- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Исследовательская работа по теме: Народный праздничный костюм
Исследовательская работа по теме: Народный праздничный костюм
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Казакова О.Н. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
Сосновоборская СОШ
Зейского района
Народный праздничный костюм
Автор : Пичугина Татьяна ,6 кл.
Руководитель: Казакова Ольга Николаевна,
2013
Содержание
1. Введение……………………………………………………………. с. 3
2. Составные части женского и мужского костюмов…………… с. 6
3. История использования народных мотивов в моде…………… с. 10
4. Роль русского костюма в жизни современного человека ……... с. 11
5. Заключение …………………………………………………………. с. 13
5. Литература …………………………………………………………. с. 15
6. Приложения ………………………………………………………… с. 16
2
Введение
Эпиграф: Уважение к минувшему -
вот черта отличающая образованность от дикости.
(А. С. Пушкин)
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздник ждали, к нему готовились.
А какие наряды надевали в праздники?
Русский народный костюм - явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам, он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.
Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты - тем богаче считался хозяин дома и тем большей почет был хозяйке.
Вся праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями которых, как правило, не было в повседневной одежде.
Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно
3
сложенными в специальных больших коробах из липы. Как правило, самую красивую и дорогую одежду готовили а свадьбе. И нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.
Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашнее выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.
Тема исследовательской работы: Народный праздничный костюм.
Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических истоков. На уроках изобразительного искусства и МХК учащиеся знакомятся с особенностями русского костюма. Мы провели анкетирование среди учащихся 5-6-х классов. Результатом нашего опроса стала данная диаграмма. По ней видно, что дети недостаточно знают о народном костюме (приложение 2).
Нам кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. У каждого национального костюма есть свои особенности своя собственная история. Многих
4
сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом мы хотели написать в своей работе.
Цель: познакомиться с историей костюма, рассказать о быте, традициях и обычаях народа, показать историческую значимость народности в современной жизни.
Задачи:
-
Найти сведения о праздничном русском костюме.
-
Изучить историю возникновения костюма.
-
Проанализировать динамику использования народных мотивов, как к историческому прошлому.
При написании работы нами были использованы материалы научной литературы, воспоминания старожилов села, статьи, материалы сельского музея.
При изучении истории русского костюма использовались разные методы и формы работы: работа с литературой, работа в интернете, социологический опрос, экскурсия в музей с. Сосновый Бор, опрос студентов отделения «Моделирование и конструирование швейных изделий» Благовещенского технологического техникума.
В своей исследовательской работе мы попытались узнать историю русского праздничного костюма. Это было не так просто, как нам казалось в начале работы. Архивы не сохранились. Многое рассказали старожилы села, очень помогла дополнительная литература.
На основании этих данных попытаемся воссоздать образ русского праздничного костюма.
Объект: хроника событий, связанных с историей русского костюма.
Предмет: русский праздничный костюм.
Проблема: Отличительные черты народного праздничного костюма.
Гипотеза: мотивы народного костюма нашли свое отражение в современной моде.
План проведения проекта
1.Социологический опрос "Русский народный костюм в современном мире".
5
2.Этнографическое исследование.
3.Посещение выставки "По обычаю дедову".
4. Опрос студентов отделения «Моделирование и конструирование швейных изделий» Благовещенского технологического техникума .
5. Изготовление эскизов праздничных костюмов.
Составные части женского и мужского костюмов
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. В старину носили не только домашнюю одежду, но и праздничную.
На протяжении веков большую часть населения России составляли крестьяне, русский народный костюм дошел до нашего времени как костюм в первую очередь - крестьянский. Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движения человека. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи. Основным видом такой одежды была- рубаха (приложение 3). Ее носили от рождения и до смерти. Женская рубаха отличалась от мужской лишь тем, что ее длина была до пят. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать все, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.
Во время древних языческих игрищ-русалий женщины плясали «спустя рукава». Размахивали рукавами-крыльями. Так танцевала и Царевна-лягушка в русской народной сказке. Длинные рукава в древности символизировали струи воды.
На Руси никогда не ходили без пояса. В народе говорили, что ходить без пояса грех. Пояс весь был украшен символами и являлся оберегом. Известны различные пояса: вязанные, плетеные и тканные, украшенные на концах кистями, бахромой или лентами.
6
Русский народный женский костюм в разных губерниях иногда сильно различался своим внешним видом (приложение 4). Связано это было с тем, что женщина редко отлучалась из дома и, как, правило, была мало знакома с чужими обычаями, поэтому именно она являлась хранительницей традиций, в том числе и в области костюма.
