• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Урок по искусству (ИЗО) в 6 классе на тему: «Изобразительное искусство в семье пластических искусств»

Урок по искусству (ИЗО) в 6 классе на тему: «Изобразительное искусство в семье пластических искусств»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План- конспект урока

Предмет: искусство (ИЗО)

Учитель: Червякова Жанна Васильевна

Класс: 6 класс

Авторы программы: Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских

Урок №1 согласно календарно-тематическому планированию

Тема: «Изобразительное искусство в семье пластических искусств» (1-5 слайды)

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель урока:

- познакомить учащихся с основными видами и направлениями искусства, со значением искусства в жизни людей,

- сформировать представление о пластических видах и группах искусства,

- развивать интерес к искусству, раскрыть творческие способности учеников.

Задача: участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные). Выполнить рисунок на тему «Как я провёл летние каникулы»

Методы и методические приёмы:

Наглядные: иллюстрации, демонстрации.

Словесные: рассказ, беседа.

Практические: учебно-производственный труд

Основное содержание темы, понятия, термины: Какое место в нашей жизни занимают разные виды деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника? Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств и их назначение в жизни людей. Роль пространственных искусств в создании предметно пространственной среды нашей жизни, в организации общения людей, в художественном познании и формировании наших образных представлений о мире. Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художник и зритель: художественный диалог. Творческий характер работы художника и творческий характер зрительского восприятия.

Вид используемых ИКТ: презентация «Изобразительное искусство в семье пластических искусств»

Оборудование и материалы: альбомы, карандаши, краски, кисти.

Содержание урока

I. Организационное начало урока (1 мин)

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

II. Постановка целей и задач урока (1-2 мин)

В этом году мы продолжим знакомиться с миром искусства. Будем изучать изобразительное искусство - картины, скульптуры, памятники архитектуры, графику. Мы узнаем, что такое пейзаж, портрет, натюрморт, овладеем приемами рисования, лепки, конструкции и многим другим. Одна из самых важных задач для нас в этом году - раскрыть свой потенциал, работать творчески, развить интерес к занятиям по изобразительному искусству, познавать этот необыкновенный мир.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач.

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Н. Заболоцкий

III. Объяснение нового материала (10 мин)

Каждый человек ежедневно соприкасается с различными произведениями искусства, профессионально или как любитель - так или иначе все мы занимаемся творческой работой. Чтение книг, прослушивание музыки, восхищение цветами и картинами - все

это сопровождает нас в течение жизни. Искусство - это не только то, что мы анализируем, это еще и то, что дарит нам наслаждение и приятные эмоции. В Библии говорится о том, что произведения искусства в скинии (походной церкви израильтян) и в храмах ис-

пользовались именно для красоты. С чего же начинает свою работу каждый творец? Конечно же, с обозначения цели. Скульптор и поэт ставят перед собой различные задачи, но их объединяет одно - стремление к совершенству.

Каждый человек по своей сути творец, поэтому он призван создавать что-то новое, необходимое его душе. И творит он при помощи различных материалов. У художника - это масло, кисть, темпера. У скульптора - гипс, камень, бронза. Через творчество человек получает возможность самовыражения. Так, в творчестве художников эпохи Возрождения, таких как Джотто (1267-1337), Мазаччо (1401-1428), Микеланджело (1475-1564), Леонардо да Винчи (1452-1519), нашли отражение их представления о христианстве. А в творениях Пикассо можно проследить его философию. Живопись, так же как и поэзия, отражает мировоззрение творца.

Картина мира, отраженная в искусстве, становится ярче. Живописец или скульптор использует свой язык, на котором он говорит со своими зрителями. Так безмолвное общение помогает в самовыражении творцу и в просвещении зрителям. Искусство неотделимо от духовности. Изучая искусство, человек развивается духовно, используя его как инструмент познания. Искусство XVIII в. по своему содержанию отличается от современного. Меняется мировоззрение людей, творцов, а вместе

с этим и произведения искусства. Стили эпохи Возрождения кардинально отличаются от стилей Средневековья.

Стоит сказать, что общение с искусством - одна из важнейших потребностей человека. При занятиях изобразительным искусством человек овладевает навыками художника, осуществляет свои творческие замыслы, учится чувствовать и видеть красоту в обыденном, развивает свое воображение, начинает творчески мыслить и развивается духовно. Все это необходимо каждому из нас.

Практически нет такой области деятельности, в которой человеку не пригодилось бы умение рисовать, выражать свои мысли, анализировать, описывать, определять цвет, форму и т. д. Ученые, артисты, поэты, писатели также представляют нам свои произведения. Люди этих профессий используют различные средства для создания и выражения самых разных образов. На наших занятиях мы будем изучать художественные средства: композиция, пластичность, светотень, колорит, рисунок, а также многое другое.

