Анализ работы РНОУ Баевского района за 2013-2014учебный год

Созданное РНОУ предусматривает целенаправленную работу с учащимися, которые занимаются не только исследовательской, но и творческой деятельностью. За данный период накоплен опыт работы с одаренными детьми.  В 2013-2014 учебном году была поставлена цель: привлечение одаренных детей к занятиям исследовательской работой, воспитание и развитие учащихся.   За указанный  период во всех школах района работали школьные научные общества учащихся. Участники обществ активно принимали участие во многих конк...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ работы РНОУ Баевского района за 2013-2014учебный год

На протяжении семи лет в нашем районе работает районное научное общество учащихся. Первоначально ставилась цель: воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации. Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» является работа с одарёнными детьми, поэтому работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - один из важнейших аспектов работы школ района. Созданное РНОУ предусматривает целенаправленную работу с учащимися, которые занимаются не только исследовательской, но и творческой деятельностью. За данный период накоплен опыт работы с одаренными детьми.

В 2013-2014 учебном году была поставлена цель: привлечение одаренных детей к занятиям исследовательской работой, воспитание и развитие учащихся.

За указанный период во всех школах района работали школьные научные общества учащихся. Участники обществ активно принимали участие во многих конкурсах федерального, регионального, муниципального уровня. Необходимо отметить, что участие было результативным. Большую популярность приобрело участие в молодежных предметных чемпионатах учащихся всех школ района. Участвуют в международных конкурсах «Кенгуру», Русский медвежонок, Центр образовательных инициатив ОГПУ, интеллектуальный конкурс «Классики», Игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа, Общероссийская олимпиада по математике, русскому языку «Олимпус», мультитест по русскому и немецкому языку, Олимпусик, Всероссийская дистанционная олимпиада по математике проекта «Инфоурок» и многие другие.

Практически все школы, где работают ШНОУ, приняли активное участие в олимпиадах школьного, муниципального и этапа Всероссийской олимпиады по предметам. Например, ШНОУ Верх-Пайвинской школы Работа в НОУ ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады, конкурсы).

Руководителем ШНОУ является Заикина Т.С., заместитель директора по УВР, председатель ШНОУ - Третьякова Евгения, учащаяся 11 класса. В структуру школьного научного общества входят 4 отделения - секция эколого-биологических наук (включающая предметы - экология, биология, география, химия, математика, информатика, физика, экономика, астрономия), секция историко-краеведческих наук (краеведение, история, этнография, археология), секция гуманитарных наук - литература, социология, психология, иностранные языки. Секцию естественно-математических наук возглавляют Дубовик С.И., учитель биологии и химии и Дунчева Яна, учащаяся 10 класса. Секцией историко-краеведческих наук руководят Рогачевская И.А., учитель истории, и Щербак Светлана, учащаяся 7 класса, секцией гуманитарных наук - Климова Г.Е. - учитель немецкого языка и Дугин Антон, ученик 11 класса. Второй год организована работа секции учащихся начальных классов «Знайка», руководитель Щербак Н.Ю. Третьеклассники представили на районной конференции учащихся начальных классов свои исследовательские работы (Шевченко Вика и Науменко Петр).

На занятиях секций НОУ учащиеся решают нестандартные и олимпиадные задачи, знакомятся с новинками литературы по предметам, готовятся к участию в школьных, муниципальных олимпиадах, исследуют задачи для поступающих в ВУЗы, требующие знаний сверх программы, выполняют задания на развитие интеллекта.

В НОУ в 2013-2014 учебном году насчитывалось более 30 человек. Некоторые учащиеся осуществляли работу в разных секциях. Ученики школы - члены НОУ принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах. Активны школьники в заочных конкурсах «Человек и природа» - 7, «Альбус» - 6, «Русский медвежонок» - 24, игре-конкурсе по естествознанию «Гелиантус» - 9, «Кенгуру» - 26, «Пони» - 2. В этом учебном году приняли участие в общероссийских дистанционных олимпиадах «Олимпус» по русскому языку, литературе, математике, истории, географии, физике, биологии и немецкому языку в г.Калининграде.

В феврале прошла традиционная 6 школьная научно-практическая конференция «День науки». В этом учебном году в ней приняли участие школьники из Нижнепавинской ООШ. С докладами, сообщениями, презентациями выступило 8 учащихся, представивших 12 работ. На этом мероприятии побывали председатель ветеранов Манжола В.М. и Осетрова Е.И. - дочь И.К.Литвиненко, погибшего в годы Великой Отечественной войны, чье имя начертано на памятной доске мемориального комплекса нашего села. После проведения конференции гости оставили отзывы.