Сарафан - считается исконно русской одеждой. Сарафаны носили и крестьянки, и купчихи, и придворные дамы, отличались они только кроем и качеством материала. Крестьянский сарафан в разных регионах России в 19 веке мог называться по-разному: глухой косоклинный, косоклинный распашной («ферязь»), прямой сарафан с лямками; кумашник; шторник; пестряк. В южнорусских губерниях сарафан был девичьим, а в Рязанской губернии- старушечьей одеждой. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам, передавали по наследству.
По словам старожила нашего села- Крюковой Марии Афанасьевны, сарафанный комплект обычно включал в себя: рубаху, сарафан, пояс и передник. Передник состоял из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок, их повязывали выше груди или на талии. Праздничные передники вышивали красной нитью. По узору можно было многое узнать о жизни женщины, ее желаниях, мечтах. Ромбы- символ плодородия, птицы- символ девочек, кони- мальчиков.
Еще один вид женской одежды- шушун. О нем упоминает поэт Сергей Есенин в стихотворении «Письмо матери»:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу,
В старомодном ветхом шушуне.
Шушун- это длинный, сравнительно узкий косоклинный сарафан с широкими плечиками и неглубоким вырезом на груди и спине. К нему обычно пришивали длинные откидные рукава, руки в которые никогда не вдевали. Шушуны застегивались сверху донизу на пуговицы.
А еще в холодные времена года женщины надевали душегрею. По
7
воспоминаниям моей бабушки Крюковой Любови Ивановны это была короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки. А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» пишет: «…на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке…» Душегрейки шились из самых дорогих и нарядных тканей (парчи, бархата), расшивались цветными нитями. Разновидностью душегреи была епанечка (епаничка)- короткая утепленная кофточка без рукавов и воротника, державшаяся на бретелях.
Древнейшим видом женской крестьянской поясной одежды является- понева. Понева длиной чуть ниже колена и состоит из трех частично сшитых, кусков ткани. Поневы были клетчатыми, в основном темно-синие или черные.
Известна кожаная обувь- чоботы или коты. Закреплялась она шнурами, пропущенными через петли на заднике.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам - самой заметной части любого костюма (приложение 5). Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. Женщины носили - глухие сороки, кики, повойники, платки. Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой (одна коса). Конец косы украшали накосником. Повойник, венец, убрус, перевязка, кичка, сорока, кокошник, коруны - вот те немногие названия головных уборов. Самым распространенным головным убором девушки был - платок (И.Билибин, Ф.Малявин, А.Васнецов, А.Архипов и другие художники изображали своих героинь в платках) (приложение 6).
И конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это - ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. На их изготовление использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц. Все это носило название «сбруя». Она состояла из цветных бус или украшений из цветной шерсти.
А вот мужской костюм, в отличие от женского, был более простым. Основу мужского костюма составляли рубаха и порты. Порты шились из неотбеленной ткани,
8
из ткани в клетку шили рубаху, из полосатой- штаны. Мужская рубаха шилась из целого полотнища, перегнутого на плечах, с вырезом для шеи и прямым разрезом слева. Под мышками вставляли ромбы- ластовицы и конечно же пояс.
Традиционной верхней одеждой был- кафтан. Кафтан был приталенным с узкими длинными рукавами и отложным воротником.
Самыми распространенными мужскими головными уборами были войлочные колпаки- мурмолки.
Выходя в холодную погоду из дому, славяне надевали поверх рубах длинные, теплые одеяния из сукна. Назывались они «свитами», от слова «свивать»- «одевать», «кутать». В письменных источниках свиты упоминаются начиная с XI века, а существовали, надо думать, и раньше. Покрой древних свит, к сожалению, в точности нам не известен. Судя по всему, длиной они были примерно до икр, довольно плотно облегали фигуру, рукава были снабжены обшлагами, а ворот- отложным воротником. И то и другое, конечно, вышивалось. Причем у мужчин вышивка была сдержанной и мене разнообразной. Края одежды нередко обшивали согнутыми вдоль полосками тонкой кожи, чтобы уберечь от преждевременного износа, - такие полоски были найдены при раскопках древнего Пскова в слоях XI века. А вот застегивались свиты, по мнению ученых, с помощью петлиц, а не прорезных петель, как больше принято нынче. Петлицы считаются характерной деталью древнерусской одежды.
Носили и короткие, немного ниже талии, одеяния типа свит. Назывались они «жупанами». На слух это слово кажется нам каким-то чешским или польским, но оно древнерусское.