Известно, что произведения изобразительного искусства создает художник. Однако слово «художник» можно использовать для обозначения не только профессии, но и мастера любого творческого деяния. Тот, кто воспринимает произведения творчества, называется зрителем. Зритель перенимает опыт и знания художника, учится осмысливать чувства и замыслы других людей. Существует несколько видов искусства.

Виды искусства

1. Временны е виды искусства. К ним относят музыку и литературу, так как данное творчество воспринимается последовательно - от начала к концу, т. е. в течение времени.

2. Пространственные (пластические) виды искусства. Они обладают видимой формой и чаще всего связаны с материальной средой, конкретными предметами и людьми. Пространственные

виды искусства делят на 3 группы:

а) конструктивные виды искусства. К ним относят архитектуру и дизайн, т. е. искусство художественной постройки. Дизайн -это деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Человека, занимающегося

художественно-технической деятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна, называют дизайнером. Архитектура - это строительство зданий в каком-либо стиле, помогающее украсить города. Каждый архитектор в свое творение вносит нечто особенное, неповторимое, свою любовь и душу. Они не относятся к изобразительным видам искусства, но являются выразительными. Конструктивные искусства объединены с изобразительными видами искусства - скульптурой, монументальной живописью

и т. д. Конструктивность - это образное построение, которое присутствует во всех произведениях пространственных искусств;

б) декоративные (декоративно-прикладные) виды искусства. Название произошло от слова «декор» - украшать. Человек с древнейших времен украшал себя и все вокруг - не только ради красоты, но и для защиты. С этой целью нередко использовались

различные узоры, знаки, символы. Декоративность присутствует практически в любом произведении пространственного искусства. Например, в картинах. Изображение на картине есть система знаков, и это напоминает орнамент. Также известно, что

картина нередко служит украшением чего-либо. К декоративному искусству относят также роспись. Роспись - это вид монументально-декоративного искусства, в котором изображения на поверхность наносятся кистью или иными предметами. Роспись бывает

декоративной, монументальной, миниатюрной. Существует так-же роспись орнаментальная, пейзажная, сюжетная, цветочная.

В прошлом году мы изучали городецкую, жостовскую и хохломскую роспись. Все это относится к народным промыслам нашей страны. Росписью также называют композиции на поверхности стен, потолка, пола, свода или на поверхности художественных изделий;

в) изобразительные виды искусства служат инструментом художественного познания и формирования наших образных представлений о мире. Художник, создавая образы разных людей, воплощает в них свое видение красоты. В искусстве отражается

время, в которое живет тот или иной творец. Таким образом, перед нами предстает наша жизнь, и, вглядываясь в произведения искусства, мы познаем себя.

К основным видам изобразительного искусства относят: живопись, скульптуру, графику.

Живопись - вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются красками, наносимыми на какую-либо твердую поверхность. Как и другие виды искусства, живопись выполняет идеологические и познавательные задачи,

а также служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда.

Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Главные жанры скульптуры - исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, портрет, анималистический жанр (изображение животных).

Графика - вид изобразительного искусства, в котором в качестве основных изобразительных средств используются линии, штрихи, пятна и точки. Может использоваться также и цвет, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль.

В графике обычно используют не более одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях - два.

Художественные материалы

В изобразительном искусстве используются несколько видов художественных материалов: живописные, графические, скульптурные.

К живописным материалам относят различные краски. В древние времена это был порошок, который назывался «пигмент». Его разбавляли яичным желтком, и так получались краски. Существует множество видов красок: акварель, гуашь, темпера, масло. Все они имеют свое назначение.

Акварель - прозрачные краски на водяной основе. Их наносят на бумагу тонкими слоями, чтобы бумага просвечивала сквозь них. Акварельные краски отличает яркость и свежесть. Но если одно и то же место бумаги покрыть густым слоем акварели, оно

может показаться грязным.

Темпера - одна из самых древних красок. Ее использовали в живописи до XV в. Разбавленная водой темпера быстро высыхала и становилась прочной. На Руси темперу (чаще всего яичную) использовали для иконописи и росписи храмов. Фресками рас-

писывали стены дворцов и храмов прямо по сырой штукатурке, она впитывала в себя краску и прочно закрепляла ее.

Гуашь - это густые кроющие краски. Ее, так же как и акварель, разводят водой. Однако гуашь дает более яркий и насыщенный цвет.

Масло - одна из главных живописных красок. Маслом пишут по специально загрунтованному холсту, и в отличие от гуаши и акварели эту краску разводят не водой, а специальными растворителями. Работа, выполненная маслом, получается многослойной.