Верх_Чуманская СОШ Деревягина Юлия - самый активный участник исследовательской деятельности. Для неё исследовательская деятельность стала своеобразным хобби. В этом учебном году она принимала участие:

Районная историко-краеведческая конференция «Отечество. Отчество - пути начало» - 1место

XXII- краевая историко-краеведческая конференция школьников - участие

Окружной этап краевого конкурса «Будущее Алтая» (с. Тюменцево) - диплом за «Любовь к истории села»

По экологии, биологии участвовали члены ШНОУ в краевом конкурсе «Сохраним биосферу» АльшевскийР (4 работы)

16 краевая олимпиада школьников АКДЭЦ (г.Камень,) Альшевский Р. 3 учащихся учатся в АКДЭЦ. АльшевскийР, ПурзиковаВ,Деревягина Ю.

Всероссийский конкурс-олимпиада« Познание и творчество» осенний тур-2место, зимний тур - лауреат (Альшевский Р)

ШНОУ Плотавской СОШ также работало с одаренными детьми. Педагоги в сотрудничестве с учащихся (1-11кл.) осуществляли разнообразные формы работы, такие как:

  • составление программ, разработка проектов и тем исследований;

  • индивидуальная работа;

  • самостоятельные занятия с первоисточниками, дополнительной литературой;

  • выполнение заданий, работа над темой научного исследования под руководством учителя;

  • изготовление компьютерных презентаций;

Темы проектов учащихся носят различный характер. Это проекты исследовательские, творческие, образовательные, коллективные и индивидуальные, краткосрочные и долгосрочные.

Предметно-внеурочная деятельность

Естественнонаучное направление

  • "Я-исследователь"- 1-2 классы (рук.Абрамова Л.Л.

  • "Юный исследователь природы"- 8-9 классы (рук.Абрамова Л.Л.)

  • "Природа вокруг нас" - 5-8классы (рук.Абрамов В.И.)

Гуманитарное направление

  • "Юный исследователь"- 8-11классы (рук.Казанцева Л.Н.)

Обучение учащихся в заочной школе Алтайского краевого детского экологического центра (АКДЭЦ)

Члены ШНОУ Прослаухинской СОШ результативно выступили в ноябре 2013года. Пронина Анастасия и Васильченко Елена со своими исследовательскими работами на районной конференции учащихся начальных классов «Знайка-2013» и заняли 1 места. Руководитель - Семьян Е.Б.

В декабре 2013 года в школе прошла общешкольная научно-практическая конференция учащихся. Приняли участие: Дорофеев В., Гартман А., Медова Ю. Руководители - Петрусенко Т.М., Дзюба Л.П.Уровень работ учащихся повышается: уменьшается доля реферативных, увеличивается доля исследовательских работ.

В январе - апреле победители школьной конференции приняли активное участие в районных предметных конференциях. Результат: Дорофеев В., Гартман А. - участники. А Васильченко Е., Коптелова В., Пронина А., Быкова А. готовятся к районной конференции начальных классов «Знайка - 2014»

Семьян Е.Б. отправляла 4 работы в край. Стали лауреатами-2учащихся

( Васильченко Е. и Пронина А.), участники - Коптелова В., Быкова А.

В школе состоялась выставка проектов, посвященных Дню Победы. Лучшим проектом был признан проект Даниленко Н.(2класс), который защищал его на ШНПК. Работа посвящалась военному прошлому дедушке Иголкину Василию Ивановичу. Оформлен альбом с биографией военного периода.

В течение года работали кружки «Я - исследователь», где были задействованы учащиеся 2-3классов. Руководители - Семьян Е.Б. и Нарежнова Л.М.

В среднем звене в рамках НОУ действовали:

1.Кружок «Я- исследователь». Руководитель- Дзюба Л.П.

2.Кружок «КЛИО». Руководитель- Петрусенко Т.М.

ШНОУ Нижнечуманской СОШ участвовало в окружном конкурсе исследовательских работ « Будущее Алтая» в с. Тюменцево. Итоги участия: Черкасова Алена - Грамота оргкомитета за филологическую глубину исследования. Приняли участие в 6 районной гуманитарной конференции. В номинации «Культурология» Черкасова Алена-1 место, в номинации «Литературоведение» Давыдова Надя- 1 место. Приняли участие в историко-краеведческой конференции. Приняли участие в районной конференции для младших школьников «Знайка». Итоги: 2 место. Итогом работы ШНОУ явилось проведение научно практической конференции «Открытый мир» в школе, которая прошла 3 марта. В работе конференции приняли участие 26 человек.

Все работы были представлены в виде презентации. «Чудесные свойства снега» (4 кл.) представил Червонный Аркадий (рук. Николаенко Л.Г.) «История названий улиц родного села»-(2 кл) - Васюкова Алина (рук. -Гальцова Л.В.) «Вторая жизнь елки»- (6 кл,) Бойко Даша. (рук.-Боровикова Ю.И.), «Рациональное питание школьников»- (7кл) Штибен Кристина (рук.- Сорокина Л.А). «Влияние И.В. Гете на творчество А.С. Пушкина» -(10 кл.) Давыдова Надя. (рук.-Найденова Т.П.) , «Культурологическая основа рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник».-(11 кл.) Черкасова Алена (рук. Голуб Е.В.), «История одного документа»-(10 кл.) Давыдова Надя (рук.-Игнатенко С.В.)Участников наградили Почетными Грамотами .Заметка и фотоотчет о проведенном мероприятии выставлены на школьном сайте.