Помимо сукна, любимым и популярным материалом для изготовления верхней одежды у славян были выделанные меха. Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в русских лесах. Недаром «кожух»- тоже древнейшее, православное слово. Первоначально оно, по всей видимости, обозначало вообще одежду из кож и мехов- не исключено, что кожухами называли также и меховые либо кожаные плащи. Однако чаще всего кожух был все- таки одеждой с рукавами и застежками. Шили их, как правило, мехом вовнутрь. Простые люди носили кожух шитый наружу кожей. Богатые покрывали из сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой- золототканым шелком. Понятно, что такие красивые, дорогие одежды надевали не только ради тепла. Следует помнить, что в языческой древности мех считался
9
магическим символом плодородия и богатства. Так что в каких-то торжественных случаях, требовавших поддержания престижа или привлечения магических сил, славяне и летом могли облачиться в меха.
История использования народных мотивов
Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду. Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет своё индивидуальное отношение к ней, своё виденье жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника-модельера с народным искусством.
Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода-явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве- путь развития и обновления современного костюма.
Мы решили проанализировать Журналы мод. Благодаря интернету и сохранившейся периодике в библиотеке выбрали модели с 40-х по 60-е годы (приложение 7). Получили следующие результаты по использованию народных мотивов по сезонам:
Год
Сезонные модели
Лето
Осень
Зима
Весна
1948 г.
23%
37%
13%
27%
1957 г.
34%
30%
12%
28%
1964 г.
29%
27%
66%
17%
10
Направления использования народных мотивов:
40-е годы- народная вышивка как декор одежды;
50-е годы- каймовые ткани и набивные рисунки;
60-е годы- характерные черты народной одежды (поддевки, тулупы, сарафаны)
Использование народных мотивов в моделировании
Если проследить за использованием народных мотивов в моделировании, то можно увидеть и периоды его равномерного течения, и спады, и вспышки. Например, в 1945- 1949 годах наблюдается регулярное обращение к народному костюму. При этом наибольшее количество моделей одежды, имеющих народный характер, относится к 1947 году (39% от общего числа моделей). ' 1949 году наблюдается заметный спад ' 1950- 1959 годах творческая переработка народных традиций в моделировании количественно начинает возрастать. С 1967 года народные мотивы прочно вошли в работу модельеров.
Роль русского костюма в жизни современного человека
Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев
11
открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки-это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.
Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит и от её назначения. Творческая деятельность модельеров, а следовательно, и творчество на базе народных мотивов зависят от ряда объективных факторов. Одним из них является необходимость ставить художественное решение одежды в зависимость от её практической полезности. В отличие от народной одежды, которая в основном разделялась на будничную и праздничную, в современной одежде практическая полезность конкретно проявляется в гораздо большем количестве вариантов. В связи с этим образное решение одежды должно в каждом таком варианте иметь черты, соответствующие той обстановке, в которой человек находится. Поэтому и использование народных мотивов в проектирование одежды разных видов должно происходить по разному.
К группе нарядной одежды относятся платья-костюмы, ансамбли. Их внешний вид служит, как правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция нарядной одежды-функция эстетичности. Утилитарная функция в нарядной одежде играет второстепенную роль.
Нами была проведена беседа со студентами отделения «Моделирование и конструирование швейных изделий» Благовещенского технологического техникума. Мы выяснили, что в настоящее время в моделях применяются элементы покроя верха народных рубах: прямые линии, проймы, полики, ластовицы и т. д. В моделировании нарядной одежды особенно часто применяется вышивка, форма, силуэт и особенности конструкции русских сарафанов. Отражение получили такие особенности элементов покроя русских сарафанов, как членение по вертикальным линиям-по средней линии и линиям, расположенным симметричным относительно центра, построение формы с
12
участием высокой кокетки, бретелей различной конструкции. Были также использованы приёмы расположения вышивки на сарафанах-например, вышивку располагали вдоль центрального шва, по линиям кокетки, на бретелях (приложение 8).
Вышивка и различные отделки открывают большие возможности придавать нарядность платьям нейтральных форм, простых по конструктивному строю. Особенность нарядной одежды заключается в том, что она должна выражать и подчеркивать индивидуальность человека. Само познание этой одежды исключает тиражирование. Здесь можно провести параллель с народным костюмом: ни один образец нарядного костюма не повторяет в точности другой, ни в деталях покроя, ни в отделке, несмотря на то, что все они конструктивно т декоративно построены по одним и тем же принципам.
Студенты предоставили нам фотографии моделей одежды из их коллекций
Совместно, в ходе беседы, мы пришли к выводу, что народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Он заражает нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Мастера и сейчас умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добиваются величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.
Заключение
На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение, так и на исчезновение народного костюма. Предположение оправдалось.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы этой работы могут использоваться в практике для проведения занятий по изобразительному искусству, МХК, а также при подготовке классных часов.
