  25

                  34

                  Содержание программы 3-го года.

                  Цель 3-го года:

                  - научить детей работать в малой и большой группах; закрепить знания детей программы 1-го года; познакомить детей с Хохломской и Филимоновской росписью.

                  Задачи 3-го года:

                  - научить детей применять на практике элементы хохломской и филимоновской росписи;

                  - закреплять умения создавать узоры на полоске, круге, квадрате, используя характерные элементы и колорит;

                  - выполнять более сложные работы по росписи дерева, ткани, керамики, стекла, при изготовлении витражей;

                  - помочь детям проявить индивидуальные способности - фантазию, наблюдательность и творчество;

                  - развивать художественный вкус, пробудить интерес к познанию;

                  - развивать образное и пространственное мышление, моторику рук и глазомер;

                  - учить работать с разными инструментами и материалами;

                  - знакомить с правилами и нормами общения в коллективе;

                  - учить детей взаимовыручке, чувству товарищества при работе в группе.

                  Содержание 3-го года обучения

                  Тема

                  Количество часов

                  Теоретическое содержание

                  Практическая работа

                  Прогнозируемый результат

                  Воспитательный аспект

                  Теория

                  Практика

                  Всего


                  1

                  Вводные занятия

                  1

                  1

                  2

                  Правила ТБ и организации рабочего места. Ознакомление воспитанников с содержанием предстоящей работы. Материалы и инструменты, необходимые для работы

                  Правила дорожного движения по маршруту «дом - школа - дом».

                  Знание:

                  - содержания работы данного кружка;

                  - материалов и инструментов, необходимых в работе;

                  - правил организации рабочего места и техники безопасности

                  Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям. Развитие интереса к ДПИ

                  2

                  Виды ДПИ. Хохлома. Цветовая гамма. Основы композиции. Основные приемы. Орнаменты

                  3

                  9

                  12

                  Формат и размер плоскости изображения. Знакомство с симметрией и асимметрией. Сюжетно-композиционный центр. Основы композиции и орнаменты по мотивам Хохломы. Техники выполнения элементов Хохломской росписи. Создание эскизов и выполнение работ на материале

                  Техника выполнения осоки, травинок, капелек, усиков, завитков, кустиков, листиков, ягодок. Создание эскиза и открытки «Солнечный букет». Упражнения на выполнения орнаментов по мотивам хохломской росписи

                  Знать простые термины, уметь пользоваться нужным карандашом и кистью, смешивать краски, делать эскизы для своих работ.

                  Отличать Хохломскую роспись от других видов ДПИ, выполнять все основные элементы

                  Развитие внимания, усидчивости. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям

                  3

                  Живопись витражными красками

                  1

                  2

                  3

                  Правила работы с инструментами и материалами. ТБ на рабочем месте. Создание индивидуальных и групповых эскизов. Выполнение личных и коллективных витражей

                  Изготовление витражей по темам «Дикие, домашние и экзотические животные», «Рыбки, дельфины», «Птицы», «Земноводные»

                  Уметь работать с контуром.

                  Уметь делать эскизы для своих работ витражными красками на стекле

                  Воспитание умения доводить начатое дело до конца

                  4

                  Филимоновская игрушка. Цветовая гамма. Основы композиции. Основные приемы. Орнаменты.

                  3

                  7

                  10

                  История филимонов-ского промысла. Цветовые сочетания. Правила изготовления игрушки. Орнаменты. Отличительные признаки филимонов-ской игрушки. Изготовление и роспись игрушек.

                  Изготовление разных филимонов-ских игрушек на бумаге и на материале.

                  Делать эскизы для своих работ акриловыми красками на керамике. Знать историю филимоновского промысла, уметь лепить и расписывать филимоновскую игрушку.

                  Свободно общаться в группе, осуществлять поддержку и взаимовыручку. Воспитывать уважение к историческому наследию.