Участниками районных конференций стали: Черкасова Алена (11класс), Давыдова Надя (10 класс), Артюкова Даша.(2 класс) Учащиеся отмечены Грамотами Комитета по образованию: за 1 место в районе - Давыдова Надя, Черкасова Алена. Артюкова Даша.(за 2 место) Учителя, подготовившие призеров , ( Голуб Е.В., Найденова Т.П. ,Гальцова Л.В.) были награждены Грамотами Комитета по образованию.

В районном конкурсе «Живая классика» принял участие 1человек-Гомлякова Юля-(6 класс), заняв 3 место.

На базе МКОУ «Ситниковская СОШ» прошла VI школьная конференция «Первые шаги в науку» приняли участие только учащиеся Ситниковской школы, но повысилось количество участников -7уч-ся. В 2013-2014 учебном году в чемпионатах, конкурсах приняли участие учащиеся с 1 по 11 кл, а так же ГКП детей. Всего приняли участие -220 уч-ся.

Работа в НОУ ведется в разных формах: через индивидуальную, групповую и массовую. В ШНОУ велась работа по созданию и отбору лучших исследовательских работ для представления на конференциях муниципального уровня. В некоторых школах прошли школьные научно-практические конференции либо Дни науки. Это тоже является показателем работы ШНОУ.

Многие ШНОУ приняли участие в окружном этапе краевого конкурса литературных работ «Вдохновение» и причем результативно. Участвовали в окружном конкурсе исследовательских работ « Будущее Алтая».

Участвовали члены РНОУ в краевой XXIII историко-краеведческой конференции, стали участниками (Деревягина Ю., Давыдова Н., Серый А.).

Многие фамилии из уже озвученных вам известны, с некоторыми предстоит еще познакомиться на районных конференциях. Подрастают малыши и в 2013-2014 учебном году прошла первая конференция дошкольников. Две конференции младших школьников «Знайка». Именно с такого возраста и закладывается интерес, любознательность. В дальнейшем этих детей уже не надо будет просить, заставлять принимать участие в исследовательской работе. Они сами будут нас подталкивать.

Таким образом, эффективность внедрения и реализация исследовательской деятельности на 90% зависит сначала от интереса учителя к новому виду работы, а потом передача навыков её организации детям, заинтересовать, увлечь ребенка.

Работа в научном обществе имеет для учащихся школы практическое значение:

- школьники познают основы наук, приобретают навыки исследовательской работы;

- у них появляется возможность продемонстрировать наиболее интересные работы;

- учатся проводить исследования с использованием современного учебно-лабораторного оборудования, цифровой лаборатории, микроскопа и датчика температуры;

- они могут представить работы для участия в районных, краевых и всероссийских конференциях и конкурсах;

Подводя итоги работы научного общества, можно сделать следующие выводы:

  • Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы.

  • Во-вторых, у них появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати.

  • В-третьих, они могут представить работы для участия в районных, окружных, краевых и всероссийских конференциях, конкурсах и олимпиадах.

  • В-четвертых, ребята имеют возможность более верного выбора своего профессионального пути.

Организация работы НОУ помогла раскрыть творческий потенциал учащихся и педагогов школ и сделала возможным использование его в дальнейшем в учебно-воспитательном процессе школы.

По итогам научно-практических конференций накапливается база «портфолио документов», «портфолио работ». Учащиеся ведут просветительскую работу, выступают на кл.часах, родительских собраниях.

Отмечается стабильность работы некоторых учителей, стабильный уровень качества исследований учащихся.

Однако следствием каждой из этих позиций может стать гонка за количеством исследовательских работ, проектов и др., что влияет на качество работы; привлечение к деятельности одних и тех же детей и невнимание к остальным.

Из приведенных выше фактов можно сделать вывод, что в школе учится много талантливых детей. Хорошо, что сейчас уже в начальной школе есть в учебном плане часы на организацию внеурочной деятельности детей уже с ранних лет. Только благодаря кропотливому труду педагогов удается достичь результатов.

Рекомендации.

1. Осуществлять более тесное взаимодействие с общественными организациями, музеями, архивами, библиотеками, предприятиями и учреждениями.

2. Повышать качество работы НОУ за счет исследований, практической направленности работы, с учётом критериев, данных в положениях; разработки тематики приоритетных направлений исследований.

3. Продолжить традицию проведения научно-практических конференций.

4. Классным руководителям отслеживать результативность участия учащихся в учебно-исследовательской деятельности.

5. Активнее привлекать к работе НОУ большего числа учеников.



© 2010-2022