История своего народа, своей страны всегда волновала умы людей. \
В своей работе мы провели исследование актуальной, на наш взгляд, темы. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью восстановить утраченные страницы духовного наследия родного края.
13
Конечно, уже много времени прошло. Но забывать то, что было, не стоит, это наше прошлое, мы должны его знать.
В своей работе нам хотелось рассказать о народном праздничном костюме, его составных частях и применении народных мотивов в современности.
Работа написана под руководством учителя изобразительного искусства. Руководитель работы дает рекомендации по каждому этапу работы. Краеведческая работа предполагает непосредственное общение на этапе сбора информации. Особенность сельской местности заключается в том, что мы знаем людей, с которыми будем общаться, а среди них есть неординарные личности, чья информация нам очень нужна и важна. Люди охотно нам помогали, шли на контакт, с кем-то общались самостоятельно, где-то требовалась помощь руководителя, а на кого-то действовало личное обаяние наших родственников. В библиотеке я работала с Григорьевой Мариной Феликсовной. Она оказала неоценимую помощь в обеспечении меня литературой. Так, что этой работой «загорелись» буквально все: я сама, руководитель, библиотекарь, моя семья, друзья.
Свою будущую профессию я хочу связать с рисованием, и у меня еще будет время довести свои исследования до конца (приложение 9).
Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети знали историю своего народа. Уважение к истокам, бережное отношение традиций- одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
14
Список литературы
1.Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. - СПб.: «Паритет», 2006.
2. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево.- М., 1985.
3.Хэрольд Р. Костюмы народов мира.- М.: ЭКСМО- Пресс, 2002.
4.Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», 1964.
5. Лебедева А. Русский народный костюм// Юный художник.- 1983.- №10.
6. festival.1september.ru/articles/511618/
7. Журналы мод.
15
Приложения.
Приложение 1
Словарь терминов
Кафтан - это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся изменения.
Понева - юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой.
Запона - накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус - полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник - головной убор, тип чепца.
Душегрея - это укороченный сарафан.
Летник - это сильно расширенная к низу одежда с очень широкими внизу рукавами - вошвами.
Кокошник - нарядный головной убор с высокой передней частью.
Венец - лента украшенная узором.
Панья - это нижняя юбка на обручах, обшитая плотной тканью, и косточках из китового уса.
Тюрнюры - юбки немного другого силуэта, расширение боков заменяется профильной спинкой.
Веер - дополнение к костюму, шелковый расписной, костяной или черепаховый, украшенный легкой резьбой.
Редингот - верхнее платье для прогулок (маленький лиф, прямая узкая юбка).
Корсет - деталь нижнего белья, предназначенная для утягивания талии, торса.
Кика - головной убор в виде полумесяца на боку.
Армяк - фартук украшенный узором.
16
Приложение 2
Мы провели анкетирование среди учащихся 5-6-х классов. Результатом нашего опроса стала данная диаграмма. По ней видно что дети недостаточно знают о народном костюме.
Ребятам были заданы вопросы о составных частях народного костюма (головной убор, обувь, одежда). По данным анкеты видно, что дети хорошо знают орнаменты, использованные в народных костюмах и украшениях, цветовую палитру. Но вызвали затруднения вопросы, связанные с конкретными названиями элементов костюма. Можно предположить, что у ребят мал словарный запас старинных слов.
17
Приложение 3
Рубаха и передник
18
Приложение 4
Женский костюм в разных губерниях иногда сильно различался своим внешним видом.
19
Приложение 5
Будкин Филипп Осипович «Девушка перед зеркалом» 1848
20
Приложение 6
Михаил Шаньков «Девочка в русском костюме» 1998
Убрус
21
Приложение 7
Анализ Журналов мод за 40-60-е годы (периодика сельской библиотеки и данные интернета).
Результаты по использованию народных мотивов по сезонам:
Год
Сезонные модели
Лето
Осень
Зима
Весна
1948 г.
23%
37%
13%
27%
1957 г.
34%
30%
12%
28%
1964 г.
29%
27%
66%
17%
Направления использования народных мотивов:
40-е годы- народная вышивка как декор одежды;
50-е годы- каймовые ткани и набивные рисунки;
60-е годы- характерные черты народной одежды (поддевки, тулупы, сарафаны)
Использование народных мотивов в моделировании
В 1945- 1949 годах наблюдается регулярное обращение к народному костюму. При этом наибольшее количество моделей одежды, имеющих народный характер, относится к 1947 году (39% от общего числа моделей). ' 1949 году наблюдается заметный спад ' 1950- 1959 годах творческая переработка народных традиций в моделировании количественно начинает возрастать.
22
Приложение 8
Использование народных мотивов в современных моделях
23
Приложение 9
Мое творчество
24