• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе: женские украшения (по мотивам башкирских украшений)

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе: женские украшения (по мотивам башкирских украшений)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Женские украшения (по мотивам башкирских украшений).

Учебно- воспитательные цели и задачи: содействовать формированию эстетического отношения и действительности и искусству; дать сведения о ювелирном искусстве Башкортостана; воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; закреплять умение творчески применять различные материалы при передаче декоративного образа; развивать творческие воображения учащихся.

Материалы к уроку:

Для учителя фотоматериалы и открытки с изображением башкирских женских украшений; книги: Башкирский костюм. Башкирский государственный объединенный музей; Бабушкин сундук. Нурзия Сергеева- Казань, 1995., Башкирские мотивы. Егорова Л.В.- Уфа, 1999., работы учеников из методического фонда.

Для учащихся: бумага, карандаши, картон, цветная бумага, кусочки ткани, монеты, разноцветные нити, фольга, ножницы, клей ПВА и т.п.

Ход урока.

I. Актуализация знаний учащихся.

- О каком виде искусства мы говорили на предыдущих уроках.

- О декоративно- прикладном искусстве.

- Дайте определение термину.

- Декоративно- прикладное искусство- область декоративного искусства создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью.

- Какова главная функция изделий декоративно- прикладного искусства?

- Они служат практическим целям и одновременно украшают наш быт.

- Самое важное в произведениях декоративно- прикладного искусства- общая художественная выразительность, красота вещи в целом.

- В произведениях декоративно- прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни.

- В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни.

Учитель: Декоративно- прикладное искусство наиболее приближено к человеку, наиболее тесно связано с его жизнедеятельностью. По словам В.А. Фаровского, восприятие мира, познание законов эстетики и воспитание вкуса начинается у человека «со стеклянных бус на шее матери, с кувшина для воды, с посуды на обеденном столе»…

Сегодня на уроке мы будем говорить о женских украшениях.

Украшение женщин- особый мир изящества и чистоты. Ее поэтическое благородство. Фантазия украшений беспредельна.

- Какие украшения вы знаете?

Ученики: серьги, ожерелье, браслеты, перстни, кольца, подвески, колье и т.д.

Учитель: под какое общее понятие можно подвести все эти украшения.

Ученики: ювелирные изделия.

Учитель: художественные изделия из золота, серебра, платины и поделочными камнями, относятся к произведениям ювелирного искусства.

- В каком еще переносном значении употребляется это слово.

- Это творческий подход к своему делу; человек который выполняет такую тонкую скрупулезную работу.

II. Беседа о ювелирном искусстве Башкортостана.

Секреты мастерства и инструменты ювелиров передавались из поколения в поколение. Ювелирном ремеслом занимались как мужчины, так и женщины. Созданные башкирскими ювелирам изделия подразделяются на украшения нательные: головные повязки, серьги, ожерелья, накосники, браслеты, перстни, кольца.

Из ювелирных украшений, входивших в состав женского костюма, наиболее эффектны воротниковые подвески, перевязь, нагрудники.

Одни украшения (серьги, кольца, браслеты, накосники, бусы и ожерелье) были повседневными, другие (перевязки, нагрудники, воротниковые подвески) использовались по праздничным дням, при гостях, в поездках…

Материалом для ювелирных изделий служили: серебро, золото, самоцветы, искусственные камни и цветное стекло. Серебро чаще всего присутствует в ювелирных украшениях башкир.

Перстни, браслеты, подвески, колье- отливают благородным серебряным сиянием, окропленным драгоценными камнями, среди которых жемчуг и бирюза, сердолик и яшма (показ образцов и фотографий).

Башкирские ювелиры обладали разнообразными средствами изготовления и орнаментации украшений. Черчение по серебру, гравировка, чеканка, скань или филигрань, штамповка, инкрустация драгоценными металлами, металл оживляли вставки из сердолика и бирюзы.

III. Объяснение учебного задания. Постановка творческой задачи.

Более подробно рассмотрим технику работы «скань». Скань (от древнерусского «скать», т.е. «сучить», «скатывать») или филигрань (от латинских слов «филум»- «нить» и «гранум»- «зерно»), позволяет создавать разнообразные орнаментальные узоры.

Ювелиру достаточно волочильной доски- специального приспособления с рядом последовательно уменьшающихся отверстий и чистых металлов, обладающих хорошей мягкостью, пластичностью, таких, как золото, серебро, медь. Металлические нити пропускаются через отверстия в волочильной доске до тех пор, пока они не достигают толщины волоса.

Затем нити туго скручиваются в веревочку или плющатся в ленточку. Из этих веревочек и ленточек выкладываются всевозможные узоры- геометрические и растительные.

Этой техникой вы можете выполнить свои работы. Последовательность работы проследим на выполнении женского украшения- брошки.

1. Из толстой бумаги или картона вырезаем по выбранной форме основу броши.

2. Поверхность основы смазываем клеем.

3. Выкладываем на основу спиральную толстую нить, конец которой подгибаем под ближайший ряд.

4. Выполняем отделочные детали. Середину броши и подвески оформляют тем же способом, что и основу. Нитки для отделочных деталей выбираем отличающиеся по цвету и более тонкие, чем основные. Радиусы основ подвесок- 5- 8 мм. Середину броши и подвесок можно сделать выпуклыми. Для этого спираль выкладывают по комочку, сформированному из ваты.

- И вот такие красивые вещи вы можете выполнить сами, используя подручный материал, который принесли (для собственного творчества детям предлагается использовать нити, бисер, конфетти, монеты, цветную бумагу и т.д.)

- Варьируя положение материалов, каждый из вас создает свое украшение.

- Таким образом, вы должны выполнить свою творческую оригинальную работу.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

V.Итоги урока. Коллективное обсуждение работ.


© 2010-2022