- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок искусства с использованием технологии интеллект-карт
Урок искусства с использованием технологии интеллект-карт
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Комисаренко Е.Б. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока искусства по теме «Искусство России 17 века» в 9 классе
( с использованием метода интеллект-карт) .
Цель урока: отработка умения систематизировать и схематизировать информацию на основе обобщения учебного материала по теме «Искусство России 17 века».
Задачи:
-
Образовательная: Обобщение изученного учебного материала по теме «Искусство России 17 века»
-
Развивающая: Развитие умения структурировать полученные знания, создавать схемы, модели, таблицы по основным видам искусства России 17 века;
-
Воспитательная: Отработка навыков учебного сотрудничества в группе.
Практическим результатом работы стало создание интеллект-карт по направлениям видов искусств.
Тип урока - урок обобщения изученного материала.
Форма работы: групповая, фронтальная;
Методы : игровой, продуктивный (частично-поисковый) (по Лернеру).
УУД:
Личностные: смыслообразование - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ, синтез.
Регулятивные: целеполагание, планирование и оценка деятельности
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества в рамках работы в группе, умение выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Ход урока:
-
Подготовка к усвоению:
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада вас приветствовать на всероссийской конференции искусствоведов.
Все мы с вами знаем, что Искусствоведение - комплекс общественных наук, изучающих искусство - художественную культуру в целом и отдельные виды искусства, и включающий в себя литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение. Искусствоведение складывается из трех основных частей: теории, истории искусства и художественной критики.
Наша профессиональная деятельность включает в себя большой пласт работы: это и
научно-исследовательская работа: изучение природы и сущности искусства, художественного образа, художественного метода, понятие о стиле, творческом процессе и его особенностях, изучение видов, жанров искусства, изучение техники и технологии искусства , и много другое.
Сегодня на конференцию мы пригласили лучших ведущих специалистов по истории культуры из разных городов России, знатоки искусств для проведения глубокого анализа волнующей нас темы.
Вести конференцию буду я .
Позвольте огласить ход сегодняшней работы: в пленарной части конференции мы ознакомимся с основными направлениями деятельности, в практической части искусствоведы из разных городов России проведу анализ предложенных материалов и представят свои выводы для рассмотрения участников конференции в третьей части.
Позвольте представить вам наших коллег:
Итак , группа № 1 - представители Санкт-Петербургского Гуманитарного университета;
Группа № 2 - Российский институт истории искусств ( Москва), группа № 3 - Российская Академия художеств ( Москва), группа № 4 - коллеги из Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е.Репина.
Сегодня мы будем работать с вами по уже известному вам способу интеллект-карт. Давайте с вами вспомним главные правила работы по созданию интеллект-карты, они есть у вас на партах. Оценка деятельности групп будет осуществляться на основе этих правил.
(ПРАВИЛА создания интеллект - карты - Приложение 1, схема - Приложение 2 )
Для удобства работы вы распределены на 4 группы.
Посмотрите внимательно: на ваших столах набор материалов и инструкция по работе группы. Предположите, что мы будем делать? (прогнозирование, самостоятельное составление плана и последовательности действий - регулятивные УУД)
Спасибо за версии, для более точной и слаженной работы группы я предлагаю вам воспользоваться алгоритмом ( Приложение 2 ). Прочитайте его. Итак, что вы должны сделать?
На работу я даю 15 минут. Какие есть вопросы по работе? Желаю удачи.
2.Закрепление: РАБОТА ГРУПП. Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД
Познавательные УУД (синтез)
- Итак, коллеги, мы приступаем к практической части нашей конференции и предоставляем слово искусствоведам из группы 1 (2,3,4) Вопросы на понимание, дополнения?
(Группы представляют созданные интеллект-карты, вывешивая их на доску)
Итоговой частью нашей конференции должно стать заключение.
- Коллеги, обратите внимание на доску. И дайте название полученной интеллект-карте. «Искусство России 17 века». Это и было нашей сегодняшней темой.
- Какова же главная особенность искусства России этого периода? ( сближение европейской и русской культуры)
ИТОГ: Регулятивные ( оценка деятельности) Личностные: смыслообразование - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
( Рефлексия по результату)
-Сформулируйте цель сегодняшней конференции.
- Что стало Практическим Итогом нашей работы?
- А какие еще навыки нам дает работа по созданию схем, моделей, таблиц?
(Рефлексия по процессу)
-Что вам показалось сложным в процессе работы?
-Как в целом оцениваете работу группы?
-Я в свою очередь, хотела бы оценить выступления групп на сегодняшнем уроке (Оценка за урок).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Мы заканчиваем нашу конференцию, оценить, как вы усвоили сегодняшнюю тему я смогу, проверив ваше домашнее задание на следующий урок: «Составить свою интеллект-карту по теме «Искусство России 17 века». Оригинальные и креативные карты с полным содержанием будут оценены на «отлично». (Приложение 3) Всем спасибо за работу.
Раздаточный материал для работы групп - Приложения 1-5, папки с информацией по теме «Архитектура России 17 в.», «ИЗО России 17 века», «Литература России 17 века», «Музыка России 17 века».
Пример интеллект-карты - Приложение 6.
Приложение 1
ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ:
-
НИКАКИХ ПРАВИЛ. Свобода идеи.
-
СЛОВА - ключевые; меньше слов - больше образов.
-
БУКВЫ - печатные, заглавные;
-
ЦВЕТА - разные;
-
ЛИНИИ - показывающие связи;
-
КАРТИНКИ - использовать везде, где можно;
-
СИМВОЛЫ - собственные и общепринятые;
-
СТИЛЬ - собственный, преувеличенный, красивый;
-
БУМАГА - А4 или А3, альбомной ориентации
10.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ - в центре листа, яркий, цветной;
11. Структура - радиальная, алгоритм, схема, ассоциация.
Приложение 2
Приложение 3
АЛГОРИТМ работы группы
-
Прочитайте предложенный материал, распределив его между собой;
-
Определите тему;
-
Определите главную особенность искусства данного периода.
-
Представьте информацию в виде схемы (модели, рисунка, таблицы) в соответствии с правилами составления интеллект-карты;
-
Подготовьте презентацию полученной схемы ( модели, рисунка, таблицы).
-
Определите выступающего от группы;
-
Презентуйте полученную схему ( модель, рисунок, таблицу).
-
Ответьте на вопросы других групп.
Приложение 4
Темы работы групп
Изобразительное искусство
России 17 века
Архитектура
России 17 века
Музыка
России 17 века
Литература
России 17 века
Приложение 5
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ:
ПРОЦЕСС СБЛИЖЕНИЯ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ:
РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ:
СМЕНА ПРАВЯЩЕЙ ДИНАСТИИ
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ:
ПРОЦЕСС СБЛИЖЕНИЯ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ:
РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ:
СМЕНА ПРАВЯЩЕЙ ДИНАСТИИ
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ:
ПРОЦЕСС СБЛИЖЕНИЯ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ:
РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ:
СМЕНА ПРАВЯЩЕЙ ДИНАСТИИ
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ:
ПРОЦЕСС СБЛИЖЕНИЯ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ:
РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ:
СМЕНА ПРАВЯЩЕЙ ДИНАСТИИ
Приложение 6