К графическим материалам относят: карандаши, мелки, тушь, уголь, сангину, пастель, перья, кисти. Каждый из этих материалов имеет свои качества и возможности.

Карандаш - необходимый инструмент для графики. Графитные (простые) карандаши бывают твердыми, у которых линия -тонкая, и мягкими - линия получается шероховатой и насыщенной. При помощи карандаша можно рисовать линии, штрихи,

наносить пятна. Нередко для того, чтобы сделать пятно темнее, штрихи накладывают друг на друга слоями, меняя их направление.

Уголь используется для более крупных рисунков. Этот материал легко стирается, поэтому вместе с ним используют закрепляющий лак. Вместе с углем в рисовании используют мягкие коричневые мелки, называемые сангиной.

Пастель - это сухие цветные палочки, создающие бархатистое изображение. Масляная пастель отличается тем, что она более яркая и сильная.

К скульптурным материалам относят: глину, металл, гипс, бронзу, дерево, камень. Скульптура, выполненная из гипса, отличается по своему виду от скульптуры, выполненной из камня.

Художественные техники

Художественные техники - это способы работы тем или иным материалом. Акварелью работают в течение нескольких сеансов. Для этого необходим специальный навык - мастерство владения техникой. Известно, что любое мастерство приходит с опытом. Но оно определяется также и умением видеть, чувствовать мир и красоту людей.

IV. Закрепление нового материала (20 мин)

Предлагаю решить небольшой тест.

Выберите из предложенных вариантов правильный ответ на поставленный вопрос.

1. Что из перечисленного относится к временны м видам искусства?

а) живопись;

б) литература;

в) скульптура;

г) дизайн.

2. Как иначе называются пространственные виды искусства?

а) конструктивные;

б) декоративные;

в) изобразительные;

г) пластические.

3. Назовите вид изобразительного искусства, художественные произведения которого создаются при помощи красок, наносимых на твердую поверхность.

а) скульптура;

б) живопись;

в) дизайн;

г) архитектура.

4. К каким художественным материалам относят карандаши,

мелки, тушь, уголь, сангину, пастель?

а) живописным;

б) скульптурным;

в) графическим;

г) архитектурным.

Творческое задание

Сегодня вам предстоит рассказать в своем рисунке о летних каникулах. Как вы их провели? Где побывали? Что вам больше всего запомнилось? Воспроизведите свои впечатления при помощи красок - нарисуйте пейзаж, натюрморт или портрет. Для того

чтобы ваша работа получилась живой, используйте самые разные цвета, смело экспериментируйте!

V. Итоги урока, задание на дом (5 мин)

- Что такое живопись?

- Какие виды художественных материалов вы знаете?

- Что такое гуашь?

- Чем отличается темпера от акварели?

(Учащиеся демонстрируют свои работы. Анализ работ.)

Подведите итог, закончив любое предложение…

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Я приобрел…

Я попробую…

Мне захотелось…

VI. Окончание урока (1-2 мин)

Заключительное слово учителя.

Домашнее задание: Стр. учебника







Ключ

Тест

по теме «Изобразительное искусство в семье пластических искусств»


Выберите из предложенных вариантов правильный ответ на поставленный вопрос.

1. Что из перечисленного относится к временны м видам искусства?

а) живопись;

б) литература;

в) скульптура;

г) дизайн.

2. Как иначе называются пространственные виды искусства?

а) конструктивные;

б) декоративные;

в) изобразительные;

г) пластические.

3. Назовите вид изобразительного искусства, художественные произведения которого создаются при помощи красок, наносимых на твердую поверхность.

а) скульптура;

б) живопись;

в) дизайн;

г) архитектура.

4. К каким художественным материалам относят карандаши,

мелки, тушь, уголь, сангину, пастель?

а) живописным;

б) скульптурным;

в) графическим;

г) архитектурным.







Тест

по теме «Изобразительное искусство в семье пластических искусств»


Выберите из предложенных вариантов правильный ответ на поставленный вопрос.


  1. Что из перечисленного относится к временны м видам искусства?

а) живопись;

б) литература;

в) скульптура;

г) дизайн.


  1. Как иначе называются пространственные виды искусства?

а) конструктивные;

б) декоративные;

в) изобразительные;

г) пластические.


  1. Назовите вид изобразительного искусства, художественные произведения которого создаются при помощи красок, наносимых на твердую поверхность.

а) скульптура;

б) живопись;

в) дизайн;

г) архитектура.


  1. К каким художественным материалам относят карандаши, мелки, тушь, уголь, сангину, пастель?

а) живописным;

б) скульптурным;

в) графическим;

г) архитектурным.



© 2010-2022