                  5

                  Акриловая живопись на ткани

                  1

                  3

                  4

                  Художественное оформление ткани. Композиция платка и шарфа. Создание эскизов по образцу и собственных. Выполнение работ на материале

                  Изготовление эскизов, зарисовка основных композиционных схем. Роспись на ткани

                  Уметь:

                  - выполнять разметку по шаблону;

                  - делать собственные эскизы и работать по ним

                  Учит детей взаимовыручке, чувству товарищества при работе в группе

                  6

                  Заключительные занятия, обобщающие знания за 3-й год обучения

                  -

                  3

                  3

                  -

                  Оформление выставки

                  Выставка работ

                  Ощущать себя частицей единой группы

                  № п./п.

                  Кол-во часов

                  Календарно - тематическое планирование

                  3 класс на 2013 - 2014 учебный год (34 часа)






                  Дата проведения

                  Тема занятия

                  1.

                  2.

                  3.

                  4.

                  1 модуль

                  1

                  1

                  07.09

                  Вводное занятие

                  2

                  2

                  14.09

                  Техника безопасности

                  3

                  3

                  21.09

                  Материалы и оборудование для декоративных работ и работы с тканью

                  4

                  4

                  28.09

                  Подготовка и навыки работы с материалами

                  5

                  5

                  05.10

                  Хохлома. Цветовая гамма

                  6

                  6

                  12.10

                  Правила композиции

                  Орнамент. Основные приемы

                  7

                  7

                  19.10

                  Композиционные решения на заданную тему.

                  Техника выполнения элементов Хохломской росписи

                  8

                  8

                  26.10

                  Создание эскизов и выполнение работ на материале

                  2 модуль

                  1

                  9

                  09.11

                  Отличительные особенности различных живописных материалов

                  2

                  10

                  16.11

                  Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Контраст

                  3

                  11

                  23.11

                  Физическое и эмоционально - психологическое воздействие различных цветов на восприятие

                  4

                  12

                  30.11

                  Хохломская роспись с использованием простейших основных цветов

                  5

                  13

                  07.12

                  История Филимоновского промысла. Орнаменты. Отличительные признаки Филимоновской игрушки

                  6

                  14

                  14.12

                  Цветовые сочетания. Правила изготовления игрушки

                  7

                  15

                  21.12

                  Изготовление и роспись игрушек

                  8

                  16

                  28.12

                  Выставка работ учащихся

                  3 модуль

                  1.

                  17

                  11.01.

                  Работа с тонированной бумагой. Тушь и тонированная бумага; тон, штрих, линия

                  2

                  18

                  18.01.

                  Цветовые сочетания. Техника работы с тонированной бумагой

                  3

                  19

                  25.01.

                  Графическая композиция на тонированной бумаге

                  4

                  20

                  01.02.

                  Изготовление панно «Зимняя деревня»

                  5

                  21

                  08.02.

                  Особенности росписи стекла и керамики. Историческая справка

                  6

                  22

                  15.02.

                  Роспись стеклянного изделия или керамической плитки по собственному эскизу

                  4 модуль

                  1

                  23

                  01.03.

                  Живопись витражными красками

                  2 - 3

                  24 - 25

                  15.03.

                  16.03.

                  Изготовление витражей по темам «Дикие, домашние и экзотические животные», «Рыбки, дельфины», «Птицы», «Земноводные»

                  4

                  26

                  22.03.

                  Работа с природным материалом. Виды аранжировки

                  5

                  27

                  29.03.

                  Создание объемной композиции в одном из стилевых направлений. Изготовление коллажа «Уборка урожая»

                  6

                  28

                  31.04.

                  Выставка работ учащихся

                  5 модуль

                  1

                  29

                  май

                  Художественное оформление ткани.

                  2

                  30

                  май

                  Композиция платка.

                  3

                  31

                  май

                  Создание эскизов по образцу и собственных. Выполнение работ на материале

                  4 - 5

                  32 - 33

                  май

                  Заключительные занятия, обобщающие знания за 3-й год обучения

                  6

                  34

                  май

                  Итоговая выставка

                  Итого: 34 часа


                  Учебно-тематический план 3 год обучения



                  Разделы и темы

                  Общее

                  кол-во

                  часов

                  В том числе:

                  теория

                  практика

                  1.Вводные занятия

                  1

                  1

                  2.Техника безопасности

                  1

                  1

                  3.Материалы и оборудование

                  3.1. Материалы и оборудование для декоративных работ и работы с тканью

                  3.2. Подготовка и навыки работы с ними

                  1

                  2

                  1


                  2

                  4.Основы композиции

                  4.1.Правила композиции

                  4.2. Композиционные решения на заданную тему

                  1

                  2

                  1

                  2

                  5.Живопись

                  5.1. Отличительные особенности различных живописных материалов

                  5.2. Выполнение работы в разном материале

                  4

                  5

                  1

                  1

                  3

                  4

                  6.Графика

                  6.1. Работа с тонированной бумагой

                  6.2. Графическая композиция на тонированной бумаге

                  2

                  2

                  1

                  1

                  1

                  1

                  7.Декоративно-прикладное искусство

                  7.1.Особенности росписи стекла и керамики. Историческая справка.

                  7.2. Роспись стеклянного изделия или керамической плитки по собственному эскизу.

                  1

                  4

                  1


                  4

                  8.Работа с природным материалом

                  8.1.Виды аранжировки.

                  8.2. Создание объемной композиции в одном из стилевых направлений.

                  1

                  2

                  1

                  1

                  1

                  9.Работа с тканью

                  9.1. Художественное оформление ткани.

                  9.2. Композиция платка.

                  1

                  4

                  1

                  4

                  Итого:

                  34

                  12

                  22










                  Методические рекомендации

                  Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, сангину, уголь, пастель, фломастеры, цветные мелки и др. Наглядно показываются приемы работы этими материалами. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.

                  Систематизирующим методом является выделение декоративной художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

                  Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения:

                  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

                  • выполнение декоративной росписи, восприятие явлений действительности и произведений искусства;

                  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

                  • изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

                  На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

                  Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства, изучают народное искусство. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

                  При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года, обеспечивающие поступательность развития учащихся.
















































                  Литература для детей


                  1. Дубенюк Н. Золотая коллекция идей для детского досуга.- Москва, «Эксмо», 2007.

                  2. Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей.- Москва, «Астрель», 2007.

                  3. Каминская Н. История костюма.- Москва, «Легпромбытиздат»,1986.

                  4. Клиентов А. Народные промыслы.- Москва, «Белый город», 2004.

                  5. Князева О. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2006.

                  6. Лыкова И. Большая книга детского творчества.- Москва, «Олма Медиа Групп», 2007.

                  7. Пантелеева Л. Детское рукоделие.- Москва, «Просвещение», 2005.

                  8. Рогов А. Кладовая радости.- Москва, «Просвещение», 1982.

                  9. Соловьева Л. Русская матрешка.- Москва, «Интербук», 1993.

                  10. Тарабарина Т. Что необходимо знать к первому классу.- Ярославль, «Академия развития», 2006.

                  11. Терешина Г. Батик своими руками.- Москва, «Аст-Пресс», 2007.

                  12. Федорова В. Забавные поделки.- Москва, «Мой мир», 2008.

                  Литература для педагогов


                  1. Аллаярова И. Симфония красок.- Москва, «Гном», 2006.

                  2. Бушкова Л. Поурочные разработки по изобразительному искусству.- Москва, «Вако», 2008.

                  3. Горонова Л. Студия декоративно - прикладного творчества.- Волгоград, «Учитель», 2008.

                  4. Гурбина Е. Обучение мастерству рукоделия. Волгоград, «Учитель», 2007.

                  5. Грибовская А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.- Москва, «Скрипторий», 2008.

                  6. Давыдова Г. Нетрадиционные техники рисования.- Москва, «Скрипторий», 2007.

                  7. Изобразительное искусство. Программы.- Москва, «Просвещение»,1991.

                  8. Карачунская Т. Музейная педагогика и изобразительная деятельность.- Москва, «Сфера», 2005.

                  9. Кузин В. Изобразительное искусство в начальной школе.- Москва, «Дрофа», 1997.

                  10. Лыкова И. Изобразительная деятельность в детском саду.- Москва, «Сфера», 2007.

                  11. Махмутова И. Роспись по дереву.- Москва, «Просвещение», 1987.

                  12. Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи и композиции.- Москва, «Сфера», 1989.

                  13. Павлова О. Изобразительное искусство в начальной школе. - Волгоград, «Учитель», 2007.

                  36


                  © 2010-2022