- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Лекция. Архитектура древней Греции
Лекция. Архитектура древней Греции
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кадыкова Т.Е. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Античная греческая культура сложилась на Балканском полуострове в результате вторжений и перемешиваний эхейских, дорийских, ионийских и других племен, принесших свою культуру, способы жизни и знание железа. Этапы развития греческой культуры:
-
Гомеровский период 13-12 вв. до н.э.
-
Архаический период 7-6 вв. до н.э.
-
Классический период 5-4 вв. до н.э
-
Эллинистический период 4-1 вв. до н.э
Архитектура гомеровского периода
О культуре и искусстве можно судить главным образом по поэмам Гомера, а также по памятникам материальной культуры.
Основным типом жилищ являются мегароны- дома прямоугольного плана с очагом посередине, которые строились из кирпича-сырца или были глинобитными.
Архитектура архаического периода
Впервые в истории мировой архитектуры появляются здания общественного назначения: булевтерии - административные здания, лесхи - здания для собраний и собеседований, театры, достигшие своего типологического разнообразия в период классики. В архаический период складываются дорический, ионический, коринфский ордера. (Задание для самостоятельного изучения).
Храм Артемиды в Эфесе
В 4 в.до н.э. небывалого расцвета достиг г. Эфес. Покровительницей города была Атремида, в честь которой был построен храм. Архитектор Харсифрон из Кносса впервые предложил построить храм из мрамора.
Архитектура классического периода и ее характерные особенности
-
Реализм и совершенство архитектуры и искусства Древней Греции;
-
Создание новых типов сооружений: общественных, спортивных, зрелищных, общеобразовательных, культовых;
-
Соотносимость архитектурной формы и функционального назначения сооружений с социумом, с народными обычаями и традициями, природными условиями;
-
Достижения в области художественной формы. Простота форм и тектоничность конструкций;
-
Главное достижение-создание ордерной системы с четким разделением на несущие (колонны) и несомые (балки) элементы. На ее основе был создан универсальный архитектурный язык.
Афинский акрополь
Наиболее цельным и гармоничным произведением греческой архитектуры является Афинский Акрополь.
Акрополь расположен на высокой скале Пиргос. Акрополь был «верхним городом», который был застроен еще в архаический период. К концу архаического периода акрополь приобретает значение культового центра, где раз в 4 года проводились празднества Великих Панафиней. В ансамбль Акрополя вошли: Парфенон, Пропилеи, Храм Нике Аптерос, статуя Афины Промахос, Эрехтейон.
Парфенон
Памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. Построен в 447-438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктинаи украшен в 438-431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.
Статуя Афины Промахос
Статуя воздвигнута в 465-455 годах до н. э. Стояла на высоком постаменте между Эрехтейоном и Парфеноном.Афина была изображена в шлеме, со щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми. Именно поэтому моряки, подплывая к Афинам, издали видели золото, блестевшее на солнце. То есть Афина служила "маяком".
Эрехтейон
Выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421-406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине,Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.
Храм Ники Аптерос
Построен Калликратом в 427-421 годах до н. э. по проекту 450 года до н. э. Храм посвящён Афине-Нике. Постройка представляет собой амфипростиль с двумя ионическими портикамипо четыре колонны. Стилобат имеет три ступени. На непрерывном ионическомфризе изображались эпизоды Греко-персидских войн и боги - Афина,Посейдон и Зевс. Храм выполнен из мрамора. Внутри стояла статуя Афины, держащая в одной руке шлем, в другой - гранат - символ победоносного мира.
Пропилеи
Самой выдающейся достопримечательностью древнегреческой архитектуры эпохи высокой классики являются Пропилеи Афинского акрополя (437-432 до н. э, архитектор Мнесикл). В качестве материала был использован белый пентелийский мрамор и серый элевсинский мрамор. Строительство началось в эпоху Перикла и было приостановлено, когда сами Пропилеи не были завершены.
В результате развития демократии большое внимание уделяется общественным постройкам и сооружениям.
-
Агора
-
Телестерион
-
Булевтерий
-
Пританеи
-
Экклесиастерий
-
Пинакотека
-
Одейон
-
Эргастерий
Говоря о классическом периоде, нельзя не упомянуть скульптурные композиции этого периода.
Колосс Родосский
Гигантская статуя древнегреческого бога Солнца - Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море, в Греции. Одно из «Семи чудес света».
Статуя Зевса
Статуя Зевса в Олимпии - третье чудо света древнего мира. Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания размером 27 на 64 м поддерживали колонны, выполненные из ракушечника. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса. Статую Зевса возвёл Фидий.
Фаросский маяк
Маяк, построенный в III веке до н. э. на острове Фарос около египетского города Александрии, одно из 7 чудес света. Фаросский маяк состоял из трёх мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая часть башни была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой частью располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю часть. Верхняя часть башни формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь.
Архитектура эллинистического периода
В архитектуре и искусстве простота и монументальность классики сменяются динамизмом, размельченностью, богатством деталей, игрой света и тени, активным использованием перепадов высот в качестве дополнительных средств достижения выразительности архитектуры.
В культовом строительстве храмы строятся меньших размеров и носят более деловой характер.
Характерные особенности эллинистического периода
-
Архитектура утрачивает единство стиля;
-
По экономическим соображениям уменьшаются размеры сооружений;
-
Появляются новые типы мемориальных и монументальных сооружений;
-
Применение декоративного коринфского ордера в интерьере;
-
Широкое распространение гипподамовой системы планировки;
-
В искусстве - богатство деталей, декоративизм, размельченность, игра света и тени.